Теория вероятности... Все знают этот предмет? Так вот, я вам расскажу, как сдавал экзамен по нему.С начала семестра "теория вероятности", считался, как "непрофилирующий предмет",окончаниеегоизучения был "зачёт". А раз "зачет", то можно было не посещать лекции, не ходить на семинары и не делать домашние задания. А, что там эта "теория"?
-Какая вероятность, что из закрытого ящика, в котором находится два шарика, один красный, второй зеленый, вы достанете красный...
Что интересного? А вместо лекций можно сходить в кино, и заниматься более полезным, для себя занятием. Чем я и занимался. Но вот в конце ноября, буквально за месяц до начала зимней сессии, в деканате "зачёт" переиграли в "экзамен"... Перед студентами извинились, что "произошла ошибка". А нам от этого не легче, и даже наоборот: лишняя головная боль. Но ещё было не поздно подбить "хвосты", списать у кого нибудь с "потока" своё домашнее задание... Но инерция, инерция Великая Сила! И опять таки русское "авось":
-Проскочу, не впервой!
Экзамен принимает молодой кандидат математических наук. Как сейчас бы про такого сказали, глядя на его внешний вид, "ботаник"!
Собрав у сдавших студентов экзамен шпаргалки, смело захожу в аудиторию. Здороваюсь. Беру билет. Сажусь, и удачно списываю все вопросы. Немного почитал ответы на вопросы. Это, чтоб выглядело так, будто я знаю материал. Пока я учил ответы, мне ребята решили все задачи. Когда ответ на билет был готов, сажусь к преподавателю сдавать экзамен.
-Билет номер двадцать. Первый вопрос...
-Подождите, - прервал мою бойкую речь преподаватель, - как говорите ваша фамилия?
Достаёт откуда-то журнал посещаемости лекций, семинаров, и выполнением домашних заданий.
-Так... лекции вы все посещали. Семинары... вот только на трёх не были, на "контрольных точках"... И вы не сдали ни одного домашнего задания... Так как же вы ответили на все вопросы в билете?
-Да, я и днём и ночью готовился к экзамену. Я знаю, какой это интересный предмет. Жалко, что только один семестр...
-А вы сможете ответить хотя бы на этот билет, - тянется к куче билетов, берет первый попавшийся под руку, и подаёт мне, - без подготовки? Хоть на один вопрос отвечаете, и сразу ставлю "удочку"...
-Понимаете... У меня склад ума такой, что надо сосредоточиться, на чём нибудь одном... Да вот я и выложился на СВОЁМ билете, а на этот, Петр Григорьич, мне надо опять сосредотачиваться!
-Хм... Я, Григорий Петрович. Тогда объясните, как вы решали задачу?
-Да вот, так и решил...
-Идите. Когда разберётесь тогда и поговорим! - и суёт мне зачётку.
Расстроенный выхожу из аудитории. Все сразу поняли, что я не сдал.
-Не переживай. Он многих заваливает! Помучает, помучает, да отпустит!
-Нет, ребята! Чувствую, что он плотно за меня взялся. Теперь, кто кого... Если он меня, то "второй год", это в лучшем случае. Ну а если я его... Что мало вероятно! Наверно это последняя сессия.
Но чему научила меня Армия? Армия научила меня бороться до последнего! И я решил бороться. Стыдно же всё-таки или остаться на "второй год" или вылететь с третьего курса.
Домой шёл долго, прогуливаясь, успокаиваясь, разрабатывал план действий.
-А куда он листочки девает с ответами на билеты? - подумал я. - Не берёт же он их с собой в преподавательскую комнату? Наверно выбрасывает. А вот куда? А может там и оставляет, в аудитории, а уборщицы потом выбрасывают при уборке ...
От пришедшей в голову мысли, разворачиваюсь на сто восемьдесят, и бегу в учебный корпус. Экзамен уже окончился, никого нет. Заглядываю в столешницу стола преподавателя...
-Ура! Вот они миленькие, ответы на билеты! И сложены аккуратной стопочкой. Ха, ха! Аккуратист! Пришел домой. Разложил билеты по номерам, а где не было номеров, те отдельной стопочкой. Пришил с левой внутренней стороны костюма большой карман. Написал на те билеты, у которых не было номеров, каталог имеющихся вопросов! Всё, к этому экзамену я готов. Надо готовиться к следующему.
Сдав очередной экзамен, бегу в деканат за "разрешёнкой" на сдачу "Теории вероятности". Тщательно упоковался, отрепетировав, потренировался с билетами, прихожу на пересдачу экзамена.
