Катков Евгений Геннадьевич : другие произведения.

В ракурсе зависимости

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тезисы о зависимости

  1. Библейское грехопадение можно прочитать как первое употребление запрещенных плодов. Запрещенных психоактивных веществ? Перед нами, конечно, притча, легендарный рассказ, выполненный в богословских декорациях письменности мудрых Израиля. Тем не менее, в этом "погибельном сюжете" легко выявляются все характеристики приобретенной зависимости, аддикции, если угодно.
     Змей, собственно, хитрющий зверь, атакует женщину, не совсем полноценного человека, производного от Адама. Предположим, что перед нами образ любого незрелого человека. Все успокоились.
    " Так ли?" "Правда ли?" "Неужели?" Это сугубо человеческий вопрос, можно сказать вопрос о вопросе, о способности человеческого вопрошания, которое привносит радикальное сомнение в мир.
  
    Вы свободны? Вопросительны? Вот и я вас спрошу, - чего вы есть будете? А почему нельзя? Что значит нельзя, сударыня?
  
    Таким образом, озвучивается добротная биологическая платформа.
  
  Мы твари, наше существование обусловленное. Еду едим. Не еду не едим. Смерти нет в пище, право. Вся пища от Бога, чего! Подумай сама, как это от еды умереть? Зачем?
    А это же точно вкусный плод. Посмотри!
  
    Змей своими вопросами проблематизирует повседневное человеческое существование человеческими же средствами и предлагает пересмотреть его границы.
  
  А хорошо ли, что у вас есть границы? Стена понятна, яма понятна, а, вот, гибель под видом чудесного плода совсем непонятна. Извращение какое-то, право, геноцид человеческого народа...
   Непроясненные, загадочные предупреждения лишь усугубляют дело. И что же такое смерть для совершенно счастливого человека? Для наивного и невинного человека?
  
     По версии авторов, Бог - Создатель и Податель жизни устанавливает границы человеческого мира и сообщает их Адаму. Змей дезавуирует первый договор человека и Бога. Но "техника змея" обнаруживает великолепное знание женской природы и классический оперативный "развод". Это подмечено в мидраше. Вопрос змея провокативный, но ответ женщины чрезмерный. Будущая Ева невнимательна как к своим словам, так и к чужим. Добавленное к заповеди усиление "не прикасайтесь к дереву" дали змею "окно возможностей", которое он отработал вполне, приятно беседуя и неприметно подталкивая женщину к стволу, вплоть до недвусмысленного соприкосновения.
  
    " Нет, не умрете!" - определенно, укоризненно возразил барыга-змей. - Это все, зависть и жадность, милочка. Вас держат за лохов, по-моему. Настоящие безграничные возможности, - в плоде! Давайте будем сотрудничать.
  
    Употребление умудрило женщину, очевидно, сняло все вопросы и препятствия, сообщило такую энергию и обаяние, которому Адаму просто нечего было противопоставить. Все человеческое благочестие было сметено. Далее последовало совместное употребление, расширение сознания, обретение новых невероятных энергий, произвольное совместное чередование зрелой и незрелой, животной и человеческой позиций и идентичностей в отношениях к друг другу. Преинтересная игра во власть.
  
    " И тут распахнулись у них глаза"
    - Фима, а Вы знаете, что такое секс под стимуляторами?
    - Ой, Самуил Маркович ну, Вы мне будете рассказывать!
  
    В третьей главе Бытия перед нами два "торкнутых" человека, ошеломленных собою и друг другом. Изнуренные и стыдящиеся, они пытаются прикрыть некоторые части тела, но, конечно, остаются во власти открывшихся энергий, бегут, прячутся от Бога, чтобы скрыть употребление, а затем и продолжить, конечно. Это скоро обнаруживается на допросе Бога, - мы слышим формальные признания вместе с отрицаниями, изобличающие неистребимое желание употреблять еще. Почему следуют изгнание и санкции.
  
    История эта записана в патриархальном, мужском мире; предлагаю пока просто зафиксировать различие полов, и некоторую иерархию в этой версии первобытной семьи.
    Также, я сейчас не касаюсь вопроса деторождения и сексуальной жизни людей в Раю. Это не важно. Там была нагота естественная, а стала невыносимая, - этого замечания достаточно.
    
