Рыцари кинжала и яда
|
|
Большинство авторов ведут себя в своих сочинениях так, как светские люди за беседой: занятые только тем, чтобы нравиться. Они мало заботятся о том, как достигнуть этого - ложью или истиной.
Клод Адриан Гельвеций
|
Ассасины... Бесшумные ниндзя, выходящие на охоту ночью и разящие одним ударом. Наемные убийцы, любимое оружие которых - отравленный клинок. Одна из самых популярных страниц истории, учителя тамплиеров. Кем они были на самом деле?
Лишь в XX столетии начались серьезные исследования истории ассасинов, попытки пролить свет на темное пятно в летописях исламского мира. Ученые смогли прорваться сквозь паутину времени, расплести клубок событий, свидетельств и донести раскрытую тайну до нас.
История ассасинов весьма увлекательна и насыщена интригами, войнами. Она заслуживает отдельной статьи, здесь же мы уделим внимание мифам о неуловимых мстителях.
В начале был Мухаммед
Да где же, в конце концов, это начало начал?!
Владимир Семенов
Появлению ордена ассасинов предшествовали три религиозно-политических раскола в мусульманском мире. Отправной точкой истории ордена следует считать смерть исламского Христа - Пророка Мухаммеда.
Ирония судьбы: Мухаммед сплотил арабские племена, пресек междоусобицу; он же стал причиной дробления арабов и многовековой кровопролитной борьбы между ними. Дело в том, что перед смертью он не назвал преемника. Кто достоин этого звания, мнения разделились. Одни прочили Абу Бакра, который вел проповеди во время болезни Пророка. Другие - двоюродного брата и зятя умершего, Али ибн Талиба. Так единый мусульманский мир раскололся на две партии: суннитов ("людей Сунны и общины") и шиитов ("шиат Али"). Нам кажется такой ход дела привычным, но не следует забывать, что империя Мухаммеда - теократическая. Оппоненты правящей партии - не только политические враги, но и религиозные, считай, еретики. Как относились к неверным в Средние века, думаю, напоминать не стоит.
Суннитов оказалось большинство - мусульман возглавил Абу Бакр, но и приверженцы Али не испарилась. Они выбрали собственного правителя - имама. На протяжении многих веков между партиями шла неугасимая борьба. В ходе нее были убиты дочь и внук Пророка. Сила была на стороне суннитов. Чтобы выжить, один из вождей шиитов разработал учение такийя. Шиит мог скрывать истинные верования, дабы не подвергать жизнь опасности, и это не считалось грехом. Скрытность, притворство облегчало задачу шиитским агентам, и шиизм разрастался у суннитов под носом. Такийя позднее сыграло значительную роль в миссии ассасинов.
| Низариты были вынуждены маскироваться среди людей |
|
Положение шиитов усложнилось вторым расколом. Седьмой имам вопреки правилам назначил наследником не старшего сына - Исмаила, а младшего. Часть шиитов возмутилась, и не признала нового правителя, как и пятерых последовавших за ним. Их называли седмичниками или исмаилитами. Остальные же стали именоваться шиитами-двунадесятниками или дюженниками, по числу имамов.
Так как исмаилитов было меньшинство, они действовали тайно. Проповедали в основном в сельской местности - местах, отдаленных от правительства. Миссионеров называли даи. Они не проповедовали массам, ведь к каждому человеку нужен индивидуальный подход. Сначала надо заронить сомнение в правильности веры слушателя. Затем доказать истинность исмаилизма. Даи были хорошими философами и психологами, поэтому путь к сердцу ученика обычно находили.
Существовало Девять Ступеней Мудрости, по которым предлагалось пройти исмаилиту. Дошедшие до шестой могли стать даи, но большинство исмаилитов выше второй не поднимались. На первоначальных ступенях исмаилизм мало чем отличался от ислама. Чем дальше шел ученик, тем больше постигал "тайные знания". Кто доходил до конца, тот устанавливал для себя законы сам. Коран терял былое значение, был всего лишь сборником мудростей.
Таким образом, исмаилизм представлял собой ассорти из философии, эзотерики, гностицизма, греческого неоплатонизма, индийского мистицизма и суфийского оккультизма, а его призыв - найти истину через просветление, путем обретения тайных знаний. Тяга к "тайным знаниям" перешла и к группировке, породившей легендарный орден убийц, - низаритам.
В 909 году в Северной Африке у исмаилитов появилась собственная империя - Фатимидский халифат. В XI веке он погряз в непрерывных войнах. Реальная власть перешла в руки военных, халиф был марионеткой главнокомандующего. В 1094 году умер халиф ал-Мустансир. Как и полагается, он передал власть старшему сыну, Низару, но главнокомандующему было выгоднее правление младшего. Молодой, неопытный, он мог стать послушной игрушкой в руках диктатора. Военный объявил халифом юношу, а попытавшегося поднять восстание Низара казнил.
Многие исмаилиты не признали нового правителя. Оппозиционные группировки росли, как грибы после дождя. К ним относятся и низариты. Последователи погибшего принца спасли его сына, вывезли из страны. Они даже и не думали, что скоро будут держать весь исламский мир в страхе.
Аламутское государство
Мы должны убивать неверных по велению Аллаха Всевышнего, ибо неверный более змея, чем змея.
