Касаткин Олег Николаевич : другие произведения.

Уральские казаки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   УРАЛЬСКИЕ КАЗАКИ
  
  
  
   На краю Руси обширной,
   Вдоль Урала берегов,
   Проживает тихо-мирно
   Войско кровных казаков.
   Знают все икру Урала
   И уральских осетров,
   Только знают очень мало
   Про уральских казаков.
  
   0x01 graphic
  
   Земля Уральского казачьего войска расположена по правому берегу реки Урала, начинается она от границ Оренбургского казачьего войска и тянется до берегов Каспийского моря. С запада уральцы имеют соседями Самарскую губернию и букеевских киргиз, по левому берегу реки Урала казакам принадлежит узенькая полоска лугов. Там страна зауральных киргиз.
   Уральские казаки живут в тупике среди своих необъятных степей, окруженные на две трети киргизскими племенами. Благодаря такой изолированности уральцы больше, чем другие казачьи войска, сохранили быт и обычаи старинного казачества.
   Выполняя наряды российского государства на свой манер, войско участвовало буквально во всех внешних войнах и пользовалось большой заслуженной боевой славой. Но стоило только Государству начать вводить какие-либо изменения в жизни казаков, казаки видели в этом посягательство на свободу, восставали, и их "не желам" много приносило хлопот, а самим казакам всегда стоило очень дорого.
  
   В одно из очередных восстаний, Петр Великий только чудом не уничтожил Яицкое в то время войско. Спас его от гибели преобразователь юго-восточного края Неплюев, сподвижник Петра.
   Он доказал, что такой энергичный сплоченный народ, полезный для государства, нельзя уничтожать. В дальнейшем были большие смуты из-за выборных атаманов и из-за религии.
   0x01 graphic
   А. О. Орловский. Битва казаков с киргизами. 1826.
  
   0x01 graphic
   Знамя, бывшее у яицких казаков под Азовом в 1696/97 годах
  
   В Яицком войске было очень много старообрядцев, бежавших от гонений из России, так вот их во что бы то ни стало хотели насильно перевести в никоновскую веру.
   В Войско почти беспрерывно вводились правительственные войска из Оренбурга.
   И в 1772 году, когда пришел на Яик генерал Траубенберг, с артиллерией и пехотой, на него набросились казаки, артиллеристов перебили, растерзали самого Траубенберга и войскового атамана Тамбовцева, который был на стороне правительства. За этим событием последовало то, что, по приказу Екатерины, пришел отряд в 3000 человек, под командой генерала Фреймана, и жестоко покарал казаков, многих казнил, многих порол и сажал в тюрьмы и многих услал в Сибирь на поселение.
   Вот в такое-то тревожное время и пришел на Яик донской казак Емельян Пугачев. Яицкие казаки, сомневаясь, что он действительно император, всё же нашли, что момент подходящий, и решили тряхнуть Москвой.
   0x01 graphic
   Описывать этот мятеж не входит в мои планы, можно сказать что Войско, после подавления этого мятежа, сильно пострадало и совершенно обезлюдело.
   И Войско Яицкое, по приказу Екатерины II, стало называться Войском Уральским, река Яик рекой Уралом, а Яицкий городок -- городом Уральском. Екатерину Великую сильно невзлюбили казаки и, наоборот, большими симпатиями пользовался Павел I, вероятно, потому, что он предал забвению Пугачевский бунт и выразил желание иметь при себе гвардейскую сотню уральцев.
   Сотня была сформирована под командой Севрюгина и была в большом фаворе у императора.
   Когда во дворце решено было задушить Павла, то граф Панин предусмотрительно услал Уральскую сотню в Царское Село, боясь, что уральцы вступятся за него. И до последнего времени многие берегли неразменный серебряный рубль Павла с изречением "Не нам, не нам, а имени Твоему".
   В дальнейшем у казаков было упорное мнение, что все обиды и несправедливости шли от ставленников Государя и что Государю об этом ничего не известно, поэтому они часто посылали делегатов к Государю, но их всегда перехватывали и наказывали.
   В 1803 году вводилось новое положение и формы. Произошло восстание, и когда князь Волконский, присланный на усмирение, стал допрашивать зачинщика Ефима Павлова, казака, то последний, как в песне говорится, такой ответ держал:
  
