Трисмегист : другие произведения.

Древо Сфирот

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Интерпретация.

  Прежде чем говорить о каббале, нужно поговорить о науке. Поскольку каббала одна из немногих мистических систем, которая традиционно никогда не прерывала с наукой связь, не опровергала и не игнорировала её.
  
  Почему в двадцать первом веке, когда наука казалось бы так убедительно доказала свое могущество, находятся люди, которые говорят, будто наука лишена смысла и призывают науке не доверять?
  
  Едет такой человек в автомобиле, в контактных линзах, возвращается от современного стоматолога, спешит домой, где его ждут телевизор, холодильник, DVD, и говорит по мобильному телефону приятелю: "ты знаешь, наука - такая хрень..." Тогда выйди из автомобиля, выбрось телефон, возвращайся в леса.
  
  Но готовы ли мы снова дрожать от холода, страдать от голода, мучиться от множества паразитов и вирусов, регулярно теряя зубы, рожать в пятнадцать, стареть в тридцать, а умирать в сорок лет "от естественных причин" как загадочно сообщила мне женщина-экскурсовод по поводу максимального возраста усопших в аркаимском некрополе (это четыре тысячи лет назад). Да и современные дикари дольше не живут.
  
  Что бы вы сказали про человека, который презирает того, за счёт кого живет? Наверное, что-то плохое.
  
  Но с другой стороны, духовный человек, а для многих это не только вопрос религиозной веры, но и личного мистического опыта, сегодня живет в состоянии легкого шизоидного расщепления сознания. Сначала в школе, университете или на работе он узнает про новые открытия физиков, археологов, астрономов и генетиков, в которых нет никаких оснований сомневаться, а потом идет, например, в церковь, где ему рассказывают, как мир и человек были сотворены Богом за семь дней. Согласитесь, что это совершенно ненормальная ситуация. Она возникла только в эпоху Рыб. Прежде наука всегда была частью мистики.
  
  Так почему я, человек с высшим техническим образованием, кандидат химических наук, собираюсь посвятить вас в тонкости мистики, мировоззрение которой - это сплошной идеализм? Потому что само развитие науки незаметно превратило современную физику в мистику.
  
  В конце 19 века профессор Бутлеров заявил, что допущение делимости атома равносильно превращению материи в пустоту и было бы смертным приговором материализму. Между прочим, логичное рассуждение. Где смертный приговор? :-)
  
  Еще древнегреческий философ Демокрит предположил, что если делить любое вещество на все более мелки части, то будет обнаружена мельчайшая материальная частица, дальнейшее деление которой уже невозможно. Эта теория и легла в основу материализма, то есть объективности существования материи, независимо от наших представлений о ней. И вдруг в двадцатом веке материя провалилась в никуда - появились бесчисленные элементарные частицы, делимость которых вновь стремится к бесконечности.
  
  Казалось бы, какие проблемы? Ученые определили минимальный, квантовый порог изменения энергии в материальном мире, признали энергию формой существования материи и вопрос был закрыт. Но не всё так просто. Элементарные частицы начали проявлять настолько необычные свойства, что это привело физику к совершенно фантастическим теориям, по сравнению с которыми даже самая дремучая мистика кажется ясной как божий день. Единственное отличие - физические теории возникают на основе экспериментально доказанных фактов, а мистические - на основе личных убеждений редких людей, которые возможно фантазеры или лгуны. Но!
  
  Современные физические теории уже ни в коем случае не выглядят менее сумасшедшими, чем рассуждения мистиков. Это важный нюанс, обратите внимание на него.
  
  Рассмотрим лишь самые простые примеры из безумного мира современной экспериментальной физики. Про теоретическую я даже не говорю.
  
  Любая энергия имеет волновую природу. Волны умеют складываться - и морские, и звуковые, и электромагнитные. Если встречаются две волны в противофазе, они гасят друг друга. А если в одной фазе - усиливают: растет амплитуда волны. Это явление называется интерференцией волн.
  
  Эксперимент, проведенный со световой волной, проходящей через два разных отверстия, дает на экране так называемую интерференционную картину. Где световые волны складываются, там на экране яркие полосы света, где вычитаются - темные полосы тени. Получается световая "зебра".
  
