|
|
||
▌Жены ваши в церквах да молчат ▌ _________________________ _________________ _________ 34. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. (Первое послание к Коринфянам 14:34)"Иоанн Златоуст (~347−407) Ст. 34−36 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло Обличив беспорядок, происходивший от языков и от пророчеств, и поставив законом, чтобы не было смятения, чтобы говорящие языками делали это порознь, а из пророчествующих один молчал бы, когда начнет другой, (апостол) переходит далее к беспорядку, производимому женщинами, пресекает неуместное их дерзновение, - и весьма благовременно. Если имеющим дарования не позволительно говорить без порядка и когда они захотят, хотя ими руководит Дух, то тем более (не позволительно) женщинам пустословить напрасно и без пользы. Потому он с великой властью удерживает их от пустословия, ссылается притом на закон, и таким образом заграждает уста их. Здесь он не только увещевает и советует, но и повелевает с силой, приводя о том древний закон. А именно, сказав: 'жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит'. Где говорит об этом закон? 'К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою' (Быт 3:16). Видишь ли мудрость Павла, как он привел такое свидетельство, которое повелевает им не только молчать, но и молчать со страхом, и притом с таким страхом, с каким надлежит безмолвствовать рабе? Потому и сам, после слов: 'не позволено им говорить', не сказал: молчать, но употребил, вместо - молчать, более значащее выражение - 'а быть в подчинении'. Если же они должны быть таковы в отношении к мужьям, то тем более в отношении к учителям и отцам и общему собранию церкви. Но, скажешь, если они не могут ни говорить, ни спрашивать, то для чего им и присутствовать? Для того чтобы слушать, что следует, а о сомнительном узнавать дома у мужей. Потому он и продолжает: 'если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих' (1Кор14:35). Им, говорит, не позволительно в церкви не только самим говорить открыто, но и спрашивать о чем-нибудь. Если же не должно спрашивать, то тем более не позволительно говорить напрасно. Почему же он поставляет их в таком подчинении? Потому, что жена есть существо слабейшее, непостоянное и легкомысленное. Потому он и поставляет им в учители мужей и доставляет пользу тем и другим: жен делает скромными, а мужей внимательными, так как они должны с совершенной точностью передавать женам то, что услышат. Далее, так как у них считалось честью говорить в собрании, он опять доказывает противное и говорит: 'ибо неприлично жене говорить в церкви'; доказывает это сначала законом Божиим, а потом общечеловеческим суждением и обычаем, как поступил он и тогда, когда беседовал с ними о волосах: или, говорил он, 'не сама ли природа учит вас' (1Кор11:14)? И везде можно видеть такой его образ речи, - что он обличает не только божественным Писанием, но и общеизвестными обычаями. Кроме того, он заимствует обличения от согласия всех и от повсюдности заповедей, как делает и здесь: 'разве от вас, - говорит, - вышло слово Божие? или до вас одних достигло?' (1Кор14:36)? Здесь он выражает, что прочие церкви соблюдают тот же закон, и таким образом пресекает беспорядок указанием на нововведение, и делает слова свои более убедительными ссылкой на голос всех. Потому и в других местах он говорил: 'послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви' (1Кор4:17). И еще: 'потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых' (1Кор14:33). И здесь: 'разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?' Т.е., вы не первые и не вы одни верные, но (такова) вся вселенная. Тоже он сказал и в послании к Колоссянам, беседуя о благовествовании: 'которое пребывает у вас, как и во всем мире' (Кол 1:6). Поступает он и иначе, для увещания слушателей, указывая иногда на что-нибудь, как на принадлежащее сначала им и сделавшееся известным у всех. Так в послании к Фессалоникийцам он говорит: 'от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога' (1Сол.1:8). Также к Римлянам: 'вера ваша возвещается во всем мире' (Рим 1:8). И то и другое, и похвала от других и указание на согласие с другими в образе мыслей, может убеждать и ободрять. Потому и здесь он говорит: 'разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?' Вы, говорит, не можете сказать: мы были учителями других и нам не следует учиться у других, или: здесь только утвердилось учение веры и нам не следует подражать примеру других. Видишь ли, как много (доводов) он привел в их обличение? Привел закон, показал постыдность дела, представил в пример прочие церкви. Источник: Гомилия 37 на 1-е послание к Коринфянам Псевдо-Климент. Апостольские