   Не тебе б меня, добра молодца,
   Не тебе б меня здесь допрашивать,
   И не мне бы, разудалому,
   На твои речи ответ сказывать,
   Правду-истину поведывать.
   А спроси-ка нас сам Батюшка
   Православный царь --
   Я б сказал правду-истину.
  
   В этот период у уральцев было большое недовольство наказным атаманом. На площади, запруженной народом, группа казаков-стариков по сигналу хватаются за колеса царской кареты и останавливают ее. Падают на колени и подают челобитную выглянувшему испуганному наследнику. Результат оказался плачевный. Всех этих стариков приказано было выпороть и отправить в Сибирь. Сотня, конвоировавшая Наследника, была расформирована.
   Последняя смута произошла при введении всеобщей воинской повинности в 1874 году. В этом году были введены в жизни уральцев различные реформы, касавшиеся их военной службы и самоуправлении. Между прочим вводилась для каждого казака военная служба, что в корне изменяло прежний порядок отбывания воинской повинности. Уральские казаки выросли с недоверием к центральной власти и как огня боялись ее вмешательства в их внутренние дела. Когда начальство узнало, что среди казаков появилось недовольство, преимущественно среди стариков, игравших всегда большую роль среди старообрядческого патриархального населения, оно распорядилось отбирать поголовно "подписку" о принятия нового положения, причем подписываться предлагали на чистых листах.
   Вот тут-то и заварилась каша, которую начальству пришлось расхлебывать в течение десятка лет и в результате которой была массовая ссылка казаков с семьями в административном порядке на поселение в пустынные части Сырдарьинской и Амударьинской областей Туркестанского края.
   Давать подписки уральцы решительно отказались, мотивируя свои отказ двумя резонами: во-первых, они не знают, что подписывают на белых листах, во-вторых, по своим религиозным убеждениям, которые запрещают им давать клятвенные обещания и пр. Этот второй резон, основанный на религиозном суеверии, принял массовый характер. Угрозы и насильственные меры начальства только усилили пассивное сопротивление, принявшее характер мученичества за веру! Женщины запрещали сыновьям и мужьям подчиняться новому положению и давать подписку, считая это великим грехом. Отцы грозили проклятиями сыновьям и первыми пошли под арест, процессии арестованных, почтенных бородатых стариков, под конвоем военной стражи, только подливали масла в огонь, и арестовать пришлось чуть не поголовно всех.
   Для устрашения решили сослать первые партии. Это было в 1875 году. Арестованные сопротивлялись, их приходилось тащить силой, что при сотнях арестованных представляло не легкую задачу для конвоя. Стариков истязали и затем силой втаскивали на телеги и увозили. Вообще, картина всего этого насилия носила дикий и возмутительный характер.
   Вот эти-то казаки уральские, ушедшие в ссылку, назывались "уходцами". Ссылка была бессрочная. Выслано было около трех тысяч казаков, а в 1875 году выслали к ним их семьи, всего около 7 с половиной тысяч. Железной дороги тогда не было, так что это небывалое полчище шло походным порядком, конечно, не мало стариков и детей перемерло в дороге. Много горя и нужды вынесли казаки на чужбине. Губернатор края неоднократно обращался к правительству улучшить их положение, но безрезультатно. В 1891 году, по случаю 300-летия Уральского казачьего войска, наказной атаман генерал Шипов, который с большими симпатиями относился к уральцам, ходатайствовал перед правительством о возвращении казаков уходцев на Урал. Правительство согласилось и многие вернулись на Урал.
   Привожу один из подвигов уральцев, воспетый во многих песнях. Произошло это в Туркестане в декабре месяце 1864 года. Сотня уральцев под командой есаула Серова, в составе сотника Абрамичева, пяти урядников, 98 казаков и 4 артиллеристов, при одном орудии, была выслана в степь на розыск из форта Перовска и была окружена в степи, недалеко от селения Икан, кокандской армией численностью в 10.000 человек, при трех орудиях.
   Сотник Абрамичев и половина сотни были убиты, 36 казаков были ранены и 4 артиллериста также.
   0x01 graphic
   Государь великолепно наградил сотню и погибшим на месте боя был воздвигнут памятник.
   0x01 graphic
   Памятник, поставленный на братской могиле на поле битвы под Иканом
  