  Электрон, даже один, при прохождении через пару отверстий тоже оставляет на экране с обратной стороны аналогичную "зебру". Получается, что электрон - волна и проходит через оба отверстия одновременно. Но ведь в других случаях электрон явно ведет себя как частица. Усложняем эксперимент и устанавливаем возле отверстий детекторы прохождения электрона, чтобы точно узнать, прошел ли он через два отверстия одновременно? Но не тут-то было. И действительно, откуда могло взяться два электрона, если движется лишь один? Срабатывает всего один детектор из двух. Но после этого происходит странная вещь - характерная "зебра" на экране исчезает, вместо неё возникает обычное мелкое пятнышко напротив того отверстия, через которое пролетел электрон. Новые условия наблюдения изменили свойства электрона с волновых на корпускулярные - после обнаружения детектором электрон уже перемещался как пуля, обычная частица!
  
  Выходит - факт нашего наблюдения кардинально повлиял на процесс. Но, возможно, сам детектор физически влияет на процесс? Обычно это фотонный излучатель, по рассеянию света которого можно судить о прохождении электрона. Устанавливаем детектор лишь на одно отверстие и дожидаемся, когда при прохождении электрона детектор не срабатывает. Это означает, что электрон прошел через другое отверстие. И действительно, напротив другого отверстия появляется характерное пятнышко от воздействия обычной частицы. Хотя на этот раз детектор уже не мог влиять на электрон чисто физически - только информационно. Наш способ наблюдения попросту проявил электрон как частицу уже в момент прохождения отверстия, и только это определило дальнейший результат.
  
  Фактически, это уже доказательство отсутствия независимого существования материи, свидетельство единства наблюдателя и наблюдаемого, объекта и субъекта, как об этом наиболее четко говорит, например, Адвайта - древняя индийская философия недвойственности. Ведь если бы материя не зависела от нашего наблюдения и восприятия, то электрон всегда бы вел себя одинаково.
  
  Этому доказательству семьдесят лет. Наука давно сумела его переварить, превратив вероятность нахождения электрона в отдельный параметр его состояния, хотя физически такая вероятность в данном случае - всего лишь информация у нас в голове. Но с тех пор всё больше физиков говорит о том, что на самом деле мы изучаем не объективную реальность, а наши представления о ней.
  
  И уж конечно, не только по причине всего одного эксперимента. Сегодня даже школьнику известно, что элементарные частицы подразумевают корпускулярно-волновой дуализм. Это означает, что с одной стороны любая из них - частица, а с другой стороны - единая, неделимая волна энергии. Но что такое неделимая волна? Это отсутствие корпускул - отделенных друг от друга частиц. А что значит отсутствие разделения? По сути, оно означает исчезновение расстояний, поскольку нет разных точек, между которыми его можно мерить, исчезновение массы, поскольку масса подразумевала силу взаимодействия между разными объектами, исчезновение времени, так как время - это наличие изменений, которые отсутствуют там, где всё едино.
  
  Между мной и Альфой Центавра огромное расстояние. Но это, если считать корпускулы между нами. А если мерить в неделимой волне, то между мной и Альфа Центавра - никакой разницы вообще и на уровне субатомного микромира я постоянно нахожусь в Альфе Центавра, как и в любой другой точке Вселенной.
  
  Теория Относительности подразумевает, что если космонавт перемещается с гораздо более высокой скоростью относительно меня, то время в той вселенной, куда попадает космонавт, движется медленней, все её расстояния сокращаются, а масса всех её объектов возрастает. Хотя, как ни странно, это та же самая вселенная, в которой я тоже живу. Так почему одна и та же вселенная может существовать с разными массами, разными расстояниями, разными минутами, часами? Потому что на самом деле вселенная ничуть не меняется и остается одинаковой... но... лишь относительно наблюдателя, воспринимающего её. В одном случае это я, в другом - космонавт. Парадокс возникает лишь при последующем сравнении и воссоединении наших миров. Значит, восприятие физической реальности приоритетней, чем масса, время и расстояние, которые возникают только как результат ее восприятия.
  