  2.Зависимость невозможна без знакомства, культивирования и порабощения разрушительными энергиями. Слабый, незрелый, несамостоятельный человек сам по себе не является зависимым. Зависимость начинается с некоторого опыта облегчения, вдохновения, "божественного покоя". В истории зависимости всегда есть "розовый" или позитивный период, когда употребление "помогает выжить", вносит краски, упрощает отношения, выпрямляет горизонт. Его сменяет другой этап, когда обнаруживаются привязанность и негативные последствия, предпринимаются попытки освобождения, контролирования употребления веществ или разрушительных практик, период борьбы с переменным успехом. В третьем периоде развития зависимости борьба прекращается. Алкоголь, наркотики, игра, патологическая сексуальность, извращенное питание, беспорядочное воровство, неутолимая жадность, вранье и прочее, деструктивное становятся хозяевами человека, его судьбой. В этом положении, порабощенный человек меняет нормы, принципы, оставляет семью, работу, родителей, свои планы и мечты недвусмысленно "зависает" или "залипает" в некоторых своих совершенно непродуктивных чувствах-мыслях и соответствующих практиках.
   И остается там умирать.
    
  3.  Химическая зависимость как заболевание человека проявляется в трех "синдромах".
    
    Неуправляемость, - избыточные, необычные и прямо разрушительные последствия употребления, как для самого человека, так и для его окружающих. Опоздания, пьяное вождение, потеря денег, вещей, документов, бессонница, паранойя, проблемы с полицией, травмы, конфликты с домашними и коллегами. Запои и "марафоны" прерываемые только с помощью специалистов, либо вмешательством правоохранительных служб.
    
  "Тяга", или абстиненция - неустранимое и непреодолимое желание употребления, невозможность полноценной трезвой жизни в отсутствие веществ.
    
    Отрицания. Собственно, ложь, сначала внешняя, призванная скрывать употребление, недоговаривание, манипуляции, а затем и внутренняя ложь, сформировавшаяся логика оправдывающая употребление, хотя бы сегодня, и делающая его необходимым, несмотря на все возможные, очевидные последствия и разрушительный опыт зависимости.
    
    Сформировавшийся психотип зависимого человека, характеризуется определенным сугубо потребительским отношением к миру. В центре жизни располагается употребление чего-нибудь и как-нибудь для наполнения, облегчения собственного душевного состояния, или, хотя бы, анестезии. Все люди делятся на товарищей, помогающих употреблять и прочих в разной степени враждебных людей, быть может "полезных и не очень идиотов". Зависимый человек, умудренный, смертельно раненый и одинокий. Душа его тоскует, болеет и прямо умирает вне возможности употребления, в разрушенных коммуникациях, как с социумом, так и с миром. Душа его просыпается, оживает, действует, настойчиво, изобретательно, вдохновенно в виду вещества, радуется, плачет, боится, сокрушается, молится и употребляет вновь.
  
  4. Вернемся к библейскому тексту.
  "Адам, где ты?" Очень странный вопрос для Всевидящего и Всемогущего "Хозяина первобытного Сада". Он, что, притворяется?
  Зачем? Ну да, есть в Писании много подобных риторических вопросов.
  
  Каин, где брат твой, Авель? ( Быт. 4.9.)
  Агарь, ты куда бежишь на сносях твоих? (Быт. 16.8.)
  И пришел Бог к Валааму, и сказал: что это за люди у тебя? (Числ. 22.9.)
  
  Можно сказать, что Бог все видит, но спрашивает, желая получить сведения "от непосредственных участников событий", почему-то это важно для Него, важнее демонстраций всеведения и всемогущества.
  Хорошо. Это серьезный заход в так называемую "слабую теологию" с ее сильным подчеркиванием ответственности человека в отношениях с Богом.
  Но, сейчас я хочу рассмотреть другую версию описываемых событий.
  Бог не притворяется. Его вопрос вполне серьезен, искренен и драматичен. Это крик, возвание Всевышнего, Который потерял, теряет из виду сотворенного Им человека, - Адам, где ты, как ты?!
  Да, он здесь, физически, в этой первобытной роще, но это лишь "фрагмент" былого Адама.Точнее нечистый спутанный след. Совершенно непригодный для осуществления Замысла Божия.
  Человек способен "уходить с радаров" прятаться в том смысле, чтоб открывать для себя свою смерть. Что такое смерть? Когда мы начинаем умирать? Есть ли Бог в смерти, если я потерялся для Него в жизни?
  
  Змей не обманул Еву. " Нет, не умрете!"
  И будете всезнающими, получите безудержный интеллект.
  Просто теперь жизнь встанет ввиду смерти. Покроется ее тенью. ( Пс. 22.) Все ваши действия будут переоткрывать ее. И вы ничего с этим не сделаете. И сами вынесете себе приговор. А Бог, пусть кричит, зовет, ты же не променяешь твой временный болезненный кайф на Его невнятные посулы Вечности? Да зачем ты ему нужен, пьяная дурашка? Ну! Тут, далее подразумевается смайлик-гифчик...
  
