Сначала ушли добровольцы. Они прошествовали мимо бравым строем, уверовав в собственную непобедимость и скорое триумфальное возвращение. Девушки бросали им цветы и трогательные улыбки, а Фьюти с чувством давил на клавиши портативного синтезатора, ощущая причастность к высокому подвигу. Взгляд выхватывал в людском море светлые, полные еще жизнью и молодостью лица, короткие и трогательные сцены прощания с любимыми и матерями. Хрипели в патриотическом надрыве мегафоны, гудели нетерпеливо машины, увозившие смельчаков выполнять священный воинский долг. Последний доброволец вырвался из объятий возлюбленной и под многоголосый крик толпы лихо запрыгнул в кузов грузовика.
- Когда вернусь, сыграешь танго! - крикнул он Фьюти.
- Фьюти фью! - радостно подтвердил Фьюти. Он играл марши, Фьюти умел это делать.
За добровольцами потянулись мобилизованные крепкие мужчины среднего возраста и рабочих профессий. Их провожали женщины с горькими складками у губ и зареванные дети, с которыми матроны рыдали в унисон, и непонятно было, чья слеза упала на плац первой под тревожный вой сирен и протяжный бабий плач, терзающий души. В сторону приближающегося фронта ползли бригады суровых неспешных мужчин, они подбадривали друг друга матерными шутками, тщетно пытаясь побороть трепет перед неизвестностью. Фьюти салютовал уходящим, крепко прижимая к груди инструмент.
- А шансон могешь? - крикнул ему кто-то из толпы.
- Фьюти фью! - утвердительно кивнул Фьюти. Он играл марши, Фьюти умел это делать.
Человеческая река мелела, и грозная некогда полноводьем журчала теперь тихонько бледным ручейком. За горизонтом громыхала приглушенными басами далекая еще канонада, к которой потянулись теперь бывшие лакеи и лавочники, посеревшие пиар-консультанты и бледные менеджеры по закупкам. Кто-то мрачно молчал, кто-то потрясенно кудахтал, а кое-кого страх заставлял биться в истерике, в унисон громкоговорителям, под которыми собирались, чтобы услышать фронтовые сводки. Фьюти перестал смотреть на лица, и глядел, преимущественно под ноги. Один из уходивших тронул его за плечо.
- Маэстро, не сыграть ли тебе вторую Шопена*?
- Фьюти фью! - неопределенно ответил Фьюти. Он играл марши, Фьюти умел это делать.
Под последнюю волну мобилизации попали согбенные пенсионеры и старшеклассники. Многие уже бывали на плацу, провожая близких, а теперь уходили за ними. Мобилизация скребла по сусекам, чтобы бросить в горнила войны последнюю вязанку человеческого хвороста, поэтому забирали всех, кто имел полный набор конечностей.
- А ты чего стоишь? - крикнул Фьюти офицер.
- Фьюти фью? - растерялся тот. Офицер раздраженно взмахнул стеком, и Фьюти бросили в теплушку. Всю дорогу он играл марши. Фьюти умел это делать.
Их выгрузили в поле у окраины маленького городка. Свистел холодный ветер, разгоняя дым с черных пепелищ, вдалеке страшно и зло грохотало. У насыпи медленно, словно в полусне, возились жуками смертельно уставшие люди в черных ватниках с белыми повязками на рукавах. Они укладывали в освободившиеся теплушки продолговатые и чем-то очень знакомые подсознанию предметы, сложенные рядами у шпал. Со стороны казалось, что странная команда загружает состав бревнами, зачем-то упакованными в черный и синий пластик. Плотная пленка на одном из предметов разорвалась, и на грязный пол теплушки вывалилась окровавленная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце.
Машинист что-то кричал и махал рукой в сторону, откуда прибыл состав. Офицер зло орал в ответ, рука теребила кобуру, лицо покраснело, но по какой-то причине он в короткой и неприятной для него дискуссии не был убедителен. Машинист скрылся в кабине локомотива, и состав подался назад, не дожидаясь, когда в теплушки загрузят оставшиеся на насыпи тела.
- Трусливая тварь, - с ненавистью резюмировал офицер, а в небе над ним мелькнули стремительные тени. "Воздух!", - крикнул он и упал в снег. За ним повалились кулями пожилые часовщики и инвалиды, школяры и ночные сторожа. Фьюти в недоумении вертел головой. В стороне тоскливо и жалобно гудел локомотив, не успевший убежать за поворот.
- Ложись, курва! - офицер лягнул музыканта, сбив с ног. Тот рухнул, едва не разбив о твердый промерзший грунт синтезатор.
- Фьюти фью! - возмущенно пискнул Фьюти, но офицер ничего не ответил, а только закрыл голову руками.