  Так существуют ли вообще масса, пространство и время вне нашего сознания?
  
  В заключение - последний, наиболее свежий и удивительный факт из мира науки. Это очередной эксперимент по "спутыванию" элементарных частиц, который провела группа Николя Гизина, профессора из Женевского университета в 2008 году. Два фотона, возникшие в результате одного физического процесса, по оптико-волоконному кабелю были разведены на расстояние в несколько километров, после чего измерялись их физические характеристики, например - спин. Результаты всегда совпали, хотя это были разные фотоны, независимо преодолевшие огромное расстояние. А на самом деле получалось, что это один и тот же фотон, который одновременно как бы присутствует в двух местах. Таким образом, фактически было доказано нарушение принципа идентичности - невозможности одновременного нахождения одного объекта в разных местах. Оказывается, это явление существует повсеместно.
  
  Тогда что же за мистика такая - наш привычный материальный мир?
  
  Хотя пока я рассуждал как материалист, доказывая иллюзорность физической реальности, апеллируя к экспериментам в пределах той же реальности. А теперь взглянем на привычный мир немного иначе.
  
  Недавно видел по телевизору спор священников и генетиков. Генетики нарисовали перед священниками реальность в виде стрелки из прошлого в будущее, отметили на ней наших обезьяноподобных предков и предложили священникам показать, в какой момент истории Бог сотворил человека согласно Библии. Священники не сумели этого сделать, а про обезьян заявили: это не наши предки. Генетики объяснили, что кроме генетического сходства человек унаследовал даже характерные "генетические ошибки", которые как маркеры доказывают наше непосредственное родство с древними человекообразными обезьянами. В ответ один священник высказал весьма оригинальную мысль, дескать Бог, возможно, специально сотворил человека с генетическим набором обезьяны, чтобы испытать его веру в Библию.
  
  Но меня поразило другое. Священники тоже рассуждали как материалисты! Они в истории уже существующей реальности всерьез пытались найти момент, в который Бог сотворил человека. И никому даже в голову не пришло, что сама материальная реальность, возможно, уже вторична относительно возникновения человеческого сознания.
  
  Ибо едва возникает любое самосознание, как вокруг него обязательно выстраивается некая реальность. Приблизительно как во сне.
  
  Предположим, будто во сне вы сразу обнаружили, что находитесь в какой-то комнате. Эта комната имеет плотные стены, дверь, обстановку. Откуда они взялись? Начнете ли вы искать атомы той материи, которая сотворила стены, кровать и стол? Может быть, и начнете, поскольку находитесь во сне. Но мы, бодрствующие люди, не сомневаемся, что всю эту материю сотворило ваше сознание из одного лишь факта своего существования. То есть из пустоты! Ведь у вас не было ничего другого во сне.
  
  Продолжая спать, вы покидаете комнату и узнаете, что она лишь часть огромного дома. А дом стоит на улице. А улица находится в городе. А город - это столица республики Башкортостан, и так далее и тому подобное. Реальность вашего сновидения начала стремительно расширяться в пространстве. После чего вы обнаруживаете там же объекты, которые имеют "доисторическое" происхождение относительно вашего появления и решаете, что данная реальность возникла задолго до вас. Объективно ли такое прошлое? Только относительно вашего спящего самосознания.
  
  А теперь вернемся в наш мир. Если Бог сотворил человеческое сознание вне физической реальности, которую мы видим вокруг, то спустившись на материальный уровень, как в сновидение, человек тоже начал бы создавать мир вокруг себя одним лишь фактом своего бытия. Причем новая реальность начала бы расширяться в пространстве и времени, выстраивая цепочки причинно-следственных связей в будущее и прошлое непосредственно из точки возникновения в ней сознания. Ведь недаром вселенная расширяется до сих пор.
  
  Психологи провели эксперимент. Добровольцев в темной, звуконепроницаемой комнате, подвешивали в гамаке, чтобы снизить влияние силы тяжести и даже со специальными перчатками на руках, исключающими тактильное восприятие. Через считанные часы у всех начинались галлюцинации - сначала звуковые, потом зрительные. Затем эксперимент прекращали, чтобы люди не сходили с ума.
  
