|
|
||
Надо здесь подметить, что идея "активного урока" или "активной, живой проповеди", пошла от апостола Павла, когда он показывал в послании к римлянам как вести проповедь: "Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину". Но Павел записал в послании так: "во-первых, Иудею, и Еллину". Вставка "потом" это уже влияние метода "живого урока", и составители синодального перевода старались здесь противопоставить запись со вставкой "потом" словам "Ибо нет лицеприятия у Бога" (Рим. 2:11). Потому что если кто-то выставляется наперед, то сразу лицеприятие. А как же "24. Он же сказал в ответ: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева". Матфея 15:24? Лицеприятие? Нет, иудеи должны были распять Бога (Который пришел в Сыне). Ибо Бог готовил их для сего, и об этом, о распятии, сказано в Танахе. Поэтому "послан только к Иудеям". Для распятия. А когда женщина возопила... 22. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. 23. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. 26. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 27. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. 28. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. (Св. Евангелие от Матфея 15:22-28) ...Он не отвечал, ибо понятно, что любое исцеление, тем более из среды отъявленных язычников, отдаляет Его от цели распятия. Будет выстраиваться очередь, и Он только исцелениями и будет занят. От "ушибленного пальчика" до бесноватости. Посему, Христос не стал задерживаться возле той женщины, в мире много горя, и сам человек прежде всего ответственен за то, что происходит с ним. Тем более бесноватость ее дочери как-то связана с бесовским культом, который та женщина практиковала. А самое важное именно то, что Христос не мог исцелять без веры у человека. То есть, мог бы... но какой в этом смысл? Исцеление души прежде всего важно. А тело, которым человек является, далекий от духовной осознанности своих поступков, это только тело. Просто дело в том, что если нет веры, это все равно как в сосуде узкое горло, и Он станет наливать молоко исцеляющее туда? Расплескается... Посему, верой, человек открывает в сердце воронку. И способен принять исцеление по Духу в полноте. А язычница, как-то слышавшая что Он исцеляет, могла быть ведома бесовской прихотью, бездуховной претензией-требованием, что Он должен ей исцелить дочь, ибо больна душевно - она сама, распаленная своей проблемой, и думающая, что раз целитель, то поможет. Христос, разумеется, знал что у нее на сердце, но не стал задерживаться возле нее, именно по той причине, что распять Его должны были Иудеи, ради этого, ради Распятия Он пришел на землю, ради Искупления греха первородного. И если исцелял, также как и воскрешал, то не ради исцеления и воскрешения, в принципе, а это было нужно для исполнения Миссии Искупления. Ну а в данном случае сия язычница не вписывалась в Его планы. Однако, и ей помог, ибо так сложились обстоятельства, она сама, выказав веру, помогла себе - через Него. Потому что, еще раз, нужна вера. Беседой с ней Он увидел эту веру, и главное чтобы она сама ее ощутила всем сердцем, чтобы можно было исцелить. Итак, нет лицеприятия у Бога. А что касается метода "живого урока", то "Иудей" и "Еллин" это два антипода, которых нужно "столкнуть лбами", умами их столкнуть, и тогда будет "потому что благовествование есть сила Божия ко спасению всякому верующему". Они станут активными участниками проповеди. А следом за этим станут искренними христианами. А "не стыжусь", то это на самом деле очень просто понимать, чего именно Павел "не стыдился", и отцы церкви, разумеется, сие понимали, начиная со Златоуста. Ибо римские верующие проповедовали Христа римским гражданам, говоря "пришел Сын Божий, говорящий о Себе "Сын Человеческий", чтобы принять на Себя грех мира, и быть распятым во Искупление греха мира, и Воскреснуть". А римские граждане, въедливые до мелочей, не могли не спрашивать при этом: "чего же более в вашем Христе, человека или бога?" Чем вводили проповедника христианского в мысленный ступор, ибо ответа у него нет. Тогда, в самом начале установления формата проповеди благой вести, ответа не было. Есть ли он сегодня, непростой вопрос, но ныне, во всяком случае, свободно говорят "сто процентов того, сто того". То есть, формат проповеди установился за века, проповедь "утряслась", и такой вопрос, в общем-то, мало кого может интересовать и озадачивать. Да, Бог. И тут же Сын Человеческий. Утрясся формат проповеди. И тут речь о том, что отцы церкви легко сие понимали, но толковали "загадочно", говоря про "сына плотника" (Златоуст), и про что угодно, только не по сути. Потому что в первых веках после Р.Х. нельзя было акцентировать внимание паствы на таком вопросе, так как формат проповеди только вызревал, он еще не был утрясен по смыслам. Это могло поколебать основание церкви, если бы верующие мусолили меж собой сей вопрос, сбивая себя и окружающих с толку. Заодно, как бы "два в одном", таким образом можно было развивать принцип "живой проповеди", кою показал апостол Павел, где слушатели становятся "участниками проповеди", как бы на равных с проповедником; но понятно, что вел их по катакомбам библейских смыслов в их головах, проповедник, обладающий мастерски принципом "активного урока", владеющий словом. 