Трисмегист : другие произведения.

Мемуары Адама Кадмона

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Фантастическая миниатюра времен крушения Речи Посполитой.

  Действующие лица:
  
  Натан Бен Элизер,
  Ребекка, его жена,
  Иосиф Бен Элизер, его брат,
  Рабби Берг,
  Магид Иссерлес,
  Прочие жители местечка.
  
  Сцена первая.
  
  Разоренное местечко. Звучит музыка. По сцене мечутся евреи, одетые в польскую одежду 17 столетия. Рабби Берг и Магид Иссерлес волокут Натана Бен Элизера с перевязанной головой.
  
  Рабби Берг: (сокрушенно) Защищая синагогу, Натан Бен Элизер потерял память от удара казацкой булавой по голове!
  Магид Иссерлес: Ах, как нехорошо в Речи Посполитой начался год одна тысяча шестьсот сорок восьмой.
  
  Натан Бен Элизер падает в объятья своей семьи.
  
  Ребекка: (рассказывает) Защищая синагогу, Натан Бен Элизер потерял память от удара казацкой булавой по голове! Когда несчастный пришел в себя, не узнал ни друзей, ни семьи.
  Иосиф Бен Элизер: (рассказывает) Когда несчастный пришел в себя, не узнал ни друзей, ни семьи. Не вспомнил имени, которое носил всю жизнь.
  Магид Иссерлес: (с некоторым сарказмом) Натан Бен Элизер даже забыл о том, что он еврей.
  Натан Бен Элизер: (удивленно) Почему еврей? (родственники успокаивают Натана)
  Иосиф Бен Элизер: (рассказывает) Запорожцы Хмельницкого недолго гуляли в местечке. Подоспели поляки и прогнали казаков в степь.
  Ребекка: (рассказывает) Едва рассеялись клубы пыли, как из укрытий на улицу высыпала рыдающая толпа уцелевших жителей местечка. Дети искали родителей, родители искали детей. Трупы густо усыпали местечко, словно в поле разбросали зерно.
  Рабби Берг: (в ужасе разводит руками) Взгляни, магид Иссерлес, что довелось испытать нашим людям!
  Магид Иссерлес: Уже смотрел, Рабби Берг. Самых удачливых мертвецов зарубили саблями на скаку.
  Иосиф Бен Элизер: За что нас так ненавидят?
  Магид Иссерлес: Нетрудно ответить. Во-первых, эти казаки - пьяницы, убийцы и дикари. Во-вторых, они верят, что Христос велел по-братски любить всех людей, за исключением иудеев. Но нельзя сказать, будто казаки не ведали что творят, поскольку даже дикарю ясно, что если нормального человека ударить булавой по голове, то... (показывает на Бен Элизера).
  Ребекка: (рассказывает) В полдень поляки проехали обратно. Закаленные в битвах ветераны бледнели при виде покойников. Я собственными глазами видела, как седой хорунжий смахнул слезу. Поравнявшись с раввином, хорунжий учтиво свесился с лошади и ободряюще произнес: "Будьте спокойны, больше не будет у вас погромов, пан священник. Иеремия Вишневецкий спешит на помощь."
  Все жители местечка: (радостно повторяют) Иеремия Вишневецкий спешит на помощь!
  Рабби Берга: А я ответил хорунжему: "большое спасибо". И заплакал. До сих пор не в силах остановиться. (вполголоса) Иссерлес, ты должен мне помочь.
  Магид Иссерлес: Чем помочь?
  Рабби Берг: Я нашел семисвечник на пепелище. (показывает семисвечник) Он медный, его не украли. Вот только есаул прикуривал от него свою люльку... Как считаешь, сгодится для нас такой?
  Магид Иссерлес: Рабби, ты заговариваешься.
  Рабби Берг: (с трудом) Прошу, поговори с людьми за меня. Я пока не могу... найти для них... слова утешения.
  Рабби Берг: Хорошо. (берет в руки семисвечник и торжественно обращается к жителям местечка) Вновь навел Господь на Израиль царя Халдейского, чтобы тот истребил народ мечем в доме святыни их, не щадя ни девицы, ни ребенка ни старца, а сокровища унес в Вавилон! И сожгли дом Божий, разрушив стену Иерусалима. Напрасно посылал Господь посланников своих с раннего утра, жалея народ и свое жилище. Смеялись над посланниками, пренебрегали истиной, доколе не сошел гнев Господа на народ так, что не стало ему спасения... (внезапно меняет тон проповеди) Но возрадуйтесь! Да, возрадуйтесь! Ибо наказание Хмельницким есть родовые муки накануне великого торжества! В Иерусалим уже вошел мессия! Его зовут Саббатай Цви. Он родился в Измире как сын почтенных родителей. Сумма букв его имени совпадает с суммой божественного имени Шаддай. Многие признали его. Женой избранника стала Сара, осиротевшая девушка из Литвы. Израиль воссоединился с Шехиной! Любовь Господа наполнила мессию через Сару! Избавление близко!
  
