"Вы утверждаете, что поднялись за свободу для крепостных и Конституцию? Похвально. Прошу тех из вас, кто дал эту самую свободу крепостным - да не выгнал их на улицу, чтобы те помирали, как бездомные собаки, с голоду под забором, а отпустил с землёй, подъёмными и посильной помощью - поднять руку. Если таковые имеются, дело в их отношении будет прекращено, так как они действительно поступают согласно собственной совести. Я жду. Нет никого?
Как странно... Я-то своих крепостных отпустил в Лифляндии в 1816-м, а в Тамбовской губернии в 1818-м. Все вышли с землёй, с начальными средствами. Я заплатил за каждого из них податей за пять лет вперёд в государственную казну.
И я не считаю себя либералом или освободителем! Мне так выгоднее. Эти люди на себя лучше работают. Я зарабатываю на помоле, распилке леса и прочем для моих же бывших крестьян. Я уже все мои расходы покрыл и получил на всём этом прибыль. И я не выхожу на площадь с безумными заявлениями или протестами против Государя или, тем более, против Империи!..
Так как вы ничем не можете доказать, что дело сие - политическое, судить мы вас будем как бунтовщиков и предателей Отечества, навроде Емельки Пугачёва. А теперь - всех по камерам! В одном этапе с уголовными пойдёте, сволочи!"
Вступает хор критиков-скептиков
- Опять! Да сколько же можно???!
- Да фейк это!
- Фейк! Фейк!
- Давно доказано, не было в истории такого факта!
- Не было! Не было! Фейк!
- Не мог граф в первый же день встечаться с декабристами! Он в ту пору командовал ротой!
- Нет! Ты здесь неправ! Он бригадой командовал!
- Вы ошибаетесь! Он в ту пору кимандовал дивизией!
- Фейк! Фейк! Фейк!!!
Ария (вступаю я)
- И соглашусь с вами, господа скептики. Не было в истории такого обращения графа Бенкендорфа к арестованным декабристам. Фейк это. Ох, не люблю я это слово - "фейк". Напоминает мне "фьюить, фьюить, фюить..." Ведь есть же pусское короткое и хлёсткое, как удар хлыста слово ЛОЖЬ, в смысле - КРИВДА, НЕПРАВДА.
И увертюра наша - не более как досужий вымысел неизвестного нам автора.
Однако... Заметил я, что в споре между человеком правых взглядов и человеком левых убеждений, существует одна закономерность или константа, как принято в математике. То есть, это постоянство в споре между правым и левым убеждениями по какому бы поводу этот спор не состоялся. Левые убеждения выхватывают из предмета спора что-то незначительное, даже постороннее и из этой незначительности раздувается величина вселенского масштаба. Всё, господа! Спор закончен. Ибо он перешёл в стадию обсасывания деталей мелких, посторонних от предмета спора, уводя содержание спора в туманное нEчто или ничтO.
Так произошло и в нашем случае. "Было или не было?" Вывод: НЕ БЫЛО! Браво!
И в этом обсуждении "было - не было" забылось главное.
Неизвестный автор "увертюры" нисколько не погрешил против исторической истины. Он лишь предположил возможность такой встречи графа Бенкендорфа и декабристов. На самом же деле он представил нам две позиции по одному из главных политических вопросов в России - об отношении к крепостному праву.
Граф Бенкендорф:
"Надо надеяться, что и губернии древней России последуют вскоре за этим прекрасным начинанием. Русский крестьянин для того гораздо более готов, чем те, что были освобождены; и если он мог так долго терпеть рабство, то легко стерпит и свободу..."
Граф был последовательным противником рабства. И доказал это конкретными делами. В своих поместьях в Курляндской губернии он освободил крестьян от крепостной зависимости с землёй, уплатив за них в государственную казну на 5 лет вперёд.
Из программы декабристов:
Южное общество, программа Никиты Муравьёва:
"1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства...
13. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земле Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику противно Вере, по которой все люди - братья, все рождены благо по воле божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны."
Северное общество, "Русская правда" Павла Пестеля:
"... Обладать другими людьми, как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для собственной своей прибыли, выгоды, а иногда и прихоти есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской, противное, наконец, заповедной воле всевышнего, гласящего в священном писании, что люди перед, ним все равны, и что одни деяния их и добродетели разницу между ими поставляют. И потому не может долее в России существовать дозволение одному человеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми."
Насколько язык Программы Муравьёва прост, лаконичен, доступен для понимания простолюдина, настолько же язык "Русской Правды" тяжеловесен и недоступен.
Обе программы едины в своём стремлении упразднения крепостного права.
От декабриста В. Ф. Раевского:
"Не честолюбие, но патриотизм управляет мною, могу ли видеть порабощение народа, моих сограждан, печальные ризы сынов отчизны, всеобщий ропот, боязнь и слезы слабых, бурное негодование и ожесточение сильных и не сострадать им?"
Как же на практике декабристы собирались освобождать крестьян?
Из духовного завещания будущего декабриста Михаила Лунина:
"2-е. Имея в виду благосостояние крестьян моих и сохранение в целости наследственного имения в нашем роде, завещаю брату моему, Николаю Александрову сыну Лунину, пещись о благе всего достающегося ему имения, не продавать его ни порознь, ни в целости, не закладывать, не дарить, и в другой род ни под каким предлогом не выпускать, а в течение пяти лет со дня моей смерти, войдя в подробное рассмотрение свойств того имения и средств получения доходов, непременно уничтожить в оном право крепостное над крестьянами и дворовыми людьми, не касаясь земель, лесов, строений, имуществ вообще и прочих угодий.
3-е. Уничтожение крепостного права на крестьян и дворовых людей должно последовать, во-первых, по распоряжению наследника моего,, брата Николая Александрова сына Лунина, не далее пяти лет от дня моей смерти; условия с крестьянами, образ освобождения их от крепостного состояния, предоставление им прав и обязанность крестьян в отношении доставления доходов избираемому мною ныне наследнику зависит от воли его, брата моего Николая Александрова сына Лунина, который в сем случае может руководствоваться правилами, ему от меня внушенными;
Но крестьяне и дворовые люди должны находиться в непосредственном брата моего повиновении до того времени, пока не уничтожится законным образом, по прошению брата моего, крепостное над ними право, и в сем случае главнейшее основание должно быть распоряжение оного брата моего."
Декабрист И Д. Якушкин:
"Чтобы сблизиться сколько возможно скорее с моими крестьянами, я всех их и во всякий час допускал до себя и, по возможности удовлетворял их требования; скоро отучил я их кланяться мне в ноги и стоять передо мной без шапки, когда я сам был в шляпе.
... и изложил условия, на которых желаю освободить их. Я предоставлял в совершенное и полное владение моим крестьянам их дома, скот, лошадей и все их имущество. Усадьбы и выгоны в том самом виде, как они находились тогда, оставались принадлежностью тех же деревень. За все за это я не требовал от крестьян моих никакого возмездия. Остальную же всю землю я оставлял за собой, предполагая половину обрабатывать вольнонаемными людьми, а другую половину отдавать в наем своим крестьянам.
... но прежде мне хотелось знать, оценят ли мои крестьяне выгоду для себя условий, на которых я предполагал освободить их. Я собрал их и долго с ними толковал; они слушали меня со вниманием и наконец спросили: "Земля, которою мы теперь владеем, будет принадлежать нам или нет?" Я им отвечал, что земля будет принадлежать мне, но что они будут властны ее нанимать у меня, - "Ну так, батюшка, оставайся все по-старому; мы ваши, а земля наша". Напрасно я старался им объяснить всю выгоду независимости, которую им доставит освобождение. Русский крестьянин не допускает возможности, чтоб у него не было хоть клока земли, которую он пахал бы для себя собственно."
