Аббас Ибрагим : другие произведения.

Святое целование

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Скользкая тема поцелуев в собрании (Церкви) между верующими

  
  Для обзора темы следует указать здесь на интересную статью "Святое лобзание - что это? Что имели в виду новозаветные авторы и что это значит для нас?".
  
  Часть статьи в рамках цитирования:
  
  "Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы." Рим.16:16
  "Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием." 1Кор.16:20
  "Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые." 2Кор.13:12
  "Приветствуйте всех братьев лобзанием святым." 1Фес.5:26
  "Приветствуйте друг друга лобзанием любви." 1Пет.5:14
  
  На протяжении столетий такой поцелуй (filema) был неотъемлемым элементом христианского братства и христианского богослужения. Его история и его постепенное исчезновение представляют большой интерес для современных христиан". - По некоторым мнениям исчезло не везде: "Святое лобзание не исчезло из традиции Православной Церкви, оно упразднено у отпавших от Вселенского Православия а у нас это сохранилось". - "И у нас сохранилось", - (и т.д.).
  
  "Это был прекрасный обычай, и Церковь, желая сохранить его, боролась с его злоупотреблениями. Афинагор (ок. 166 г.) настаивал на том, что этими поцелуями должно обмениваться с крайней осторожностью, потому что "если в них будет мельчайшая примесь скверны, мы лишимся жизни вечной" ("Прошение о христианах" 32). Ориген (нач. III в.) настаивал на том, что поцелуй мира "должен быть святым, целомудренным и чистым", а не подобным поцелую Иуды ("Комментарий на Послание Павла к Римлянам" 10,33). Климент Александрийский (кон. II в.) осуждает бессовестное злоупотребление поцелуем, который должен быть таинством, а вместо этого поцелуем "определенные люди вносят в церковь нездоровый элемент и дают повод для грязных подозрений и дурных разговоров" ("Педагог" 3,11).
  
  Тем ни менее, не смотря на усилия многих Отцов Церкви "святое целование" не сохранилось как некое таинство (хотя во многих местах оно было частью причастия), а постепенно прекратило свое существование. К четвертому столетию поцелуями могли обмениваться только люди одного пола - священники приветствовали епископа, мужчины мужчин, женщины женщин. В этой форме поцелуй мира существовал в западной церкви до тринадцатого столетия. В восточных церквах этот обычай частично сохранился, он не угас еще в греческой церкви, в армянской церкви его заменили вежливым поклоном. Протестантизм возобновил этот обычай, но только лишь на небольшое время. Подр. см. комментарии Баркли" - Действительно, странно сознавать, что апостольское указание могло быть подвержено сомнительности, раз возникла ситуация требующая ограничения в соблюдении апостольского напутствия. Апостол же был ведом Духом (Святым)? И дал указание, которое в веках подверглось ограничению в исполнении. То есть, в апостольском послании (а следовательно, в слове Божием) мог содержаться изъян? Разве можно допустить такую мысль? Если все Писание, и апостольские труды, соответственно, для святого научения и наставления в праведности. И тут вдруг "поцелуями могли обмениваться только люди одного пола". Разве истина делится по полам в Боге? Церковь разделилась, читаем раскололась, по конфессиям, и еще далее разделение... по полам? Потому что плоть бунтует над истиной, над словом Божиим, требуя своей плотской правды, и задавливая истину Христову?
  
  
  Но вполне понятно, что поцелуй сам по себе всегда был для людей способом самовыражения относительно ближних. Поцелуй это "понимание без слов", можно выразить так. Как правило между влюбленными, мужчиной и женщиной. Рассматривать тут извращения не будем. Между матерью и детьми, вообще само собой по жизни. Людям сложно представлять себя иначе, особенно в мире, где часты распри, конфликты, войны. Так что ничего необычного нет в лобызании и между апостолами, потому что это способ показать обоюдно расположение, закрепиться поддержкой, это привычно для людей... но это не значит что любой или какой-то особый поцелуй духовен. Он душевен, да, это разумеется так. Но духовен? Нет. Зачем себя обманывать, пытаясь растолковать сии слова апостола. Конечно, тема непростая: "...поцелуй был привычной формой почтительного приветствия, например, ученик целовал своего учителя - раввина в щеку и клал ему руки на плечи (именно это сделал Иуда, предавая Иисуса, Мар.14:44)". Ну, Иуда это сделал потому что ему было страшно (...), но не было выбора у него, ибо так было нужно. (Это отдельная тема). То есть, от мятущегося духа - поцелуй в щеку, и тут же предупреждение Христа: "целованием ли предаешь?" - мол, не сделай еще какой глупости, не выдай себя. Поцелуй вызывается разными причинами, и это естественно для людей. Но апостол сказал о СВЯТОМ ПОЦЕЛУЕ. А святое - значит, не плотское, ибо "плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления". Достаточно держать в голове этот стих апостольский, чтобы понимать, что простым душевным поцелуем "святой поцелуй" не объяснить. Святое то что вне греха, плоть подвержена греху, вывод: "святое целование" должно происходить вне тактильной связи.
  Прежде всего, чтобы понять на счет данного научения, надо подметить, что все фразы "приветствуйте друг друга святым целованием" в апостольских посланиях располагаются в конце посланий. Это значит, - для читающего послание, - что апостол высказал на листе все что хотел, будто он стоит за кафедрой на возвышении в зале собрания христианского, и вот заканчивает, и говорит про святое целование. А присутствующим нужно осмыслить что только что, может быть в течение часа, услышали от выступающего. А "святое целование" должно быть для них всех основанием для присутствия в этой зале христианского собрания. Как бы "билетом", своего рода, позволяющим здесь находиться. "Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы." Рим.16:16. "Все церкви Христовы" это намек или указание, что святое целование используется только при входе в зал собрания, при встрече двух (и/или более) христиан перед дверьми сиими. Им нужно поздороваться, они не виделись день, неделю, более... Легкий кивок головой вполне достаточен для традиционного приветствия, как заведено в обществе, и они сейчас войдут в собрание, где они будут слушать по учению, и даже говорить, и там "говорить" наиболее важно, потому что от сказанного порой меняется очень многое, или почти всё, бывает и так. Поэтому, после кивка головой, или одновременно с ним, каждый, глядя друг на друга (ну, обычно же приветствуя люди смотрят друг на друга...) - поджимают губы.
  
  
  
  Передавая этим брату или сестре духовный мотив, который можно выразить как "прежде чем сказать на собрании, три раза подумай, взвесь". Разумеется, это можно отнести прежде всего к определенной духовной дисциплине, столь важной для христианина вообще по жизни, а тем более на собрании, где обсуждаются очень важные вопросы по учению, по трактованию, обсуждаются вопросы верующих в самом широком спектре таковых вопросов.
  
  Но, речь идет о святом целовании, ПОЦЕЛУЕ СВЯТОМУ ДУХУ, - ибо это поцелуй разума. Духовный поцелуй. Не плотский.
  
  И с такой духовно-разумной установкой на общение - в Духе - верующий входит в собрание...
  
  "Приветствуйте друг друга лобзанием любви." 1Пет.5:14: лобзанием Христовой любви, которая есть любовь к истине. Но разве чувственное самовыражение относительно брата или сестры это не "лобзание любви"? Для матери, например, лобзанием любви будет целование младенца. Но здесь речь о входе в христианское собрание. Здесь нет младенцев... или, во всяком случае, не должно быть.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"