  Жители местечка начинают с возмущением перешептываться.
  
  Рабби Берг: Иссерлес! Все слыхали о турецком пророке, но никто не ожидал подобной проповеди сейчас. (отбирает у Иссерлеса семисвечник) Твое сердце из камня!
  Магид Иссерлес: Я давно предупреждал о возмездии. Шляхта угнетала греческих христиан, а иудеи помогали, да посмеивались. Наши люди добились монополии в торговле вином, силой закрывая казацкие шинки. Арендовали у шляхтичей озера и леса, чтобы взимать налог с рыбаков и охотников. Говорят, были даже случаи аренды православных церквей, где христиане платили иудеям за свадьбы, крестины и похороны.
  Жители местечка: Какая подлая ложь!
  Магид Иссерлес: Я тоже в это не верю. Но слухи не рождаются на пустом месте. Только чудо может теперь нас спасти. За Хмельницкого дикая степь и лютая ненависть.
  Ребекка: А за нас могучие рыцари и король!
  Иосиф Бен Элизер: Мои предки принесли в Польшу ремесла, торговлю, искусство и процветание. Никто не гнал нас взашей, когда целые семьи переселялись из Германии. Еще Казимир Великий даровал иудеям грамоту, подтверждая законные права.
  Жители местечка: Благородные люди не бросят нас в беде!
  Магид Иссерлес: (сухо) Где они были утром?
  
  Не зная, как возразить, мрачные жители местечка постепенно расходятся.
  
  Рабби Берг: Иногда мне кажется, будто ты живешь в другом мире. Слишком много читаешь. Книги Каббалы тебе заменили Тору.
  Магид Иссерлес: Каббала проясняет тайный смысл, ничего не заменяя. В начале времен материальный сосуд Кли полностью вмещал в себя светлую силу Ор, но потом взорвался на бесчисленное множество отдельных осколков, которые рассеялись по вселенной, подобно детям Израиля. Но каждый человек способен высечь искры из осколков сосуда Кли, чтобы зажечь свет в собственной душе!
  Рабби Берг: (задумчиво) Ты странный человек, Иссерлес.
  Магид Иссерлес: (настойчиво) Я проповедник мессии, который открылся в Иерусалиме. Год его появления предсказали мудрецы, используя тайный численный шифр текста священных книг.
  Рабби Берг: (насмешливо) А тебе известно, что Саббатай Цви разрешил есть запретную пищу?
  Магид Иссерлес: (смущенно) Некоторые запреты важны не по существу, а в качестве соблазна, преодолевая который душа возвышается. Кто привык подчиняться правилам, умеет владеть собой. (оживленно) Например, ты можешь сам запретить себе что-то, и если выдержишь искушение, приобретешь духовную силу для движения к Господу по ступеням древа Сефирот. Ведь если человек поневоле делает, чего не желает, значит, в его душе еще не собраны воедино осколки сосуда Кли.
  Рабби Берг: (насмешливо) Для очищения необходим грех?
  Магид Иссерлес: Не грех, а преодоление греха. Но если исчезнет соблазн, не будет и очищения.
  Рабби Берг: (возмущенно) Как можно рассуждать о таких вещах, стоя по колено в крови?
  Магид Иссерлес: (упрямо) Страдания тоже искушают.
  
  Мужчины, с вызовом посмотрев друг другу в глаза, молча расходятся в разные стороны.
  
  Сцена вторая.
  
  После небольшой музыкальной паузы магид Иссерлес подходит к Натану Бен Элизеру и его семье.
  
