Как уже говорилось, создание мощной энергетики не было самоцелью, а тесно увязывалось планом ГОЭЛРО со строительством крупных промышленных предприятий. В протоколе заседания ВСНХ СССР от 30 ноября 1927 года, где идёт речь о работе комиссии по подготовке потребителей энергии Днепростроя, значится, что в декабре 1931 года к запуску первой части первой очереди энергообъекта должны быть спроектированы и построены крупные промышленные предприятия в Донбассе - алюминиевый завод, заводы по производству ферро-мангана, ферро-силиция, девять химических предприятий на левобережье Украины, осуществлён запуск металлургического завода в Запорожье. Однако изучение архивных материалов показывает, что новые электростанции создавались не только для решения перспективных задач.
Если говорить о Брянской ГРЭС, пуск которой намечался на 1931 год, то первоочередным её назначением было решить проблему острого энергетического голода, который испытывали в конце двадцатых годов предприятия города Брянска и прилегающего к нему промышленного района.
Проект Постановления СТО.
Борьба за рубильник
Положение с энергообеспечением в Брянском регионе было тяжёлое. В ответах на жалобы потребителей, которых то и дело отключали от электроснабжения (так простои завода им. Урицкого - ныне ОАО "Ирмаш" - с 4 по 12 октября 1928 года случались 13 раз) власти отвечали каждый раз одинаково: "Не хватает электроэнергии!" Действительно, как видно из деловой переписки, обильно заполняющие архивные папки, все генерирующие мощности работали на пределе. Поэтому до пуска ГРЭС оставалось одно - перебиваться тем, что есть, ища наиболее рациональные схемы распределения энергии. Экономить приходилось во всём, что отражалось и на работе предприятий, и на уровне комфорта жизни населения.
Губернские власти с тревогой отмечают, что во всех городах губернии за исключением Стародуба, ощущается большой недостаток в электроэнергии. И по этой причине губкоммунотдел считает, например, несвоевременным постановление горсовета Брянска об освещении номерных знаков и фасадов магазинов и зданий. По мнению губернских властей, дефицитную электроэнергию предпочтительней направить на освещение окраин. Каждый киловатт на учёте. Предприятия бьются за то, чтобы получить наиболее благоприятный режим электроснабжения. У городских властей свой интерес, и они пытаются взять под контроль распределение электроэнергии.
На территории Брянска с 1916 года работает городская электростанция (БЭ), которая принадлежит Губернскому Совету народного хозяйства (СНХ), а горсовет очень хотел бы получить этот, пусть и не очень мощный, источник, в своё подчинение. Тем более, что она является и распределительным центром электроэнергии, поступающей от электростанций заводов.
Схема высоковольтных магистралей, идущих от городской электростанции, выполняющей роль Брянской подстанции.
И вот 9 августа 1928 года на пленуме Брянского горсовета принимается постановление о ходатайстве перед вышестоящими органами о передаче БЭ в ведение коммунального треста города. При этом делается ссылка на то, что в соседней Бежице заводское электрохозяйство уже передано горсовету, а в Людиново такая передача запланирована. БСНХ в своём письме от 31 января 1929 года категорически возражает против передачи, аргументируя свою позицию тем, что Брянская электрическая станция войдёт в "куст" строящейся БРЭС как главная подстанция. И чтобы раз и навсегда снять вопрос её принадлежности, БСНХ просит возбудить вопрос о передаче Брянской городской электростанции БРЭС теперь же. Это необходимо для того, чтобы "её переоборудование имело увязку с планом кустования, и, чтобы переоборудование проводилось под руководством опытных специалистов, каковыми в настоящее время Брянская городская электростанция совершенно не располагает".
В очередь за киловаттом
Как уже говорилось, в годы Советской власти на промышленных предприятиях, расположенных в Брянском регионе, сложилась система единой организации энергоснабжения. Предприятия, обладающие избыточной генерацией, подпитывали предприятия, не имеющие собственных источников электроэнергии. С введением в строй ГРЭС, такая структура должна была приобрести законченные очертания. Электроэнергия, согласно планам, должна будет производиться главным образом на Белобережской электростанции, однако и участие в процессе местных генераций не отменялось.
