Карман Владимир Георгиевич : другие произведения.

Они зажгли свет в России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фрагмент второй.

  

Они зажгли свет в России!

  
  Как отмечается в специальных исследованиях, проекты электрификации в Российской империи прежде всего касались транспортной инфраструктуры и телеграфной связи, и в последнюю очередь бытовых потребностей населения.
  С кадрами в России проблем не было, проблемы были с финансированием. Помимо гениальных изобретателей у нас имелось большое количество хороших специалистов, подготовленных в основном учебными заведениями Петербургской академии наук. Особенно много выдающихся инженеров выпустил Санкт-Петербургский Практический Технологический институт, Техническое училище Почтово-телеграфного ведомства (ныне Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" имени В. И. Ульянова), Институт Корпуса инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). Многие поступали в эти ВУЗы уже после окончания физико-математических факультетов ведущих государственных университетов.
  Кто же были эти первопроходцы, зажегшие в Россию электрический свет? Вот некоторые из этой плеяды.
  В 1878-м Александр Бородин, выпускник питерских институтов и ведущий инженер Киево-Брестской железной дороги оснастил токарный цех Киевских железнодорожных мастерских четырьмя дуговыми фонарями, каждый из которых был запитан от своей электромагнитной машины Грамма. В 1873-м Александр Лодыгин провёл опыты по освещению улиц Петербурга лампами накаливания. Однако организованное им "Товарищество электрического освещения Лодыгин и Ко", имевшее монополию на применение ламп накаливания, особого успеха не добилось. На тот момент монополия на освещение питерских улиц принадлежала производителям масляных и газовых фонарей. Кстати, по сходной причине английским электрикам долгое время не удавалось наладить электрическое освещение улиц Лондона.
  Хотя, надо признать, повлияли на выбор городских властей не только приверженность традициям и давление со стороны газовщиков. Недоверие к новшеству обосновывалось и практическими резонами: светящимися элементами в первых лампах накаливания, изготовлявшимися товариществом Лодыгина, были угольные стержни-нити, которые имели низкую светимость и очень быстро перегорали. Поэтому электрификация уличного освещения началась с использования свечей Яблочкова - угольных дуговых ламп. Впрочем, и они были дороги и весьма недолговечны: каждой из них хватало примерно на два часа работы. Однако яркость их была вполне удовлетворительной.
    [] []
  В 1878-м эти лампы были установлены для освещения Михайловского манежа и Большого театра в Петербурге, а затем ими стали заменять газовые и масляные светильники на площадях и крупных улицах. В основном свечи Яблочкова или лампы накаливания устанавливали в цехах, в преуспевающих магазинах, в театрах и местах собраний. Впрочем, жилые дома состоятельных горожан, расположенные вблизи районных электростанций, и даже некоторые богатые поместья тоже обзаводились "прогрессивным" освещением, а самые первые случаи подведения электричества в частные дома и цехи известны с 70-х годов 19-го века. Но до 1917-го года даже в столицах электрические лампы были лишь в 30 процентах жилищ.
  
  

Электричество для Москвы

  
  Где же вырабатывалась электроэнергия? Поначалу на заводах и фабриках устанавливались (исключительно для собственных нужд) маломощные генераторы, города и деревни побогаче следовали тем же путём. Так как государственной программы финансирования электрификации не существовало, то строительство энергообъектов велось исключительно за счёт частных вложений. Однако иногда и городские власти принимали участие в электрификации поселений, выделяя на эти цели средства из резервных фондов. Но уже в 1912-м году сотрудники "Общества электрического освещения" взялись за создание крупных электростанций, которые могли бы снабжать энергией целые районы. Первой такой станцией стала "Электропередача" в Московской области, вокруг которой сейчас раскинулся городок Электрогорск. На момент постройки она была самой крупной тепловой электрической станцией (ТЭС), работавшей не на привозном топливе, а "на подножном корме" - торфе. "Электропередача" обрела жизнь благодаря четырём подвижникам-инициаторам: Кржижановскому, Радченко, Классону и Винтеру. Однако построить станцию - это одно, а вот устроить подачу энергии от её генераторов к потребителям - совсем другое. На седьмом Всероссийском электротехническом съезде в 1913-м году инженеры договорились, что самый перспективный способ передачи энергии на большие расстояния - воздушные высоковольтные линии. Кабельный завод в Москве работал уже почти полвека, меди хватало, дерева для постройки опор - тоже. Имелись трансформаторы, была разработана теория, используя которую можно было рассчитать оптимальный вольтаж для передачи и для потребления. Не было только одного - опыта постройки семидесятикилометровой линии. Тем не менее, к 1914-му году была завершено строительство и станции "Электропередача", и ЛЭП. Благодаря этому Москва получила своё электричество.
  Новая станция заменила ряд мелких: - Георгиевскую, построенную в 1902-м году (эта ТЭС работала на привозном топливе и давала свет зданиям в радиусе полутора вёрст), Городскую, за счёт которой освещался Каменный мост и площадь у храма Христа Спасителя, Дворцовую (построенную немецким промышленником Сименсом для освещения Кремля), привокзальные Ярославскую и Брестскую. Однако из-за начавшейся Первой мировой войны "Электропередача" так и осталась единственной до революции станцией, способной снабжать энергией целую область.
  
