Аббас Ибрагим : другие произведения.

Грех Давида по переписи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дополнительно про Вирсавию и Урию

  
  
Давид и Нафан   [Кауфман  Ангелика, около 1797]
  
  
  Вопрос:
  1) В чем же все-таки был его грех? Царь сделал исчисление (к тому же неполное), что же тут грешного-то? 2) Осталось неясным кто же его искушал? В (2 Цар, 24, 1) говорится: "Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида...", в (1 Пар, 21, 1) совсем иное: "И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян" 3) За что такое суровое наказание? Ведь при Давиде евреи не были жестоковыйны, как их отцы в пустыне много раз предавшие веру в Господа, и как их сыны, что убивали пророков и смеялись над ними?
  
  Грех Давида по переписи...
  
  "Возбудил он в них Давида": царь видел потребность переписи, видел духом, чтобы знать прежде всего величину войска, для защиты от внешних противников. "И восстал сатана на Израиля": сатана в израильтянах возбудил Давида сделать перепись, с озвученной целью. Для надежности правления, вообще для надежности государственной. Господь возбудил Давида через людей, от их разнузданности, которая точила государство, ибо Давид ощутил неотвратную потребность переписи. И тут же Давид возбудился и от сатаны, который был в людях ("восстал сатана на Израиля"). Ведомый в духе Богом, Давид возбудился (от людей) ведомый в мысли достижением высшего порядка в государственных делах; Давид возбудим был сатаной, то есть, фактором разнузданности, беспорядка в народе, видя совсем "хаос" среди народа... Возбудившись от Бога Давид думал переписать народ для цели высшего порядка в государстве: как бы перепись подводит исключительный итог планам высокой организации государства, всё на своих местах, идеальный порядок, гармония, уверенность в управлении, защищенность от любых внешних враждебных сил. Возбужденный от сатаны (хаоса) Давид, видя, что в стране беспорядок, ошарашенный таким ви́дением, возжелал провести перепись хотя бы для самого общего порядка в делах государственного устроения. То есть, Давид метался в себе, ощущая сатанинский беспорядок, хаос в стране, и тут же преодолевая это в себе, видя божественный порядок, идеальный, безукоризненный. И для этого нужна перепись, которая была нужна и тогда, когда Давид ощущал только (сатанинский) хаос в народе, и тогда когда ощущал что может через перепись навести в стране сверхзначимый порядок, а не просто "в общих чертах" скрепить разбалансированные государственные опоры, ощущал в народе тягу к порядку: и это было от Бога. Он вставал у окна утром... и видел хаос сатанинский... но вставал уже к обеду или вечеру... и ощущение в ви́дении менялось: он наблюдал в себе, собой, своей внутренней силой - божественный порядок.
  Потому такая сдвоенность в библейской записи. Но одновременно этой главой Священным Писанием подается мысль, что перепись как таковая - не нужна вообще; можно узнавать людские ресурсы иным путем, по потреблению смотреть, например. Однако, тут перепись учитывала воинский государственный расклад. Тут одним потреблением не решить. Значит, еще как-то. Но считать людей как скот по головам... видимо, Богу это претит. Потом, если использовать иные методы "подсчета", то так лучше во всех смыслах, лучше для средств экономики, для общего госучета, порядок будет устанавливаться ("волшебным образом") автоматически из десятилетия в десятилетие... Из века в век.
  