* * *
"Муравьев же прописал в своей "Конституции", что крепостные освобождаются без земли, оставляя за собой лишь огород. "Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащими". Положение этой "Конституции" предполагало одномоментной акцией превратить многомиллионный преимущественно крестьянский народ российский в батраков, работающих по найму.
Все основные положения "Конституции Муравьева", "Русской правды" Пестеля, "Манифеста" Трубецкого представляли из себя выжимки из аналогичных западных документов, как уже реализованных в Европе (основной закон революционной Франции, Северо-Американских Соединенных Штатов, испанская конституция 1812 года), так, вероятно, и планируемых к осуществлению в ходе предстоящих революций (1848 года). В территориально-государственном устройстве Никита Муравьев просто-таки копировал Соединенные Штаты, разделив Россию на штаты ("державы")".
Думается мне, что неизвестный автор неисторического не факта убедительно доказал своим вымыслом, что граф Бенкендорф был человеком ДЕЛА.
Декабристы же были людьми красивых, иногда непонятных русскому обывателю СЛОВ.
Маленький штрих к портрету Александра Христофоровича Бенкендорфа:
"Чиновники - это сословие, пожалуй, является наиболее развращенным. Среди них редко встречаются порядочные люди. Хищения, подлоги, превратное толкование законов - вот их ремесло. К несчастью, они-то и правят и не только отдельные, наиболее крупные из них, но в сущности все, так как им известны все тонкости бюрократической системы. Они боятся правосудия, точных законов и искоренения хищений; они ненавидят всех, кто преследует взяточничество, и бегут от них, как сова от солнца..."
- писал Бенкендорф. И кто возьмется сегодня заявить, что его слова - преувеличение, что они неактуальны? А тогда прямолинейный и неподкупный генерал нажил себе немало недоброжелателей - он мешал воровать!
"В России за 10 лет меняется все, за 200 лет - ничего"
- фраза Петра Столыпина.
P.S. После тридцати лет, проведённых в Сибири, декабристы, которым позволено было вернуться домой, с благодарностью вспоминали члена Следственного Комитета по расследованию восстания графа А.Х. Бенкендорфа. Уверяю вас, у них были основания быть благодарными ему.
Увертюра
"Герцен принадлежал к поколению дворянских, помещичьих революционеров первой половины прошлого века. Дворяне дали России Биронов и Аракчеевых, бесчисленное количество "пьяных офицеров, забияк, картежных игроков, героев ярмарок, псарей, драчунов, секунов, серальников", да прекраснодушных Маниловых. "И между ними, - писал Герцен, - развились люди 14 декабря, фаланга героев, выкормленных, как Ромул и Рем, молоком дикого зверя... Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия.
Чествуя Герцена, мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала - дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудил Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.
Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями "Народной воли" Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. "Молодые штурманы будущей бури" - звал их Герцен. Но это не была еще сама буря".
Хор
- Богатыри!!! Из стали!
- Ромул и Ремом вскормлённые!
- Но узок круг, узок...
- Ну и что? Ведь разбудили, расширили!!!
- Буря!
- Пусть сильнее грянет буря!!!
Ария
Многое можно было бы рассказать о "богатырях из стали" на основании первых их допросах... Сошлюсь на документы:
"Поручик, поэт Александр Одоевский, накануне восстания провозглашавший: "Умрём, ах, как славно мы умрём!" - теперь просил допустить его в комитет для разоблачения товарищей.
Одоевский: "Дело закипит. Я наведу на корень зла. Мне это приятно. Назову даже таких, которых ни Рылеев, ни Бестужев не знают".
Показания членов тайных обществ полны взаимных разоблачений. Большинство мятежников просто были напуганы и старались спастись в надежде на милосердие государя.
Князь Волконский на первом же допросе назвал более 20 имён. Каждый допрос полковника Трубецкого прибавлял в списке заговорщиков десятки новых имён. Больше всех назвал Евгений Оболенский".
