Карман Владимир Георгиевич : другие произведения.

Н. Ашуров. Творческий портрет

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:



   []
  


Николай Павлович Ашуров, родился в 1954 году. Бывший моряк-пограничник. Капитан
второго ранга в запасе. Служил в Абхазии, в Краснодарском крае. Участвовал 
в грузино-абхазском конфликте 90-х годов, нес пограничную службу и вылавливал 
браконьеров на Азове. Уволился в 2006 году, дослужив до должности помощника 
начальника регионального пограничного управления ФСБ России по ЦФО. В этом же году
создал раздел в Самиздате. 
Писать стихи начал в юности. Однако серьезно к поэтическому творчеству обратился,
лишь оставив военную службу. Его стихи - здоровая, положительная, понятная и 
потому трогающая сердце поэзия. Мир, в котором обитает его лирический герой,
устойчив и предсказуем. Это тот мир, которым уже утрачен многими из нас. Дружба
здесь настоящая, любовь - верная, на всю жизнь, личный интерес не вступает в
противоречие с долгом. Особая тема - тема истоков. Стихи о природе, деревне 
трогательны и философичны. Вот как он говорит о том, что побуждает его к 
творчеству: "Люблю русскую природу,простой деревенский быт, крестьян
с их житейской мудростью и нехитрой утварью...Люблю простых и открытых людей". 

Стихи Николая Павловича публиковались в "Комсомольской правде", в районных газетах 
Воронежской и Ростовской областей, несколько передач о нем, как о самодеятельном
поэте, было записано на Воронежском радио. Его стихи отбирали для коллективных 
сборников, но сборники эти так и не были напечатаны... В конкурсах на СИ он 
не участвовал.

    
    ***
    
    ***
    
    НИКОЛАЙ АШУРОВ владеет стихосложением так же свободно, как владеет устной речью: он пишет связно, ясно, образно.
    
    Вечереет нынче рано,
    Бьют вдали перепела,
    Ночь с Курчанского лимана
    Тихой байдой наплыла.
    Степь доносит запах хлеба,
    Гасит звуки тишина,
    И купает звёзды небо
    В тёплых, ласковых волнах...
    
    Сам по себе прием "приставных строк", то есть принцип построения строфы от главных смысловых строк, задающих рифму, вполне уместен и часто применяется даже маститыми авторами. Действительно, если не выступает на поверхность "технический шов", соединяющий части строфы в единое целое, то какая разница, как рождается произведение? Стих, написанный на одном дыхании, и стих сверстанный, если и тот и другой состоялись, - равнозначные явления поэзии. Но, давая оценку авторской манере, следует сказать, что большинство стихов Николая не знают "сварки", это точное литье.
    Такая однородность текста - признак особого поэтического дара, природной предрасположенности к точной версификации. Есть в этом и минусы. Умение выплескивать цельный поэтический текст, уменьшая объем рутинных операций при стихосложении, в тоже время не позволяет в должной мере нарабатывать навыки стилистической диагностики. Может быть, потому у него иной раз проскальзывают неточности в формулировках. Впрочем, это объяснимо: стихи Николая никогда не проходили обкатку в обсуждениях на литературных семинарах, его никогда не мучили редакторы, то есть ему просто негде было развивать навыки критического прочтения собственных текстов.
    Он самоучка. Сугубый практик. А если дать этому слову качественное наполнение - самородок. Увлечение поэзией для него лишь одно из творческих пристрастий. Кроме этого есть и рисование, и художественные ремесла, и гитара. И что интересно: его художественные склонности имеют прикладное значение. Умение рисовать стало подспорьем для занятия художественной обработкой металла, способности к стихосложению часто проявилась в форме поэтических поздравлений. Однако тексты, написанные им по случаю дня рождения друзей, получения очередного воинского знания сослуживцами, никак нельзя отнести к разряду дежурных. В отличие от большинства так называемых "датских" стихов, они художественны и остроумны, лишены стандартного юбилейного глянца. Это такая же неотъемлемая и интересная часть его творчества, как и любовная лирика, философские рассуждения о жизни, о своем назначении.
    
    То не шторм на море синем,
    Не Балда трясёт оброк -
    Сын Григория Василий
    Отмотал военный срок,
    Оттянул усердно лямку,
    Снял папаху не спеша,
    И зелёную полянку
    Накрывает корешам.
    