Но пока строительство ГРЭС не было завершено, из-за нехватки мощности в энергоснабжении на предприятиях возникали постоянные сбои в работе. Вот, например, ситуация, сложившаяся в конце 1929 года вокруг завода имени Урицкого (в официальной переписке двадцатых годов, ещё не выработавшей твёрдых канцелярских принципов оформления, его называют "Урицкий завод"). В областном архиве хранится большое количество писем, направленных заводоуправлением в Брянский Губернский Совет Народного Хозяйства, в которых говорится о том, что из-за частых отключений завод несёт большие убытки. Эти убытки руководство предприятия хотело бы переложить на завод "Красный Профинтерн" (ныне БМЗ), по чьей вине, как утверждается в письмах, и происходят частые отключения электроэнергии. Представители "Красного Профинтерна" отбивают атаку, объясняя отключения тем, что, во-первых, в договоре об энергоснабжении этот казус не оговаривается, а, во-вторых, что "подача энергии для завода "Профинтерн" является принудительной и убыточной".
Электростанция завода "Брянский Профинтерн". На это время - самая мощная в Брянском промышленном районе. Именно она поставляла большую часть электроэнергии входящим с ней в единый "куст" предприятиям.
Из переписки выясняется, что завод "Красный Профинтерн" поставляет электроэнергию на Брянскую городскую электростанцию, которая, в свою очередь распределяет её, обеспечивая завод имени Урицкого и Механический завод ?13 (впоследствии получивший название Брянский завод дорожных машин, сейчас - ОАО Брянский арсенал). Власти встают на сторону поставщика электроэнергии и в возмещении убытков отказывают.
Смирившись с финансовыми потерями, заводоуправление "Урицкого" просит хотя бы о том, чтобы его внесли списки предприятий, которые отключают при запредельных нагрузках в сети не сразу же, а во вторую очередь.
Но выясняется, что, согласно договору между "Профинтерном" и Брянской электростанцией, при недостатке электроэнергии Брянская электростанция, работающая, в режиме подстанции, отключается в первую очередь, а, значит, прекращает и энергоснабжение своих потребителей. Однако Механический завод имеет подсобную электростанцию, а Урицкий, лишённый собственной генерации, в таких случаях останавливается полностью. Простои иногда длятся по 2, 3, а порой и 6 часов. Один час простоя обходится заводу в 200 рублей.
Таким образом, изменить очерёдность отключения для завода им. Урицкого физически невозможно. Вся эта переписка, за которой скрываются действия, напоминающие перетягивание короткого одеяла, словно наполнена ожиданием. Подтекстом явно звучит: "Нам бы только день простоять, да ночь продержаться".
Режим электроэкономии: до минимально возможных пределов
Промышленность района с нетерпением ожидает завершения строительства ГРЭС. А пока - меры жёсткой экономии. Вот выдержки из протокола технического совещания при губернском совете народного хозяйства от 12 октября 1928 года. Предприятиям и городским властям предложено: в вечернее время (с 19 до 21 часа) устраивать перерывы, а ещё лучше - перевести вторую смену на третью, при закрытии магазинов оставлять включёнными внутри помещения не более одной лампы в 16 свечей и отключать освещение витрин, довести до "минимально возможных пределов" освещение госучреждений, включая здание горсовета и гостеатра, воинских казарм. Для населения установлена норма - одна лампочка в 25 свечей для квартир рабочих и служащих, нетрудовому элементу вообще запрещено пользоваться электричеством. Брянская городская станция получила "право при увеличении нагрузки до предельного уровня временно отключать те или иные районы по своему усмотрению". А если вдруг каким-то чудом появится свободная электроэнергия, то её предписано направлять железной дороге, которая в очень жесткой, иногда скандальной, форме протестовала против уменьшения объёмов электроснабжения, утверждая, что это создаёт "угрозу формированию и выпуску поездов" и предлагая в часы пиковой нагрузки полностью отключать Володарский посёлок.