   Как уже сказано, среди уральцев было много старообрядцев различных толков, и это они, главным образом, ревнители старины и всегда были против каких-либо новшеств. Вопросы религиозные среди них имели большое значение.
   В шестидесятых годах прошлого века, после одного из религиозных притеснений со стороны правительства, казаки решают уходить в другую землю, где есть настоящее православие. Для нахождения этой святой страны, называемой "Беловодское царство" они посылают казака Барышникова. Казак объездил весь свет, но такой страны не нашел.
   0x01 graphic
   Уральское -- единственное войско Российской Империи, которое сохранило свое общинное строение и имеет общую землю, заповедную реку Урал, которая в пределах Войска принадлежит исключительно уральцам и рыболовство на ней производится исключительно уральцами. Да и сами уральцы пользуются ею только в известные периоды в году. Зимой багренье, весной и осенью плавни и некоторые другие рыболовства. Так как уральцы исстари были рыболовами, то у них выработаны строжайшие правила и приемы этих рыболовств.
   Когда германский ученый Паллас посетил Яицкое войско в 1769 году, в царствование Екатерины II, то он описал подробно некоторые рыболовства казаков, они остались без изменения с тех пор. В остальное время Урал сильно охранялся, не допуская браконьеров. Это вызвано необходимостью, так как низовая линия землю имела, можно сказать, пустыню, бывшее морское дно, где ничего не росло; рыболовство у низовых казаков почти было единственным средством для жизни.
   Казаки же и провели в жизнь уравнение в благах своей земли. Так как станицы, расположенные выше Уральска, имели хорошую землю и, занимаясь хлебопашеством могли обойтись и без рыболовства, то казаки решили не пускать красную рыбу выше Уральска. Для этой цели они с узенького деревянного моста, перекинутого через Урал, спустили до дна, довольно часто, железные прутья. Рыба поднимаясь вверх по течению, доходит до этого преграждения, останавливается и возвращается обратно, ища других мест. Это сооружение называется "учуг".
  