    Знакомая интонация! Что за Василий? Не о Теркине ли, дослужившемся до полковника, речь? Тот же свободный, задорный слог, добродушный дружеский юмор. А вот уже серьезно. Другому сослуживцу!
    
    Не баловала милостью страна,
    И смерть в глаза глядела не с экрана,
    Лишь отразились эти времена
    В душе незаживающею раной.
    Мы беды пережили, как могли,
    Наезженных путей не выбирая...
    
    Страна здесь - не вся Россия, а лишь официальное ее представительство. Власть. Но есть и другая Россия - без чинов и титулов. Родина. И автор не смешивает эти понятия. "Я деревню русскую Родиною чту", - объясняет он. Деревня - это и родные сельские просторы, и люди, в них обитающие. Это то, что лечит душу.
    
    А на закате сядем у костра
    И за друзей по маленькой осушим.
    И соловьи до самого утра
    Нам будут петь, залечивая души ...
    
    Носящие погоны люди иной раз то ли в шутку, то ли в серьез, называют себя "государевыми людьми". И здесь дело, конечно, не личной преданности лидеру, будь то суверен или гарант. Дело в том, что, какова бы не была власть, только она может способствовать организации и сохранению того, ради чего стоит жертвовать жизнью. Это дом, семья, а по большому счету совокупность всего этого в масштабах своей земли и своей культурной традиции. Это то, что свое! И власть совсем не олицетворение этой сути, она лишь инструмент. Родня, народ, родина - вот основа его патриотизма. Здорового российского патриотизма, в котором нет места националистическим предрассудкам. Хотя бы потому, что у каждого русского в крови, наверняка, намешано разного. "Лишь сквозит фамилия Золотой Ордой", - отмечает по своему поводу Ашуров.
    Вспоминается другой государев человек - офицер, поэт Лермонтов с его "странной" любовью к Родине. Так уж у нас складывается из веку в век, что любовь к Родине не возможна у россиянина без горького привкуса досады и чувства вины. Пусть и за несовершенное.
    
     Зарастают погосты унылые,
    Не сыскать ни плиты, ни креста...
    Ты прости меня, Родина милая,
    Пред тобой моя совесть чиста.
    
    Воинская служба, полная опасностей, самоотречения, бытовой неустроенности - своего рода нравственное искупление, своеобразная автоепитимья. В беспримерном разгуле грабежа и бесчинства, в ситуации, когда осознается бессилие изменить что-то в происходящем, это способ отмежеваться от всего этого, не замараться.
    
    Олигархам, царям и купечеству
    Не понять никогда одного -
    Я учился защите Отечества,
    А они - распродаже его.
    
    Совесть чиста, но "прости". Что-то тревожит, беспокоит, не дает уснуть. Что? Осознание того, что остаться в стороне, не замараться недостаточно. Но что же делать, когда коррупция стала для чиновников естественным элементом жизни? Судите сами - Президент официально признал как одну из основных проблем высокий уровень коррупции в стране, которая поразила главным образом управленческие структуры. У власти же в стране партия, объединяющая в себе все значимое чиновничество. Такой вот парадокс. Что сказать? Но и промолчать нельзя...
    
    Русь моя страдальная!
    Плачешь, но молчишь...
    Лишь дороги дальние,
    Да луна в ночи,
    Рамки жизни строгие,
    С мерой соли - в пуд,
    Да цари убогие,
    Да чиновник-плут...
    
    Это отличает нас иных народов, что мы страдаем не от чувства сделанного не так, а от ощущения, что чего-то не сделали. Но чего? Нет ответа на этот вопрос. Но он ищет его всю жизнь. Он офицер-пограничник, а значит офицер ФСБ, ищет ответ на этот окаянный вопрос не в инструкциях. Поиск этот начался много лет назад, когда КГБ, в состав которого входили погранвойска, где он служил, именовали "карающим мечом" для инакомыслящих.
    
    Я много лет до этого момента
    Молчал, хоть позабыть никак не мог,
    Что раз однажды русским диссидентом
    Был приглашён под вечер на чаёк.
    Талантливый и умный, в чём-то гений,
    Преследуемый в собственной стране,
    Читал поэмы Шашенков Евгений
    Единственному слушателю. Мне...
    