  Почему наше самомосознание, едва лишившись окружающего мира форм, хоть во сне, хоть наяву, непременно начинает окружать себя иллюзорными формами, постепенно сливающимися в новую реальность, которую индусы называют сансарой?
  
  Наиболее четкий ответ на этот вопрос даёт схема каббалистического Древа Сфирот.
  
  Сразу оговорюсь, я не имею национального пристрастия в мистике. Евреем был лишь мой прадед, остальные предки - молдаване, украинцы, русские. По правилам иудаизма без передачи по женской линии меня нельзя считать даже чуть-чуть евреем. Не берусь судить, почему именно каббала так точно формулирует духовные категории. Но предполагаю, что по причине более четкого мышления еврейского народа и отсутствия у евреев безоговорочного почитания авторитетов. Каждый нормальный еврей сам себе мошиах, пуп земли, и не выносит сверх мудрых учителей, за что они его тоже не очень любят. Поэтому еврею всё приходится доказывать долго и нудно, закаляя духовное постижение в дискуссиях, а не как восторженному индусу: гуру сказал - садхак сделал.
  
  Название каббала происходит от ивритского слова "кабал" - "получать". Но в русский язык оно попало еще в 14 веке, во времена Золотой орды, скорей всего под влиянием остатков хазарского языка, правящая элита которого исповедовала иудаизм. У монголов "кабал" тоже означало - получать. Поэтому кабальным договором назвали первый договор займа, который монастыри заключали с еще свободным крестьянством, отчего они быстро превращались в крепостных. Отсюда с 15 века в русском языке возникло выражение "попасть в кабалу". Хотя мистически каббала то же самое, что мусульманская барака - получение способности воспринимать мир яснее обычных людей. На ближнем востоке слово каббала родственно словам Кааба и кибла - направление в сторону Каабы.
  
  Возникновение первых книг каббалы зафиксировано в 6 веке до новой эры. И что бы евреи не говорили сегодня, тогда в них было много индийского. Первые медитации в школе Меркаба происходили посредством созерцания узоров, которые назывались гекалот и напоминали буддийские мандалы. У евреев гекалот (дворцы) связывались с мистическими видениями пророка Изекиля. Но даже название первой каббалистической школы - Меркаба, в переводе - "колесница" напоминает о Махаяне и Хинаяне - "большой колеснице" и "малой колеснице" буддийского учения.
  
  Подобно индусам, каббалисты до сих пор верят в реинкарнацию. Кстати, древнейшие иудеи, возможно, тоже верили в реинкарнацию, поскольку в Торе нет никакого упоминания о загробном мире - ни рая ни ада в Ветхом завете не найти, в отличие от Евангелия. Это малоизвестный, но очень любопытный факт. Каббалисты, подобно индусам, верят в магическую силу слов и букв, которые уподобляются ими генетическому информационному коду вселенной. Только для индусов священны 50 букв санскрита, а для евреев - 22 буквы иврита. Есть и другие общие черты, о которых вы узнаете позже.
  
  Переходим к Древу Сфирот, схеме возникновения бытия. Название сфира происходит от слова сфера или круг и аналогично индийскому слову "чакра", которое тоже означает круг.
  
  Чтобы понять принцип организации Древа Сфирот представьте, что я сейчас рассказываю - как возникает сновидение из медленной фазы сна, в которой ничего нет. Недаром аборигены Австралии говорят, что нашей реальности предшествовала эпоха снов, когда бытиё еще не проявилось окончательно и напоминало сновидение.
  
  Из чего может возникнуть такое бытие-сновидение? Только из небытия. Поэтому первая сфира называется Эйн Соф, беспредельное ничто. Точнее это еще не сфира, а чистый лист бумаги, на котором вообще ничего нет. Но в каббале Эйн Соф дополнительно называют Кетер (корона) а так же "свет бесконечности" и мне понадобилось немало времени, чтобы разобраться: изначально это всё-таки небытие. Подробнее расскажу потом.
  
  Предупреждаю, что все состояния Древа Сфирот сосуществуют. Следующее не отменяет предыдущего. Разница лишь в глубине погружения в источник нашего самосознания.
  
