Карпов Андрей Владимирович
Три грозы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  
  
  Когда молния разрывает небо и над головою из края в край прокатывается гром, мало кто может остаться равнодушным. Гроза - слишком громкое и яркое событие, чтобы пройти незамеченной. Гроза - это вызов. Кто-то её боится, кто-то ждёт с восторгом, но в любом случае возникает эффект сопоставления масштабов: к маленькому человеку приходит большой мир. Величие мира являет себя.
  
  Естественно, что душа поэта отзывается на эту манифестацию. Но отзываться она может по-разному. В стихотворном пространстве у разных авторов возникают различные образы грозы.
  
  Вот, например, у Павла Когана (1918-1942):
  
  Косым, стремительным углом
  И ветром, режущим глаза,
  Переломившейся ветлой
  На землю падала гроза.
  И, громом возвестив весну,
  Она звенела по траве,
  С размаху вышибая дверь
  В стремительность и крутизну.
  И вниз. К обрыву. Под уклон.
  К воде. К беседке из надежд,
  Где столько вымокло одежд,
  Надежд и песен утекло.
  Далеко, может быть, в края,
  Где девушка живет моя.
  Но, сосен мирные ряды
  Высокой силой раскачав,
  Вдруг задохнулась и в кусты
  Упала выводком галчат.
  И люди вышли из квартир,
  Устало высохла трава.
  И снова тишь.
  И снова мир.
  Как равнодушье, как овал.
  Я с детства не любил овал!
  Я с детства угол рисовал!
  (1936)
  
  Поэт как бы сопровождает грозу. Он с ней на одной волне. Стих собирает события, связанные с грозой, выстраивая их во временной ряд - с самого начала буйства стихии до её полного истощения.
  
  В результате гроза проходит не только через городок автора, но и через его душу. Он испытывает сначала эмоциональный подъём, а потом спад. Мир, в котором гроза уже закончилась, кажется скучным, бессобытийным. Гроза задаёт масштаб, который явно больше обыденности. Величие происходящего отбрасывает отблеск на душу поэта. Она воспаряет, а потом - всё заканчивается, и это обидно.
  
  Коган противопоставляет геометрию грозы (угол) геометрии повседневности, чуть ли не мещанства (овалу). И сам выбирает угол. Последние строки -
  
  Я с детства не любил овал!
  Я с детства угол рисовал! -
  
  стали крылатыми, вошли в отечественный фонд цитат. Интересно, что Коган пишет "с детства" в 18 лет. Детство только-только кончилось, жизненного опыта накопиться ещё не могло, но как же авторитетно это у него проговаривается...
  
  Совсем другая гроза у Петра Семынина (1909-1983)
  
  Вначале тополь кинулся к окну,
  Прося пустить его, как деда, в кухню,
  Когда, в три неба молнию загнув,
  Косматый гром над самым домом ухнул.
  
  Потом и небо, и земля, и день,
  И всё, что мчалось мглы и воя комом, -
  Вдруг захлебнулось в яростной воде,
  Ударившей из медных трещин грома.
  
  И только старый тополь за окном,
  Один, как Ной, оставшись во вселенной,
  Едва прикрыт бобыльим зипуном,
  Просился в кухню, кланяясь смятенно.
  
  Оттуда пахло хлебной тишиной,
  И небоглазый - лет пяти - мальчонка,
  Бесштанный, перепачканный золой,
  На подоконнике сидел тихонько.
  
  Он улыбался смутно, как во сне.
  Потом привстал и тоненькой рукою
  Отдёрнул вниз задвижку на окне
  И распахнул его навстречу вою.
  
  Вот это было весело, когда
  Совсем-совсем озябший старый тополь
  Ввалился в кухню, испугав кота,
  И - весь в дожде - залопотал, захлопал.
  
  Но мальчика, промокшего до пят,
  Уже в постель тащила мать, ругая.
  А буря, злясь, что хлещет невпопад,
  Над кухней грохотала не смолкая.
  