29. И собрал Давид весь народ и пошел к Равве, и воевал против нее и взял ее. 30. И взял Давид венец царя их с головы его, - а в нем было золота талант и драгоценный камень, - и возложил его Давид на свою голову, и добычи из города вынес очень много. 31. А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим. (Вторая книга Царств 12:29-31) Рассмотрим толкования данного чудного стиха "Феодорит Кирский блаженный Толкование на группу стихов: 2 Цар: 12: 31-31 - последнее толкование кажется особенно сложным, "духозапутанным", но, надо полагать, крайне взвешенным и продуманным (для "активного урока" проповеди и толкования).Вопрос 27. Иные порицают за жестокость Давида, подвергнувшего столь тяжким казням аммонитян? Должно припомнить, как поступали они с израильтянами, выкалывая им правый глаз. Пророки извещают и о других жестокостях их. Посему понесли они наказание, равное своим злодеяниям. Филарет Московский (Дроздов) святитель Толкование на группу стихов: 2 Цар: 12: 31-31 И народ, не соблюдший права народнаго, осудил на преселение, тяжкое рабство, и кажется, отчасти на сожжение в пещи бога его Молоха (Лев. 18:21). Игнатий (Брянчанинов) святитель Толкование на группу стихов: 2 Цар: 12: 31-31 (Аллегорически) Точно: славословие Бога, благодарение Богу за все случающееся скорбное, предание себя всецело воле Божией, с отвержением своей воли, молитва за врагов, благословение врагов, как орудий Промысла Божия, - и прочия святые делания: - и пилы, и трезубы, и секиры, и пещь плинфяная для греховных помыслов и ощущений. Ум наш, - таинственный Давид, - царь и предводитель воинства Израильтян, - помышлений и чувствований Богослужебных, когда возмет град и грады иноплеменников, тогда возвращается во Иерусалим со всеми Израильтянами своими, - в град мира (Иерусалим - значит 'град мира'), откуда выводила его война с иноплеменниками. На главе его венец Малхома - разум деятельный, приобретенный им на брани с греховными начинаниями, - в ея подвигах, трудностях, несчастиях и торжествах; с ним - 'корысть многа зело' - опыты драгоценные, могущие препитывать, поддерживать его на будущее время, поддерживать и препитывать советующихся с ним. Талант весу в златом венце, приобретенном Давидом: тяжеловесен драгоценный разум деятельный; богатый опытностию, он не колеблется, не увлекается всяким являющимся уму помыслом, но с недоверчивостью разсматривает, испытывает его, хотя бы он и казался благим. Так Иисус Навин, военачальник Израильский, вопрошал представшего внезапно пред ним неизвестного витязя, хотя то был Ангел: 'наш ли еси, или от супостат наших' (Нав. 5:13). Прежде всего видим, что отцы церкви толкуют безапелляционно: "понесли они наказание, равное своим злодеяниям". А теперь предельное внимание. Что же именно в данном "активном уроке" припасли и (как бы) спрятали святые отцы? Это может буквально потрясти, сия духовная мудрость в толковании вынуждает испытать может быть даже высоконравственное потрясение в сердце. Духовное потрясение. Смысл в том, что пророк, записывающий сей текст, данное от Духа, положенное на страницу веянием высшей святой силы, если там речь о буквальном жестоком уничтожении остатков воинствующего с евреями народа, не мог же писать... - ведомый Духом - уклончиво? То есть, если евреи пилили тех поверженных, то надо было так и писать: "распиливали", "били молотками, молотилками", "рассекали, рубили топорами", и в итоге "сжигали". Написать прямо. Потому что сложно представить Святой Дух... лукавым, так ведь? Который (Дух) старается затушевать в тексте происходящее на самом деле. И внушает, навевает пророку написать: "вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи". И водя застенчиво пальчиком по столу подле пророка... (представим Дух Святой на миг в некоем туманном человечьем облике-образе)... топчется, переминается, тихонько, как бы шепотком, добавляет: "и еще в печи бросил обжигательные"... "Ты написал "положил под пилы"? да, так пиши...", и ручки так у груди в замочек сцепил пальчиками, и глазками водит, как бы думает, все ли правильно написано, достаточно ли лукаво, достаточно ли спрятано от прямых смыслов... А тут у него из-за спины сатана морду показал, и снова спрятался. Апостол чего-то почуял... но ничего, далее царапает буковки по холсту-пергаменту. Наверное, верующие должны были обратить внимание на этот важный аспект касаемый Святого Духа? Наверное так. Что же там было на самом деле - по тексту что? По тексту написано прямо, разумеется, именно так было как написано. Положил под пилы, молотилки, топоры. И в печи бросил. Только пилы, молотилки, топоры, это рабочий инструмент, народу было сказано выйти к печам, взяв с собой свой инструмент, и лечь в поле, положив на себя свой инструмент, кто чем работает. Потом встать, и лезть в печи. Холодные печи, такие инструментальные печи, большие. И все это было своего рода внушение им: "живите, работайте, и не делайте так, чтобы с вами пришлось воевать".
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"