  Иосиф Бен Элизер: (рассказывает) Нам еще повезло. Мы успели убежать в степь. Вот только Натан потерял память от сильного удара по голове. Даже дети и жена для него теперь, как чужие.
  Магид Иссерлес: Доктор осмотрел его рану?
  Иосиф Бен Элизер: Сказал, что видел и хуже.
  Ребекка: А рабби Берг велел всем молиться, чтобы Господь вернул нам Натана.
  Магид Иссерлес: Удивительная история.
  Иосиф Бен Элизер: Говорят, такое случается... Иногда.
  Магид Иссерлес: (Натану Бен Элизеру) Вы что-нибудь можете рассказать о себе?
  Натан Бен Элизер: (тяжело вздыхает) Только то, что слышал от других. Мужчина сказал: он мой брат. Вот Ребекка, моя жена. В углу сидят мои дети. Но я не уверен, что это правда.
  Магид Иссерлес: Тем не менее, отвечаете вы разумно. Понимаете, что у людей бывают братья, жены и дети. Разве этого мало? А теперь твердо знаете, кто вы такой.
  Натан Бен Элизер: Я твердо знаю только то, что я есть.
  
  Пауза.
  
  Магид Иссерлес: (задумчиво) Я есть... (Иосиф и Ребекка переглядываются) Я Есьм - одно из имен Господа. Забавное совпадение.
  Натан Бен Элизер: (удивленно) Одно из имен кого?
  
  Пауза.
  
  Магид Иссерлес: (весело) Впервые встречаю человека, ничего не знающего про Бога. Не думал, что такое возможно. Каково быть разумным существом, знакомым с человеческим языком и привычками, но лишенным индивидуальности? Кажется, в моей душе шевельнулась тщеславное предвкушение чудесного открытия.
  Ребекка: Вы сможете нам помочь?
  Магид Иссерлес: Натан умел читать и писать?
  Иосиф Бен Элизер: (гордо) Не только идиш, даже иврит мой брат изучил в совершенстве.
  Магид Иссерлес: Тогда будет легче. Натан! Вы способны написать свое имя? Желательно на иврите.
  
  После короткого замешательства, Натан Бен Элизер уверенно пишет угольком на стене свое имя.
  
  Ребекка: Слава Господу, память возвращается к нему!
  Натан Бен Элизер: (раздраженно) Я просто использовал имя, которое мне назвали.
  Магид Иссерлес: Уважаемый Бен Элизер! Взгляните на священные буквы, Они живые. Эти волшебные символы едины с невидимыми силами, из которых состоит наша вселенная. Все что вы видите вокруг, является воплощением невидимых сил. Объединяясь в различной последовательности, силы вызывают существование бесконечного множества отдельных предметов. Люди тоже состоят из сил. Ваше имя есть ваша индивидуальность. Если вы будете долго смотреть на свое имя, память вернется к вам.
  Натан Бен Элизер: (с сомнением) А если имя чужое, я стану кем-то другим?
  Магид Иссерлес: (упрямо) Имя подлинное!
  Натан Бен Элизер: Хорошо, я попробую.
  
  Натан Бен Элизер садится на землю, скрестив ноги, и упирается взглядом в имя на стене. Звучит печальная музыка. Жители местечка движутся в медленном танце. Наступает ночь.
  
  Сцена третья.
  
  Раннее утро. Рабби Берг читает кадиш жителям местечка. Натан Бен Элизер стоит в толпе вместе со всеми.
  
  Рабби Берг: Да возвысится и освятится Его великое имя!
  Жители местечка: Амен.
  Рабби Берг: В мире, сотворенном по воле Его, да установит Он царскую власть свою и да взрастит Он спасение. И да приблизит Он приход мессии своего.
  Жители местечка: Амен.
  Рабби Берг: При жизни вашей, в дни ваши и при жизни всего дома Израиля, вскорости, в ближайшее время, и скажем: амен.
  Жители местечка: Амен.
  Рабби Берг: Да будет великое имя Его благословенно вечно, во веки веков! Да будет благословляемо и восхваляемо и прославляемо и возвеличиваемо и превозносимо и почитаемо и величаемо и воспеваемо имя Святого Творца, благословен Он превыше всех благословений и песнопений, восхвалений и утешительных слов, произносимых в мире, и скажем: амен.
  Жители местечка: Амен.
  Рабби Берг: Израилю и мудрецам и ученикам их и ученикам их учеников и всем, изучающим Тору - здесь и в любом другом месте, да будут дарованы Отцом Небесным прочный мир, благоволение, любовь, милость, долголетие, достаток, и скажем: амен.
  Жители местечка: Амен.
  Рабби Берг: Да будут дарованы с небес прочный мир и счастливая жизнь нам и всему Израилю, и скажем: амен.
  Жители местечка: Амен.
  Рабби Берг: Устанавливающий мир в своих высотах, Он пошлет мир и всему Израилю, и скажем: амен.
  Жители местечка: Амен.
  