постановления Итак, мы не позволяем женщинам учить в церкви, но только молиться и слушать учителей. Сам Учитель наш и Господь Иисус, послав нас двенадцать учить народ и племена, никогда не посылал женщин на проповедь, хотя и не было в них недостатка, ибо были с нами Матерь Господа и сестры Его, также Мария Магдалина и Мария Иаковлева, и Марфа и Мария, сестры Лазаря, Саломия и некоторые другие. Ибо, если бы необходимо было, чтобы учили женщины, то Сам Господь первый повелел бы, чтобы и они вместе с нами оглашали народ. И если глава жены есть муж, то несправедливо, чтобы над главою начальствовало прочее тело. Источник: Книга третья. Феофан Затворник (1815−1894) Жены ваша в церквах да молчат; не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет Поелику речь у Апостола идет все об учении в церкви, то и здесь конечно о том же говорится. Верно, и жены приходили в воодушевление и, опираясь на то, что во Христе Иисусе несть мужский пол, ни женский, вставали в собрании и говорили в назидание всех. Святой Павел находит это неуместным и запрещает, налагая на уста их печать молчания законом повиновения в отношении к мужам Святой Златоуст говорит: 'Обличив беспорядок, происходивший от языков и от пророчеств, Апостол переходит к беспорядку, производимому женщинами, и пресекает неуместное их дерзновение. Здесь он не увещевает, не советует, а повелевает со властию, приводя о том и древний закон. Какой? - К мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет (Быт 3:16). Видишь ли мудрость Павла, как он привел такое свидетельство, которое повелевает им не только молчать, но и молчать со страхом, и притом с таким страхом, с каким надлежит безмолвствовать рабе? - Если же они таковы должны быть в отношении к мужьям, то тем более в отношении к учителям и отцам и общему собранию Церкви. Им должно слушать что следует, а о сомнительном спрашивать у мужей дома'. Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном. Толкование на 1 Коринфянам 14:34 - толкование отцов церкви: https://bible.by/fater/53/14/34/ _______ "...пресекает неуместное их дерзновение": οὐ γάρ ἐστιν ἀκαταστασίας ὁ θεὸς ἀλλὰ εἰρήνης ὡς ἐν πάσαις ταῖς ἐκκλησίαις τῶν ἁγίων αἱ γυναῖκες ἐν ταῖς ἐκκλησίαις σιγάτωσαν οὐ γὰρ ἐπιτρέπεται αὐταῖς λαλεῖν ἀλλὰ ὑποτασσέσθωσαν καθὼς καὶ ὁ νόμος λέγει εἰ δέ τι μαθεῖν θέλουσιν ἐν οἴκῳ τοὺς ἰδίους ἄνδρας ἐπερωτάτωσαν αἰσχρὸν γάρ ἐστιν γυναικὶ λαλεῖν ἐν ἐκκλησίᾳ (Α΄ Κορ.14:35) Автоперевод: Бог не за беспорядок, а за мир, как во всех храмах святых. /Дабы/ женщины в церквях молчали, потому что им не разрешено говорить, но подчинялись, как говорит закон Если узнают в доме, что хотят, то и сами мужчины покрываются стыдом, потому что в церкви говорят женщины (1 Кор. 14:35) Перевод очень сумбурный, естественно, потому что он "авто". "...ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит'. Где говорит об этом закон? 'К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою' (Быт 3:16)": 16. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. (Книга Бытие 3:16) /синодальный перевод/ אֶֽל ־ הָאִשָּׁה אָמַר הַרְבָּה אַרְבֶּה עִצְּבוֹנֵךְ וְהֵֽרֹנֵךְ בְּעֶצֶב תֵּֽלְדִי בָנִים וְאֶל ־ אִישֵׁךְ תְּשׁוּקָתֵךְ וְהוּא יִמְשָׁל ס ׃ ־בָּֽךְ Автоперевод: Он сказал женщине: 'Много саранчи, гнев твой, и гнев твой родит сыновей, и мужу твоему тоска твоя, и он насытит тебя'. Или: К женщине сказал: в преумножении тяжести беременности изнуряющей рождаешь детей, к мужу влекома, он хозяйствует. Почему женщине нужно подчиняться в церкви? Потому что легкомысленна? Пустоумными бывают и мужчины. Да, допустим, женщине свойственно "болтать", такая психология, но в церкви она будет болтать, пустоловить, перебивая священника, ведя себя бескультурно... (?) Такой строгий запрет апостола, что толкователи ее прямо в рабыни определили, рот ей затыкая в стенах церкви, перед Богом. На самом деле суть в том, что женщина по природе роженица, мать, а в стенах церкви каждый - перед Богом - ощущает себя словно дитя... Посему, не надо догружать это ощущение еще и тем, что будут слышимы вибрации и тембр женского голоса в стенах церковных, который непроизвольно и глубоким отголоском памяти будет возвращать в детство, в беспомощность. Посему, вполне логично и здравомысленно, что если у нее есть что сказать собранию, пусть скажет священнику, а он озвучит с кафедры, подметив, что данные слова от Имярек (такой-то). Есть вопросы, пусть спросит мужа дома, тот, не сможет если пояснить, поинтересуется на собрании потом (от ее имени как бы), и она не останется без пояснений. Это сложно понять, но женский голос в атмосфере церковной действительно не должен звучать. Потому что из детства у всех в памяти материнский крик