  1. Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду.
  2. И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа.
  3. И сказал Иоав царю: Господь, Бог твой, да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего, царя, да увидят [это]; но для чего господин мой, царь, желает этого дела?
  4. Но слово царя Иоаву и военачальникам превозмогло; и пошел Иоав с военачальниками от царя считать народ Израильский.
  5. И перешли они Иордан и остановились в Ароере, на правой стороне города, который среди долины Гадовой, к Иазеру;
  6. и пришли в Галаад и в землю Тахтим‐Ходши; и пришли в Дан‐Яан и обошли Сидон;
  7. и пришли к укреплению Тира и во все города Хивеян и Хананеян и вышли на юг Иудеи в Вирсавию;
  8. и обошли всю землю и пришли чрез девять месяцев и двадцать дней в Иерусалим.
  9. И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч.
  10. И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я.
  11. Когда Давид встал на другой день утром, то было слово Господа к Гаду пророку, прозорливцу Давида:
  12. пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три [наказания] предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою.
  13. И пришел Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей. Теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня.
  14. И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне.
  15. И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек.
  16. И простер Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина.
  17. И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего.
  18. И пришел в тот день Гад к Давиду и сказал: иди, поставь жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина.
  19. И пошел Давид по слову Гада, как повелел Господь.
  20. И взглянул Орна и увидел царя и слуг его, шедших к нему, и вышел Орна и поклонился царю лицом своим до земли.
  21. И сказал Орна: зачем пришел господин мой, царь, к рабу своему? И сказал Давид: купить у тебя гумно для устроения жертвенника Господу, чтобы прекратилось поражение народа.
  22. И сказал Орна Давиду: пусть возьмет и вознесет [в жертву] господин мой, царь, что ему угодно. Вот волы для всесожжения и повозки и упряжь воловья на дрова.
  23. Все это, царь, Орна отдает царю. Еще сказал Орна царю: Господь, Бог твой, да будет милостив к тебе!
  24. Но царь сказал Орне: нет, я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу Господу, Богу моему, жертвы, [взятой] даром. И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра.
  25. И соорудил там Давид жертвенник Господу и принес всесожжения и мирные жертвы. И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение Израильтян.
  (Вторая книга Царств 24:1-25)
  
  Прежде всего, чтобы понять что там произошло, нужно посмотреть на саму перепись. Собирались данные о состоянии военного потенциала в народе. Пошли считать, и когда вернулись, подали списки царю. Надо подчеркнуть, что Иоав военачальник пытался Давида удержать от такого шага. Была какая-то причина не делать перепись? Видимо, была, и ее понимали, или ощущали военачальники, но упустил из видения Давид, увлеченный Божиим гласом в себе (гласом разума), что нужно сделать точный подсчет, а "Господь, Бог твой, да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько" Давида не устраивало. Это итак, по его мнению, было понятно, что Бог умножит. Ему нужны четкие цифры чтобы планировать. И слова Иоава "для чего господин мой, царь, желает этого дела" показывали, что военачальники не могут понять стратегический расчет царя в плане руководительства государством. Планы царя были им умственно недоступны, как ребенку, что возится с куличиками в песочнице, не может быть доступно понимание, которое есть у взрослого строителя. И это важно понимать. Давид показал свою духовность (разумность) еще в юности, победив Голиафа, фактически остановив на себе армию филистимлян. И стал впоследствии великим царем.
  
  
Давид и Голиаф [Караваджо ]
  