  Мистики слишком увлеклись идеей загробной жизни и позабыли, что состояние небытия, несуществования реально и его никто не отменял. Причем, каждый из нас погружается в небытие ежедневно - во время медленной фазы сна, лишенной сновидений, или при потери сознания. Это та самая великая пустота, про которую так много говорят буддисты.
  
  Когда я дремлю, периодически проваливаясь в сон, то на что похоже состояние резкого пробуждения? Понаблюдайте за собой в состоянии полудрёмы. Оно похоже на судорогу небытия. Ещё секунду назад относительно меня ничего не существовало вообще - ни материи, ни энергии, ни наслаждения, ни страдания. Как вдруг часть небытия сжалась в точку моего "я", а вокруг откуда-то возникло всё что "не я". Заметим, что наличие "я" всегда подразумевает и присутствие "не я" - чего-то внешнего, отделенного.
  
  Согласно аллегориям каббалы, точно так же из пустоты небытия возник первый росток сознания. Каббалист 16 века Ицхак Лурия Ашкенази по прозвищу Ари определяет его как сокращение (по-еврейски цимцум) небытия вдоль поверхности некой сферы, отчего часть небытия сжимается в центральную точку. Откуда берется энергия для сокращения небытия, я расскажу потом. Пока будем называть цимцум (сокращение) небытия - первым божественным актом творения. Прошу обратить внимание, что мы рассматриваем не физическую картину возникновения мира, наподобие Большого Взрыва, а принцип организации нашего непосредственного самосознания, причем на самом глубинном уровне, наиболее близком к небытию.
  
  
   []
  
  Центральную точку каббалисты называют Брейшит (начало) или Хохма (мудрость). Остаток сферы несокращенного небытия вокруг центральной точки называется Бина (восприятие). В результате на схеме Древа Сфирот возникает первый зигзаг (Эйн Соф - Хохма - Бина), который можно изобразить на плоскости в виде точки и круга вокруг неё.
  
  Сжатая центральная точка Хохма становится как бы источником потенциальной энергии. В алхимии это философский камень, Грааль, стихия огня. Между точкой и кругом возникает пустое пространство. Каббалисты называют его воздух (авиюр). Сжатая точка Хохма по сравнению с пассивным небытием вокруг начинает ослепительно сверкать. На фоне этого блеска небытие кажется тьмой. Образно выражаясь, блеск точки Хохма отражается в аморфном небытие, вызывая появление некой ответной реакции, похожей на отражении света в воде. Поэтому Бина - стихия воды, А Хохма - центральный огонь, как в учении Пифагора.
  
  Свет из точки Хохма в сторону Бины называют первичным светом Ор Хохма. Духовное состояние Эйн Соф - Хохма - Бина называется миром Ацилут (лучеиспускания).
  
  Теперь задумаемся, как мы воспринимаем это лучеиспускание? Ведь оно в нашем самосознании, хотя на самом глубоком уровне.
  
  Мы ощущаем свет Ор как наслаждение, неважно какое. А в состоянии мира Ацилут это еще наслаждение в чистом виде. Наслаждение связано с желанием насладиться. Само наслаждение называется в кабале светом Ор, а то, чем мы наслаждаемся, желание наслаждения, называется сосудом Кли. Сжатая центральная точка Хохма жаждет воссоединиться с небытием Бины в исходном состоянии пустоты несуществования. Постоянный потенциал этого воссоединения по сути и является желанием. Не случайно мы всегда желаем обладать чем-то вовне.
  
  Но что означает: Бина отражает свет Ор Хохма? Это означает: Бина реагирует на желание, сотворяя желаемое, и стремясь вернуть его обратно в Кли Хохма. Поэтому в ответ на желание Ор Хохма возникает его мгновенное исполнение в виде отраженного света, называемого Ор Хасидим, свет милости.
  
  Каббалисты называют реакцию Бины на свет Ор Хохма - хлебом стыда. Они аллегорически сравнивают способность Бины реагировать на свет Ор Хохма со стыдом человека, получающим хлеб в виде милостыни, и которому надоело быть нахлебником, после чего он сам захотел служить источником наслаждения для кого-то. Но еще проще сравнить реакцию Бины с отражением света в идеальном сферическом зеркале вокруг точки Хохма.
  
