- Ну, что, Петрович, гражданский долг исполнил? - Василий Косой был весел и сыт, и готов к разговорам с мужиками, отдыхающими на скамейке под огромным тополем в сквере около дома.
- А надо было? - удивился Петрович, доливая пиво в почти опустевший стакан.
Сегодня он пил дешевое "Очаковское" из больших баклаг. Говорили, что чуть ли не завтра такие размеры запретят и максимальным станет привычная "полторашка". Но пока еще можно было найти и два литра, и три и даже пять.
- А вот в Греции, - оторвался от своего ноутбука Клим. - Тех, кто на выборы не ходит, называли идиотами.
- Климка, - вздохнул Петрович. - Ты это, типа, меня обозвал сейчас? Навроде, или что-как?
Клим понял, что немного зарвался, и покраснел, а еще закрыдл ноутбук и убрал в сумку. И извинился горячо и вежливо.
- Демократия, понимаешь! - объявил Василий, похлопывая по выпирающему животу. - А раз демократия, значит, выборы. А кто, значит, против выборов, тот, выходит, против демократии. Выходит, так?
Лёха Кент чуть не подавился, услышав такое.
А Петрович отставил стакан в сторону и стал смотреть на окружающее с грустью. Долго смотрел. Так, что окружающим даже стало неудобно от чего-то.
- Нет, а что, а что? Не так, что ли? - опять Василий, но уже как будто даже похудевший и не такой большой.
- Что такое демократия? - задумчиво произнес Петрович. - Нет, ты не говори. Ты сейчас мне расскажешь то, что прочитал в Интернете, или чему в школе научили. А я вам по-простому, по-рабочему все на пальцах объясню.
Василий уселся, глянул на припаркованный автомобиль, потом на часы, затем зачем-то посмотрел вверх, на деревья и небо. И как-то так получилось, что и он уже пиво пьет с мужиками. Вот и стакан у него есть, и пузырится в нем чуть не до краев.
- Вот некоторые просто переводят с греческого. Мол, власть народа. Но только какая же власть народа, когда на самом деле власть того, кого народ выберет? Это же не одно и то же? Вы усваиваете?
Все кивнули и дружно отпили.
- То есть, демократия сегодня это не власть, а это выборы. Само наличие выборов и называют демократией.
- А я, о чем? - тут же встрял Василий. - Я про выборы тебя и спрашивал, между прочим!
- Вот представьте себе: мы не в парке, а летим с вами на огромном лайнере в далекий Таиланд.
Лёха Кент тут же поставил свой стакан, расставил руки крыльями, слегка покачивая, и тихонько загудел, типа, турбинами.
- Вот, - показал на него Петрович. - Летим. И тут проводят конкурс на короля и королеву рейса. Красивые стюардессы разносят билетики для голосования. Даже экипаж выходит в салон и красиво машет нам руками - все в мундирах и блестящих пуговицах. А лайнер все равно летит!
- Так сегодня все на автопилоте. Даже взлет-посадка автоматизированы, я читал, - солидно ввернул Клим.
- Вот! Самолет летит, мы все выбираем. И даже экипаж участвует. Всем весело, ярко, интересно. Ходим по проходу, смотрим на людей, записываем места. И голосуем. Потом билетики считают, объявляют победителей, все аплодируют. Парочку выводят вперед, надевают им картонные короны. Стюардессы кланяются, капитан жмет руку, штурман целует ручку королевы, бортинженер молодой аж на колено становится. Красиво. Демократично. А самолет между тем летит и летит. Сам как будто...
- Ну, Петрович, - задумчиво сказал Василий, смотря внутрь как-то незаметно опустевшего стакана. - Ты немного - того, утрируешь.
- Ну, хорошо, молодые и гордые демократы. Вам не нравится про самолет и автопилот.
- Оно как-то не так все, вроде. И даже в чем-то обидно, что ли. И мы же про государство, типа.
- А что же тогда нравится?
- А вон, автомобили! - ткнул пальцем Василий в свой "поджарый".
- А какие тогда? Вот коробка передач у них есть?
- А как же!
- Так подумайте о том, что всю систему управления любым государством можно представить себе просто в виде автомобиля. Вот есть у него руль. Вот педали. И если посмотреть далеко в прошлое, то можно убедиться, что когда-то, на самой-самой заре государственности, коробки передач не было совсем. Все шло напрямую. То есть, вот движитель, а вот - сразу колеса. КПД такой конструкции был очень невелик, да и мощность того двигателя, сами понимаете...
- Ага. Если б мощный - порвал бы все напрочь...
- Вот-вот. С увеличением мощности двигателя и усложнением схемы автомобиля появляется и коробка передач. Но вы помните, что мы говорим не просто об автомобиле - о государстве! Об управлении государством. И вот тут хорошо видна разница МКПП и АКПП. Ну, сами подумайте, МКПП появилась раньше. Она дешевле в производстве. Она дает, как мне говорили, достаточно большую экономию горючего. Многие утверждают, что и гонять с "механикой" лучше, чем, с "автоматом"...
- Да, да! "Механика" - рулез!
- Нет, - тут же поднял голос Клим. - Только автомат! Он комфортнее! И водить проще.
- Вот! Вот в чем разница, подумайте: конечно, "механика" - это быстрый старт, набор скорости, экономия и все такое. Не нужны высокие технологии. Шестеренки - они же в каком еще веке стали изготовляться! Осталось только посадить за руль умелого водителя. Именно - умелого. "Механика" требует профессионала в своем деле. У него под ногами три педали, у него руль, у него рычаг переключения скоростей, а перед глазами стрелки и цифры... Тут просто так не сядешь и не поведешь. А вот "автомат" - он сложнее в производстве, он - следующая ступень развития автомобиля. Но с ним комфортнее и спокойнее обращаются даже те, кто недавно сел за руль автомобиля. Газ, тормоз - вот и все. Так? Плавное переключение скоростей. Причем о самом процесс даже не думаешь - как оно там переключаются. Придавил себе педаль и - вперед. То есть, к чему я вам все это рассказываю: чем проще устройство передачи команд сверху вниз, тем профессиональнее должен быть управляющий. А вот чем сложнее передаточный механизм, тем проще управляющему - все как будто само действует. Еще раз: чем сложнее механизм, тем проще управление. Видите, какой странный принцип? Простой механизм - нужен умный профессионал. Сложный - все вроде само...
- А демократия? Что-то я не понял связи..., - Василий долил в свой стакан и теперь смотрел в него, как в сложный прибор из будущего.
- А демократия в том и состоит, что вот сидим мы сейчас с вами в автобусе и выбираем большинством голосов того, кто нас повезет дальше. И если это старый рыдван с допотопным управлением, да дорога разбитая, да впереди сплошные повороты и горки, то лучше бы, как по мне, даже совсем без демократии и без всяких выборов. Пусть лучше сядет за руль тот, кто действительно умеет. А не самый симпатичный и разговорчивый. А вот если это новейший агрегат с компьютерным управлением, то можно и поголосовать, потому что тут уже - кто бы ни сел в кабину, а машина все равно повезет по правильному пути и с правильной скоростью.
Разлили остатки пива. Молча допили, размышляя.
- Так я все же не понял, Петрович. Ты, выходит, против выборов, что ли?
- Да не против я, - с тоской сказал Петрович. - Выбирайте вы, кого хотите. Просто я бы - за короля рейса проголосовал. Или лучше за королеву. А оно пусть себе само, на автопилоте. Вот это была бы для меня демократия. И выборы были бы интересные. И совершенно, что должен отметить, безопасные для народа.