Насир-и-Хосров
Низаритов возглавил даи Хасан ас-Саббах. Некогда он был суспензорием Низара, но повздорил с главнокомандующим. Пришлось Египет покинуть. Даи отправился в Персию, где его привлекли горы Дейлема - северная область страны у Каспийского моря. Там жили независимые горцы. В то время халифат суннитов опирался на могущественную империю тюрков-сельджуков. Горцы ненавидели иноземных захватчиков. Обратить племена в исмаилизм оказалось делом довольно простым.
| Хасан ас-Саббах |
|
В странствиях по Дейлему ас-Саббах наткнулся в долине гор Рудбар на неприступную крепость Аламут. Он сразу оценил ее стратегическую важность и решил захватить.
Легенда гласит, что ас-Саббах предложил правителю замка три тысячи золотых динаров за землю, которая поместится в бычьей шкуре. Князь согласился. А кто на его месте поступил бы иначе? Но Хасан оказался хитер, как лис. Он приказал разрезать бычью шкуру на тонкие полосы и связать их вместе. Таким образом, бычья шкура охватила всю крепость.
С этих пор Хасан ас-Саббах не покидал замок. Он работал над доктриной низаритов, руководил революционной деятельностью, изучал науки, как точные, так и мистические, в то же время вел исключительно набожный и аскетичный образ жизни. Того же требовал и от своих последователей.
В 1094 году Хасан стал верховным даи Персии. Вскоре пришла весть о смерти Низара. Хасан принял беглого сына принца и воспитал. Аламут стал главной штаб-квартирой низаритов, ас-Саббах - их лидером.
Он объявил о создании Аламутского государства и отменил на подвластных ему землях сельджукские налоги. После этого Хасан занялся наведением хороших дорог, системы орошения полей, фортификационных сооружений. Следует отметить, организация обороны Аламута опередила эпоху на несколько веков.
В Аламут приглашались поэты, ученые, алхимики и специалисты различных областей. Агенты Хасана скупали со всего мира редкие тексты, хранящие "тайные знания". За свою жизнь ас-Саббах собрал огромное количество трудов философов, трактатов исмаилитов, мистических книг. К сожалению, библиотека Аламута была сожжена монголами. По этой причине о низаритах известно мало. Ученые располагают лишь суннитскими источниками, от которых не следует ждать объективной оценки и чистой правды.
В истории Аламут омрачен ореолом гнезда ассасинов, когда являлся центром просвещения мусульманского мира. Крупнейшим и на протяжении долгого времени единственным. Как же так получилось, что ученые превратились в демонопоклонников, богоотступников и безжалостных убийц?
Как известно, злое запоминается лучше. Если же оно сопряжено с тайной, скрытностью, то людская молва опутает его еще большими грехами.
Миссионерскую деятельность низаритов венчал успех. Деревня за деревней, замок за замком примыкали к владениям ас-Саббаха. В ход шло все: подкуп, хитрость, склонение на свою сторону через обращение населения или гарнизона в исмаилизм, вооруженное нападение. В результате карта Аламутских земель напоминала коровью шкуру: отдельные области посреди вражеского государства.
Набирающие мощь низариты не могли оставаться незамеченными. Сельджукский султан Малик-шах почуял опасность и снарядил две экспедиции: в Аламут и в Кухистан. Несмотря на небольшой гарнизон, осаду выдержали обе крепости. Хасан не зря выбрал Аламут центром своего государства. Крепость была неприступна для прямых атак. Изнурить же ее защитников голодом не получилось, так как по ночам местное население контрабандой доставляли осажденным пищу.
Тюрки не могли снести поражение, и визирь Низам ал-Мульк устроил во всех городах империи охоту на исмаилитов. Хасан ас-Саббах пришел в гнев. Со стен крепости до низаритов донесся его крик: "Кто убьет этого шайтана, тому обеспечен Рай!" Приступ ярости прошел, но слово не воробей. К ас-Саббаху явился Бу Тахир Аррани. С фанатичным блеском в глазах он заверил Хасана, что расправится с визирем.
18 октября 1092 года, во время праздника Рамадан, один из носильщиков шатра Низама вонзил в грудь визиря кинжал. Убийцу тут же задушили телохранители, но было уже поздно - визирь скончался. Интересно, что существует легенда, согласно которой ас-Саббах и ал-Мульк учились вместе. Поссорившись, Хасан поклялся убить Низама. На самом деле такого быть не могло ?из-за немалой разницы в возрасте.
Султан был взбешен вестью о смерти визиря. Малик-шах приказал армии собираться в поход и поклялся, что не вернется без головы Хасана. В ночь перед выходом войска, султан то ли умер от желудочной болезни, то ли был отравлен. Так или иначе, поход не состоялся.
Успех Аррани и своевременная смерть Малик-шаха заставили Хасана задуматься. Он понимал, что его войско несоизмеримо мало по сравнению с сельджукской армией. Открытое противоборство немыслимо. С другой стороны, к чему проливать лишнюю кровь, если зачастую проблему можно решить смертью одного человека?
Политические убийства известны еще со времен Пророка, но лишь Хасан довел их до совершенства, поставил на конвейер.