  Итак, подали списки царю, который, взглянув на цифры... оторопел. Он полагал, что совсем молодых, еще юношей фактически, которым нет двадцати, и которые не подлежат призыву, что таких гораздо меньше, чем он увидел в списках. И его сердце встрепенулось тревогой за то, что волнения, которые были бы в любом случае среди сиих юнцов, возмущенных, что их не берут еще в войско, будут весьма значительны, с непредвиденными последствиями. Ибо юноши желают доказать свою удаль, это было почетно, они молоды, горячи, дерзки, что так свойственно юности, и они будут возмущаться, будут волнения в народе, он почуял сие. Давид совещался с Гадом, пророком, и тот сказал царю, что есть три выхода из ситуации: 1) голод в стране, допустим засуха на семь лет, 2) объявить войну соседям, и бегать от них три месяца не вступая в жесткий бой, пока не заключится перемирие; и голод, и война должны были отвлечь юнцов от их прыти воинственной, или... 3) моровая язва на три дня.
  Давид выбрал то что само собой: язву. И в течение трех дней юнцы во всей стране бились друг с другом ("во имя чести") дабы доказать свою удаль, народ сильно всполошился, полегло семьдесят тысяч молодых мужчин. "И простер Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его": это народ всполошился, назревали бунты от таких дел государевых, которые действительно могли привести к повсеместному опустошению, погромам. "Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина": на тот момент именно в той местности было особенно буйно. "И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ": он увидел что творится вокруг, в Израиле, разъяренные толпы. А сказал - подумал, сказал в мысли, обращаясь духом к самой жизни. Бог есть Дух. И Бог есть Жизнь.
  Откуда точно известно, что было именно так? Из текста: Давиду подали списки учета, списки те содержали количество людей для воинского учета. Это значит, что переписчик заходит в дом, а там есть юноша, сын хозяина дома, и сей отрок, хотя уже почти мужчина, требует занести его в список, он уже достоин, он вырос, он взрослый. Переписчик не делает этого, и юноша возмущен. Потому Иоав с большой неохотой проводил перепись, она пришлась на годы, когда количество среди народа таких, которым почти под двадцать лет... было слишком велико. Давид, конечно, это понимал, но решился все-таки перепись провести, рассчитывая что таких юнцов в разы меньше. А тогда просто поколготятся и урезонятся. Но семьдесят тысяч! Это уже взрывная сила, которая породит волну бунтарских настроений. И во что это выльется - неизвестно. Но явно "мало не покажется".
  И вылилось... Молодые уже фактически мужчины стали собираться в каждой местности по всей стране, и становиться стенка на стенку, с вилами, топорами, любым инструментом, что был под рукой. Для доказательства своей удали воинской.
  Бившихся было гораздо больше чем семьдесят тысяч. Но многие полегли в этой брани. И вина за то была на Давиде.
  Которому нужна была перепись для точных сведений о потенциальном количестве войска. Наверное, он перегруппировывал ресурсы, и это дело государственного управления, и никто, в общем-то, не виноват, что народ - буйный. Тем более он, царь, не виноват. И тем не менее, это был его грех. Поскольку нужно было взвесить тщательнее перспективы и возможные последствия.
  1. И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян.
  2. И сказал Давид Иоаву и начальствующим в народе: пойдите исчислите Израильтян, от Вирсавии до Дана, и представьте мне, чтоб я знал число их.
  3. И сказал Иоав: да умножит Господь народ Свой во сто раз против того, сколько есть его. Не все ли они, господин мой, царь, рабы господина моего? Для чего же требует сего господин мой? Чтобы вменилось это в вину Израилю?
  (Первая книга Паралипоменон 21:1-3)
  Это к тому что "народ буйный", там где "Чтобы вменилось это в вину Израилю?" Потому что юнцам следовало подумать головой, а не "лезть на стенку". В их сердцах булькало и бродило чувство патриотизма, самоотверженности ради страны, народа, государства. Ну бродило и бродило... по закону в армию призывали с двадцати. И кому нет еще двадцати "пусть бродит дальше" в своей юношеской прыти. По-спокойному. Но как только пошли переписчики, чтобы занести народ в воинские списки, тут и вскипело - по сути без причины, потому что всему свое время: "Тебе по закону в двадцать идти в армию? подожди еще год или два". - "Ннне-е-ет! Запиши сейчас меня!" - потому Иоав не хотел проводить перепись, всовываться с макушкой в этот колготной "мальчишник". Иоав предчувствовал, что может обернуться побоищем, но виноваты-то сами люди, в общем-то, не смогли урезонить юнцов, сыновей своих. А Израилю нужна перепись - как думает царь. Для воинского и самого общего учета, ему планировать надо наперед что и как делать, какие решения принимать. Да, "жизнь прожить, не поле перейти".
  6. А левитов и Вениамитян он не исчислял между ними, потому что царское слово противно было Иоаву.
  (Первая книга Паралипоменон 21:6)
  Левитов не исчислил потому что те не подлежали исчислению в военных целях (Чис. 1:47-49), а Вениамитян потому что те славились особенной воинской подготовкой, готовили с детства первоклассных лучников, и считались элитой армии. Посему, разумеется, возмущения могли начаться прежде всего там, и пошли бы волной на Израиль.
  
  Грех Давида с Вирсавией
  
Неизвестный художник  [Давид соблазняет Вирсавию, 17 в.]
  
