Карман Владимир Георгиевич : другие произведения.

Штурм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фрагмент восьмой.

  

Досрочный пуск - требование времени

  
  В октябре 1930 года в "Брянском рабочем" появилась статья, в которой говорилось: "Первая очередь БРЭС мощностью в 22 000 должна по наметкам СТО быть пущена в декабре 1931 года. Однако, учитывая крайнюю необходимость в энергии, партийные и общественные организации БРЭС добились сокращения срока пуска станции и по последним данным станция должна пойти в эксплоатацию* в июле 1931 года". То есть здесь явно делается намёк на инициативу масс. Власти устанавливают сроки реальные, сознательные рабочие выдвигают встречный план, более напряжённый. И, добавим, менее реальный.
  Что стояло за этой инициативой? Желание отметиться перед вышестоящим партийным начальством? Не выбиться из общего настроения плакатного энтузиазма, чтобы тем самым не поставить себя в положение маловеров и пассивных наблюдателей? Искренняя вера в то, что рабочий класс, окрылённый идеями и мудрыми указаниями способен свершать чудеса вопреки экономическим условиям?
  Конечно, необходимость в скорейшем пуске станции была. И необходимость острая. Главной причина заключалась в том, что предприятия Брянского промышленного района испытывали острый энергетический голод. Газета "Брянский рабочий" 4 июня 1930 года пишет, что "если в 27-28 годах перед началом пятилетки вся наша промышленность давала продукции на 106.11 тыс. рублей, то к концу пятилетки - в 32-33 годах - промышленность должна дать 6.871 млн руб., то есть увеличить свою продукцию на 532 процента". В этой же статье говорится: "тот размер БРЭС, который был запланирован в начале строительства, уже в будущем году не сможет удовлетворить полностью те предприятия, которые будут работать в 31-32 гг.". Так что интерес местного партийного и советского руководства совершенно ясен: требовалось любым способом обеспечить выполнение планов индустриализации, установленных для промышленного района, что без опережающего развития энергетической базы невозможно.
   []
  Не удивительно, что и за год до этого Губернские власти в лице председателя Губисполком Клявс-Клявина (в документе в фамилии допущена опечатка) настаивали на пуске станции в 1930-м году.
  
  
  

Было ли это реально?

  
  Но, учитывая десятипроцентное отставание в строительстве, задумываешься, а были ли новые сроки сдачи БРЭС реальными? Да, внутренние проблемы на строительстве были. Главная - кадровые трудности: нехватка специалистов и рабочих, слабая дисциплина среди сезонников, низкая квалификация работников. Однако существовали уже и отработаны методы компенсации урона, происходящего от этих недостатков. То, что называлось тогда энтузиазмом масс, теперь же определяется как работа на пределе физических и волевых возможностей. При этом составлявшие костяк ударной силы коммунисты и комсомольцы воспринимали изнурительные нагрузки не как навязанное из вне, а как собственную инициативу, считая именно такой труд проявлением нового, социалистического образа жизни. На боевой настрой влияло и то, что к началу 1930 года на строительстве уже сложился коллектив, который считал станцию своей, связывал с ней своё будущее, для которого проблемы БРЭСа стали проблемами личными. А раз так, то реальными непреодолимыми помехами в достижении цели могли стать только внешние факторы, главным среди которых были срывы снабжения.
  О том, что трудовой энтузиазм на БРЭС был высок, говорят данные, взятые из газеты "Брянский рабочий". В статье от 10 января 1930 года сравниваются показатели соревнующихся строек - Брянской и Крематорской станций. Данных о повышении производительности труда на Крематорской станции у автора нет, на БРЭС это повышение колеблется от 15 до 20 процентов. Строительство БРЭС переведено на непрерывную неделю, в Крематорске "этим никто не занимается". Социалистическим соревнованием на БРЭС охвачено 366 человек, или 40 процентов от общего числа рабочих, на Крематорской станции только 71 человек, или 16,9 процентов. Вот почему при хорошей организации труда и при своевременной поставке материалов руководству строительства досрочный пуск станции представлялся вполне возможным.
  
  

Энтузиазм - энергия штурмовщины?

  
  Если проследить за публикациями газеты, то можно увидеть, что на протяжении всех лет строительства звучит призыв преодолеть трудности, возникающие в следствие объективных и субъективных причин. Вместе с тем, заметно, что трудовой энтузиазм не является постоянным и неутихающим состоянием масс. Он проявляется главным образом в периоды строительных кризисов, когда под угрозой оказывается выполнение планов или обязательств. Недаром определение "прорыв", обозначающее критическое отставание от программы, неизменно сочетается с определением "штурм", являющимся синонимом ударной, близкой к самопожертвованию работе. Ударный труд в ответственные периоды строительства расценивается как проявлением трудовой доблести. Что такое ударный труд в штурмовые декады? Это смены по 10-12 часов, работа без выходных, неоплачиваемые работы (субботники). То есть энтузиазм масс существует не сам по себе, а как ответ на просчёты планирования и плохую организацию труда!
   []
  При сравнении темпов строительства на Западе и в СССР надо учитывать, что практически все тяжёлые работы на районных электростанциях в тридцатые годы велись вручную. Например, корчёвка пней на строительстве БРЭС происходила вот таким образом. И здесь энтузиазм играл огромную роль.
  