Шахидов древности называли фидаинами, значительно позже - ассасинами. Их жертвами становились известные лица, ведущие антиисмаилистскую пропаганду: военачальники, князья, халифы. Фидаины могли годами жить бок о бок с "мишенью", а потом наносили удар. Подобные методы оказались эффективными, но была у них и обратная сторона. Убийцы наводили страх не только на феодалов, но и на простой народ. Людей, которые тебя боятся, сложно убедить в праведности своей цели, истинности веры.
Но поначалу число исмаилитов быстро росло. В Кухистане и Исфахане низаритские вожди собирали с жителей налоги, хотя земли принадлежали империи сельджуков. Фидаины одного за другим убивали лидеров конкурирующих религиозных сект. Они нападали даже в мечети во время молитв! Знатные люди боялись выходить на улицу без доспехов под одеждой.
Сунниты и сельджуки то и дело снаряжали походы на Аламут и другие низаритские крепости, устраивали в городах Ирана избиение исмаилитов. Но от сорняков не так-то легко избавиться.
Шпионская сеть ас-Саббаха ширилась. В конце XI века он начал отправлять даи и фидаи в Сирию. В 1121 году трое фидаинов расправились с убийцей Низара и тем самым свергнули военную диктатуру в Фатимидском халифате. На радостях халиф пригласил Хасана назад, ко двору, но визирь воспрепятствовал этому. Шиит-двунадесятник, он не мог допустить усиления врага. Оклеветал Хасана, якобы тот собирается убить халифа. Каир вдруг закрыл границы для въезда, а в самом городе начались массовые аресты низаритов и подозреваемых в какой-либо причастности к ним. В списке врагов ас-Саббаха стало на одного больше.
Хасан ас-Саббах так и умер затворником, в Аламуте. Случилось это 23 мая 1124 года. К его могиле стекались паломники-низариты, пока в 1256 году ее вместе с замком не разрушили монголы.
| Осада Аламута |
|
На протяжении девяти столетий противники Хасана приписывали ему всякие мерзости. Преданность и любовь, которую питали к нему фидаины, объясняли гипнозом. На самом деле причина проста: образ жизни и сила личности лидера. Хасан ас-Саббах являлся для низаритов чистейшей и ближайшей ступенью на пути к скрытому имаму.
Превзойти вдохновенного и харизматичного основателя не удалось никому из его преемников. Однако в отличие от других мусульманских династий аламутская не знала внутренней борьбы за власть, все лидеры считались неоспоримыми и уважаемыми, сколь разными ни были. Низариты остались сплоченным, единым сообществом, осознающим свою исключительную миссию.
Тем не менее Аламутская держава слабела. Нападки врага становились чаще и проливали крови больше, чем раньше. Смерть одного порождала появление нового. Развязалась война с хорезмийцами, потом с Гуридами. Сунниты наращивали мощь, Аламут же раздирали внутренние конфликты. Когда в 1252 году войско Чингисхана вторглось в земли Аламута, это было началом конца.
Монголов возглавлял внук Чингисхана - Хулагу. 19 ноября 1256 последний правитель Аламута - Хуршах - счел бесполезным сопротивляться огромному войску и вместе с семьей и сокровищами явился во вражеский лагерь. Он сопровождал Хулагу в дальнейших походах, чтобы склонять поданных к добровольной сдаче крепостей.
В декабре был сдан Аламут. Монголы сожгли его библиотеку, содержащую множество ценных трудов, крепость же срыли, как и другие замки низаритов. Завоеватели не щадили никого: ни женщин, ни детей. Казалось, они твердо решили стереть низаритов с лица земли.
Несмотря на геноцид, небольшой группе низаритов удалось спастись. Они бежали в Азербайджан, в область верхнего течения Окса. Среди них был и сын Хуршаха - Шамс ад-дин Мухаммед. В страхе за свою жизнь низариты жили в условиях строжайшей такийи, не раскрывались даже перед приверженцами их веры. Многие перешли в другие мусульманские группировки, но общине все же удалось сохранить свое учение и донести его до наших времен.
Сирийские ассасины
"Да будет свет!" - Господь провозгласил.
"Да будет кровь!" - провозгласили люди.
Война вредит и кронам, и корням.
Д. Байрон
| Крепость Масьяф |
|
Топография Сирии, равно как и Ирана, послужила разделению народов на обособленные племена со своей религией, своими устоями, что облегчало их обращение в новую веру. Сирийские низариты, как и аламутские, выбирали горы, изолированные ими долины для возведения или захвата крепостей. Сирия, как и Персия с Ираном, терпела власть иноземных захватчиков - тюрков-сельджуков. В то же время здесь присутствовала весьма сильная исмаилистская община. Следует не забывать, что именно в Сирии объявился скрытый имам и основал Фатимидский халифат.
Местные правители низаритов назначались из Аламута. Их миссия начала приносить плоды, когда умер правитель Сирии и страна распалась на постоянно соперничающие друг с другом княжества.
В 1097 году в Палестину вторглись крестоносцы. Фатимиды против них оказались бессильны, что низариты использовали в своих целях. Многообещающие проповеди о скрытом имаме дарили надежды, но особым успехом не пользовались. Низариты для местного населения являлись такими же чужаками, иноземцами, как и захватчики. Прошло не меньше полувека, прежде чем низариты прочно обосновались в Сирии.