  1. Через год, в то время, когда выходят цари [в походы], Давид послал Иоава и слуг своих с ним и всех Израильтян; и они поразили Аммонитян и осадили Равву; Давид же оставался в Иерусалиме.
  2. Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива.
  3. И послал Давид разведать кто эта женщина. И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина.
  4. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой.
  5. Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна.
  6. И послал Давид [сказать] Иоаву: пришли ко мне Урию Хеттеянина. И послал Иоав Урию к Давиду.
  7. И пришел к нему Урия, и расспросил [его] Давид о положении Иоава и о положении народа, и о ходе войны.
  8. И сказал Давид Урии: иди домой и омой ноги свои. И вышел Урия из дома царского, а вслед за ним понесли и царское кушанье.
  9. Но Урия спал у ворот царского дома со всеми слугами своего господина, и не пошел в свой дом.
  10. И донесли Давиду, говоря: не пошел Урия в дом свой. И сказал Давид Урии: вот, ты пришел с дороги; отчего же не пошел ты в дом свой?
  11. И сказал Урия Давиду: ковчег, и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю.
  12. И сказал Давид Урии: останься здесь и на этот день, а завтра я отпущу тебя. И остался Урия в Иерусалиме на этот день до завтра.
  13. И пригласил его Давид, и ел [Урия] пред ним и пил, и напоил его [Давид]. Но вечером [Урия] пошел спать на постель свою с рабами господина своего, а в свой дом не пошел.
  14. Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал [его] с Уриею.
  15. В письме он написал так: поставьте Урию там, где [будет] самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер.
  16. Посему, когда Иоав осаждал город, то поставил он Урию на таком месте, о котором знал, что там храбрые люди.
  17. И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин.
  18. И послал Иоав донести Давиду о всем ходе сражения.
  19. И приказал посланному, говоря: когда ты расскажешь царю о всем ходе сражения
  20. и увидишь, что царь разгневается и скажет тебе: 'зачем вы так близко подходили к городу сражаться? разве вы не знали, что со стены будут бросать на вас?
  21. Кто убил Авимелеха, сына Иероваалова? не женщина ли бросила на него со стены обломок жернова, и он умер в Тевеце? Зачем же вы близко подходили к стене?' тогда ты скажи: и раб твой Урия Хеттеянин также умер.
  22. И пошел [посланный], и пришел, и рассказал Давиду обо всем, для чего послал его Иоав.
  23. Тогда посланный сказал Давиду: одолевали нас те люди и вышли к нам в поле, и мы преследовали их до входа в ворота;
  24. тогда стреляли стрелки со стены на рабов твоих, и умерли [некоторые] из рабов царя; умер также и раб твой Урия Хеттеянин.
  25. Тогда сказал Давид посланному: так скажи Иоаву: 'пусть не смущает тебя это дело, ибо меч поядает иногда того, иногда сего; усиль войну твою против города и разрушь его'. Так ободри его.
  26. И услышала жена Урии, что умер Урия, муж ее, и плакала по муже своем.
  27. Когда кончилось время плача, Давид послал, и взял ее в дом свой, и она сделалась его женою и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа.
  (Вторая книга Царств 11:1-27)
  
  Пророк Нафан приходит к Давиду с обвинениями, и приводя пример с овцой бедняка, присвоенной богачем, говорит о несправедливости его поступков, а не о нарушении гораздо более сурового запрета на прелюбодеяние.
  
  1. И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный;
  2. у богатого было очень много мелкого и крупного скота,
  3. а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь;
  4. и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему.
  5. Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это;
  6. и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания.
  7. И сказал Нафан Давиду: ты - тот человек. Так говорит Господь, Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула,
  8. и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше;
  9. зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян;
  10. итак, не отступит меч от дома твоего вовеки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою.
  11. Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем;
  12. ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем.
  13. И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь;
  14. но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын.
  (Вторая книга Царств 12:1-14)
  
  Довольно толковое объяснение этого куска текста Библии есть вот тут: ссылка
  
"Почему Давида не побили камнями за блуд с Вирсавией?
  
