Карезина Евгения Александровна : другие произведения.

Путешествие к великому святому на другую сторону земли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Святитель Иоанн (Максимович), Шанхайский и Сан-Францисский. чудотворец... И Столько удивительных событий и фактов содержит его земное бытие, что иногда кажется, не легенда ли вся его жизнь?

  Евгения Карезина
  Путешествие к великому святому на другую сторону земли
   2 июля 1994 года Русская Православная Церковь Заграницей причислила к лику святых святителя Иоанна (Максимовича), Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца; наша Церковь присоединилась к прославлению этого дивного угодника Божия только в 2008 году. Раньше о его житии и подвигах прочитать было негде, теперь же есть множество литературы, от коротеньких биографий до серьезных исследований, доступны для изучения труды святителя и воспоминания его духовных чад. И столько удивительных событий и фактов содержит его земное бытие, что иногда кажется, не легенда ли вся его жизнь?
   Родился будущий святой 4 июня 1896 года на Украине в селе Адамовка Харьковской губернии (ныне Донецкая область) в богатой и благочестивой семье Глафиры Михайловны и Бориса Ивановича Максимовичей. Он вышел из старинного дворянского рода Максимовичей, к которому принадлежал и Святой Иоанн (Максимович), Митрополит Тобольский. Его отец, был предводителем дворянства в одном из уездов Харьковской губернии (по некоторым сведениям, в печально известном по последним событиям городе Изюм). Крещен мальчик был Михаилом - в честь архангела Михаила.
   С детства ребенок отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, собирал иконы и церковные книги. Стоявший недалеко от имения Максимовичей Святогорский монастырь со многими пещерами, схимниками, скитами, многолюдной братией произвел сильное впечатление на отрока. Там он проводил много времени в молитвах у чудотворных икон и святых мощей. Жития святых стали его любимым чтением. Маленький Михаил полюбил святых всем сердцем и, напитавшись их духом, старался жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие. Это был первый случай обращения им в православную веру инославных, в последствии таких людей будут тысячи.
   Естественно, что, подрастая, юноша хотел поступать в Киевскую духовную академию, но мать с отцом почему-то поначалу не одобрили для него путь священства. Послушный воле родителей, Михаил закончил Полтавский кадетский корпус, а затем и юридический факультет Харьковского университета и даже (вот радость-то советским идеологам!) начал карьеру юриста в 1918 при правительстве гетмана Скоропадского. Только в эмиграции будущий владыка станет на путь, уготованный ему Господом - поступит в Белграде в университет на богословский факультет и успешно закончит его в 1925 году, зарабатывая на жизнь в период обучения продажей газет.
   Священнослужитель, начавший свою карьеру от посвящения митрополитом Антонием (Храповицким) в чтеца русской церкви в Белграде в 1925 году, и достигший немалых высот в иерархии Русской православной Церкви за рубежом. С 1927 года он наставник в Сербской государственной высшей школе, а с 1929 по 1934 годы - учитель и руководитель в Сербской семинарии святого Иоанна Богослова, что в Битоле, с 1934 года - епископ Шанхайский, с 1951 г. Иоанн стал архиепископом Западно-Европейским и жил в Париже. В 1962 году он переехал в США. В 1963 году Собор Архиереев РПЦЗ утвердил его на Сан-Францисской кафедре.
   Убежденный и последовательный монархист, считавший православного царя главной опорой Церкви, он даже принял участие в христианском воспитании нынешней наследницы императорского дома Марии Кирилловны, самолично выбрав для нее духовного учителя.
   Духовный наставник многих русских эмигрантов и принявших православие иностранцев, к слову его прислушивались весьма высокопоставленные лица.
   А еще - аскет, отвергший не только блага и привилегии, данные ему от рождения и в силу высокого сана, но с момента монашеского пострига, состоявшегося в 1926 году, вставший на путь полного отречения от плотских радостей. Подобно святым апостолам, не заботился он ни о еде, ни об одежде для себя, вкушая пищу один раз в день, и отдыхая час-другой в кресле или на коленях перед иконами.