  Жители местечка расходятся. К Натану Бен Элизеру подходит магид Иссерлес.
  
  Магид Иссерлес: (вкрадчиво) Доброе утро, Бен Элизер.
  Натан Бен Элизер: (решительно) Нет, я по-прежнему ничего не помню. Живые буквы не помогли.
  Магид Иссерлес: (сердито) Почему вы решили, что память вернется сразу?
  Натан Бен Элизер: Мне не подходит имя Натан.
  Магид Иссерлес: (сердито) Неужели не почувствовали никакого родства? Не может быть, я не верю!
  Натан Бен Элизер: (иронично пожав плечами) Тогда давайте напишем на земле имя Иссерлес. Наверняка, вы заметите, если я тоже стану Иссерлесом. А уже потом начнем делать из меня Натана.
  
  Неловкая пауза. Натан Бен Элизер пытается молча уйти, но магид Иссерлес останавливает его.
  
  Магид Иссерлес: Вам понравилась молитва раввина Берга? (пауза) Она называется кадиш. Что вы почувствовали, услышав кадиш? (пауза) Мы призваны прославить имя Господа не в загробном существовании, а в этой жизни. Согласно обычаю, чем быстрее похоронили покойника, тем лучше. Но мало кто решился проститься с близкими вчера. Среди иудеев похороны не стали уделом профессионалов, чтобы души могильщиков не зачерствели от привычки. Деньги за погребение никто не берет, ведь еврей не должен наживался на смерти другого еврея...
  Натан Бен Элизер: (задумчиво) Я рассматривал незнакомые лица людей, пытаясь вспомнить хоть кого-то из них. До сих пор не могу понять, почему моя память сохранила общие сведения, но совершенно лишилась индивидуальных особенностей? Разные люди вокруг казались одним большим человеком.
  Магид Иссерлес: (радостно) Но согласно свидетельству мудрецов, изначально все так и было! Бог сотворил Адама задолго до телесного воплощения. Духовного Адама мы называем Адам Кадмон. В древности воплощенный Адам Кадмон простирался до самых крайних пределов. Это определение не следует понимать так, будто первый человек отличался огромным ростом. Оно означает, что древнейшие люди еще жили одной душой, но постепенно забыли о высшем духовном единении, особенно после крушения Вавилонской Башни.
  Натан Бен Элизер: (усмехнувшись) Значит, я вновь стал Адамом.
  
  Пауза.
  
  Магид Иссерлес: (удивленно) Как вы сказали?
  Натан Бен Элизер: Если верить вашим словам, магид Иссерлес, то потеряв всякое представление о подробностях личной жизни, я вновь стал Адамом. Разве не так?
  
  Пауза.
  
