Путь Плодородного Полумесяца
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Разумное, доброе, вечное - не столько от автора, сколько от бесчисленных безымянных творцов древнейшей культуры человечества
|
В предлагаемом вдумчивому читателю пространном повествовании использованы литературные памятники древнейших цивилизаций Востока, собрать которые воедино и адаптировать в занимательной поэтической форме само по себе не лишено смысла при условии бережного отношения к первоисточникам. Несмотря на полушутливый тон, который понадобился для того, чтобы снять налет сакральности с литературных реликтов и обнажить их чисто бытовое содержание, это - серьезное философское произведение, чтение которого потребует немалого времени и интеллектуальных усилий, и пусть утешением читателю будет то, что автору понадобилось всего этого значительно больше, о чем он нисколько не жалеет, так как иметь дело с бесценными сокровищами древности безумно интересно. Однако дидактический аспект - это лишь одна сторона замысла. Многое из происходящего сегодня становится понятным, если посмотреть на современность издалека, - т.е. отторгнуть от себя нынешнюю рутину насколько это возможно, поместив ее в иную историческую среду, и задаться вопросом: изменилось ли что-нибудь в человеческой природе за пять тысяч лет, отделяющих нас от древних шумеров? Несмотря на появление различного рода гаджетов, есть подозрение, что в социально-бытовом измерении технический прогресс никоим образом себя не проявляет. Но об этом пусть судит читатель, имея в виду, что первая часть, построенная целиком на фундаменте Книги бытия, сцементировавшей бесчисленные песчинки предшествующих ей культур многих и многих народов, теряющихся от нашего взора в глубине веков, - это диагноз человечества, а вторую часть, в которой многочисленные древнейшие восточные тексты, переданные по возможности буквально, соединяются вымышленными сюжетами современного происхождения, можно рассматривать, с учетом гигантского временного масштаба такого синтеза, как вполне достоверный прогноз. Автор надеется, что избранная им технология художественного исследования позволила донести до современного читателя нечто разумное, доброе, вечное не столько от своего имени, сколько от бесчисленных безымянных творцов древнейшей культуры человечества.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Пролог
Часть 1. СТРАННИКИ
Пикник на обочине
Нет грешной жизни конца
Любовь умножает народ
Бродячей судьбины тропа
Чаша обмана
Плоды мандрагоры
Принцип отбора
Возвращение блудного сына
Ясновидец
Хлебная дипломатия
Не бойся, не лги, не проси
Живет в каждом страннике бог
Часть 2. РУИНЫ ИМПЕРИИ
Вольный ветер пустыни
дежда умирает последней
Бедняк из Ниппура
Сезам
Эквилибристка
Метаморфозы
Путь к себе
Кара богов
Теодицея
Чистилище
Пророк
Бремя власти
Эпилог
ПРЕДИСЛОВИЕ
С рождения видится мне
навязчивое сновиденье:
как будто бы я всякий раз
на некие грабли встаю.
Свой лоб, поврежденный во сне,
рукой потираю весь день я
и неадекватностью фраз
семью удивляю свою.
Но взгляд в окружающий мир
приносит мне успокоенье,
когда вижу через стекло
вагона метро впереди,
что едет другой пассажир,
рукой упираясь в колени,
и держит ладонью свой лоб, -
выходит, что я не один!
Не ведаю, кто положил
на нашем пути эти грабли,
и, главное дело, зачем
идти, спотыкаясь о них?
Зачем нам искать миражи,
садясь на бумажный кораблик,
и вечно ходить без ключей
в дырявых карманах своих?
Что нас заставляет блуждать
дорогами странствий веками,
не представляя куда
дорога в итоге ведет? -
и тысячи лет, как вода,
точить неуступчивый камень
с надеждою, что по следам
потомок дорогу найдет.
Что это за сила - нужда?
А, может быть, лишь любопытство,
с которым игривый щенок
пробует носом огонь,
не устает побуждать
нас оставлять прежний быт свой,
чтобы у новых дорог
временно строить другой?