Здесь уместно будет привести случай, произошедший на заседании губернского совета народного хозяйства 12 октября 1928 года, где намечались меры по экономии электроэнергии в связи с её острой нехваткой. Представитель железной дороги обвинил управляющего Брянской городской электростанцией тов. Хотяинцева во вредительстве, заявив, что тот умышленно не даёт электроэнергию узлу Московской железной дороги. Тот объяснил, что электроэнергия подаётся не потому, что "станция занимается вредительством", а потому, что энергии не хватает на всех. И потребовал, чтобы представитель железной дороги взял свои слова обратно. К сожалению, в протоколе ничего не сказано о том, был ли исчерпан инцидент. Осталось для меня неизвестным, во что это обвинение вылилось. Но, надо иметь в виду, что для носителя древней дворянской фамилии инцидент мог иметь серьёзные последствия. Кстати сказать, это первая по времени попытка политического обвинения, обнаруженная мною в архивных материалах. Но скорей всего не первая в практике общения должностных лиц.
Вот одна из телеграмм негодующего содержания, направленная руководством Железной дороги в адрес энергетиков и Губернских властей.
Приведённый выше скандальный эпизод даёт представление о том, как остро нуждался Брянск и прилегающий к нему район в электроэнергии и насколько накалённой была в связи с этим обстановка во властных структурах губернии.
Деньги, чтоб "кустом" "окольцеваться"
До пуска БРЭС, чтобы иметь возможность доставлять энергию пользователям, необходимо было построить линии передачи, конфигурацией и протяжённостью отвечающую требованиям плана электрификации района. Средств на это госбюджет не выделял, предлагая использовать местные средства, которых в наличии не было. Поэтому весной 1929 года губернское руководство обязало предприятия, расположенные в зоне обслуживания строящейся станции, сделать свой вклад в электрификацию. Для "увеличения мощности и изжития перебоев в подаче электроэнергии" двенадцать заводов и фабрик, входящих в "энергетический куст", должны были собрать 375 000 рублей. Перевести деньги следовало до 1 апреля 1930 г. Мелкие предприятия вносили по 15 тысяч рублей, железная дорога - 100 000, Механический завод ?13 - 75000, городской совет - 50 000 рублей.
Деньги внесли все, даже те, кто поначалу пытался избежать этих незапланированных трат. Губернские власти действовали твёрдо и на оправдания не реагировали. Предприятиям было предложено взять в банке беспроцентную ссуду с выплатой в течение десяти лет, а полученные таким образом средства внести в фонд строительства линии электропередачи незамедлительно.
Показательна в связи с этим переписка с Сухарным заводом, входившем в состав Брянского Военпродзаведения.Это предприятие, относящиеся к ведомству Наркомвоенмора, просило освободить его от взноса, объясняя просьбу тем, что получает средства по смете Наркомата на строго определённые надобности. А так как расход на ссуду предусмотрен не был, то в смету он не включён. Иных же средств, как сказано в письме, заведение не имеет.
Так выглядит здание Сухарного завода сегодня.
В ответ на это БСНХ пригрозил в случае неуплаты приостановить электроснабжение завода, "поскольку по техническим условиям линия Сухарного завода не может быть выделена или исключена из общего плана работы кольцевания, а потому вопрос об участии Сухарного завода в данном строительстве может рассматриваться только в плоскости внесения им ссуды... или отпасть совершенно с прекращением отпуска заводу электроэнергии, так как при дальнейшем существовании линии электропередачи завода таковая неизбежно входит в общее кольцо, на строительство которого и требуется данная сумма в 375000 рублей. Освобождение от ссуды должно повлечь увеличение размеров ссуд других потребителей".