    Диссидент читал стихи офицеру самой грозной силовой структуры государства. И они понимали друг друга. Но вот прошли годы. Случилось то, о чем мечтал Шашенков. Пал режим, который борцы с ним обвиняли во всех несчастьях страны. И что же?
    
    
    Самодержцы меняют позиции,
    Но, всё так же у денег в плену,
    Всю казну берегут - за границею,
    Потому, что не верят в страну.
    И воруют как прежде чиновники,
    Создавая себе благодать,
    Но по тюрьмам сидят не виновники,
    А всё те, кому нечего дать.
    
    Оттого в стихах Ашурова и много грусти, что власть имущие, практически не скрывая того, живут не по совести и не по способностям, однако нет возможности это изменить. Досада по поводу неустроенности нашей жизни, по тому, что вряд ли он уже дождется тех перемен, о которых мечталось, наполняет его творчество пульсирующим минором. И дело не только в отдаленности исторических перспектив - дело и в личных обстоятельствах. Возраст, - еще одна грустная нотка, свойственная в той или иной мере всем, достигшим пятидесятилетия. Кажется, совсем недавно жизнь была в самом расцвете, и вот первые признаки надвигающейся осени.
    
    Уходят в вечность лучшие друзья...
    И думается мне порой ночною,
    Что вместе с летом выгораю я.
    Душа чадит обугленною коркой,
    Как будто ей не нужно ничего.
    Повыгорело лето на пригорках.
    А я с такой надеждой ждал его.
    
    О чем эти строки? Об исходе лета или исходе жизни?
    
    На сердце осень... Безнадёга...
    Спешат машины за окном...
    Как надо всё-таки немного,
    Чтобы тоску залить вином,
    Чтобы забыться, хоть на малость...
    Что ж, жизнь короче с каждым днём...
    
    
    Но грусть его светла, потому что - жизнь сложилась. Есть осознание выполненного долга, есть хорошие друзья. Есть любовь.
    Любовь - отдельная тема его творчества. Николай однолюб. Для него образ любимой - не собирательный. Это реальная Она - жена, с которой прожито вместе много лет. Ей он посвящает нежные и проникновенные стихи.
    
    И у меня в душе не угасая
     Горит любовь, как яркая звезда.
     Я никого к душе не подпускаю,
     Чтоб в душу не проникли холода.
    
    А вот еще:
    
    Как хорошо с тобой вдвоём!
    Луна глядит в окно...
    И мы любовь по капле пьём,
    Как доброе вино.
    Её нельзя допить до дна,
    Сколь жадно ты не пей,
    И я пьянею без вина
    От нежности твоей.
    ................................
    До самой утренней зари
    Молчим с тобой вдвоём.
    Мы о любви не говорим -
    Мы с нею жизнь живём.
    
    Многие бы женщины хотели бы слышать такое... Всю жизнь...
    Произведения Ашурова, что становится редкостью в современной поэзии, однозначно нравственны. Наверное, главным образом потому, что являются созданием не рефлексирующей, а цельной, независимой натуры, сложившейся под воздействием традиционных моральных ценностей, к которым был приобщен в детские годы семейным воспитанием и хорошей литературой. Николай не модничает и не экспериментирует со стихом. Его вполне устраивает литературный багаж, накопленный для нас классиками. Он не пытается выделиться или преуспеть в литературном ремесле, обратить внимание публики на свои стихи, потому ему нет необходимости ни завлекать, ни развлекать читателя. Там где кто-то изощряется в старании остро "подать" проблему, он просто рассказывает о том, что тревожит его или радует. И лучшей характеристикой ему будет его стихотворение, которое в завершение рассказа об авторе хочу привести целиком.
    
    Не молвишь правду, так не лги,
    От лжи бессовестной краснея.
    Легко понравиться другим,
    Себе понравиться - труднее.
    Не изменить событий суть
    Простою сменою названья,
    И я в себе самом несу
    Итоги самобичеванья,
    Ошибок, смыслу вопреки,
    Себе нисколько не прощая.
    Кто б отпустил мои грехи?
    Жаль - церковь я не посещаю,
    Лоб не крещу на образа, -
    Как в детстве бабка ни просила...
    Молчу, коль нечего сказать,
    Пишу, когда молчать не в силах.
    Я рифму чувствую душой
    И через сердце пропускаю,
    Хоть понимаю хорошо,
    Что жизнь короткая такая.   
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"