Сначала столкновения низаритов с крестоносцами имели для первых печальный исход. Они теряли людей и владения. Несмотря на это именно с помощью низаритов правитель Алеппо, одного из важнейших княжеств Сирии, прогнал европейцев из ряда крепостей, что не удалось остальным сирийским князьям.
Смена правителей и охота на исмаилитов помешала низаритам укрепиться в крупных центрах Сирии. Пришлось уходить в горы, где удалось захватить несколько замков. Главным среди них был Масьяф. Правда, он имел неудачное расположение. Неподалеку находились замки госпитальеров.
Низариты и крестоносцы не раз соединялись в союз, не реже вступали и в открытую борьбу друг с другом. Все зависело от политической обстановки: кому выгоднее было помогать.
В 1152 году жертвой фидаи впервые стал европеец, а именно граф Триполи, Раймунд II. Тамплиеры организовали карательный поход, в результате которого низаритов обязали выплачивать ежегодную дань в две тысячи золотых.
Знакомство тамплиеров с низаритами не прошло бесследно. Рыцарский орден многое перенял у мусульманской секты. К примеру, многоступенчатость посвящения и его тайность, которая после стала предметом для мистических выдумок. Тамплиеры увлекались дуализмом, Каббалой и прочими "тайными знаниями". Орден стремился к мировому господству и вел подрыв изнутри враждебных Сиону институтов. Даже цвет одежд одинаков: белый с красным! И судьба: история тамплиеров покрыта черной мистической ложью.
Огромный вклад в усиление сирийских низаритов вложил вступивший во власть в 1162 году вождь Рашид ад-дин Синан. После Хасана ас-Саббаха он самый известный и выдающийся лидер низаритов. Именно его крестоносцы прозвали Старцем Горы.
Многие сирийцы считали Синана чуть ли не Богом во плоти. Ему приписывали силу исцеления, ясновидение, телепатию и телекинез. Он был известен познаниями в астрологии, алхимии и магии, верил в реинкарнацию. Его никогда не видели пьющим или принимающим пищу. Как ни о ком другом из лидеров низаритов, о Синане сложено множество легенд, часть которых легла в основу рассказа об ассасинах Марко Поло.
Рашид ад-дин не имел телохранителей. Его охраняли харизма и сила личности. Синан в отличие от аламутских правителей не имел постоянной штаб-квартиры, переезжал из одной в другую. Это не позволяло наместникам расслабляться, они были вынуждены постоянно сообщаться друг с другом, быть бдительными. Согласно Вильгельму Тиркскому, число подданных Синана колебалось около цифры в шестьдесят тысяч.
Возглавив низаритов, Синан встретился с целой колодой врагов: крестоносцы, суннитские черносотенцы, нусейриты, Зангиды, стремившийся воссоединить весь исламский народ Салах ад-дин. Если допустить союз врагов, низаритам конец.
На протяжении всего правления Синан вел тонкую политическую игру, искусно лавировал между противниками. Он заключал перемирие то с одними, то с другими. Тамплиерам Синан продолжал платить дань, ограждая таким образом низаритов от нападения крестоносцев.
Рашид ад-дин добился мирных отношений как с франками, так и с суннитами. Он правил независимо от Аламута. Низариты представляли собой третью силу в Святой Земле. От нее зачастую зависел силовой перевес суннитов и крестоносцев.
| Низариты и крестоносцы не раз сталкивались на поле боя |
|
В 1192 году Рашид ад-дин Синан умер. Сирийцы построили ему святилище и продолжали чтить. Они верили, что Синан, подобно Махди (месии), не умер, а перешел в скрытое состояние и однажды вернется. Последовавшие за ним вожди не были столь выдающимися и вновь подчинились Аламуту.
В 1256 году Аламут пал, за ним халифат суннитов, и вот монголы уже в Сирии. Мощь низаритов улетучилась. Они не могли оказать достойного сопротивления. Но нашлась другая сила, которая уже прогнала одних захватчиков - крестоносцев. Мамелюки - тюркские невольники под предводительством Бейбарса вынудили монголов повернуть назад.
Интересно, что большая часть мамелюков состояла из славян и кипчаков (половцев). В старинных египетских летописях не раз встречаются странные для арабов имена: Иван-бей, ибн Василий.
В средние века монополия на работорговлю принадлежала евреям. Они же поставляли невольников и мусульманам. Нанимали конные отряды татар, чтобы те нападали на русские села и захватывали живой товар. Потом рабов переправляли по Волге и ее притокам, через Золотую Орду в Европу и Азию.
Славянин ценился выше тюрка. "Если нет славянина, то берут в услужение тюрка", - писал Аль-Хваризми (Хатима, IV, стр.116).
Сохранились легенды, в которых побившие крестоносцев и монголов мамелюки возвращались на Родину: Рязанщину и Тамбовщину. Они забирали родственников, а порой целые деревни, с собой в Святую Землю, где стали правящим классом.
Изгнав иноземных завоевателей, Бейбарс стал правителем Сирии. Он подчинил сирийских низаритов, наложил на них дань и с тех пор сам назначал правителей общины. Низариты пытались подготовить заговор, но Бейбарс узнал о нем и снарядил поход в горы. После этого все замки управлялись наместниками Бейбарса. На этом историю сирийских ассасинов можно считать законченной.