  Побиение камнями - это совсем не такое распространенное явление в еврейской традиции, как вам кажется. По еврейскому закону, для такого наказания требуется не только доказанный состав преступления, но и уверенность в злом намерении преступника.
  Впрочем, в случае с царем Давидом на самом деле даже состав преступления отсутствует. Книга Шмуэля - это наш основной источник для понимания событий, давайте посмотрим на написанное внимательней.
  Когда пророк Натан приходит к Давиду с обвинениями, то он, приводя пример с овцой бедняка, присвоенной богачем, говорит о несправедливости и немилосердности его поступков, а не о нарушении намного более сурового запрета прелюбодеяния. Почему?
  Корректный анализ текста не позволяет оставить такой вопрос без ответа. В Талмуде приведены слова рабби Йонатана, о том, что понимание рассказа Танаха как истории о прелюбодеянии и убийстве является ошибочным. Согласно объяснению Талмуда, Бат-Шева (Вирсавия) не была на этот момент женой Урии, поскольку по принятому обычаю идущие на войну солдаты давали разводные письма своим женам, чтобы не оставить их в состоянии "соломенных вдов", которые по еврейскому закону не могут выйти замуж после смерти мужа, если не было свидетелей гибели того на войне. Разумеется, эти разводы подразумевали продолжение семьи по окончании войны. Именно в разрушении семьи Урии упрекает Давида пророк Натан, но не в связи с замужней женщиной. То есть действия Давида заслуживали осуждения, и Давид был наказан за них Свыше, но грех прелюбодеяния им не был совершен.
  Смерть Урии не была убийством. Когда Давид приказал Йоаву создать боевую ситуацию, в которой Урия погибнет от рук моавитян, тот уже по закону заслуживал смерти как ослушавшийся приказа царя. Также и в этом Давид хоть и не нарушил буквы закона, но вступил в противоречие его духу. Ведь в основе поведения Давида было желание жениться на Бат-Шеве. За это его и укоряет пророк Натан.
  На примере истории Давида мы еще раз убеждаемся, как важно внимательно читать слова Танаха, не останавливаясь на поверхностном впечатлении от текста".
  