  

Тот самый Сименс

  
  В это же время в России шло и строительство меньших электростанций. Практика их создания была сформирована в 80-х годах компанией Эрнста Вернера фон Сименса, фирмы которого создали во второй половине девятнадцатого века у нас стране свой филиал. Специалист по электрическому телеграфу, генераторам постоянного тока и крупный меценат, именно Сименс вводит в обиход слово "электротехника" и даёт миру множество коммуникационных и транспортных технологий. Царская Россия становится одним из его испытательных плацдармов - в 1883-м году он работает над праздничной иллюминацией Кремля. Затем его компания "Сименс и Гальске", которая позднее станет концерном мирового уровня Siemens, обеспечивает освещение Невского проспекта и Зимнего дворца. К 1887-му году Сименс принимает Российское подданство, становится дворянином и основывает "Общество Электрического Освещения". На протяжении следующих тридцати лет - до самой Октябрьской революции - работа этого общества отличалась наибольшей эффективностью среди всех организаций, занимавшихся электрификацией. Кстати, именно в этой, глубоко коммерческой организации, начинал свою деятельность Глеб Кржижановский.
  О грандиозности планов электрификации говорит тот факт, что в Петербурге в девяностые годы девятнадцатого века планировалось даже строительство метро, однако правительственная комиссия этот план не утвердила, и вместо метро решено было проложить в столице линии электрического трамвая. В Киеве трамвай появился ещё в 1892-м году - для его запуска построили 30-киловаттную электростанцию и проложили полуторакилометровую линию. В 1907-м году Генрих Графтио, впоследствии ведущий специалист по электрификации железных дорог, запустил в Петербурге трамвай и построил электростанцию "Трамвайная".
  
  

Провинция предпочитает гидроэлектростанции: маломощные, но технически передовые

  
  За пределами столиц сооружение электростанций в основном находится в руках филиалов "Общества Электрического освещения" и электротехнических обществ - иностранные предприниматели редко заглядывали в провинции. В результате на просторах Российской империи нечасто появлялись мощные станции, зато часто - технически передовые, поскольку уровень подготовки российских инженеров был достаточно высок. Например, в Новороссийске была сооружена первая в стране электростанция, вырабатывавшая переменный трёхфазный ток.
  Также в отдалённых регионах хорошо обстояло дело с гидроэлектростанциями. Первая из них появилась на реке Березовка у Зыряновского рудника на Алтае. Её мощность составляла 150 кВт и спроектирована она была горным инженером Кокшаровым. Большей известностью пользовалась построенная в Петербурге на реке Большая Охта 300-киловаттная станция. Следующая ГЭС, получившая название "Белый уголь", расположилась недалеко от Кисловодска - на реке Подкумок. Эта станция питала 400 уличных дуговых фонарей, электродвигатели для насосов минеральных вод и несколько трамвайных линий.
  Вообще проекты использование энергии рек появились даже раньше, чем Сименс организовал своё "Общество электрического освещения". Предложения по строительству ГЭС в 1880-м выдвигал российский инженер Чиколев, а в 1892-м с аналогичными идеями выступал Николай Бенардос. По его замыслу электроэнергией, полученной от турбин на Неве, должен был снабжаться Петербург. Графтио предполагал использовать течение реки Волхов (при советской власти его проект будет претворён в жизнь). Но поскольку наиболее организованно работал горячий приверженец тепловых электростанций Кржижановский с коллегами, ГЭС по используемости отставали от ТЭС. И всё же в 1913-м году на протяжённых реках насчитывались тысячи небольших электростанций. Ещё больше их стояло на горных речушках, вблизи рудничных предприятий. К 1917-му году суммарная мощность гидроэлектростанций России достигала 19 МВт. Самая крупная из них вырабатывала 1350 кВт электричества и находилась в Туркестане - это Гиндукушская ГЭС, которая работает до сих пор. Для сравнения: самая производительная тепловая электростанция империи - "Электропередача" - производила 9000 кВт энергии.
  