Правда, Бейбарс в отличие от монголов не стал пытаться стереть низаритов со страниц истории. Они продолжали существовать как его поданные. Утверждают, что в дальнейшем египетские правители зачастую прибегали к услугам фидаинов, тем самым превратив убийство в ремесло. К этому не следует относиться серьезно, так как нет тому доказательств.
"Черная легенда"
Ложь обойдет полсвета прежде, чем правда успеет надеть башмаки.
Английская пословица
Когда в Сирию вторглись крестоносцы, они столкнулись с местными низаритами, как и с рассказами об их убийцах. Результатом такого знакомства стало множество мифов, которые надолго сокрыли от нас истину. Попробуем же отделить зерна от плевел.
Миф 1. Отбор ассасинов
По легендам, Хасан ас-Саббах рекрутировал в армию смертников юношей от двенадцати до двадцати лет. Некоторые источники говорят, что это были и вовсе дети. Одни утверждают, что будущих убийц похищали из родных домов. Наиболее же распространенный вариант: некая система отбора.
Желающие вступить в ряды фидаинов собирались перед стенами замка и ждали, когда их впустят. Ворота могли не отпирать пару дней или даже недель. Таким образом, отсеивались самые нетерпеливые и неуверенные в своем выборе стать ассасином. Тех, кто оставался, впускали во двор - не дальше.
Голодные, уставшие, незащищенные от снега и дождя юноши снова проходили испытание временем. Порой появлялись действующие члены секты и глумились над новобранцами вплоть до избиения. Если кто-то не мог продолжать физически или просто не в силах был терпеть издевательства, он просто уходил. В итоге, оставались самые стойкие и сильные духом. Из нескольких сотен до конца доходили хорошо если с десяток юношей.
Прошедших отбор мыли, переодевали в чистые одежды, кормили и посвящали в орден, но перед этим предупреждали: когда им откроют тайные знания, пути назад не будет, в случае предательства - смерть. То есть в очередной раз давали шанс вернуться к нормальной жизни.
Итак, ничего фантастического мы не видим. Вполне похоже на правду. Все же сомнения всплывают. Дело в том, что ни в одном труде суннитского или шиитского историка о фидаинах как об отдельной организации не упоминается, равно как и об их отборе. Никакого спецотряда не существовало. На убийство могли послать любого низарита, преданного правителю Аламута.
Миф 2. Обучение ассасинов
| Ассасины были людьми просвещенными |
|
После обряда посвящения и принятия обета молчания неофит проходил тяжелое обучение. Из него готовили эдакого японского ниндзю. Ассасин должен был владеть всеми распространенными видами оружия, прекрасно разбираться в ядах, быть обучен восточным единоборствам. Прозелиты часами сидели или стояли, прижавшись спиной к крепостной стене. Ливень или град, зной или стужа, гроза или шторм, ученик должен был оставаться неподвижен. Так вытачивались сила воли и терпение. Ведь настоящий ассасин минуту для нанесения смертельного удара мог выжидать годами!
Удивительно, что в новичках взращивали то, чем они смогли заслужить место среди "людей горных крепостей". Это как велосипед изобретать. Зачем ассасинам восточные единоборства и знание целого арсенала оружия? Они всегда убивали кинжалом. Его можно спрятать в многочисленных складках одежды, пронести мимо стражи, он легок и позволяет действовать быстро. Рукопашная борьба так же не имеет смысла. Ассасин не дрался за свою жизнь. А яды? За редким исключением, в использовании отравляющих веществ фидаинов никогда не подозревали.
К числу навыков ассасинов относят также актерское мастерство и травестию - искусство маскировки. Каждого фидаи готовили для конкретного региона. В зависимости от него юноша изучал тот или иной язык.
Фидаинам в самом деле приходилось действовать в разных странах, представать перед жертвой в различных ипостасях: монаха, нищего, дружинника, суфия, слуги и так далее. Зачастую требовалось месяцами, если не годами выжидать удобный момент. Без знания местного наречия и слияния с обозначенной ролью здесь не обойтись.
Другое дело, что фидаи не мог готовиться заранее к убийствам в определенном регионе. Лидеры Аламута не имели ни расписания, ни оракула, чтобы предугадать, кого судьба вынудит убрать с дороги.
В обучение ассасинов, конечно же, входили и духовные наставления, уроки. Они заставляли отвергнуть прошлую веру и принять новую за истину. Низаритские вожди обычно проявляли себя как искусные ораторы и философы. Неудивительно, при их стремлении к наукам.
Упомянув о ядах, мы затронули следующий миф об ассасинах.
Миф 3. Отравленный клинок
Бытует мнение, что фидаины пропитывали лезвия кинжалов токсинами. Рассмотрим эту версию на примере одного из убийств.
Как-то двум ассасинам поручили убить могущественного европейского князя. Подобраться к жертве казалось невыполнимой задачей: телохранители не отходили ни на шаг. Тогда убийцы решились на хитрость. На протяжении двух лет они притворялись христианами. Благо, такийя позволяла. Ходили в тот же собор, что и князь. Молились, соблюдали посты, жертвовали собору неплохие суммы. В общем, убедили всех, что являются ярыми католиками. Они стали такой же неотъемлемой частью собора, как аналой или сам проповедник. Охрана перестала обращать на них внимание.