  Можно добавить, что если муж, дав разводное письмо, возвращался, этот документ считался недействительным. Давид призвал к себе молодую женщину, которая отдалась ему. У нее не было обязательств перед мужем Урией, ибо у нее разводное письмо от него, по закону. Если муж вернется к ней с войны, то разводное письмо станет недействительным. То что Давид не совершил прелюбодеяния известно прежде всего от молчания об этом пророка Нафана (Натана). То что Давид хотел "замазать" свою связь с Вирсавией перед Урией тем, что вызвал того с войны, и велел идти к жене, так же греха нет: у нее было разводное письмо от "мужа", когда Давид спал с ней. Но не желая разрывать их связь он постарался сделать так, чтобы Урия не догадался, и спал бы с женой, и поехал бы на войну снова, и вернулся бы (наверное), и Вирсавия родила бы, а он думал бы что ребенок его. Сложная жизненная ситуация, никто не виноват, а житейский казус получается. Далее, Давид призывает Урию с войны, и говорит идти к жене. Тот отказывается из совестливых соображений, что соплеменники в боевых походных шатрах, на поле боя, а он будет с женой миловаться... Но ему приказал царь! Может быть у царя будет потом для него задание тяжкое, пойти в бой сильный, повести людей на штурм, чтобы взять крепость наверняка, и для этого царь полагает, что воину и военачальнику надо отдохнуть перед схваткой... чтобы со свежими силами одолеть врага, выполнить приказ по взятию крепости. Но Урия ослушивается приказа царя! Побуждаемый совестью о том, что не может он пировать, и услаждаться с женой, когда соплеменники в поле. Мысль, что Урия мог знать о их связи беспочвенна, потому что в тексте нет и намека на это. Посему, действительно "по закону заслуживал смерти как ослушавшийся приказа царя". Это вообще неслыханная ситуация. Идет война, царь допустим планирует штурм крепости, или, в общем-то, не важно что именно планирует... А воин, получая приказ отдохнуть как следует... (и может быть последний раз, война все-таки)... встает "в позу", и заявляет что он, мол, совестливый: "ковчег, и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю". Да этот Урия совсем разума лишился? Царю говорить такое... Давид, желавший чтобы Урия с Вирсавией остались жить после войны совместно, мужем и женой, принимает теперь другое решение: "раз ты такой бравый воин, то будет тебе задание посему". И отсылает с ним письмо к Иоаву, где сказано: "поставьте Урию там, где самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер". Так значит Давид приказал убить Урию!.. (...)
  Нет. Это война, и Давид не давал приказа Иоаву зарубить Урию. А поставить на сложное место в бою. А то что Урия так увлекся боем, что не заметил как отошли назад бывшие с ним... кто виноват? При схватке воину нужно держать в поле зрения побратимов, братьев по оружию, этого требует воинский устав, хоть писанный, хоть не писанный. Иначе такой "ошпаренный отвагой" и ослепленный боем воин - буквально опасен для своих же, в бою надо уметь думать, оценивать обстановку. И оглядываться хоть изредка на своих, именно что оценивая обстановку. А Урия... значит чего-то в нем не хватало, какой-то бойцовской дородности - в духовном смысле. Да еще царю хамит (иначе это не определить: "Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю"). Так... но Давид давал же приказ убить Урию? Это война, убить Урию могли и без приказа Давида. А Давид сказал проверить его на адекватность, как воина. Ибо поведение Урии показалось царю странноватым, с его "ошпаренной совестью". В письме было написано "и отступите от него, чтоб он был поражен и умер". А что мешало Урии оглянуться, заметить в пылу боя по обстановке что происходит вокруг? Или он был как заводной истукан с мечом в руке, рука движется вверх-вниз, глаза смотрят строго перед собой, ноги переставляются, подвигая тело вперед. А душа где? А разум? Тут могут возникать такие вопросы... особенно после "клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю". Он жизнью царя клянется, что не пойдет к жене отдохнуть перед битвой, ибо у него совесть! там Иоав и другие в шатрах, а он пировать будет!
  Здесь Библия пытается донести состояние этого Урии, полумальчик-полувзрослый (по духу), выслуживающийся перед царем (у него совесть! видите ли), и тут же делающий это настолько неадекватно, хамовато в лицо прямо царю!.. что аж оторопь берет... (бывают же такие люди, э?). Состояние этого Урии сложно передать даже Библии, несмотря на то, что священная книга. По-серьезному по жизни как должно быть? Иди к жене, царь приказал! Отдохни как следует, и догадайся, что тебя подвиг ждет на поле боя, куда отправишься отдохнув, полный сил и физически и психически. Чтобы горы свернул там на поле брани!
  Нет. У него совесть. Или что другое. Это... просто... вне всякого разумения... поведение сего Урии.
  А Давид действительно хотел не разлучать их. Иначе сразу бы оставил Вирсавию при себе. Да, призвал к себе Вирсавию, но она свободна, у нее разводное письмо. Она могла сказать, что не хочет, что ждет Урию. Он что, насиловал бы ее? Даже писать такое неудобно, тем более в адрес Давида.
  
  Но почему в конце главы сказано, что "было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа"? Почему приходил Нафан (Натан) со сказанием про овечку бедняка с обвинением в адрес Давида? И сам Давид прочуял что грех на нем.
  