   Почти юродивый, босиком и в нищенской одежде поспешающий по улицам пышных городов поддержать и утешить страдающих, и обездоленных.
   Маленький и тщедушный, человек, которого митрополит Антоний (Храповицкий) назвал "зерцалом аскетической твердости в наш век всеобщего расслабления".
   Косноязыкий от природы, и пламенный проповедник, умевший с божественной простотой говорить о самых трудных вопросах веры, например, о сущности Пресвятой Троицы, а о евангельских событиях вещавший так живо и правдиво, будто сам при них присутствовал.
   Чудотворец и прозорливец, силой Божией даже усмиряющий стихии.
   Возможно ли, что все сказанное относится к одному только человеку? Оказывается, так, потому что нет ничего невозможного у Господа для истинно верующих в Него.
   Когда-то владыка Иоанн писал: "Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждения блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается". Как же счастлив должен быть тот православный, кому довелось приобщиться Божией благодати через общение со святыми! А для нас, живущих ныне, лучший способ узнать угодников Божиих, хоть в малой мере прикоснуться к их святости, это паломничество к местам их жизни и упокоения, поклонение мощам. Однако покоится святитель Иоанн на другой стороне земли - в соборе Всех Скорбящих Радости в городе Сан-Франциско, паломнический маршрут, из наших мест туда не проторенный, и, как казалось, ни материально, ни по состоянию здоровья мне не доступный. Но Господь щедр и многомилостив. Случилось так, что семья моей крестницы Юлии переехала в Калифорнию, в небольшой городок Сан-Рамон, куда главу семейства направили на работу. А от Сан-Рамона до Сан-Франциско рукой подать, каких-то семьдесят километров. И вот весной 2015 года милостью Божией довелось мне совершить паломническую поездку к месту последнего земного служения и упокоения великого святителя Русской Православной Церкви Иоанна Шанхайского и Сан-Франциcского .
   Теплым и ясным мартовским утром пускаюсь в путь вместе со своими родственниками из Сан-Рамона в Сан-Франциско. Широкая, семь полос в каждую сторону, автомобильная дорога бежит между невысокими горами. Мягкие очертания зеленых вершин с редкими деревцами, ковры рыжих калифорнийских маков и желтых лютиков. Не верится, что в таких мирных местах случаются землетрясения. Кажется, вся жизненная энергия сосредоточена на трассе. Фривэй -"свободный путь", скоростная магистраль без переходов и перекрестков. Сплошной поток машин движется быстро, и вот мы уже у цели. Пригороды Сан-Франциско довольно живописны, поселки теснятся по склонам и украшены буйно цветущими в эту пору деревьями - белыми, розовыми, сиреневыми. Из легкой дымки выступают огромные кружевные веера - стальные опоры моста через залив. За широкой водой на горе, полускрытые полосой тумана, угадываются контуры городских кварталов, фрагменты другого моста - знаменитых старинных "Золотых ворот". Город кажется огромным, хотя его население не дотягивает до миллиона - чуть больше восьмисот тысяч жителей. Узкие улочки тесно застроены домами, в основном двухэтажными.
   Сопровождаемые писклявым голоском англоязычного навигатора, успешно пробираемся к собору Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" - Радосте-Скорбященскому, кафедральному собору Сан-Францисской и Западно-Американской епархии РПЦЗ. Он был заложен 25 июня 1961 года, построен в 1964 году под руководством владыки Иоанна. Храм возвышается на небольшой площади и кажется внушительным и торжественно-нарядным на фоне небольших и малопримечательных домов, хотя размер его не так уж и велик на мой взгляд, повидавший Храм Христа Спасителя, Исаакий, иерусалимский Храм Гроба Господня, теряющиеся в облаках соборы и базилики Италии и Ватикана. Однако, за все время моего путешествия по Калифорнии ничего подобного по величию и красоте встретить не довелось. А главное, до чего же отрадно увидеть здесь, на обратной стороне земли, родные сердцу позлащенные неярким утренним солнцем, осененные православными крестами купола - не луковки-репки, как у нас, а более вытянутые вверх, белые стены с разноцветными окнами, уходящие в небо колокольни! С трепетом заходим в приоткрытые резные двери.