Бомбы - россыпь черных точек - осыпались на железнодорожную насыпь, взметая вверх спицы рельсов и спички шпал, ошметки вагонов и несчастного локомотива. Земля под Фьюти сотрясалась, зайдясь в пляске святого Витта. Небо гудело, в воздухе свистели осколки, вонзаясь в грунт и живую плоть. Рядом с Фьюти упала фигура в черном ватнике. Шапка слетела, и по снегу рассыпались длинные девичьи волосы. Фьюти лежал, не смея отвести взгляда от удивленных и распахнутых широко зеленых глаз, на которых опускалась поволока угасания.
- Встать! - Над насыпью разнеслась команда. Фьюти поднялся, чувствуя, как дрожат ноги.
- Играй, - приказал офицер. Трясущиеся пальцы легли на послушные клавиши. Фьюти играл марши, он умел это делать.
Мобилизованных построили в колонну и отправили в городок, ставший нежданно для его жителей в переднюю линию обороны. Между руин, в узком пространстве, бывшем когда-то улицами, лежали обгоревшие дочерна тела - большие и маленькие, вытянувшиеся и скрюченные, стояла засыпанная обломками искореженная техника. Колонна в гробовом молчании волочилась мимо, спотыкаясь об вплавленные в асфальт куски вывернутой арматуры и битого кирпича. Редкие выжившие тянули к проходящим руки, стремясь ухватиться за мир живых, чтобы не раствориться навеки в царствии мертвых. На почерневших лицах застыли маски ужаса с тусклым мутным стеклом выцветших добела глаз, наполненных смертной тоской.
- Не останавливаться, - скрипел зубами офицер. На его щетинистых щеках белели предательски две дорожки. Фьюти стонал, но грязные от сажи пальцы послушно чеканили шаг по черно-белым клавишам. Фьюти играл марши, он умел это делать.
Они окопались на противоположной окраине города, у кладбища жилых - еще каких-нибудь день-два назад - многоэтажек. В правильных рядах обугленных железобетонных скелетов блуждал ветер, поскрипывая рваным металлом и сдувая пепел, который падал черным снегом, въедаясь в одежду, волосы, кожу. Именно так, наверное, чья-то фантазия рисует реквием, но окружающие Фьюти товарищи бодрились мажором и жались друг к дружке.
Рядом с Фьюти устроился кривой горбатый мужичок. Он выдвинул вперед пулемет, залег подле и свернул самокрутку.
- Сыграй, сынок, чтобы умирать не было страшно, - попросил он.
- Фьюти фью, - с готовностью кивнул Фьюти. Он играл марши, Фьюти умел это делать.
С той стороны не было видно людей. Противник бросил на окопы их механические подобия, блестевшие на солнце сталью, и Фьюти чувствовал себя обманутым. Неужели он недостоин увидеть настоящее лицо врага, или тот уже не имеет лица? Но потом Фьюти стало все равно: на позиции ворвались самоуправляемые автоматические танки, а за ними, по проделанным в заграждении дырам, вошли в полный рост равнодушные к смерти человекоподобные роботы. Берсеркеры войны не знали страха и боли, их не привлекала философия, поиск смысла жизни и загробный мир, ведь смыслом их существования было успешное выполнение заданий.
Замолчал пулемет, горбатый мужичок лежал, откинувшись навзничь. Упал и остался недвижим офицер, а потом и солдаты, бывшие рядом.
- Спасибо, музыкант, - прохрипел один из них и затих.
- Фьюти фью, - Фьюти отдал ему честь свободной рукой, а второй продолжал давить на клавиши. Он играл марши, как умел это делать.
В окоп спрыгнула пара боевых роботов. Просканировав за доли секунды пространство, один из них проделал пару отверстий в груди музыканта. Фьюти всхлипнул, слыша, как вместе с кровью из него толчками уходит, выплескивается тепло жизни.
Роботы возвышались над ним, разглядывая человека, безвольно прислонившегося к стенке окопа, с милосердием энтомолога, насадившего бабочку на булавку. Насекомое еще слабо шевелило крылышками. Роботы обменялись импульсами цифровых пакетов.
В переводе с машинного кода, их короткий диалог был примерно таким:
- Отвратительное чувство такта.
- Согласен, коллега, но он не представлял угрозы.
- Самый примитивный компьютер сыграл бы точнее.
- Фьюти фью, - прошептал роботам Фьюти. Сознание меркло, но он не мог покинуть мир просто так. Немеющие, непослушные пальцы доиграли последний аккорд, прежде чем синтезатор вывалился из рук, и Фьюти сделал последний выдох.
- Фью...
* Соната для фортепиано Љ2 си-бемоль минор Фредерика Шопена, известная большинству, как "похоронный марш", который часто можно услышать во время погребений.