  В каббале это подразумевает второй цимцум и начало следующего зигзага Древа Сфирот. Бина сокращает аморфность своего небытия, порождая бытие ответной реакции на желание Хохмы - новую центральную точку Хесед (милость).
  
  Реакцию Бины можно сравнить со сновидением, когда стоит нам пожелать чего-нибудь, как оно немедленно возникает поблизости.
  
  Возвращение света Ор Хохма в виде света Ор Хасидим наполняет кли Хохма и вызывает наслаждение. Кли - это стихия земли, способность воспринимать свет Ор Хасидим. Грубо говоря, Кли - внешняя сторона сфиры Хохма. И если бы весь свет Ор Хохма вернулся обратно в кли, то наслаждение оказалось бы абсолютным.
  
  Тогда откуда возникает страдание? Оказывается, оно возникает уже на этом глубоком уровне. В мире Ацилут абсолютное желание Ор Хохма не может наполниться абсолютным ответом света Ор Хасидим, поскольку исполнение желание воссоединения Хохмы с Биной означает возвращение небытия. Но к счастью, этого не происходит. После цимцума части Бины, остаток Бины, окружающий уже точку Хесед, препятствует реакции Ор Хасидим полностью удовлетворить желание Ор Хохма.
  
  Эту сфиру-занавес называют Гебура. Точнее пишут Гебура, а произносят - Гвура. Она ограничивает возвращение отраженного света Ор Хасидим обратно в точку Хохма. Ведь слияние Хохмы с Биной привело бы к мгновенному исчезновению всех состояний сознания в пустоте.
  
  Слияние в каббале называют зивуг. Это слово обозначает и половой акт. В каббале вообще много неприличных названий, связанных с сексуальностью, не меньше чем в тантре. Например, слияние души с Творцом на иврите это непосредственно половой акт души с Творцом, хотя в переводе на русский язык буквальность, естественно, пропадает.
  
  Лишь благодаря наличию сфиры Гвура поддерживается существование всеобщего чувства "я есть" в виде следующей сфиры - Тиферет (красота). Гвура создает равновесие между тем светом исполнения желания Ор Хасидим, который возник в Хесед и тем светом, который проник за занавес Гвуры. Ведь полное удовлетворение желания воссоединения означало бы возвращение небытия.
  
  Физически сфиру Гвура можно аллегорически уподобить сопротивлению центробежного света Ор Хохма центростремительному свету Ор Хасидим. А метафизически за наличие сфиры Гвура отвечает жажда существования. Это единственное желание, не связанное с желанием овладеть чем-то внешним. Именно жажда существования чувства "я есть" ограничивает получение точкой Хохма возвратного света Ор Хасидим способного удовлетворить его полностью.
  
  По сути Хесед и Гвура - это добро и зло. Но обратите внимание, что зло, то есть препятствия на пути к безграничному наслаждению, возникает лишь по причине наличия жажды существования. А если бы мы перестали хотеть жить, то и зла относительно нас не осталось бы.
  
  Можно провести такую аналогию с индуизмом: Бина это Брахма, Вишну это Хесед, а Шива - это Гебура. Вот почему Шива имеет одновременно два взаимоисключающих эпитета - разрушитель и благой. Без Шивы (Гебуры), свет наслаждения Ор Хохма от Вишны (Хесед) наполнил бы все существующие на земле желания, которые восходят к единому коренному желанию глобального воссоединения "я" с "не я", и мир провалился бы в первоначальную пустоту. Лишь строгость Шивы (Гвуры) поддерживает существование жизни.
  
  Спускаемся ниже и видим на Древе Сфирот сфиру Тиферет (красота). Это главное и самое глубинное состояние нашего самосознания - ощущение "я есть". С этого места оно уже существует. Тиферет и является дальнейшим творцом сансары, мира форм. Не случайно Бог представился Моисею как: "эхиях ашер эхиях" - я есть то, что я есть. Согласно каббале, чувство "я есть" одно на всех и каждое существо лишь использует его во время жизни, не отождествляясь с ним целиком.
  