Рылеев на допросе:
"Заодно глава Северного общества сдаёт Южное. "Долгом совести и честного гражданина почитаю объявить, что около Киева в полках существует общество. Трубецкой может пояснить и назвать главных. Надо взять меры, дабы там не вспыхнуло возмущение". Через два дня Рылеев обращается лично к Николаю I. И снова требует "как можно скорее" разгромить Южное общество, на этот раз уже называя имя Павла Песґтеґля. Взывает к милосердию и великодушию императора. Поэт-роґманґтик заканчивает письмо так: "Свою судьбу вручаю тебе, государь: я отец семейства".
Откуда ветром надуло?
Северное и Южное общества декабристов объединяло понимание необходимости государственного переустройства.
Вы спрашиваете, откуда пришло это понимание? Из Французской революции, из Отечественной войны 1812 года.
Надышавшись вольного воздуха Европы во время похода в Париж в 1813 году, молодые офицеры приобрели болезнь, называемую в науке ГИПЕРОКСИЕЙ. Если не по научному, то это избыток кислорода в крови. Симптомы этой болезни: помутнение сознания, шум в ушах, головокружение.
Товарищ Сталин учёл ошибки императора Александра 1 и уже в 1948 году празднование Дня Победы было отменено, этот день стал обычным рабочим днём. Через короткое время были отменены денежные надбавки за боевые награды тем, кто "мы пол-Европы, пол-Европы прошагали..." Это было унижение тех, кто спас страну. Но Сталин быстро излечил воевавший народ от гипероксии...
Разделял же оба общества способ достижения цели, то есть переустройства государства.
Программа Никиты Муравьёва предполагала установление Конституционной монархии.
"Русская Правда" Пестеля была более жёсткой. Вернее, более жестокой и кровавой. Пестель требовал уничтожения монархии, не просто уничтожения монарха, но убийства всей царской семьи.
Пестель:
"Да, я - убежденный противник самодержавия, тирании, этого разъяренного зловластия. Вот мой план. Самодержавие в России решительно уничтожается. Уничтожается не только самый институт самодержавия, но и физически должен быть истреблен весь царствующий дом... Да, я был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале революции".
"Пестель начал разговор, как обычно, с азбуки в политике, преступлении и действии; затем ввел меня в свою республику. Наконец, приступил к заговору о совершении невероятного покушения".
- "Давайте - мне говорит - считать жертвы". И руку свою сжал, чтобы производить счет ужасный сей по пальцам.
"Видя Пестеля перед собой, я стал называть, а он считать. Дойдя до женского пола, он остановил меня, говоря:
- Знаете ли, что это дело ужасное?
- Я не менее вас в этом уверен...
"Сейчас же после сего опять та же рука стала передо мной. И ужасное число было тринадцать.
"Наконец, остановившись, он, видя мое молчание, говорит так:
- Но этому и конца не будет, ибо также должно будет покуситься и на особ фамилии, в иностранных краях находящихся.
И была ещё одна примечательная особенность в "Русской Правде" Пестеля.
"#3. Аристокрация богатств
... Отличительная черта нынешнего столетия ознаменовывается явною борьбою между народами и феодальною аристокрациею, вовремя коей начинает возникать аристокрация богатств, гораздо вреднейшая аристокрации феодальной, ибо сия последняя общим мнением всегда потрясна быть может и, следовательно, некоторым образом от общего мнения зависит, между тем как аристокрация богатств, владея богатствами, находит в них орудия для своих видов, протаву коих общее мнение совершенно бессильно и посредством коих она приводит весь народ, как уже сказано, в совершенную от себя за висимость. А потому обязано всякое благомыслящее правительство не только такового распределения народа не допускать, но даже и все меры принимать, дабы таковые сословия отдельным от массы народной составлением сами собой бы не устанавливались и не образовывались; а тем более обязано их уничтожать, ежели они где-либо существуют".