   В притворе пожилой, величественного вида мужчина продает свечи. Самые маленькие, в доллар ценой, весьма внушительных размеров и светлее, чем наши обычные; они стоят в подсвечниках крепко, а оплавляются сильнее. По-русски продавец говорит хорошо, только в цифрах немного путается. Зато его молодой помощник только радушно улыбается и разводит руками.
   Прекрасные росписи сплошь покрывают стены храма, поднимаются в высоту купола. Все они выполнены в стиле, более близком к греческим канонам, темнее и выразительнее, чем в большинстве наших новых и восстановленных храмов. В крестообразных окнах цветные витражи. В храме чудесные иконы - преподобного Серафима Саровского и святителя Тихона Задонского с частицами мощей, святого праведного Иоанна Кронштадтского с лежащим перед нею пояском.
   Народу немного, нет никакой очереди к мощам святителя. Они покоятся под стеклом, плотно укрытые узорным покрывалом, но я уже знаю, что промыслом Божиим они сохраняются нетленными. Прихожанки по одной поднимаются на ступеньку, кладут записочки с молитвами, прикладываются и, безмолвно шевеля губами, просят угодника Божия о самом заветном.
   С душевным трепетом приближаемся и мы. Благодарю Бога за невероятную возможность, о которой не смела и мечтать. Мыслимое ли дело, на другой стороне земли припадаю к мощам святого, соединившего своим благословением Русскую Церковь и нас, православных нового тысячелетия.
   Смотрю на прихожан и думаю: не из тех ли они эмигрантов, что владыка Иоанн окормлял в Шанхайской эмиграции и, спасая от преследований, вывез в 1952 году в Сан-Франциско? Очень уж благородный вид у седовласых мужчин в безупречных костюмах; движениями, исполненными достоинства, они ставят свечи и сметают оплавленный воск в жестяные ведерки. Древние старушки в строгих пальто и пиджачках, старомодных шляпках, пришпиленных булавками к серебряным прическам, кажутся совсем бесплотными... Моя догадка оказалась верной, в храм по-прежнему приходят подопечные святителя, в том числе воспитанники созданного им приюта. Есть в церкви и молодежь, семьи с детьми (при храме работает православная гимназия). Но прихожан немного - даже в середине службы в храме просторно.
   А сегодня большой праздник - Неделя Крестопоклонная, Воскресенье. Службу ведет митрополит Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл. В праздничном облачении он высится на помосте посреди храма. Перед ним склонил голову совсем молодой человек с одухотворенным лицом: совершается чин посвящения в чтецы. Служба ведется на церковно-славянском языке (в некоторые дни и на английском), мужской хор поет мощно и слаженно. Прихожане усердно молятся, при пении "Кресту твоему поклоняемся, Владыко..." истово кладут земные поклоны.
   Хотя времени прошло немало, показалось, что служба закончилась слишком скоро. Прихожане не торопятся расходиться, судя по обрывкам разговоров, собираются на общую трапезу. А я стою у массивных дверей, слушаю потрескивание догорающих свечек и всею душой хочу продлить это дивное чувство живого присутствия святого и своей сопричастности к Православной Церкви, этому вечному единению живых и пребывающих у Господнего престола. Но в земной жизни ничто не длится вечно, особенно хорошее.
   Эх, прав был писатель Короленко, что плохо в Америке без языка! Кстати, побывал он в штатах как корреспондент газеты "Нижегородский листок". А в наше время, можно добавить, и без автомобиля. Поскольку ни тем, ни другим я не владела, ждать следующего посещения храма пришлось почти неделю.
   Приехав в Сан-Франциско, идем прогуляться по набережной. На тесной полосе между дорогой и берегом океанского залива кипит жизнь современного города, удерживающего пальму первенства в стране по части свободы нравов. Кого здесь только не увидишь: разрисованные, звенящие пирсингом молодые люди с веселыми или туманными взорами, байкеры в коже и цепях, приплясывающие старушки в нарядах хоть сейчас в "Мулен Руж" и замысловатых красных шляпках, афроамериканцы с тугими черными косичками, туристы всех обличий и цветов кожи, некоторые в национальных нарядах. Бросилась в глаза парочка бомжей, деловито копающихся в мусорных баках.