раскатывающийся по двору из окна: "Домой!" Или как-то еще, глубоко памятно сие. И вот в церкви, и вот перед Богом, во всем духовном приличии, так сказать, духовном присутствии, со всей внимательностью и почтением, стараясь держать взрослую осанку, ибо в душе может происходить волнение от соприкосновения с великой тайной Жизни, коя в Боге, и человек перед Ним... средь церковных стен, в величии вечных истин святых, данных свыше Священным Писанием, скрепленных Церковью святой в душах людских, страждущих божественного Причастия, отвержения от греха, человечьей слабости, где-то еще детской наивности при встрече с высшей реальностью, Божием словом, глаголящем великое, испытывая душу каждого, каждой... Духом всеблагим и вечным в потоке секунд собранных здесь единым биением истинно верующих сердец в миг присутствия и гармонии подле Божия престола... "Домой!.. иди обедать!" - всколыхнулось глубоко в памяти... Женский голос в церкви, она обращается к священнику... с вопросом... Говорит еще... и еще... (ОСТАНОВИТЕ ЕЕ! ЕЕ ГОЛОС РУШИТ СТЕНЫ ЦЕРКВИ!) Вот и вся суть апостольского сего установления. 5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. (Первое послание к Коринфянам 11:5) Волоса для женщины являются тем, чем она украшает себя. Итак, она пришла в церковь, держа голову открытой, с мыслями... о Боге? Или о том как понравиться мужчине? 10. Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над нею], для Ангелов. (Первое послание к Коринфянам 11:10) ἀνὴρ μὲν γὰρ οὐκ ὀφείλει κατακαλύπτεσθαι τὴν κεφαλήν εἰκὼν καὶ δόξα θεοῦ ὑπάρχων ἡ γυνὴ δὲ δόξα ἀνδρός ἐστιν οὐ γάρ ἐστιν ἀνὴρ ἐκ γυναικός ἀλλὰ γυνὴ ἐξ ἀνδρός καὶ γὰρ οὐκ ἐκτίσθη ἀνὴρ διὰ τὴν γυναῖκα ἀλλὰ γυνὴ διὰ τὸν ἄνδρα διὰ τοῦτο ὀφείλει ἡ γυνὴ ἐξουσίαν ἔχειν ἐπὶ τῆς κεφαλῆς διὰ τοὺς ἀγγέλους πλὴν οὔτε γυνὴ χωρὶς ἀνδρὸς οὔτε ἀνὴρ χωρὶς γυναικὸς ἐν κυρίῳ (Α΄ Κορ.11:7-11) Автоперевод: Ибо мужчина не должен покрывать свою голову, и существует слава Божия, а женщина есть слава мужчине не потому, что он мужчина от женщины, но женщина от мужчины, и потому что мужчина был не создана для женщины, но женщина для мужчины, поэтому женщина имеет власть над главой Ангелов, но ни женщина без мужчины, ни мужчина без женщины в Господе (1 Кор. 11:7-11) Итак, "поэтому женщина имеет власть над главой Ангелов": власть разума над головой своей, над своими чувственными чудачествами, кои следует урезонить при походе в церковь. Тут смысл донельзя прост. А то что в синодальном переводе, видимо, относимо к "живому уроку". А то что в толкованиях... также к "активной проповеди", только надо все-таки понимать, что это перебор: "пресекает неуместное их дерзновение". Если у человека имеется интерес познавательный, и этот интерес, в таком случае, духовен, то кто же может заграждать уста? И суть в том, - если смотреть по существу, - что женский голос в церкви должен быть тих, или не звучать совсем, по причине, что она мешает тембром своего голоса вести службу, она мешает Богу присутствовать в умах и сердцах верующих, ибо женский тон голоса по-любому будет влиять памятно как "материнское присутствие" рядом с человеком в его/ее детстве (это ж касается и самих женщин), и он/а стоит, держась за руку мамы... А в церкви нужно держать за руку - Бога. Голос же мужчины (из детских памятных впечатлений) это голос отца, наставителя, он совместим тут с голосом священника; голос же матери это то, что зовет к столу обедать, это то, что вытирает нос над умывальником, это то... что возвращает в детство. Перед Богом? Недопустимо. Потому что в детском сознании - мечты аляповатые, во взрослом - ответственность за себя, свои поступки, свою жизнь. Во взрослом - покаяние и прощение грехов. Во взрослом становление во Христе - духом и силой разума. А как же... 14. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. (Св. Евангелие от Матфея 19:14) 3. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; 4. итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; 5. и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает. (Св. Евангелие от Матфея 18:3-5) ВООБЩЕ ПРОСТО. Самое сильное желание, стремление ребенка - вырасти, личностно стать взрослым, большим, значительным. Просто: полезным и себе и людям, по-взрослому полезным. Посему, кто не умалится как дитя, не войдет в Царствие Небесное. А кто умалится как дитя, больше в Царствии, ибо постоянно и сильно в стремлении роста (духовного). И кто принимает такое дитя (как образец духа для себя), тот принимает высшую Истину, то есть, Христа. Не зря тут сказано "одно такое дитя", потому что можно принять и двух... и трех... усиливая стремление в себе возрасти в духе.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"