Карпов Андрей Владимирович
Образ Небесного града в поэзии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  
  
   Не так давно мы говорили о страшных образах книги Откровения - всадниках, несущих смерть и пагубу. Но образный ряд Апокалипсиса содержит и образы надежды. Один из них - образ Небесного града.
  
  "И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
  И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло." (Откр. 21:2-4)
  
  Далее следует описание Града. Оно, с одной стороны, практически математически точное - посчитаны его длина, широта и высота, ворота, основания. С другой стороны, всё это описание - символическое и значение символов скрыто от профанного читателя (слушателя). Оно нуждается в истолковании. Впрочем, даже самые авторитетные толкователи стараются не слишком уж вдаваться в детали, потому что, увлекшись ими, можно потерять правильный духовный настрой. Надо ли, например, подробно разбирать почему украшениями оснований Небесного града служат именно названные апостолом Иоанном 12 видов камней? Или как в нём утроено освещение? Или какая у него география, если на 12 ворот в нём лишь одна улица?
  
  Небесный Иерусалим
  
  В высотах горних светит град -
  Прообраз дольних поселений,
  Сосредоточие Вселенной,
  Нетленной вечности смарагд.
  
  В лохмотьях суетных веков,
  Чей дух непамятлив и вздорен,
  О граде скажут сто историй, -
  То он таков, то не таков.
  
  Как разобрать игру теней?
  А вдруг таится в блеске града
  Пустыня духа - место падать,
  Где змея след промеж камней?..
  
  Забудь о блеске! Бог простит
  Не внявших ласке откровений.
  Кто зрит высоко, ждет видений,
  Хотя спасение - в пути.
  
  Господь сказал апостолам: "В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам" (Ин. 14:2). Образ Нового Иерусалима как бы является визуализацией этого множества обителей.
  
  А ещё в христианском мире большую известность получила книга блаженного Аврелия Августина "О граде Божьем", в которой небесное устроение противопоставляется земному (человеческому). История, которую творит Господь, должна закончиться Градом Божьим, вобравшим в себя всё сообщество тех, кто выбрал быть со Христом. После этой книги Небесный град стал осмысливаться как Церковь, объединяющая за гранью земной истории всех христиан.
  
  Этот мотив звучит в канте о Петре и Февронии:
  
  Иерусалим небесный град,
  Цветёт в нём вечный райский сад.
  А Крест тяжёл и путь далёк
  Не каждый в этот град войдёт.
  И росы там и соловьи
  Отдохновенье для души.
  Прохладой веет аромат
  И вечно розовый закат.
  Там души праведных живут
  Святому духу песнь поют.
  Там Моисей и Аарон
  И весь ветхозаветный сонм
  Они нас ждут, когда придём
  И вместе будем со Христом.
  А в Муроме колокола
  Звонят до вечера с утра.
  В монастыри народ грядёт
  Там служба Божия идёт
  На куполах Кресты блестят
  А в храмах голоса звучат.
  Акафист сестры там поют
  Петра с Феврониею чтут.
  Петра с Феврониею чтут
  Посты и правила блюдут.
  А в Муроме колокола
  Звонят до вечера с утра.
  Иерусалим Небесный град,
  Цветёт в нём вечный райский сад.
  
  Однако самый известная реминисценция Небесного Иерусалима в отечественной поэзии - это текст, написанный Анри Волохонским на музыку, как тогда считалось, Франческо да Милано.
  
  В 1972 году фирма грамзаписи "Мелодия" выпустила пластинку "Лютневая музыка XVI-XVII веков", которая сделалась популярной настолько, что её слушали даже те, кто классику и уж тем более лютню обычно не слушал. И, пожалуй, самой красивой вещью на этой пластинке была "Сюита для лютни: Канцона и Танец" Франческо да Милано. Теперь известно, что автором практически всей музыки, представленной на пластинке, является Владимир Вавилов (1925-1973) - лютнист, скромно обозначивший себя составителем. Анри Волохонский положив на эту музыку слова, создал песню, которую потом пел Борис Гребенщиков и многие другие исполнители: "Под небом голубым".
  
  Под небом голубым есть город золотой,
  С прозрачными воротами и яркою звездой,
  А в городе том сад, все травы да цветы,
  Гуляют там животные невиданной красы:
  
  Одно - как желтый огнегривый лев,
  Другое - вол, исполненный очей,
  С ними золотой орел небесный,
  Чей так светел взор незабываемый.
  
  А в небе голубом горит одна звезда.
  Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
  Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят,
  Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.
  
  Тебя там встретит огнегривый лев,
  И синий вол, исполненный очей,
  С ними золотой орел небесный,
  Чей так светел взор незабываемый. (1972)
  
  Сегодня образ Небесного Иерусалима широко востребован. Существует много стихов, в которых он так или иначе присутствует. Но в более ранней авторской поэзии этого образа нет. Почему? Возможно, это связано с тем, что мы сегодня ближе к концу времён. А раньше люди крепче стояли на земле и их внимание больше уделялось земному.
  
  Возможно, одной из самых ранних отсылок к Небесному граду является стихотворение "Город".
  
  
  
  Больше хороших стихов в ТГ-канале ЕЖЕДНЕВНИК ПОЭЗИИ: https://t.me/stihydnya
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"