Таких, как я, "знатоков", в этот день собралось человек двадцать. Сам понимаешь, надеяться не на кого, кроме как на содержимое кармана! Подошла моя очередь, идти на "Голгофу"...
-Билет номер шесть!
-Идите, готовьтесь.
А, что готовиться? Под пристальным взглядом Петра Григорьича, тьфу ты наоборот, Григория Петровича, ловким движением правой руки, достаю каталог, по которому сложены билеты, кладу на стол. При этом не отвожу взгляда от его глаз. Ну, прямо гляделки: кто кого пересмотрит? Я первый отвёл взгляд, мне надо было достать ручку. Достаю "ручку", и одновременно ответы на этот билет. Какая досада! Ответы на билеты, и задачи к этому билету написаны разными пастами, синим и зелёным... Даа, придётся поработать. Все переписал одним цветом. Аккуратно срисовал решение задачи. Ну, все, кажется готов.
-Ну-с, разобрались со своей задачей? - задаёт мне вопрос Григорий Петрович.
-Конечно, разобрался! Целый вечер, в тот же день, - сказал я, интуитивно поняв, куда клонит преподаватель.
-Билет номер шесть. Ответ на первый вопрос...
-Подожди, подожди. Давай разберёмся с теми задачами, что были в прошлом твоём б и л е т е.
Растягивая издевательски последнее слово, сказал он, и посмотрел в журнал:
-Так, в билете номер двадцать. Ну, давай, объясняй, тем более что ты только другой экзамен сдал. Ишь ты, даже на "хор"! Ну, и меня порадуй своим ответом.
Ну, ты понимаешь, что пронеслось у меня в голове... Я клял себя, за свою невнимательность к словам препода!
-Мне нужно подготовиться, - сказал я.
Я помню, что был и этот билет, и эти задачи. Мне надо было, минут пять, чтоб срисовать решение.
-А ты, решай при мне, тем более, что эти твои задачки решены неправильно.
-Как неправильно? - чуть было не возмутился я, - в прошлый раз правильно, а в этот неправильно! - но промолчал.
-Извините, не могу, что-то сегодня, голова разболелась, - сказал я, - я в следующий раз.
Встал и пошёл из аудитории.
-Вы упустили свой шанс! - услышал я в спину,- следующий раз будет последний, а потом будете сдавать с комиссией!
-Да пошёл ты... - выругался я мысленно, и пошёл в общежитие. Зачем я туда я пошел, и сам до сих пор не знаю. Наверно за моральной поддержкой.
Я поступил на самую сложную специальность "Тепловые электрические станции", куда в основном поступили школьники, чуть ли не медалисты. И мы: армейцы и "стажисты", да и среди нас был жёсткий конкурс: три человека на место. И пройдя это "горнило", проучившись два трудных года, вылететь из института, из-за одного предмета... Обидно...
В общежитии "обмытие" экзамена была в полном разгаре. Да ещё была суббота, в фойе играла музыка, было темно, там шли танцы. Я принял активное участие в гульбище. Ребята пили вино с радости, я с горя. Устав смотреть на их радостные лица, я спустился в темноту, на танцы. Пригласив кого-то на танцы, я начался плакаться про свою несчастную жизнь... Хм, про "теорию вероятности".
-А мы в понедельник сдаём этот экзамен, - услышал я голос партнёрши.
-А, где?
-В восьмом корпусе, триста пятнадцатая аудитория. Зайди сегодня в комнату 405, я тебе лекции отдам, мне они не нужны, я сдала досрочно.
Через часик, я заскочил в указанную комнату, и забрал обещанные лекции. Девушку, которая мне их дала, я не запомнил. Так как в комнате царил полумрак, и было, похоже, что она была не одна.
Проснувшись утром, я сразу сел за "изучение лекций".
Завтра или никогда! "Последний шанс"... "шанс... шанс...". Листая лекции, я обратил внимание на примеры решений задач. Сначало я смотрел на них тупо, думая про себя:
-Чтоб их решить, это надо знать все, что здесь написано! Хм, на это и года не хватит с моими способностями...
Лекции были написано аккуратным девичьим подчерком. Были выделены названия лекции, темы, определения и формулы... Стоп! ещё раз... Так... Выделены названия лекции, темы, определения и формулы... Стал просматривать коллекцию билетов, что у меня скопилось за два экзамена. Так теорию отдельно, задачи отдельно. Так... что-то задачки знакомые. Может уже примелькались за это время... Да нет. Некоторые встречаются и в билетах с решением задач, и в лекциях. Таак, Григорий Петрович, у тебя, как и у борца, есть три, четыре любимых приёма! Йес! Придумал! Мы ещё с тобой поборемся! И прямо завтра! "Быть, или не быть", мне студентом? Вот в чём вопрос!