На время отвлечёмся от содержания и обратим внимание на форму повествования. Для сравнения из А.С. Пушкина:
"Я считался в отпуску до окончания наук. В то время воспитывались мы не по нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Приезд его сильно не понравился Савельичу. "Слава богу" - ворчал он про себя - "кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги, и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!" ("Капитанская дочка")
Делайте вывод, господа.
Чтобы представить себе, что произошло бы в России в случае победы декабристов, вовсе не надо обладать большим воображением. Победа декабристов знаменовалась бы началом гражданской войны. Я напомню о разногласиях, которые их разделяли. Понимаю, понимаю. В истории нет сослагательного наклонения, "если бы, да кабы"...
"Ни Пестель, ни Сергей Муравьев-Апостол на следствии не распространялись на тему взаимной ненависти и смертельной вражды. В показаниях Пестеля практически не звучит и тема борьбы лично с Трубецким".
Чем привлекательны были Ленину декабристы?
1. Тайные общества. Чем-то бесовским веяло от этого словосочетания. И сразу вспомнился Фёдор Михайлович Достоевский, роман "Бесы".
Пестель ни в чем не раскаивался и ни о чем не жалел.
Так оно и было. Он решил играть до конца. Своих планов на случай ареста он никогда от товарищей не скрывал; говорил, что тут же выдаст всех. И чем больше будет репрессий, тем лучше. Расчет был на то, что "будут новые герои, встанут новые бойцы", что посеянные им и его товарищами идеи дадут новые всходы."
2. Исполнили Заговор. Было в этом что-то архи-ррреволюционное.
3. И наконец, идея цареубийства. Всех, включая представителей царского дома женского пола и детей.
Либеральные идеи декабристов начали давать всходы во второй половине 19 века. Разночинцы, народовольцы, первые марксисты, меньшевики, эсеры, большевики... Названий много. Среди многоликости и разнообразия находится одна eдинственная общность: стремление к государственному переустройству.
Социалистические идеи, идеи либерализма возникли много раньше, чем в умах декабристов. Но то были фантазии, размышления на тему. Восстание дакабристов явилось одной из первых попыток реализации этих идей в жизнь. подчёркиваю: не первой, но одной из первых.
Либеральные идеи привлекательны, как привлекателен гриб мухомор. Кто будет отрицать, что гриб хорош, красив? Вот только одно губительное свойство у него - ядовит.
Идеи, "посеянные" декабристами, стали давать всходы на всех широтах и долготах. Если же говорить о временных рамках, то проросли эти входы уже в 21 веке. Вы не поверите! Они проросли в оплоте мирового империализма - в США!
Собственно, почему не поверите? Мы же убедились, что идеи либерализма притягательны. Мало ли в "оплоте империализма" униженных и оскорблённых, жаждущих справедливости? Жаждущих отмены крепостного права, а самое главное - жаждущих компенсацию за бесцельно прожитые годы в рабстве...
Вернёмся к нашей увертюре в первой части. Дорогие критики-скептики! Помогите найти самое главное отличие графа Бенкендорфа от декабристов.
Думайте, думайте, господа!
Подсказываю: Александр Бенкендорф был человеком поступка, действия.
Декабристы были пустословами, пустозвонами.
В день восстания один из руководителей, Кондратий Рылеев, явился на Сенатскую площадь лишь к вечеру. Князь Трубецкой, провозглашённый накануне диктатором, то есть, руководителем восстания, не явился вовсе. Именно он Должен был вручить требования восставших Государственному Совету. Вручать было нечего по причине отсутствия "диктатора".
Во все времена, на всех широтах либеральные идеи у разных народов, в разных странах имеют обязательное тождество:
Лицемерие;
Пустозвонство;
Стайный инстинкт.
И самое главное: реализация либеральных идей сопровождается ОБЯЗАТЕЛЬНО:
массовым террором;
установлением единоличной властной диктатуры ("тому в истории мы тьму примеров