Настал решающий день. Во время молитвы один из ассасинов напал на князя, но охрана среагировала вовремя. Вельможа получил лишь ранения в руку и в плечо. Воспользовавшись суматохой, второй фидаи нанес удар кинжалом в сердце. Убийц казнили, но миссия была выполнена.
Итак, мы видим, что второй фидаи подверг свою жизнь опасности, когда первый, казалось бы, выполнил задание. Если кинжал убийцы сочился ядом, князю для встречи с Богом хватило бы и ран. Но напарник ассасина открывается и наносит контрольный удар.
Достоверность истории неизвестна, но она схожа с остальными сценариями убийств. Фидаи часто наносили несколько ударов. К примеру, первой жертве фидаинов - визирю Низаму ал-Мульку - не менее трех. Зачем? Если бы кинжал был отравлен, хватало бы и пореза на пальце.
| Рашид ад-дин Синан |
|
Миф 4. Старец Горы
В европейских легендах об ассасинах сирийского вождя низаритов Рашида ад-дина называют Старец Горы. Сомнительно, что сами низариты именовали так своего лидера. Тем более эквивалента титулу в арабском языке того времени не существовало. Возможно, крестоносцы слышали уважительное обращение "шайх" ("шейх") и неверно истолковали его. "Шайх" означает "господин", "мастер", "наставник", но имеет и другое значение, вторичное: "старший", "старейшина", "старец". Именно его и ввели в употребление рыцари. Правда, непонятно, как крестоносцы связали "шайх" с горой.
Миф 5. Райский сад
Перед заданием ассасина усыпляли с помощью гашиша и переносили в тайный сад при крепости. Юноша пробуждался и видел соблазнительных гурий, реки вина, молока и меда - искусную имитацию Рая из Корана. Дав соприкоснуться с мечтой любого верующего, ассасина снова усыпляли наркотиками и возвращали в замок. Там лидер низаритов убеждал юношу, что тот был действительно в Раю. Врата небес снова откроются, если фидаи выполнит задание. По этой причине ассасин обычно не пытался бежать с места преступления и умирал с улыбкой на устах.
При Хасане ас-Саббахе в Аламуте был строгий порядок. Если сунниты погрязли в пьянстве и педерастии, то ас-Саббах не пощадил даже собственного сына, когда того оклеветали в распитии вина. Правда, Марко Поло - автор легенды о райском саде - рассказывал об ассасинах седьмого лидера низаритов - Ала ад-дина, который не чурался любви к спиртному и мужчинам. Собственно, он и умер от руки оскорбленного любовника.
Тем не менее сады низаритских крепостей слишком малы, чтобы вместить в себя описываемый Поло Рай. К тому же в подобную сказку можно поверить только в замутненном разуме: под действием алкоголя или опиума. Об этом чуть позже.
Легенда о райском саде придумана для того, чтобы объяснить поразительную преданность ассасинов низаритскому вождю. Сейчас не каждый хорошо знаком с исламом. В те же времена необразованные крестоносцы знали и того меньше. Пойми они веру арабов, готовность ассасинов умереть не казалась бы столь дикой и фантастической.
Имам для шиитов - это посредник между народом и Аллахом, его уста, из которых льется истина. Только имам обладает тайным знанием. Только он заступится за верного ученика в Судный день и откроет ему врата в Рай. Лидер же Аламута - это скрытый имам.
Уместно упомянуть и смерть Хусейна, внука Пророка. Его зверски убили сунниты. Сторонники Хусейна чувствовали себя виноватыми, так как не смогли помочь в нужную минуту. Так в шиизм вплелись чувства искупления, самопожертвования и мученичества, которые впоследствии передались и ассасинам.
Вспомним и джихад - распространение веры путем "священной войны", борьбы с еретиками. Погибнув за веру, мусульманин обретает Рай. Так говорит Коран, в котором записаны слова Пророка: "Рай покоится в тени мечей".
Погибшие во имя веры или за имама получали статус мученика, тождественный статусу праведника. Их имена хранились в крепостях низаритов, записанные в мартирологи ("Списки почета"). Не зря существует легенда о матери фидаи, которая узнала о смерти сына, выполнившего задание. Она возрадовалась, казалось бы, печальной вести. Когда же сын вернулся живым, оделась, точно на похороны.
Описывая легенду о райском саде, мы коснулись, пожалуй, самого главного мифа об ассасинах.
Миф 6. Употребление гашиша
Существуют споры о происхождении слова "ассасин". Большинство ученых склоняются к тому, что французские assassins - это исковерканный вариант "хашишийа". Он означает человека, употребляющего "хашиш" - арабское название продукта, получаемого из индийской конопли. Европейское происхождение "ассасинов" подтверждает и то, что у арабов слово "ассас" означает "защитник, покровитель", но никак не "наемный убийца".
| Долгое время ассасинов считали наркоманами |
|
Впервые термин "хашишийа" встречается в антинизаритском трактате 1123 г. Как раз в XII-XIII вв. в Сирии и других мусульманских странах о гашише узнали не понаслышке. В начале XIII в. выпускаются различные трактаты о вредном воздействии гашиша на человека, о его деградации как личности, что приводит к неспособности соблюдать предписания Корана. Таким образом, наркоман представлялся низшим классом, чернью, а главное - еретиком, что заслуживало наказания.