  Вот это очень интересный вопрос. Прежде всего от всей этой истории веет неким человеческим разладом, что-то тут не так, в общем, по жизни. То есть, Давид мог поступить более рационально, чтобы в итоге не было никаких вопросов, но так сложилась ситуация, что... Урия этот уперся, руки в боки, подбородок наверх, совесть навыкат. Или то навыкат, что в его душе там рисовалось в качестве "самоотверженности". По большому счету липовой, потому что рисованная была она, вычурная навыкат, придуманная. Сегодня бы сказали про него - карьерист. Пойдет по головам и не заметит. Как не заметил в пылу битвы, что сотоварищи отошли от него. Сам себе отчаянный герой. А битва требует бойцовской связки между воинами. В оглядку друг на друга. В общей связке. Плечо к плечу. А если бы они отошли не по приказу Давида, а из-за ситуации такой в битве? Он бы продолжал глаза пуча навыкат переть вперед не замечая ничего, никого из своих, а битва требует общей единой спайки, чувствовать локоть сотоварища рядом, может на выручку прийти придется... Но будет говорить про шатры, про уважение к сотоварищам, про нежелание пировать когда они в поле. А то что ему царь приказал, готовя послать в бой тяжкий, - это надо рассматривать помимо того, что в действительности произошло, что пришлось-таки отправить, дабы проверить его, насколько он может быть командиром вообще... можно ли ему людей доверять. Ан нет... оказалось... меч схватил, и не видя ничего вокруг как стрела в стену. Давид, понаблюдав его поведение когда тот приехал с передовой, решил проверить Урию. Потому что поведение показалось с заскоками. Ну еще бы, прямо царю в лицо: "жизнью твоей клянусь! и душой твоей!" Жудь. По голове получил копьем? Или палицей? Мозги вон!?
  
  В чем же зло тут? Гм. Это очень интересный вопрос. Библия загадочная книга. Сразу по прочтении главы кажется что все ясно тут... но нет, углубившись, понимаем... что и прелюбодеяния нет у Давида (пророк молчит об этом), и приказ Давида якобы умертвить Урию - это иначе надо рассматривать. А поверхностный обзор тут только вреден во всех смыслах.
  