  (1946)
  
  Тут нет никакого слияния со стихией. Наоборот, существует барьер: гроза там, за окном. Там зона бедствия, а дома спокойно, дом - это убежище.
  
  Главный герой стихотворения - мальчик - настолько уверен в безопасности стен своего дома, что придумывает историю о тополе, нуждающемся в спасении. И в этой истории он совершает свой подвиг - открывает окно, чтобы впустить в укрытие этого нового беженца от грозы (первым был его дед, который пришёл в самом начале).
  
  Если стихотворение Когана описательно - там нет другого сюжета, кроме самой грозы, то у Семынина стих - это приключения людей. Гроза - лишь фон, даже не один из персонажей. Стихотворение получилось камерным - всё действие помещается на кухне, чуть ли не на её подоконнике. Никакого масштаба, никакого величия. Но при этом стихотворение оставляет светлое и лёгкое впечатление. У мальчика всё получилось. Он - настоящий герой. Тогда как у Когана стих вышел конфликтным и проблемным.
  
  Третья гроза - Льва Озерова (1914-1996) - вообще никак не пересекается с миром людей. Связь существует разве что через название. Стих называется "Северная гравюра". Так и видишь эту гравюру - в черно-серебряных тонах: лось, застывший среди ночного леса.
  
  Ветвистый лось стоял на косогоре,
  Прислушиваясь к шелестам лесным.
  Тропа в кустах вилась, как узкий дым,
  И тучи шли,
  И ветер, с ними споря,
  Деревья пригибал к земле.
  И лось
  Стоял внимательный
  И думал: что стряслось?
  Он весь напрягся:
  Леса шелестенье
  Дразнило зверя чуткое терпенье.
  Но он стоял.
  И спорили с кустом
  Его рога.
  И в воздухе пустом
  Раздался гром,
  Пространством повторенный.
  Залепетали листьями кусты,
  И на мгновенье вековые кроны
  Явились, просияв, из темноты.
  А лось стоял,
  Раскинув гордо ноги.
  Он видел молний горные дороги,
  Он ждал, он видел небо над собой
  И всматривался, будто он впервые
  Глядел на мир,
  И забирал губой
  На свежих листьях капли дождевые.
  
  Мне часто вспоминался этот лось,
  Внимательный, стоял он на дороге.
  В нем так могуче и законченно сплелось
  Спокойствие с готовностью к тревоге.
  
  (1938)
  
  Замерший (между спокойствием и тревогой) лось - вполне живой. Может быть, поэт описывает своё впечатление действительно от увиденной гравюры; может быть, он обрисовал эту картинку словами и вдруг увидел параллель - такое вполне могло быть висящим на стене изображением; это неважно, лось всё равно живой. Он, раздувая ноздри и поводя ухом, слушает происходящее вокруг. Сверкают молнии, гремит гром. Лось стоит. И нельзя сказать, что для него происходящее ординарно. Поэт подчёркивает, что лось совершает открытие: он видит мир, как будто в первый раз. Но он не спешит пугаться.
  
  Отступив от стиха, мы можем прокомментировать: животное есть животное. Оно не наделяет окружающее пространство дополнительными смыслами, как это свойственно человеку. Человек окультуривает всё, на что падает его взгляд, втягивает всё сущее в культуру. Мы видели это у Когана, приложившего к грозе геометрию. Семынин рассказывает сказку про замерзший и промокший тополь. Всё это - человеческое преобразование природы, инъекции смысла в окружающий мир. Лось на это неспособен.
  
  Способен поэт. Озеров вкладывает в душу лося восприятие, которое более подошло бы человеку - переоткрытие мира. Это ему нужно, чтобы прийти к интерпретации лося как некой почти мифологической фигуры - воплощению спокойствия за миг до бегства, стойкости до последнего. Поэт восхищается своим героем и, наверное, немного завидует ему. Хотелось бы также уметь держать паузу, быть готовым к тревоге, но не отдаваться ей сразу, несмотря на удары грозы.
  
   Больше хороших стихов в ТГ-канале ЕЖЕДНЕВНИК ПОЭЗИИ https://t.me/stihydnya

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"