В домонгольских трудах мусульманских историков низаритов часто называют "батинийа", "мухидуны" или "малахида" ("еретики"). Лишь несколько раз проскакивает слово "хашишийа". Учитывая контекст, следует полагать, что авторы имели в виду не "наркоманы", а нечто среднее между "чернь" и "голодранцами" или просто "еретики". "Хашишийа" несло метафорический смысл, указывало на презрение к низаритам. Об употреблении ими "травки" не писалось ни в одном источнике.
Даже если не вдаваться в тонкости перевода древних летописей, бред мифа о гашише очевиден. Каково воздействие этого наркотика на организм человека? Как при алкогольном опьянении, рефлексы и ощущения притупляются, координация движений ухудшается, появляются сонливость, апатичность, медлительность. Разве наркотически зависимый человек может годами выжидать момент для нападения, здраво мыслить, обманывать, действовать молниеносно и наносить точные удары? Да и строгое воспитание не позволяло фидаинам употреблять наркотики. Когда провозгласили Кийяму, некоторые ее поняли как полную свободу. Погрязли в пьянстве и разврате. В результате Рашид ад-дин Синан вырезал их всех.
Ислам, а тем более его ответвления, были незнакомы европейцам. Естественно, услышав от местного населения байки о "хашишийа" или встретив термин в рукописях суннитских хронистов, крестоносцы поняли его буквально. Посчитали, что нашли, наконец, объяснение поразительной послушности фидаинов Старцу Горы. Кто был знаком с мусульманским миром, в частности сами мусульмане, прекрасно понимали готовность ассасинов к самопожертвованию. Им и в голову не могло прийти сочинять сказки об убийцах-наркоманах. Только после XV в., когда легенды европейцев утвердились в умах людей, у одного арабского писателя появилось упоминание об эклектуарии - кашице из меда, специй и гашиша. Ее якобы продавали персидские исмаилиты.
Миф 7. Убийства ассасинов
В литературных романах ассасины в большинстве случаев предстают перед читателем в качестве неуловимых мстителей. По легендам, тайные убийцы днем жили обычной жизнью простого ремесленника или торговца. Это мог быть ваш друг или сосед. Ночью он сбрасывал с себя личину и шел на темное дело. Ассасины убивали как во имя Аллаха, так и за плату. Их боялись от Китая до Германии, а число жертв фидаинов переваливало за сотни.
| Ассасины убивали публично |
|
Легенды и политика ас-Саббаха совершенно противоположны. Хасан ас-Саббах воздействовал на психику врагов, нагонял страх, чувство незащищенности, где и с кем бы вы ни были. В его замыслах убийство представляло собой публичное зрелище. Чем больше очевидцев, тем лучше: волна страха выше, а слухи распространятся быстрее. Он не предвидел обратную сторону. Змеиные укусы убийц наводили ужас не только на знать, но и на потенциальных последователей ас-Саббаха - простой народ, угнетенный разгулявшейся властью суннитов и сельджуков. Таинственность, неподчинение установленным законам, коварство не могли не отталкивать. Попади ассасин в толпу - его разорвали бы на части. Такие прецеденты случались.
Итак, фидаи всегда нападал днем, причем прилюдно: во дворце, мечети, на улице. В основном убийца шел вслед за жертвой. Фидаи не дорожил жизнью и не пытался сбежать. Главное - выполнить задачу, заслужить место в Раю.
Под кинжалы фидаинов попадали преимущественно мусульманские владыки, франков - не более пяти. Следовательно, вряд ли их боялись в Германии или Китае.
Убийства ассасинов никогда не несли личный характер, а фидаи не убивал за деньги. Старец Горы устранял "помехи" на пути распространения низаритского учения, серьезные угрозы для общины. По подсчетам специалиста по средневековой истории Ирана Строевой, ассасины убили трех халифов, шестерых визирей, несколько десятков правителей областей и городов, крупных духовных лиц, а также великого иранского ученого Абу ал-Махасина, который вел активную антиисмаилистскую пропаганду. Всего за время существования Аламутского государства ста восемнадцатью фидаинами было убито семьдесят три человека. Сорок девять убийств приходилось на правление Хасана ас-Саббаха, причем двадцать два из них - на первые пять лет. С последней же трети XII в. за восемьдесят девять лет от рук фидаинов пало... четыре человека. Как видите, не такие уж и страшные цифры.
Вся ложь, которой покрыта история ассасинов (в том числе и сам термин, получивший значение "наемный убийца"), родилась благодаря европейцам, в особенности крестоносцам. Далекие от мусульманского мировоззрения, они писали рассказы о поездках в Азию, Египет и не забывали упомянуть слухи об убийцах, держащих в страхе весь честной народ: от бедняка до султана. Слышали звон, но откуда тот доносился? В результате, домысливали, дополняли, полагаясь на собственную проницательность и фантазию.