  Бог не убивает грешника, но дает ему время. Что такое время?
  На том, первом суде в Раю, Адам признал незаконное употребление, но не ответственность.
  Это все жена, которую Ты дал мне...
  Конечно, это правда, но не вся. Классическое отрицание.
  Женщина справедливо указывает на змея.
  С ним Бог не разговаривает. Просто "отрывает ноги". Точнее, ограничивает влияние на людей.
    Кайфа не будет. Будут попытки "вернуть молодость" "гульнуть", "сняться". Безудержного и самозабвенного кайфа, уже не будет никогда, - так, некоторое поползновение о прошлом на горьком пути к смерти, мучительному и двусмысленному, потому что неясен самый характер смерти. Что кончится? Что начнется? Что длится сейчас? Есть чувство каких-то утраченных распластанных горизонтов. Каких? Черт его знает...
    
    Женщина будет пытаться воевать с недобитым змеем, особенно в своих детях, пока не добьет его совершенно. Но это долгая история. В отношениях с употребляющим мужем участь ее незавидна, - порабощение, страдание и влечение.
    
    Адам будет тяжко работать на проклятой земле без какого-либо хеппи энда. Будет винить жену за произошедшую катастрофу, тянуться, но и сторониться ее. С сексуальностью беда. Ева, хороша, притягательна, но и утомительна, иной раз, прямо глаза б не смотрели! Характеры испортились у обоих ужасно. Ребята растут славные, правда, не ладят между собою. Земля - то, неплохая, жить можно, заработать, накормить всех, поправить дом, инвентарь и, наконец, выпить и закурить. Бывает Ева выходит, садится рядом, раскладывает пасьянс из камешков, цветов и трупиков под нарождающейся Луной. Берет Адамову трубку. Тихо. Мирно. И, вот, опять, надежда!
    
  5.Архаичное употребление психоактивных веществ является установленным фактом. Грибы Южной и Центральной Америки. Лианы и кактусы. Лягушки и улитки аборигенов Австралии. Курение и разжевывание индейцев. Шаманизм. Питье сомы индусов. Оргиастические практики Ближнего Востока. Культ предков у некоторых племен вполне может быть ассоциирован с "приходом" от употребления наркотических веществ. Также пророчества и обряды инициации. Древние, очевидно, отдавали себе отчет в хрупкости собственного сознания, почему жестко оградили его различными табу и избирательными привилегиями употребления. Что можно взрослым, то нельзя детям. Взрослым же нужно, чтобы выжить. Уже греки связывали безусловную свободу желаний с безумием. (Пан). "Осевое время" Ясперса, возможно, просто открывает планетарную эпоху трезвости. Бедным, пьяным и смелым - не до философии, известно. Эти нарративы, вполне современны. Сравните замечание древних греков о необузданной манере пития "диких скифов", озвученное Пушкиным. Любая империя делиться на тех, кто умеет пить и прочих, которыми необходимо твердо управлять! С помощью лагеря, Великого Инквизитора, карательной медицины и государственного ценообразования, конечно. Нужно сказать, что история последней мировой войны будет неполной вне представления о глубинной схватке шнапса и амфетамина Гитлера со спиртом и прочим алкоголем и махоркой Сталина.
  
  
  6.Русский космос не мыслим без всероссийского пьянства. Это устойчивая традиция, воспроизводимая при альтернативных политических режимах, закрепленная в языке.
  
   Начал Мирошка пить понемножку.
   Выпьем по полной, век наш недолгой.
   Где вино, там и праздничек!
   Без вина правды не скажешь!
   Хмель в компанию принимает, а непьющего никто не знает.
   Врешь, что не пьешь, маленькую протащишь!
   Вино пей, жену бей, сам себе архиерей!
  Да не пьяный я, а только покраснелый. Пьяный проспиться, дурак никогда. Закаялся, зарекся пить от Вознесения до поднесения.
   Пить горе, а не пить вдвое.
   Так пьян, что через губу не выплюнет!
  Три степени пьянства: с воздержанием, когда крадешься по стенке; с расстановкой, когда двое ведут, третий ноги переставляет; с расположением, егда лежишь в расстяжку.
  Пьяного да малого Бог бережет!
  Уродился детина кровь с молоком, да черт добавил горилки.
  Допился до чертиков...
  