  Если отбросить идеологическую оболочку, то выходило: всё, что до революции считалось эксплуатацией рабочего класса, против чего боролись революционеры, теперь всячески поощрялось. Потому и определение "штурм", который в конце существования Советской власти получил отрицательное звучание и трансформировался в "штурмовщину", в начале тридцатых имело исключительно положительную окраску.
  
  

Виновные назначены, цели определены

  
  Решению пустить БРЭС на полгода раньше срока, как видно из публикаций в "Брянском рабочем", предшествовала смена руководства Строительства. С июля 1930 года в партийной печати началась критика руководства БРЭС с обвинениями в кабинетном стиле работы. Вот выдержка из статьи Н. Беляева "БРЭСстрой заболел": "Основной технический персонал или недостаточно опытен, или технически малограмотен. Приёмка сооружаемых объектов производится не серьезно... БРЭС, не успев родиться, заболел. Его тело покрылось пятнами безответственности чиновнического благополучия, под ехидные смешки вредителей". "В отдельных отчетах и докладах руководителей БРЭСа пестрят цифры высокой экономии, достигнутой... преступно низким качеством работ". "Между инженерно-техническими работниками, возглавляемыми главным инженером, создалась спайка, направленная к семейственности в оперативных делах, которая способствует смазыванию ошибок технического персонала". "Должно быть сменено техническое руководство и обновлено правлением БРЭСа".
  А в середине октября в "БР" появляется заметка под названием "Виновных в срыве строительства - к суровой ответственности!", в которой содержалось требование к следственным органам провести "расследование и привлечение к ответственности виновных". Такие жёсткие формулировки ранее в газете не использовались. По тону статьи можно догадаться, что накануне на станции произошла очередная смена руководства. (Всего за время строительство - как мы узнаем из июльского 1931 года Постановления Комиссии исполнения СНК СССР - сменилось семь начальников БРЭС). Накануне годовщины Октябрьской революции появляется праздничная статья, в которой в адрес бывших руководителей строительства звучат обвинения в правом, левом и троцкистском уклонах, двурушничестве, саботаже в проведении генеральной линии партии.
  
  

Реальное положение вещей

  
  Из ноябрьской публикации читатели узнают, что на 20 октября 1930 года отставание от плана достигло 56 рабочих дней, что подстанции в Белых Берегах, Бежице, Цементном и Людиново пущены в уходящем году не будут. Причина - задержка прокладки электролиний, для которых не произведены вырубка и расчистка трасс. Возникла серьезная проблема с монтажом, заключающаяся в несоответствии отечественного и заграничного оборудования. Причина - неправильно составленные заявки. И здесь уже прямое обвинение во вредительстве. Правда, обвинение это звучит в адрес московского начальства. "Возможно, - предполагает автор статьи, - это было сделано "умышленно в центре".
  
  

Концентрация сил

  
  Новое руководство Строительства делает отчаянную попытку наверстать упущенное. Средство одно - ударная работа. Чтобы всколыхнуть энтузиазм строителей, принято решение включиться во Всесоюзный конкурс на лучшее предприятие. На Строительстве создаётся Контрольный пост, который следит за выполнением взятых обязательств, сигнализирует об отставании. Бригады на всех участках принимают встречные планы, устанавливающие более жёсткие сроки "выполнения заданий всех работ на всех объектах". Так, по плану, утверждённому правлением БРЭС, столярные работы должны занять 2872 человеко-дней, а по встречному плану - 2821 человеко-день, монтажные работы соответственно вместо 1254 - 1189 человеко-дней. Газета называет имена ударников. Среди них артель Машкова, закончившая опалубные работы не к 15 ноября, как обещала, а к 22 октября, сократив сроки на 1400 человеко-дней.
    []
  Бригада монтажников на установке турбины.
  
  Понимая, что на одном энтузиазме станцию не построить, руководство больше внимания начинает уделять повышению квалификации кадров. Созданы курсы по подготовке молодых рабочих в рабфак и техникум - занятия на них ведут инженерно-технические работники БРЭС. Взята под контроль кооперативная работа, в результате чего улучшилось бытовое обеспечение и питание. Специально созданные "сквозные бригады" собирают рационализаторские предложения. Все эти инициативы популяризируются и широко освещаются в печати, радио и стенной газете. "Рабкоровское движение на подъёме", - сообщается в заметке, вышедшей 1 ноября 1930 года. "Те безобразия, которые ещё недавно имели место, - не упускает возможности обвинить смещённое руководство автор, - ныне не наблюдаются". Из сказанного следует, что смена власти избавила Строительство от тех недостатков, а, может быть, и злоупотреблений, которые тормозили ударные темпы работы. Но, оказывается, - нет.
  