  Поэтому мир Хесед-Гвура-Тиферет называется миром Брия (творения).
  
  Но каким образом и для чего состояние Тиферет (я есть) создает дальнейший мир форм?
  
  Если вы закроете уши и глаза, то ваше чувство "я есть" не исчезнет. Но легко ли будет контролировать его наличие? В любой момент вы рискуете провалиться в небытие. А теперь верните себе зрение и слух, посмотрите вокруг. Контролировать существование своего "я есть" стало гораздо легче.
  
  Ощущение "я есть" как бы привязывает себя к возникающим образам, чтобы усилить гарантию своего существования. Так что изначально пресловутая привязанность к миру форм - не зло, а величайшее благо. Оно предохраняет бытие от возвращения назад в пустоту.
  
  Сфира Тиферет по сути даже не сфира, а лишь переходное равновесное состояние в в процессе сокращения сфиры Гебура до следующей точки - Нецах (вечность). Почему возникает это третье сокращение?
  
  Представьте, будто вы имеете лишь одно желание, но не способны его целиком удовлетворить. Ваша жизнь превратилась бы в постоянную неудовлетворенность. И все из-за проклятой жажды существования. Аналогично ощущает себя наше сознание на уровне сфиры Тиферет. Его единственное желание не удовлетворено из-за препятствия в виде Гвуры. Тогда Тиферет разбивает это единое непреодолимое препятствие на множество мелких, но преодолимых, а свое единое несбыточное желание на множество небольших, но посильных. И таким образом Тиферет возвращает себе способность хотя бы частично наслаждаться и преодолевать препятствия.
  
  Третье сокращение вызвано потребностью избежать постоянного страдания, связанного с самим фактом существования чувства "я есть". Недаром Будда учил, что жизнь есть страдание.
  
  Вот почему возникает мир форм, сансара. Согласно каббале, любые формы - это проекции наших различных желаний, возникающих из коренной пустоты сфиры Бина. В каббале уровень сансары называется Ецира (формирование, или мир форм).
  
  Если рассматривать Нецах (вечность) на примере жизни одного человека, то её можно сравнить с набором всех событий и состояний души, которые человеку суждено пережить от рождения до смерти.
  
  Но ведь это не спасает Тиферет от страдания. На уровне Нецах наше сознание видит себя целиком от рождения до смерти, и суммарная радость бытия сохраняет страдание, возникшее в сфире Гебура. Как этого избежать? Лишь благодаря возникновению чувства времени. Это сфира Ход.
  
  Благодаря сфире Ход наше самосознание воспринимает себя не сразу от рождения до смерти, а постепенно, что позволяет наслаждаться существованием хотя бы некоторое время.
  
  Сфиру Нецах (вечность) и сфиру Ход (время) сравнивают с правым и левым полушариями головного мозга. Это не означает, будто привязанность жесткая. При ранениях головы здоровый участок мозга часто принимает на себя функцию пораженного. Но в здоровой голове разделение очевидно - левое полушарие отвечает за восприятие времени и логическое мышление, которое связано с анализом причинно-следственных связей во времени. А правое полушарие отвечает за интуицию, связанную с восприятием любого явления во времени целиком, от начала до конца, но гораздо более смутно, поскольку ощущение времени служит для нас барьером, скрывающим вечность.
  
  Повторяю, что страдание неизбежно. Страдание возникает изначально ради сохранения чувства "я есть" еще в сфире Гвура. Зато, благодаря сфире Ход, чувству времени и логическому уму, мы способны выбирать более выгодную форму страдания. Лучше страдать от зарядки, чем от болезни, лучше страдать от работы, чем от нищеты, лучше страдать от одиночества, чем от гонореи.
  
  Однако, продолжим аналогию с человеческой жизнью. Что произойдет, когда могущество нашего ума иссякнет, счастливое время пройдет и наступит форс-можор, непреодолимые обстоятельства? Мы состаримся, заболеем и умрем. А как быть с жаждой существования? Неужели сфира Тиферет, божественное ощущение "я есть", творец сансары, мира форм, не нашла способ еще далее отодвинуть ужасный финал?
  