Таким образом, как видно из документов, благодаря постоянному контролю и инициативе со стороны властей намеченная электрификация промышленного района вокруг Брянска велась целенаправленно и последовательно. Власть обеспечивала выполнение планов электрификации и помогала решать финансовые вопросы, чего в дореволюционной период не было.
Несколько курьёзов на канцелярскую тему
Прежде чем перейти к описанию строительства ГРЭС, хотелось сделать небольшое отступление и коснуться некоторых наблюдений, не имеющих прямого отношения к теме данной работы. А именно рассказать о том, что бросилось глаза во время изучения документов тех лет. Интересно, что вплоть до 1920-го года деловой переписке сохранялись дореволюционные нормы правописания с использованием букв "i", "ер" и "ять", хотя закон об их изъятии из русского алфавита появился ещё в 1918-м году. Видимо, до конца гражданской войны не было у образованной части общества уверенности в том, что восторжествует в России новая власть. Однако, возможно, это было не формой провинциальной фронды, а лишь проявлением привычки к устоявшемуся десятилетиями делопроизводству.
А вот ещё один факт, который нужно отнести скорее к курьёзам, чем к явлению, имеющему под собой какие-то логические обоснования. В ответе предгубкома Пехтерева, направленном в Главэлектро ВСНХ СССР в 1928 году, внезапно появилась буква "i". Казалось бы, уровень переписки предполагает самое серьезное отношение к оформлению документа - речь идёт о потребностях электроэнергии на 1928/29 и 1929/30 годы. Однако в письме все русские "и" заменены латинскими "i", что не соответствует правилам не только советской, но и дореволюционной орфографии. Остаётся предположить, что пишущую машинку губернского комитета постигла та же беда, что и машинку из повести Ильфа и Петрова, которая под старость потеряла способность "выговаривать" букву "е". Скорей всего, в отделе нашёлся лишь старинный аппарат с утраченной литерой "и", который и был пущен в дело в виду срочности запроса. И, кажется, тов. Пехтерев получил за рецидив царской орфографии внушение от руководства, так как больше нигде текстов с подобным старорежимным акцентом не встречается.
А вот в просьбе зам. главного инженера строящейся станции В.Н. Николаева выделить на БРЭС "вполне исправную" пишущую машинку "в связи с сокращением штата Губисполкома", возможно, содержится намёк на то, чтобы в качестве шефской помощи не вздумали передать тот самый допотопный аппарат, который оконфузил солидное учреждение старорежимным прононсом.
Интересно, что руководство строящейся станции внесло в делопроизводство новый стиль - факсимиле с инициалами.
До 1927-го года фамилии, расположенные в конце документа перед подписями, печатались без инициалов, а обращались друг к другу руководители различных рангов исключительно по фамилии, добавляя перед ней сокращение "тов.".
Как уже отмечалось, название предприятий употребляются в переписке не в официально-деловой, а в разговорной манере. Так, завод "Красный Профинтерн" во всех документах упоминается как "Профинтерн", завод имени Урицкого - как "Урицкий завод". Но самое удивительное, что нигде, даже в тех местах, где речь идёт о строительстве электростанций - неважно Днепрогэса или Брянской ГРЭС - не упоминается план ГОЭЛРО: ни вообще, ни как формальная дань революционно-коммунистической фразеологии. Ссылки на ленинскую инициативу нет даже в газетных публикациях, хотя "Брянский рабочий" активно освещает все этапы строительство ГРЭС в Белых Берегах. Чувствуется, что с расцветом НЭПа революционная фразеология уходит в прошлое, а манера общения начинает принимать устойчивые официальные формы. И потому вольности в виде старорежимной "i" в новый стиль уже не вписываются. Впрочем, как и "коммунистические приветы", который после 1925-го года встретился в официальной переписке только один раз. А вот элементы старого делопроизводства ещё попадаются. Пока на службе остаются представители дореволюционного технического персонала в отчётах и справках то и дело мелькают: "коих", "коему", "дабы", "до сего времени", "при сем препровождаем".