  Пьянство, употребление наркотиков, мордобой, кражи, веселая гульба с мрачным опохмелом, полиция, суд, федеральная система исполнения наказаний, - это все, конечно, звенья одной цепи. Одного устоявшегося образа жизни. Пьют, ведь, по обе стороны колючей проволоки, друг другу не доверяют, но праздники общие устраивают. Ну сюда еще, необходимое звено, церковное оправдание, качественное, успешное, даже с пафосом, - мол, грешнее нас уж никого и нету, - вот, честность и смирение великое! А дети? Дети, что, - вырастут. А, вот, Родину - не трожь!
  
  
  7.Просветительский рационализм в его тезисах открытости и дисциплины (ответственной свободы) сформировал универсальное учение о человеке, как социальном индивиде. Я, думаю, это секулярный разворот кафолической идеи о неотъемлемом достоинстве человека и его ответственности за христианскую общину и ее институты. Для просветителей важен обратный педагогический вектор, в котором закреплены требования ответственности взрослых социализированных людей за подрастающее поколение. Таким образом, восстанавливается греческая пайдейя, как универсальная основа европейского общества.
  Оружие, армия, полиция позволяют декларировать права группы людей. Правовые соглашения позволяют преодолевать конфликты, открывают перспективу мира.
  Педагогическая перспектива гуманизирует право. А педагогическая безопасность (исходно фамильярная) создает фундамент индивидуального развития и потребления внутри пространства общественных возможностей, правовых и материальных. Педагог это не дядька с палкой, препроповаживающий юного мажора в гимназию, но авторитетный человек, способный передавать опыт.
  Человек Второзакония, если угодно, который проповедует, толкует и изъясняет закон опытом своей жизни. (Втор. 30. 15.)
  Вне педагогики права и культуры потребления воспроизводится первобытный библейский конфликт между поколениями, с заботой о привилегиях взрослых и обостренным желанием запретного плода молодых. Это как минимум.
  Любая традиция консервирует эти взаимоисключающие тенденции поскольку засовывает обе стороны в один мифологический мешок, всегда необратимо ветшающий в глобальном мире. Здесь локализуется главная проблема переходных сообществ, формирующих структуры преимущественного права и элитарного потребления привилегированных малых групп в виду широких масс ограбленного, одураченного и невротизированного населения, с соответствующими институтами насильственного, идеологического и созависимого принуждения, как профилактики вяло- либо - быстротекущей революции. В замкнутом культурно-историческом пространстве, вне времени. Точнее, в
   своем времени, календаре, удивительной сакральности, среди нагромождения иероглифов.
  
    
     Каменщик, каменщик в фартуке белом,
    Что ты там строишь? кому?
  - Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
    Строим мы, строим тюрьму.
    (В. Брюсов)
   
    
  8.Независимый человек, тот, который может быть в Раю. Эта дефиниция предполагает свободное ответственное употребление материальных и духовных благ на условиях Господа Бога в сотворенном Им мире. Причем, сразу необходимо избавиться от принудительного исповедания веры. Во-первых, насильственная исповедь не является исповедью. Во-вторых, необходимо уйти от "нормативного Бога" который выражает интересы и опыт определенной группы людей. У них так; как у тебя, - надо смотреть.
  Итак, Бог как мы Его понимаем, в свободе вероисповедания.
   А я вашему Богу не верю,- шептал Розанов Бердяеву, - Осирису, Осирису верую. Ну!
  Но сначала, необходимо осознание проблемы, - я не могу больше пить! Вдувать! Вкалывать! Насиловать! Воровать! Моя жизнь более не принадлежит мне; я ею не управляю.
  Далее, встреча. Чудесная встреча с людьми, которые точно имели подобные проблемы, и точно остаются трезвыми на протяжении длительного времени.
  Это невозможно, и это есть; это возможно для меня?!
  Но как же моя разросшаяся зависимость и "наломанные дрова жизни", которые также вот, здесь, во мне?
  Да, именно так, надо решиться идти в этой внутриположенной, разлагающей двунаправленности жизни и смерти вместе с опытным педагогом-спонсором, в плотной связке, буквально по шагам. Знаешь, как в шахматах, в эндшпиле, фигур на доске мало и силы равные. Баловаться уже нельзя. Сам скорее всего не вырулишь. Надо сделать первые 12 шагов. Потом, появятся другие возможности. И полная благодарность Богу, Который даст тебе возможность сделать это. Тут только действия. Советы, планы, отдушины не работают. Никто не заменит твой первый шаг перед Богом и людьми.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"