Не прописала закон
свой человеку природа,
предпочитая ему
слаженный дом муравья.
Поэтому мы испокон
века все бродим и бродим,
решая вопрос: почему,
если ты слаб, то прав я?
Неплохо бы встать на пути,
законы создать и версту к ним,
да выстроить правильный дом,
пригодный на все времена.
Но вот беда! - дальше идти
сможет тогда лишь преступник,
а, значит, своим чередом,
наградою станет вина.
Так, может быть, прав Ломброзо,
что все мы преступны с рожденья,
поставив на благо свое
в развитии главную цель?
Но есть ли при этом резон
в этических предубежденьях,
что якобы мы признаем
добро во всевышнем отце?
Вопросы нетрудно задать,
труднее за это ответить.
Гений людей, что ни век,
ищет на вызов ответ.
Пока путевая звезда
будет сиять на рассвете,
будет искать человек
ответа, которого нет.
Имеет ли право актер
переиначивать роль,
которую предусмотрел
в спектакле ему драматург?
А если в судьбе режиссер
повелевает игрой,
то как создается портрет
неординарных фигур?
Расписанные по статьям
законы дают нам ключи
к дверям, где получит ответ
любой театральный вопрос.
Но как на вопрос бытия
разумный ответ получить?
Возможно, его просто нет,
или совсем он не прост.
Извечный вопрос бытия
поставлен был в древнем Шумере:
где пункт наш конечный, и что
первичное - жизнь или смерть?
Бессмертье крадет там змея,
и карой отступникам веры
все тот же всемирный потоп
смывает греховную твердь.
Решений немало легло
на обожженную глину,
и бездну поэзии в ней
находит ученый лингвист.
Оставило чье-то стило
рассказы Син-Леке-Унинни.
Но главный вопрос с прежних дней
до нынешних - так и повис.
Ну что же, поставим и мы
сегодня все тот же вопрос,
пытаясь пример проследить
возможных решений его
среди временной кутерьмы
реальных событий и грез,
а за ошибки судить
не будем, друзья, никого.
Вперед, в путь-дорогу! Итак,
пред вами роман социальный -
не боевик, и на том
можно бы книгу закрыть
да показать свой кулак,
если вдруг автор нахальный
на ночь заявится в дом
корни семейные рыть.
Но не спешите! Как раз
автор романа застенчив -
предпочитает иметь
лишь исторический фон,
чтобы представить рассказ
вам про мужчин и про женщин
как непрерывную сеть
в круговороте времен.
Герой - это каждый из нас,
и все совпаденья случайны.
Что ныне взошло, то росло
пять тысячелетий назад.
В бурлящем движении масс
народных, как было в начале
добро в столкновенье со злом,
так массы и ныне бузят.
Зло и добро так и сяк
перемешали столетья,
но автор ни доброго зла,
ни злого добра не создал.
С какою бы целью рыбак
свои не забрасывал сети,
а рыба, какою была,
такою и будет всегда.
Не перечесть рыбаков
тех, кто забрасывал невод
в море житейских забот
с доисторических пор.
Кто-то ловил в нем закон
божьего дара и гнева,
кто-то искал анекдот,
чтобы писать всякий вздор.
Не может на месте пустом
роман появиться толковый,
равно как нельзя написать
и богословский сюжет.
Всегда есть источник, и в том
не вижу греха никакого,
что всем нам дана благодать
народной молвы много лет.
Из уст переходят в уста
сказания и анекдоты.
Неисчерпаем родник
глубинной народной молвы,
и часто в отдельных местах
писаний знакомое что-то
случившемуся в наши дни,
наверное, видите вы.
Быть может, служитель иной
религиозного культа
увидит в нелегкой в судьбе
героев библейский сюжет.
Богата ли жизнь новизной? -
как в книги ее не пакуй ты,
она повторится в тебе,
рождающемся в неглиже.
ПРОЛОГ
Богат и красив город Ур,
высокой стеной огражденный.
Величественный зиккурат