  Возможно (только возможно) Давид хотел сам урегулировать ситуацию с Урией и его разведенной с ним женой Вирсавией - так, чтобы у Урии не было вопросов к жене в будущем. Может быть ориентировался на нрав Урии, думая что тот озаботится поведением жены в его отсутствие, и в общем-то не жены, поскольку из-за войны он дал ей разводное письмо. Но это традиция, на случай войны давать жене разводное письмо, чтобы не сделать ее "соломенной вдовой", если не вернется. А так-то понятно, что сии муж и жена остаются связаны между собой душевными узами. Но для закона (ибо разводное письмо) они временно чужие друг другу. И то что Вирсавия не сама пришла сказать о беременности своей, тайно, а послала оповестить, говорит о том, что она была свободна от Урии через разводное письмо, и не опасалась, что тот может узнать о беременности от других. Если бы Давид желал, чтобы Вирсавия была с ним, с царем, то так бы сразу и дал ей это понять. И взял бы женой. Но нет, решил уладить получившийся казус, а то что ребенок родится у Урии - не его собственный, то Урия не будет знать о том. Да, разумеется, по-любому тут не все гладко в этой ситуации, по-человечески. Надо было Давиду не озабочиваться тем, чтобы все ровно между ними было в будущем. А взять Вирсавию к себе. А Урия пришел бы с войны, встал бы перед фактом, что бывшая его с Давидом теперь.
  А лучше... было бы просто отвернуться тогда от окна, тем более когда ему доложили что она жена Урии, с которым была дружба у Давида. Но он не смог себя удержать, однако, нарушения закона не было: она была свободна от любых обязательств перед другим мужчиной, в данном случае Урией. Да, разумеется, если она имела разводное письмо что могло ей помешать связать свою жизнь еще с кем-то? Конечно, тут очень всё непросто. По морали, по общечеловеческим контурам. И на счет "убийства" Урии - более надумано. Тем более Урия сам напросился быть проверенным на поле боя, если он такой "ответственный воин", что даже царю хамит, ослушиваясь приказа царя. То что сказал Урия Давиду на счет "клянусь твоей жизнью я приказа не выполню" можно рассматривать как хамство. Чем вынудил Давида проверить его, ибо Урия военачальник, ему доверены люди... а тут открывается Давиду с такой неприглядной как командир стороны. Ибо будучи военным командиром - не умеет выполнять приказ вышестоящего. А нелепым образом будто пытается себя выставить как... заботящийся прежде о своем лице перед сотоварищами на передовой, ибо нелепо придумал себе, что отдых с женой на пару дней... как-то очернит его в их глазах. Какие-то чрезмерно юношеские представления, недостойные статного мужа; причем, этот статный муж при этом что называется внаглую отказывается выполнить приказание царя. Сам при этом будучи командиром на поле боя. И ему доверены люди, жизни людей. Был смысл у Давида проверить Урию? Это уже не имело отношения к ситуации с Вирсавией.
  Да, может быть не все получается ухватить в описании, может остаются какие-то нюансы... но на то и Библия, Священное Писание, книга Истины. Она учит.
  Нафан (Натан) пришел и говорит про овечку и бедняка. Намекая, что Давид поступил с Урией как богач из рассказа Нафана поступил с бедняком? Причем сам Давид на протяжении рассказа даже мельком не догадался что это может относиться к нему. Ибо, еще раз, что он сделал? Вирсавия была свободна через разводное письмо, эта традиция сложилась в период войн у евреев, действительно, возникали ситуации когда женщина годами вплоть до старости ждала мужа, потому что свидетелей его смерти на поле боя не было. И возникла традиция разводного письма на случай войны. Почему в тексте об этом не упомянуто? что, мол, Вирсавия имела разводное письмо... Вообще-то упомянуто тем, что пророк Нафан не обвинил Давида в прелюбодеянии. Уже сего достаточно в библейском описании. С Урией он поступил как требовала обстановка, ибо Урия вынудил его усомниться в своей воинской компетентности: командир, что позволяет себе не выполнить приказ сверху... опасный командир в армии. Тем более во время войны. И вот - раскрылся перед царем в таком неприглядном виде, вынудил насторожиться.
  Мы видим, что тут два ситуационных вектора накладываются друг на друга: обе ситуации с Вирсавией-любовницей и с Урией-неадекватным воином-командиром существуют в состоянии будто бы зазеркалья. С одной стороны зе́ркала стоят Вирсавия и Урия, обманутая, обесчещенная, и что сюда еще можно включить сгоряча? и убитый Давидом, чтобы царь мог скрыть свое нравственное преступление... (И так это может видеться со стороны, так увидел пророк Нафан, и в этом также может присутствовать своя скользкая "правда"). И с другой стороны зеркала так же Вирсавия, так же Урия, но... там всё иначе. Она свободна через разводное письмо. Он действительно неадекватен как военный человек, потому что не важно что приказывает командир (в данном случае царь). В одном из мест Библии командир приказал воинам пить воду, чтобы проверить как они будут пить. Но какое дело командиру как воины пьют? Это их личное дело! Тем не менее это было нужно для того, чтобы отобрать в передовой отряд. Но воинам не говорилась цель. Сказано было просто: пить. Именно для того, чтобы воины испытали недоумение, ступор от такого непонятного приказа. И во всем своем недоумении лакали языками как собаки - из ладоней. Потому что были запутаны приказом, потому из ладоней пили от недоумения, не спускаясь к воде на корточки, колени, как остальные. Они только делали вид что пьют, непроизвольно обдумывая что происходит пока лакают. Но приказ выполнили четко: они же все-таки пили! И были отобраны в отряд. Потому что послушались и выполнили даже такой нелепый (а сказать бы прямо - дурацкий) приказ. Это Книга Судей, глава 7.
  В чем же Нафан (Натан) обвинил Давида? И дело в том, что тут действительно не все ровно, и Давид как царь, со всей своей высокой ответственностью мог ощущать, что "напорчтачил" во всей этой ситуации. Посему сказано в Писании: "И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа". Но "не все ровно" не в плане нарушения закона, а по неким общечеловеческим контурам, которые порой по жизни бывает и не ощущаются. Сразу. А потом жизнь кладет сюрпризы на обедененный стол перед человеком, то есть, нежданно-негаданно - из-за незамеченных контуров по всей ситуации.
  В этом и заключается исключительная полезность данной библейской истории про Давида, царя Иудейского, праведника и пророка Божия.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"