С утра в деканат за "разрешёнкой", в магазин за шоколадкой, и в восьмой корпус, триста пятнадцатая аудитория. Около дверей стояла стайка девушек, которые уже сдали экзамен, и выступали в качестве "болельщиц".Ребят не было видно.
- А, где это девушка? Которая из них?
Тут ко мне подошла самая высокая девушка... Выше меня на целую голову!
-Привет! Пришёл на экзамен?
-Ага, надо попробовать ещё раз. Спасибо за лекции, они мне очень и очень помогли, сказал я смущенно, и сунул ей шоколадку.
-Спасибо! А когда пойдёшь? Иди прямо сейчас, пока Гринька не расслабился!
-Ладненько, пошел!
-Ни пуха, ни пера!
-К Чёрту!
-Здрастье! Можно?
-Что-то вы часто молодой человек ко мне ходите! Вам не кажется?
-Мда... в общем, то да... Я... это ли, знаете... решил экзамен пересдать...
-Какая группа? Ваша фамилия? Так, молодой человек, если вы сейчас не сдадите, то будете сдавать с комиссией. Или вы решили, что я шучу? Или решили меня "измором" взять? Не вы первый, не вы последний! Я предупредил! Берите билет, готовьтесь.
Заученным движением достаю написанные чужой рукой билеты, решения задач к этим билетам. Сижу, читаю... Повторяю про себя прочитанное.
-Вы готовы? Или мне ещё подождать? - услышал я вопрос, который явно относился ко мне.
-Готов! Билет номер...
-Хватит ответов на вопросы по билетам, знаю, что списал. Давайте перейдём к практической части, к решению задач. Вы мне должны решить четыре примера, два из двадцатого билета, два из шестого. Это на троечку. И ещё по два, штрафных, это на четверку. Приступим.
-Удивительно... примеры решены правильно! Ну, что попробуем получить "хорошо"?
-Попробуем! Я уже ничем не рискую?
-Ничем! Только не надо торговаться. Из какого билета возьмём примеры? Из любого, так из любого!
Пожалуйста, вот эту парочку решите. Можете думать хоть полчаса. Чтоо! Уже готовы?! А это, что?
А это, откуда? А скажите мне определение... А формулу...! Вы знаете, я вам отлично поставить не могу! Я же знаю, что вы ничего не знаете! Невозможно за неделю изучить "теорию вероятности", до оценки "отлично"! Я прав?! Но расскажите мне ваш секрет, и я вам поставлю "отлично"!
- Григорий Петрович! Вы оценочку поставьте, какую я заслужил! Вы же сами говорили, что торговаться не будем. Спасибо большое, что дали возможность, сдать экзамен! Самое главное, что я в сессию уложился. Но остальное, остальное "вторично"! Вы правы, на 100%,что я не знаю ваш предмет! Если бы я был "Последний из могикан", то я открыл бы вам секрет своих "знаний". Но за мной идут ещё студенты, и в большинстве, как и я, нелюбители математики. Но может, кто из них догадается, как в ускоренном темпе изучать ваш предмет, а вы будете их "бить" моим оружием! Так, же нечестно? Согласитесь со мной!
Что интересно, я за время учёбы в институте заваливал экзаменов шесть, семь. И всегда их пересдавал на оценку, не ниже "хорошо". На трояк, я просто категорически не был согласен! Наглый был! И девиз у меня был по этому поводу:
-Или пан, или пропал!
Почему я вспомнил эту историю? Да потому, что встретил преподавателя, когда нечаянно "таксовал" после работы. Он меня сразу узнал, и назвал по фамилии. А я... Лицо вроде знакомое, значит, где-то, когда-то, были знакомы. Григорий Петрович, мне сразу сказал, и довольно откровенно:
-Ты меня извини, Серёжа, но мне по жизни запоминаются неординарные личности! А кто они были, отличники, или двоечники, это уже для меня не важно! Посредственности, в памяти не остаются!
Не знаю, может он и прав... Я не преподаватель... простой кочегар, с высшим образованием... Но слова его, для меня приятны! Остаться у кого-то в памяти на всю жизнь... И только по одному эпизоду...по экзамену ...Не каждому дано!