  Магид Иссерлес: (задумчиво) Вы абсолютно правы...
  Натан Бен Элизер: Вот и оставьте меня в покое, Иссерлес. (хочет уйти)
  Магид Иссерлес: (взволнованно) Подождите. (пауза) Воистину, лишившись привычной индивидуальности, вы вернулись к высшему состоянию сознания, уважаемый Бен Элизер.
  Натан Бен Элизер: (сердито) Я больше не Натан?
  Магид Иссерлес: (восторженно) Отныне вы... просто человек! И каждый другой человек на земле - тоже вы! Один Господь всемогущий превыше вас!
  Натан Бен Элизер: Но как такое возможно? Видеть вокруг множество разных людей, и думать, будто все они - тоже я?
  Магид Иссерлес: (мучается, не зная, как объяснить) Дух Адама Кадмона одновременно движет множеством тел. Умирая, в одном теле, Адам Кадмон как бы воскресает в другом...
  Натан Бен Элизер: Раввин объяснил смерть иначе.
  Магид Иссерлес: (отчаянно) Мои слова - аллегория! Я не в силах высказаться понятней! Слова предназначены для простых людей. Не поддавайтесь иллюзии. Мудрецы годами молились, чтобы избавиться от индивидуальности. Время - лишь свойство человеческого ума. Только вечность реальна. А из вечности даже самое краткое мгновение доступно Господу бесчисленное число раз.
  Натан Бен Элизер: (задумчиво) Сегодня я много раз слышал от людей слово Бог...
  Магид Иссерлес: Рабби Берг скорее всего заявит, что Господь сотворил наш мир. Но это объяснение для непосвященных. Сущность Господа невозможно объяснить простыми словами. (торопливо пишет углем на стене дома тетраграмматон) Вот четыре буквы имени Господа. Но никто не знает, как оно звучит. В этом имени скрыта могучая сила, способная перевернуть мир. Если Вы будете долго созерцать имя Господа, то вернетесь к райскому самосознанию.
  Натан Бен Элизер: Однако, я уже пробовал...
  Магид Иссерлес: (горячо) Неправда! В прошлый раз мы использовали лишь человечье прозвище, мнимую реальность. Имя Господа действует иначе. До разрушения Иерусалимского Храма первосвященник, вступая в Святая Святых, раз в году беззвучно шептал Его священное имя. А теперь оно известно пророкам. Говорят, наш мессия Саббатай Цви назвал имя Господа во время проповеди в Измире, и простые люди впервые услышали, как оно звучит.
  Натан Бен Элизер: (пристально рассматривает тетраграмматон) Странно. Ведь секретное имя само собой срывается с языка. Неужели непонятно, как его прочитать?
  Магид Иссерлес: Как?
  
  Вместо ответа протяжно звучит красивая музыкальная фраза. Магид Иссерлес хватается за сердце. Натана и Иссерлеса окружают жители местечка.
  
  Ребекка: (рассказывает) Это было предельно простое, но бесконечно красивое имя. Едва магид Иссерлес услышал его, как сразу понял, что оно настоящее. Он ощутил, что незнакомое, светлое чувство поднялось к самому сердцу из неведомой глубины души и согрело сердце изнутри.
  Иосиф Бен Элизер: (рассказывает) Внезапно ему открылось, что вовсе не Натан Бен Элизер, а он сам, магид Иссерлес, прожил целую жизнь как несчастный калека, потерявший память.
  
  Магид Иссерлес: (Натану, дрожащим голосом) Повторите, пожалуйста.
  Натан Бен Элизер: Ладно, я повторю.
  
  Вновь звучит музыкальная фраза. На этот раз Натан Бен Элизер прижимает ладонь к груди. Магид Иссерлес с волнением кладет ему руку на плечо.
  
  Магид Иссерлес: Ну что?
  Натан Бен Элизер: (удивленно) Боже правый! Кажется, я воскрес.
  
  Иссерлес и Натан обнимаются, позабыв обо всем. Но внезапно среди жителей местечка возникает беспокойство. Люди тревожно оглядываются.
  
  Рабби Берг: Откуда доносится странный шум?
  Ребекка: Какой пугающий звук.
  Иосиф Бен Элизер: Это не шум дождя, не завывание ветра и даже не отдаленные раскаты грома. Нас ждет не град и не ураган, а что-то гораздо хуже.
  Рабби Берг: Приближается стук копыт...
  Ребекка: Едет конница...
  Все жители местечка: (в ужасе) Эй, спасайтесь, все люди добрые! Возвращаются запорожцы!
  
  Слышится разудалый, походный марш. Беспокойство жителей местечка превращаются в панику. Женщины мечутся по сцене с детьми в поисках укрытия. Мужчины хватаются за оружие, надеясь подороже продать жизнь. Только Иссерлес и Натан продолжают обниматься.
  
  Рабби Берг: (рассказывает) За оградой со стороны заходящего солнца, подобно низко летящей смерти, к перепуганным людям приближалась запорожская конница. Скорбное лицо Иисуса Христа грозно реяло впереди. За знаменем густо клубилась степная пыль. Казаки Хмельницкого возвращались в местечко.
  