Начало масштабному обману положил Бурхард Страсбургский, когда в 1175 г. вернулся из Сирии, из дипломатической миссии к Салах ад-дину. По возвращению на Родину Бурхард написал отчет, куда включил небольшой рассказ о "хейссессини". За ним последовал епископ Акры Жак де Витри. Германский историк Арнольд Любекский впервые упомянул в "Хронике" применение дурмана. Рассказы передавались из уст в уста, добавлялись различными деталями, переосмысливались. Вот уже Старец Горы занимается самосожжением на глазах у последователей, ассасины прыгают по его велению со скал, а отрубленные головы вещают о благах Рая.
По началу сказки относились к сирийским низаритам, а под Старцем Горы имели в виду их лидера Рашида ад-дина Синана. Европейцы были знакомы только с ними, благодаря Крестовым походам. В дальнейшем миф распространился на всех низаритов. Немало этому способствовали настроенные к ним враждебно сунниты и шииты-двунадесятники, а так же скрытность аламутских подданных. Тщательно охраняемая тайна всегда пробуждает бурную фантазию.
В начале XIII в. существование низаритов попало под угрозу вследствие нашествия монголов и давления мамелюков. Крестоносцы изгнаны из Святой Земли. Контакты европейцев и низаритов оборвались. Воображение потеряло путы, его не сдерживало ничто.
| Европейцы превратили ассаcинов в эдаких ниндзя |
|
Легенды об ассасинах живо обрастают новыми подробностями. На свет появилась самая грандиозная выдумка о наемных убийцах, которая сделала своих героев легендой, - история путешествий Марко Поло. Автор странствовал по Персии и действительно мог встретить низаритов - в верховьях Окса (Амударьи). То есть тех самых беженцев, что спаслись от мечей монголов. Низариты, возможно, рассказали путешественнику об Аламуте и Ала ад-дине. Поло соединил их истории с европейскими сказками и написал новую легенду. На сей раз она повествовала об ассасинах Персии. Звание Старца Горы перешло и на правителя Аламута. Рай впервые спустился на землю, в сады низаритских крепостей. Его описание Марко Поло почерпнул из Корана.
Автора признали лучшим специалистом по теме ассасинов. Он видел Азию собственными глазами! Напомним, тогда не было телевидения и Интернета. Мало кто знал что-либо о дальних землях. Что говорить об Азии, когда многие понятия не имели, как выглядит их король.
Сейчас, когда правда всплыла на поверхность, многие по-прежнему пребывают в неведении, а культура развлечений способствует этому. Слово "ассасин" уже обозначает любого наемного убийцу. Неуловимые исламские ниндзя совершают злодеяния в компьютерных играх и на страницах романов. Темное и злое всегда запоминается лучше, чем благой поступок. А ведь низариты в первую очередь были покровителями наук и искусств, придававшими своей миссии высший духовный смысл.
Низариты и ассасины нашего времени
Люди должны быть, как братья: друг друга не обижать. Важно быть добрым, честным. Обряды: посты, молитвы, праздники - не важны.
Пир Саид Мурсал
После падения Аламута низаритская дава получила широкое распространение в Индии. Считается, что низаризм породил в Индии собственных ассасинов - орден Душителей. Существовало племя тагов, которое поклонялось богине Кали. Неофитам так же скармливали кашицу из гашиша. В наркотическом опьянении они видели Рай, попадание в который им гарантировали за помощь Кали. Представители племени были уверены, что человеческие жертвоприношения питают силу богини, тем самым помогают ей в борьбе с демонами. Таги нападали на путников и душили их платками. Число их жертв ужасно велико. Благо, британцы в XIX веке положили конец убийствам. Орден же действовал с древних времен, еще до появления миссионеров Аламута. Так что низариты тут ни причем.
В середине XIX века местных низаритов сплотил Ага-хан I. Верховный Суд признал его законным потомком и наследником аламутских имамов. Так было положено начало династии Ага-ханов.
С 1957 года и по наши дни низаритов возглавляет Ага-хан IV. Получив образование в лучших европейских школах, он занялся поднятием уровня жизни низаритов. Династия Ага-ханов построила множество образовательных, здравоохранительных, спортивных учреждений, жилых зданий, банков и мечетей. Достигла неменьших успехов во внешней политике. Ага-хан IV учредил фонд, способствующий развитию стран третьего мира, а в Лондоне основал институт исследования исмаилизма.
Благодаря такийи небольшая кучка беженцев выросла до нескольких миллионов. Сегодня низариты живут в двадцати пяти странах. Наибольшей численности они достигают в Северном Афганистане, Горном Бадахшане и памирской области Таджикистана. В отличие от большинства мусульманских лидеров, династия Ага-ханов приняла достижения западной цивилизации и вытащила свой народ из нищеты, безграмотности и веронетерпимости. Хоть низариты не сохранили государственность, не добились мирового господства, их учение прошло сквозь века, претерпев множество трудностей, а община не исчезла в тени более крупных группировок. Хасан ас-Саббах мог бы гордиться успехом потомков.
***
Низариты утратили воинственный пыл предков, но все же ассасины живы и поныне. Они породили ремесло наемных убийц и террора на религиозной почве. С кем, как не со средневековыми фидаи, сравнивать убийцу Кеннеди, "Аль-Каиду" и других радикалов, следующих джихаду? Все это подражатели первых шахидов, отголоски темного прошлого.
Карелин Алексей No 2011 г.
|
|