   0x01 graphic
  
   0x01 graphic
  
   0x01 graphic
  
   Выше же уральское рыболовство вольное и какое угодно.
   Землей каждая станица пользуется, как хочет, по своему, даже съезд выборных от станичных обществ, так называемый Войсковой съезд, или иначе Войсковой круг, не вмешивается в постановления станичных сходов, он их беспрепятственно утверждает. Кстати, этот Войсковой съезд функции имеет исключительно хозяйственного характера и даже наказной атаман не имеет права вмешиваться в его дела.
   Единственная собственность у уральцев -- это фруктовый сад. Казак подавал просьбу на станичный сход об отводе ему места для сада. Обыкновенно никаких препятствий не было, сход постановлял, Войсковой съезд утверждал, приезжал из Уральска землемер, отмеривал пять полагающихся десятин, и это собственность казака навсегда и даже его потомков. Но удивительно, что очень немногие заводили эти сады.
   Казаки относятся настолько ревниво к тому что земля общая, что ее не хотят ни продавать никому и даже сдавать в аренду.
   Среди уральцев все время большая убыль в людях, новых же не принимают, народонаселение плотное только в верхних станицах, там где хорошие земли. Ниже Уральска население редкое -- это, вероятно, также влияло на то, что вопрос о дележке земли никогда не поднимался. Земли было много, и каждый пашет где ему вздумалось, и каждый пасет свои косяки лошадей, стада рогатого скота и куры баранов, где им отводит место станичный сход.
   Уральцы живут богато, а некоторые казаки имеют очень большое количество лошадей, рогатого скота и баранов.
   Воспитание коней у коннозаводчиков особенное. Летом, кони всегда в степи, там они паслись и ночевали. Зимой, для них имелись помещения, но кормят их сеном, которое разбрасывают на чистом снегу и их не поят: вместе с сеном, они забирают снег; а в самом начале зимы, когда снег был не глубокий, им сена еще не давали, они как говорят "тебеневали" то есть, разрывая копытом снег, находили себе пропитание. И кони как дикие; их начинали учить четырехлетками только. Когда приезжала ремонтная комиссия для армии, то это было зрелище, когда арканом ловили этих коней и силой подводили к ветеринару и, после принятия, накладывали тавро. И таких-то вот коней раздавали казакам новобранцам и сколько нужно было иметь знания, терпения, ловкости и храбрости, чтобы приучить такую лошадь к строю. Результатом такого воспитания получались кони выносливые, не боявшиеся ни буранов, ни дождей.
   0x01 graphic
   Для баранов существовали, только для зимы, камышовые загородки без крыши. Кура баранов насчитывала 500 штук, и вот в загородку или двор загонялись бараны с таким расчетом, что когда они лягут, то лежат так плотно друг к другу, что между ними ступить нельзя. И в таком виде их никакой мороз и дождь не брал, было у них там очень тепло. Их так же, как и коней, зимой кормили на снегу и не поили.
   Уральцы никогда не служили на кобылицах.
   Несмотря на то, что уральцы весьма консервативны и чуждаются новшеств, все же косу уже заменяет косилка; обмолотка пшеницы производится уже не лошадьми, а паровыми молотилками, соха давно заменена плугом.
   0x01 graphic
  
   уральцы все носят бороду.
   У уральцев все фамилии оканчиваются на буквы -ов, -ев и -ин, никаких -ич, -ский и прочее нет. Поэтому, когда они принимают кого-нибудь в казаки за боевые отличия или за заслуги перед Войском, то меняют фамилии на свой лад.
   В Уральске равенство полное, и никакие заслуги перед Войском не дают право иметь больше.
   Никаких привилегированных сословий, как было в Донском войске, когда государи давали донцам титулы с пожалованием земель и крестьян, в Уральском войске не было.
   Уральцы великороссы, украинской крови нет. Были полноправными казаками татары, калмыки, и были они великолепными казаками. Из татар было даже офицерство.
   0x01 graphic
   Все коммерческие предприятия и вся торговля в руках иногородних. Казаки не любят заниматься торговлей. Все эти коммерческие предприятия богатеют за счет казаков. Все ремесленники, все служащие почт, банков и прочее иногородние.
   В Уральске казачье реальное училище и женская гимназия, также правительственные мужская и женская гимназии. Весь персонал иногородний. Все часовщики и аптекари евреи. Евреев до 80 семейств, и живут богато.
   По станицам пришлого населения мало. Это ремесленники и торговцы.
   0x01 graphic
  
   0x01 graphic
  
   0x01 graphic
  
   На всей территории Войска много киргизов Букеевской орды. Они бесправны, служат у казаков пастухами и работают на полевых работах и, нужно сознаться, казаки их сильно эксплуатируют. Некоторые одалживают им в течение зимы чай, сахар, муку и деньги под большие проценты; они должны отрабатывать летом.
   Среди них много конокрадов и казаки бесцеремонно выселяют в Букеевскую орду киргиз, замеченных в неблаговидных поступках. Всё это пришлое население не любит казаков и казаки кровно с ними не мешаются. Казаки женятся только на казачках, за исключением редчайших случаев. На киргизках не женились никогда.
   0x01 graphic
   предложу описание багрения у уральских казаков Б. Кирова.
  