   До чего же отрадно после толкотни и шума набережной погрузиться в торжественную тишину и благоуханную прохладу храма! Мы подъехали как раз вовремя, начинается молебен у мощей святителя. Как многого хочется попросить у владыки Иоанна! Для одних выздоровления, для других - вразумления и обращения ко Господу, спасения душ наших, а еще мира, мира всем православным Святой Руси, которых святитель никогда не делил по национальному признаку. Не забыла и себя, попросила о благополучном возвращении домой - и тут же отлетели все тревоги... Священнослужители читают записки, и под тихое пение небольшого женского хора вместе с фимиамом из кадила наши молитвы возносятся к престолу Божию.
   В одном из иереев узнаю отца Петра Перекрестова. Это он написал: "Господь сподобил меня более четверти века служить в храме, построенном святителем Иоанном, Шанхайским и Сан-Францисским чудотворцем, проходить свое пастырское служение рядом с его мощами, быть свидетелем бесчисленных чудес по молитвам владыки и убедиться в том, что св. Иоанн живет и действует, как живой. В течение этих лет я по мере сил собирал "крохи, падающие со стола" владыки: сведения, свидетельства, статьи, фотографии, проповеди, документы и воспоминания об этом великом архипастыре, молитвеннике, подвижнике и чудотворце XX века".
   Отец Петр написал множество статей, докладов о христианском служении владыки Иоанна, его трудах и значении в Православной Церкви. Он участвовал в обретении мощей святителя, и его воспоминания об этом событии невозможно читать без волнения.
   Подхожу к отцу Петру попросить благословения в задуманных мною делах. Он благословляет, говорит теплые напутственные слова.
   Стемнело, померкли огоньки витражей. Совершенно счастливая, собираюсь уходить. Но Господь несказанно милостив ко мне сегодня, Он, верно, решил послать мне своего Ангела в образе прихожанки Татьяны. Она охотно отвечает на мои вопросы, дарит журнал "Весна духовная", посвященный двадцатилетнему юбилею прославления святителя, со множеством материалов о нем. А главное, советует сходить в приют имени Тихона Задонского (в приютском храме сейчас идет служба) и посетить келью владыки Иоанна. Татьяна подробно растолковывает, как найти приют, и даже рисует план. Мы почти бежим по опустевшей улице Гири. Вечер не поздний, но так темно, что, кажется, никогда не найдем приют с домовой церковью. В какой-то момент мы решаем, что заблудились, но неведомая сила тянет меня в неосвещенную боковую улочку, где на табличке под маленькой иконкой я читаю-угадываю имя Тихона Задонского.
   В решетчатом оконце горит свет, однако никаких звуков из-за двери не слышно. Но стоило только толкнуть тяжелые деревянные створки, как из небольшой комнаты донеслось негромкое стройное пение. Одетые в черное сестры слаженно, вдохновенно исполняли песнопение. Хором руководила женщина славянской внешности с ясным, безмятежным выражением лица, какое бывает у людей крепкой и радостной веры, как оказалось, это была Зоя Ивановна Градова, редактор того самого журнала, что я держала в руках.
   У входа нас дружелюбно встречает прихожанин по имени Андрей; узнав о нашем желании посетить келью святителя Иоанна, он согласно кивает:
  - "Да, можно, только придется немного подождать, там сейчас священник принимает исповедь". Ждать пришлось недолго, вот уже батюшка радушно приглашает нас войти в комнатку великого святого и по-русски, но с сильным американским акцентом рассказывает, что в этой крошечной келье все осталось по-прежнему: в красном углу - иконы, на стене фотографии и портрет владыки Иоанна, где он изображен в полный рост, на столе - печатная машинка, на которой он печатал указы и письма, перед ней - кресло, где владыка отдыхал ночью (как известно, он никогда не спал лежа на кровати). Жилище великого аскета и молитвенника. Неожиданно священник предлагает мне сесть в кресло святителя. Я робко присаживаюсь, ощущая телом и руками жесткость сиденья и холод обивки. Мебель явно не предназначена для расслабления и неги.