  Оттолкнув магида Иссерлеса, Натан Бен Элизер внезапно выходит на авансцену, навстречу зрителям.
  
  Ребекка: (рассказывает) И вдруг навстречу запорожцем отважно бросился человек. Многие узнали Натана Бен Элизера и в ужасе закричали, чтобы Натан вернулся. Но мой муж продолжал бежать навстречу неминуемой гибели, громко смеясь.
  Иосиф Бен Элизер: (рассказывает) А если бы жители местечка расслышали слова, которыми брат мой встречал казаков, то удивились бы еще больше. Задыхаясь от восторга, Натан Бен Элизер продолжал повторять самое прекрасное имя на земле. После остановился и принялся низко кланяться запорожцам, как родным.
  Рабби Берг: Вначале Натан приветствовал сотника.
  Натан Бен Элизер: (кланяется зрителям) Здравствуй, Адам Кадмон! Знай, меня тоже зовут Адам, поскольку я - это ты в другой жизни.
  Ребекка: Потом мой муж заметил другого всадника.
  Натан Бен Элизер: Здравствуй, Адам Кадмон! У тебя красивая лошадь. Скажи Адаму, который скачет следом, чтобы убрал саблю в ножны. Глупо убивать самого себя. Надеюсь, вы меня понимаете? Привет тебе, Адам со знаменем в руках! Привет тебе, Адам в красном седле! Привет тебе, Адам в татарской одежде!
  
  Пауза. Натан Бен Элизер продолжает улыбаться и кланяться.
  
  Рабби Берг: (сокрушенно) Защищая синагогу, Натан Бен Элизер потерял память от удара казацкой булавой по голове!
  Иосиф Бен Элизер: (печально) Ах, как нехорошо в Речи Посполитой начался год одна тысяча шестьсот сорок восьмой.
  Ребекка: Защищая синагогу, Натан Бен Элизер потерял память от удара казацкой булавой по голове. Когда несчастный пришел в себя, не узнал ни друзей, ни семьи.
  Рабби Берг: Но потом случилась странная вещь.
  Ребекка: Настоящее чудо.
  Иосиф Бен Элизер: Я бы ни за что в него не поверил, кабы лично не стал свидетелем.
  
  Пауза.
  
  Рабби Берг: Ни один запорожец даже пальцем не тронул Натана!
  
  Пауза.
  
  Ребекка: Возможно, казаки пожалели юродивого?
  Иосиф Бен Элизер: Или получили строгий приказ?
  Рабби Берг: Или каждый понадеялся на другого?
  Иосиф Бен Элизер: Так или иначе, но даже последний запорожец, поравнявшись с Натаном, лишь с досадой... погрозил ему кулаком.
  
  Пауза.
  
  Натан Бен Элизер: (весело) Вся казацкая сотня резко свернула к реке и проехала мимо. Никто из евреев так и не понял, что произошло. Один магид Иссерлес весело ахнул, многозначительно покачал головой и с неожиданной ловкостью перемахнул через изгородь вслед Натану.
  
  Магид Иссерлес демонстративно прыгает через изгородь.
  
  Ребекка: После чудесного избавления от смерти, о котором долго помнили старожилы, даже наш почтеннейший рабби Берг уверовал в силу Каббалы...
  Рабби Берг: Ну а магид Иссерлес сошел с ума.
  
  Магид Иссерлес с глупой улыбкой на лице продолжает скакать через изгородь взад-вперед.
  
  Иосиф Бен Элизер: Мы рассказали вам эту историю так, как поняли ее сами.
  Ребекка: Конечно, сегодня трудно поверить, будто спасением множества людей стало тайное имя Господа.
  Натан Бен Элизер: (весело) Тем более, что мессия из города Измир, светозарный Саббатай Цви, на которого уповал Иссерлес, вскоре покинул Иерусалим, был пленен турецким султаном и под влиянием нового, еще более сильного откровения, перестал проповедовать, приняв ислам.
  Рабби Берг: (торжественно выходит вперед) Израилю и мудрецам и ученикам их и ученикам их учеников и всем, изучающим Тору - здесь и в любом другом месте, да будут дарованы Отцом Небесным прочный мир, благоволение, любовь, милость, долголетие, достаток, и скажем: амен.
  Все жители местечка: (весело) Амен!
  
  Заключительный танец.
  
  Занавес.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"