  
   БАГРЕНЬЕ
  
  
   Кажется мне, что тот, кто никогда не бывал на Урале или же не встречался с уральскими казаками, даже и не слыхал такого слова, а, между тем, багренье -- это целое событие в жизни уральцев.
   Багренье -- особый вид зимнего рыболовства. Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что оно существовало только на Урале.
   Багренье -- торжество, казачий праздник.
   С осени, с началом первых холодов, красная рыба -- осетры, севрюга -- идет на зимовку. Она собирается в станки (стада) и, выбрав себе место, опускается на дно, где и проводит время до теплых дней. Казаки следят за Уралом и замечают эти места.
   Обычно около Рождественских праздников особая комиссия из стариков, наблюдающих за Уралом, определяла, что лед достаточно окреп, чтобы выдержать всё Войско. Назначался день. Заблаговременно приготовлялись багры, подбагренники, пешни, чистилась сбруя, подновлялись сани, пеклись багренные витушки и накануне, в ночь, казаки на лучших конях выезжали на багренье. Ехали туда же жены и дети.
   0x01 graphic
   Казаки и казачата одеты в специальный багренный костюм: папаха с малиновым верхом, черная суконная куртка, заправленная в белые холщевые шаровары. Казачки одеты по-праздничному -- в бархатные, на лисьем меху, шубы и в дорогие шали.
   Выезжали целыми станицами, ездили и в одиночку, но все сливались в один поток саней и двигались, не нарушая порядка, куда вёл головной. Там ставили лошадей в строгие правильные ряды. Казаки выстраивались на обоих берегах Урала длинным фронтом, и ждали. Казачки веселыми группами толпились сзади.
   На берегу стояла киргизская кибитка, и около нее собирались старшие чины Войска и их семьи.
   Около девяти часов, вдали, на фоне снежной степи, показывалась тройка, конвоируемая конными казаками. Ехал атаман.
   Тройка подкатывала к кибитке, и атаман, выйдя из саней, громко здоровался со станичниками. Дружный громкий ответ Войска несся в морозном воздухе.
   Потом наступала торжественная тишина. На лед, на середину Урала, выходил багренный атаман и давал знак к началу багренья.
  
   ***
  
   Колыхнулись ряды казаков и бегом двинулись к Уралу. С длинными баграми в руках прыгали казаки с яра в глубокий снег, катились по нему вниз и бежали по льду на стремя Урала. Останавливались и пешнями начинали пробивать во льду небольшие проруби. Проходило несколько секунд. Толстый лед прорублен. Почти одновременно поднимались древки багров, образуя целый лес, и тотчас же погружались в проруби. Начиналось багрение.
   0x01 graphic
   Рыба, напуганная шумом, поднималась и шла подо льдом, но встречала на своем пути багры и, поддетая крюком, подтягивалась ко льду. Сейчас же пробивалась большая прорубь и через мгновение рыба, подхваченная еще несколькими подбагренниками, же билась на льду и замерзала. Подъезжали сани с флагом, казаки, часто с трудом, клали на них огромную рыбу и увозили в барак на берегу, куда складывался весь улов.
   С большим вниманием и интересом следила толпа на берегу затем, что делалось на льду, и появление каждой новой рыбы встречалось восторженным гулом.
   Первый день, по обычаю, разбагривали лучшую ятовь недалеко от Уральска; багренье было особое. Царское багренье. Царю в дар Войско отправляло по традиции весь этот улов. Большие обозы, а в последнее время несколько вагонов, груженных рыбой, шли ежегодно в Петербург, в "презент".
  