   Покидая келью, прощаюсь с радушным хранителем этого святого места и жалею о том, что не имела времени (да и не готова была) здесь исповедаться. Наверное, не таким, как обычно, было бы осознание собственных грехов и несовершенства в духовной атмосфере великого подвижника и под его строгим, но милостивым взором.
   Поклоняюсь образам Спасителя и Приснодевы, святителя Николая и Тихона Задонского. Сильное впечатление производит икона преподобного Серафима Саровского с частицей древа от его кельи, вывезенная из России и сохраненная одним из эмигрантов. Подумать только, рушилась жизнь, впереди были годы изгнания, может быть, бесприютность и нищета, а люди взяли с собой не драгоценности или самые необходимые вещи, а этот символ Родины и православной веры!
   Ухожу с чувством благодарности гостеприимным хозяевам, с душой, переполненной радостью от прикосновения к святости подвижника и бережно сохраненным святыням.
   Не сразу улеглись в сознании впечатления от увиденного, прошло несколько дней, прежде чем образ святителя стал приобретать все более конкретные черты и с большей ясностью открылось для меня значение для Русской Церкви дивного угодника Божия XX века святителя Иоанна Шанхайского.
   Что же стало открытием для меня в этом путешествии к святыням?
   То, что русская православная Церковь продолжала существовать не только под гнетом безбожной власти у нас на Родине, но вместе со своими верными чадами не просто выживала в изгнании, но и распространялась по всей земле, привлекая инославных и чистотой своего учения, и примером праведной жизни своих отцов. Рассказывают, что в Сан-Франциско целая община протестантов приняла православие и стала прихожанами храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость". Количество китайцев, обращенных в православие Владыкой Иоанном в Шанхае, исчисляется тысячами, среди них воспитанники созданного им приюта, ставшие ревностными христианами и помощниками Святителя, и их потомки.
   На трех континентах служил Господу отец Иоанн, и везде его усердием строились православные церкви, умирялись раздоры среди паствы, укреплялась вера и сохранялся правильный чин богослужения. Человек "неотмирный", когда дело касалось собственных телесных потребностей, в делах Церкви проявлял он кипучую энергию и немалые организаторские способности, собранность и знание законов. Очевидно, во благо пошли знания, полученные и в военной школе, и на юридическом факультете университета.
   Маленький и физически слабый человек, он умел силою духа так убеждать, что не только паства, но власть предержащие слушались его слова .Не зная английского языка, он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку. По законам США ждать разрешения на въезд эмигрантам надо было десять лет. Но по его молитвам совершилось чудо! В американские законы были внесены изменения, и визы были получены очень скоро. Последний раз американские власти пошли навстречу Святителю уже после его кончины. Владыко Иоанн -единственный , кого власти города Сан-Франциско разрешили похоронить в черте города - в крипте того самого, построенного его попечением собора.
   Святитель Иоанн бесконечно любил Россию, ее историю, святых и святыни. Он был совершенно непримирим к безбожной власти, но верил, что если будет покаяние на Руси, то она восстанет: "Неужели нет и не будет больше Святой Руси?..- писал святитель в 1938 году, - Не только на небе, а и здесь, на грешной земле продолжает быть Святая Русь. Власть богоборцев лишь поработила, но не уничтожила ее".
   Владыка Иоанн одним из первых поднял вопрос об официальном прославлении царских мучеников, разъясняя духовную необходимость почитания их. "Великий грех, - учил он, - поднять руку на Помазанника Божия, не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной. "Нашедшее на Россию бедствие, - утверждал Иоанн, - является прямым последствием тяжелых грехов и возрождение ее возможно лишь после очищения от них.
   Он оставил великое наследие из проповедей, трудов, статей по труднейшим богословским и филосовским вопросам, написанных простым и доступным языком. Истинное наслаждение получаешь, например, от прочтения статьи "Материализм пред судом бытия и сознания.