  

Руководство новое - проблемы старые

  
  Как сообщает 30 января 1931 года в заметке "Первый квартал под угрозой срыва" автор, подписавшийся инициалом В., задание первого квартала не выполняется. Причиной тому "бесплановость, бесконтрольность, большой процент прогулов, недостаточно хорошая работа по соревнованию и ударничеству". Формулировки пока относительно мягкие, хотя перечень упущений один в одни совпадает с теми, которые предъявляли в своё время смещенном руководству. В статье явно слышится скрытая угроза новому начальству.
  В заметке говорится, что во второй декаде января не велось строительство главного здания, из-за отсутствия арматурного железа остановилась заливка фундаментов под котлы, замерли работы на монтаже торфоподачи. На возведении второй очереди станции положение ещё хуже: из отпущенных на первый квартал 200 тысяч рублей израсходованы лишь 12 тысяч. Здесь остро не хватает чернорабочих, бетонщиков, плотников, а "органы Наркомтруда ничего не предпринимают для того, чтобы выполнить заявку Энергостроя". Находящий на строительстве агент вербовочного бюро, - сообщает автор заметки, - пьянствует!
  Читатель узнаёт, что, в это время проводится очередная реорганизация структуры управления. Желая ввести на Строительстве единоначалие, руководство Энергоцентра все строительные работы передаёт от БРЭС в Энергострой. Однако положение не улучшилось. И даже ухудшилось, потому что "в работе наблюдается параллелизм. Рабочие не знают, кто их хозяин. Когда они идут с каким-либо вопросом в БРЭС, им говорят: "Идите в Энергострой. Мы вас передали туда". А Энергострой отвечает: "Мы ничего не знаем. Мы ещё вас не приняли". (Неразбериха продолжается и в феврале, во всяком случае в публикации от 13 февраля 1931 года говорится: "Райэнергоснаб уже прекратил снабжение, а снабженческий аппарат Энергостроя ещё не создан".
  Из-за того, что передача дел затянулась на весь январь, затянулась и подготовка к строительному сезону. Автор сетует: "Производственной годовой сметы нет. Строительные материалы всё ещё не заготавливаются, а сейчас особенно удобно вести заготовку кирпича, гравия, лесоматериала, песка, используя зимний путь".
   [] []
  Подача гравия на растворный узел.
  
  В январе не готов к работе подъёмный кран, хотя ещё в октябре 1930 года следовало приступать к монтажу оборудования. Не будет готов кран и через полтора месяца: в публикации от 14 марта сообщается, что представитель БРЭС выехал на "Красный Профинтерн" за тележкой для крана, "без которого никак не могут начать монтаж оборудования".
  
  

Не ждать, пока наладятся поставки, а выбивать их!

  
  В марте же были посланы две бригады для "быстрейшего продвижения и проталкивания заказов БРЭС" в Москву и Ленинград. Представители руководства Строительства направились для переговоров с правительственными органами о помощи БРЭС как ударной стройке в Кремль.
  Люди старшего поколения помнят, что термин "толкач" в брежневские времена уже приобрёл отрицательно-насмешливый смысл и активно обыгрывался сатириками. Но в начале тридцатых годов обозначение это пока наполнено положительным содержанием. Пробивать, толкать, штурмовать - означало проявлять активную жизненную позицию, инициативу и неравнодушие. Считалось, что таким образом сознательные рабочие борются с пережитками старого режима, на самом же деле боролись они с недостатками плановой системы.
  Все эти командировки связаны с подготовкой очередной "штурмовой декады", которая намечалась для ликвидации отставания от плана. Чтобы добиться успеха во время "штурма" следовало обеспечить стройку необходимым запасом стройматериалов, настроить на ударный труд инженерно-технический состав и рабочих. Газета отмечает, что "на БРЭС начата работа по мобилизации масс для взятия большевистских темпов строительства". Главный ставка делался на молодёжь, а прежде всего на комсомольцев. Комсомол БРЭС наметил на 12 марта конференцию молодых строителей "по вопросам штурмовой декады, ударных темпов работы".
  В период подготовки планировалось провести трехдневник сбора рабочих предложений по улучшению организации работ и внедрению технических усовершенствований, направленных на повышение производительности труда. В штурмовую декаду особая роль отводится рабкорам и печати. На станции работает бригада "Брянского рабочего", организован оперативно-сигнальный пост, выпускается стенная газета, вывешены "Черная" и "Красная" доски: первая - позора, вторая - почёта. Пионеры и школьники БРЭС устроили демонстрацию в поддержку взрослых с лозунгами о штурмовой декаде. Демонстрация прошла к главному корпусу и объединилась с рабочим митингом. В мае 1931 года комсомольцы БРЭС направили открытое письмо комсомольцам предприятий, являющихся поставщиками материалов и производственного оборудования для станции. В нём говорится: "Возьмите шефство над выполнением наших заказов, проследите за ходом их выполнения и отгрузкой". Ставятся в пример комсомольцы завода "Красная Пресня", которые контролируют изготовление и отправку для БРЭС надувных вентиляторов.
  Все эти мероприятия стали фоном прошедшего 18 марта заседания правления Энергоцентра под председательством Г.М. Кржижановского. Правление постановило форсировать строительство БРЭС. Утверждён встречный план коллектива Строительства о пуске станции первой очереди в июле.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"