  

Англии выгодно, чтобы в России строили тепловые станции

  
  Причины, почему в центральных регионах акцент делался на тепловых станциях, а на периферии - на ГЭС, довольно очевидны. Во-первых, изначально считалось, что равнинные, хоть и полноводные реки, использовать для производства электроэнергии невыгодно. Во-вторых, в Москву и Петербург регулярно поставляли большое количество топлива, добытого в других государствах (важным поставщиком была Англия). Обильные торфяные залежи в Подмосковье способствовали появлению небольших электростанций, находящихся в частном владении.
  
  

Первая мировая война внесла коррективы в развитие отечественной электроэнергетики

  
  Начало Первой мировой несколько изменило расстановку сил в российском энергетическом сегменте. Со времён Сименса подрядчиками и спонсорами развёртывания сети электростанций выступали в основном подданные Германии. В 1909-м году более 85 процентов электротехнических предприятий и компаний в Российской империи принадлежало иностранцам. Резкое сокращение зарубежных инвестиций сильно ударило по энергетическому строительству. Другой проблемой было малая мощность отечественного машиностроения. Так крупнейшие столичные электростанции оснащались турбинами, изготовленными в странах Европы и в США. С началом войны поставки из-за рубежа сократились. Правда, в этом был и положительный момент - постепенно стало развиваться отечественное приборостроение. Сразу после начала войны открылся Московский Электроламповый завод; рассматривались проекты по сооружению турбинных заводов, но до революции их не успели осуществить.
  В результате к последней четверти XIX в. были обеспечены необходимые условия для развития электроэнергетики: созданы эффективные паровые и гидравлические турбины; разработаны электрические генераторы переменного тока; осуществлена на практике передача электроэнергии на значительное расстояние.
  В 1900-1914-м годах темп электрификации России был одним из наиболее высоких в мире. Уровень оснащенности российских электростанций и их мощность вполне соответствовали западным и росли одновременно с ними.
    []
  По уровню производства электроэнергии в 1913-м году Россия находилась на четвёртом месте в мире (2,5 млрд. кВт*ч) после США, Германии и Великобритании. За период с 1888 по 1914-й год количество электростанций городского значения выросло у нас с одной до ста тридцати, а их суммарная мощность - с 505 до 150000 кВт.
  
  

Электрификация на Брянщине

  
  Если говорить о Брянском регионе, то, по утверждению специалистов, изучавших эту тему, электрификация у нас развивалась теми же темпами, что и в Подмосковье. Крупный бизнес почувствовал веяние времени и активно вкладывал деньги в перевод станочного парка на электрическую тягу. А.М. Владимиров, работавший главным инженером Брянскэнерго в 1977-1988 году, увлеченно занимался сбором информации о становлении Брянского электрохозяйства в дореволюционные годы.
   []
   Кадр из фильма, снятого к 75-летию Брянской энергосистемы.
  
   Владимирову удалось выяснить, что с начала двадцатого века акционерное общество Мальцовских заводов, которое объединяло Дятьковский хрустальный завод, локомобильный завод в Людиново, цементный завод у деревни Боровки (ныне город Фокино), чугунолитейные заводы в Любохне, Бытоши, Стари, Ивоте имело свои энергоустановки, которые обеспечивали и собственные заводы, и прилегающие к ним посёлки. На этих заводах усилиями русских электротехников Круга и Угримова были построены уникальные распределительные устройства напряжением 22 кв, которые позволяли передавать электроэнергию на десятки километров.
  
   []
   Так выглядели высоковольтные опоры, на которые навешивали провода до революции.
  
  В 1916 году в Брянске была построена городская электростанция - первая дизельная электростанция в данном промышленном районе. Она включала в себя два агрегата мощностью в 156 лошадиных сил каждый.
  Уже в советское время после ввода на заводе "Красный Профинтерн" повысительной подстанции 6/22 кв мощность электростанции этого завода в объеме 8700 кВт была принята в сеть 22 кв. Все линии 22 кв. сооружались на одностоечных бетонных опорах с треугольным расположением проводов. Таким образом, в 1928 году на Брянщине эксплуатировалось 157 километров воздушных линий этого напряжения. Это касается более мощных генерирующих устройств. А на многих мелких предприятиях и в поместьях культурных хозяев работали малосильные установки - как правило локомобили*.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"