   Господь наградил избранного Своего многими дарами - прозорливости и исцеления болезней, даже стихии усмирял по молитвам его. Когда в Китае к власти пришли коммунисты, Иоанн, епископ Шанхайский, вместе с большой частью своей паствы снова отправился в изгнание. Больше двух лет прожили они на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако, в течение всего существования лагеря страшная стихия ни разу не затронула его. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку "ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон". Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.
   Владыко Иоанн глубоко почитаем во всем христианском мире Похороны его в июле 1966 года в Сан-Франциско были выражением торжества Православия. Шесть дней у открытого гроба теснились прощающиеся, 5 архиереев приехали на отпевание. Великим празднеством для верующих со всего мира было прославление его в лике святых 2 июля 1994 года. По молитвам святителя немало было послано исцелений безнадежно больным, но и после смерти не оставил он свою паству - у его гробницы обильно подаются исцеления недугующим и болящим, первым из которых было исцеление при открытии мощей сына протоиерея Ярослава Беликова, двухлетнего Всеволода, страдавшего тяжелейшей болезнью почек. И иные мольбы исполняет Господь верующим в него по молитвам святителя Иоанна. Вот и мне послал такое чудо: просила об обращении к Богу своей родственницы, попавшей в сети экстрасенсов и самозванных "целителей". Скоро по возвращению она мне позвонила, сообщила, что от "услуг" темных личностей отказалась и попросила заказать молебны в храме. До настоящего обращения, конечно, еще далеко, но, слава Богу, благое начало положено.
   А еще многие живые черты открылись в великом, но и таком бесконечно добром человеке. Будучи безмерно требовательным к себе, не возлагал он "бремена неудобоносимые" на своих подопечных. Благословлял проведение благотворительных балов и спортивных состязаний, проводимых в пользу приюта. Был только против того, чтобы они назначались во время службы, накануне праздников или во время Великого поста. Рассказывают, как, узнав, что некоторые из прихожан в субботу вечером пошли веселиться на праздник "хэллоуин", святитель пришел на вечеринку. Он никого не обличал, не распекал, а просто обошел своих подопечных и посмотрел каждому в глаза. Этого оказалось достаточно, чтобы устыдить их.
   Детей любил всем сердцем, как не каждый отец, заботился об их пропитании, образовании, а, главное, воспитании в христианском духе. В годы войны отдавал детям последний кусок, обращался за помощью к обеспеченным гражданам и организациям и, конечно, неустанно молился о них Богу. Сохранились его письма воспитанникам приюта, где он учит их не только христианским добродетелям, но и любви к России, уважению к ее истории. Среди нескончаемых своих трудов находил время поздравить каждого ребенка с именинами, порадовать подарком.
   До самой их кончины почитал родителей, в письмах своих наставлял племянников и многочисленных духовных чад.
   Скончался святитель 2 июля ( 19 июня )1966 года во время молитвы в келье во время своего посещения Свято-Николаевского прихода в Сиэтле перед Курско-Куренной чудотворной иконой Божьей Матери. Тело 6 дней лежало в гробу в жару, при этом никакого запаха не ощущалось и, по свидетельствам очевидцев, рука почившего оставалась мягкой.
   Он не просто верил, но данной ему от Бога прозорливостью знал, что наступит пора возрождения православной веры на Руси. И пора эта наступила. Вот и горячо любимый Мишей Максимовичем Святогорский монастырь (Лавра) после десятилетий поругания возродился во всей своей славе и красоте, а в селе Адамовка построен и освящен храм в честь особо чтимых им святых. Жаль только, что не закончились еще испытания для православных, русских и украинцев, о которых святитель Иоанн всегда говорил, как о едином русском народе
   Возвратившись домой, читаю труды владыки Иоанна и размышляю. Может, посылая нам таких святых, Господь отодвигает конец мира, погрязшего в грехах неверия, распущенности, стяжательства и кровожадности, в безмерной Своей любви давая нам возможность спасения? Святитель Иоанн ответил на этот вопрос, сказав однажды так: "Надо, чтоб святые были нашими великими руководителями, чтобы мы всегда имели их перед своими глазами".
   Март-май 2015 года. Сан-Франциско, Нижний Новгород.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"