   ***
  
   К полудню начинали разъезжаться.
   Застоявшиеся на морозе кони рвались вперед, и казаки, довольные хорошим уловом, давали им полную волю. Начиналась скачка. По ровной широкой дороге, обгоняя друг друга, неслись в санках казаки. Крупной рысью шли сытые лошади, забрасывая снежной пылью седоков.
   Вихрем пролетает мимо вас пара в маленьких санках. Пригнувшись слегка к передку и выставив одну ногу из саней, сидит казак. Папаха, брови, усы и борода его белы от инея, и он, понемногу опуская вожжи, дает лошадям вое больше и больше хода А рядом с ним, откинувшись, повернув голову от ветра и летящего из-под копыт снега, сидит молодая казачка, взвизгивая слегка на ухабах, и смеются ее черные глаза из-под соболиных бровей и сверкают на солнце белые зубы. А за ними, догоняя или уже обгоняя, мчится другая пара, там третья, четвертая... и, глядя на них, вы чувствуете, что сегодня праздник, особый, уральский праздник.
   Бодрые и веселые, казаки возвращаются домой. Их ждут пироги, лепешки и весело кипящий самовар. После мороза приятно побаловаться чайком и в теплом уюте вспомнить н рассказать, что было утром.
   А к вечеру начинались опять сборы, и рано утром, часто и ночью, уезжали казаки снова багрить, на этот раз уже для себя, на другие рубежи. И так продолжалось несколько дней.
   Дворы купцов-рыбников бывали завалены рыбой и там кипела работа. Распарывались огромные рыбы и вываливались в решета мешки икры. Тут же ее разделывали, засаливали и наполняли ею большие и маленькие банки. Тут же пластали рыбу на балыки и тёшку.
   У каждого рыбника гости, и он с гордостью водит их по двору. Да и было чем похвалиться. Бывали белуги в 60 пудов. Если сесть на нее верхом, то не достать земли ногами. Обойдя двор и осмотрев рыбу, все шли в комнаты пробовать новую икру и пить чай. Подавалась икра в больших мисках, одна миска сменяла другую, и радушный хозяин уговаривал попробовать из каждой:
   -- Эта, может быть, лучше, засол другой.
   Когда гости разъезжались, в сани каждого клалась банка с икрой, и никто не смел от нее отказаться.
   По всему свету рассылали купцы уральскую икру и уральских осетров, и весь мир лакомился ими.
  
  
   ЦАРСКОЕ БАГРЕНЬЕ
  
   Первый день багренья был отведен для царя. Всю рыбу, пойманную в этот день отвозили к царскому столу. Обычай этот существует со времен царя Михаила Фёдоровича, первого из династии Романовых, когда яицкие казаки явились к царю с рыбным подарком и поклоном с просьбой "принять" их под высокую руку. А затем повелось так, что каждый год казаки возили этот презент к царскому столу. Это не было трудно в старину, когда Яик был очень богат рыбой и его иначе не называли в песнях как "золотое донышко", и он кормил всё Войско. Но когда Яик постепенно стал оскудевать, то казакам стало труднее это делать, а, между прочим, этот обычай превратился в обязанность. Дело происходило так: войсковая казна отпускала сумму денег на покупку красной рыбы у казаков прямо на льду, во время багренья. Но ставки были таковы: 3 рубля яловый и 15 рублей икряный осетр. Настоящая же цена икряного осетра была 120--150--200 и больше рублей, в зависимости от величины. Вообразите себе теперь казака, который был удачлив на царском багренье и неудачлив на своем. Какой суммы заработка он лишался! Старались как-нибудь скрыть рыбу, но это стало совершенно невозможно, потому что на царское багренье власти запретили сводить коней с санями на лёд. Для царского багренья отводились особые ятови, и иногда оказывалось, что залежей рыбы на нём не было; тогда разбивали другой, и так до тех пор, пока не наловят достаточно рыбы.
   Рыбу эту к царю везла почётная делегация в три-четыре человека из заслуженных казаков. Царь дарил кому золотые часы с своим портретом, кому золотой портсигар или что-нибудь в этом роде.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"