  И реализуется самое удивительное сокращение из всех возможных. Это сокращение изначального единства нашего "я есть" внутри мира форм на множество мелких "я есть", дающих иллюзию независимого существования организмов.
  
  Фактически это выход из состояния сновидения, все формы которого сотворены единым сознанием, в некое коммунальное пространство, формы которого помимо моего "я" создаются еще желаниями параллельно живущих существ.
  
  Личность отдельного человека - такая же иллюзия, как и любая другая форма сансары. За пределами сансары её нет. Единое коренное чувство "я есть" во всех точках нашего времени надевает на себя все наши личности, как одежду. Индусы называют чувство "я есть" - Атман. А весь этот карнавал - подобие бесконечной игры бытия с небытием ради сохранения и размножения чувства "я есть", как величайшей драгоценности, во множестве разных существ, которые еще очень долго не переведутся во вселенной.
  
  Не правда ли потрясающая и оптимистичная картина?
  
  Однако, пока вы видите лишь девять сфирот. А их десять. Десятая носит название Малхут, царство, земля. Дополнительно она называется Шхина, присутствие. У каббалистов подразумевается присутствие Творца. Но давайте задумаемся: кто Творец сансары? Я не говорю про трансцендентную личность Бога, о которой мы поговорим позднее. Творец сансары - это сфира Тиферет, чувство "я есть". Именно оно сияет на глубинном уровне в каждом из нас. Поэтому Шхину надо понимать, как феномен непосредственно нашего присутствия здесь и сейчас. Ведь к этому феномену и привела вся длинная цепочка эманаций Древа Сфирот из сокращений и занавесов, эта последовательная схема бегства бытия от небытия. Недаром мир по-еврейски называется Олам - сокрытие.
  
  Шхина открывает нам следующий уровень существования - мир Асия. Даже простой перевод слова Асия означает то же самое, что и карма - деятельность. На этом классическая схема древа Сфирот заканчивается.
  
  Согласно традиционным представлениям, в каббалу преднамеренно вносится много искажений и недомолвок. Бааль Суллам в предисловии к Талмуду Десяти Сфирот недвусмысленно заявил, что за распространение тела парцуфа каббалист получает достойную награду, но еще большую награду каббалист получает за сокрытие тайны главы парцуфа. Поэтому никто из подлинных каббалистов не расскажет вам всё, как есть. Одно из специальных искажений я случайно обнаружил сам в книге известного популяризатора каббалы, Михаэля Лайтмана. Оно присутствует лишь в русской редакции учебника "Каббала для начинающих", а в израильской, английской и испанской редакциях отсутствует.
  
  Но мне награда не нужна, я бескорыстный исследователь, а не "нирваноискатель". Поэтому рискну продолжить рассказ. Ведь, глядя на схему Древа Сфирот, возникает вопрос: и что теперь со всем этим делать? Возможно ли достижение еще более высшего состояния сознания, чем Шхина? Возможно ли магическое изменение реальности? В чем смысл просветления?
  
  Казалось бы, для духовного роста надо возвращаться обратно - при помощи каких-нибудь медитаций сначала преодолеть махсом иллюзии раздельного существования всех людей, потом махсом иллюзии времени, потом махсом иллюзии сансары, существования форм, и так далее. Где-то здесь и окажется нирвана.
  
  Но зачем стремится к тому, от чего сама сфира Тиферет постаралась избавиться? Ведь Тиферет - это неустойчивое и неприятное состояние сознания само по себе, связанное с постоянным страданием из-за строгости сфиры Гвура.
  
  Разве не расслабляют самосознание наркоманы и сумасшедшие, погружаясь в галлюцинации? Тогда почему мы смотрим на них с отвращением, а не с восторгом? Потому что сансара оказывается сильнее их. Сансара давит таких людей как червей. Но разве может более слабое раздавить более сильное?
  
  Конечно, расслабление бывает полезно, если мы сконцентрировали внимание на чём-то мешающем жить - на страхе, на деньгах, на несчастной любви. В этом случае расслабление самосознания приводит к освобождению от вредной зависимости.
  
  Но, расслабляясь, мы движемся в обратную сторону - к небытию. В то время как бытие возникало лишь благодаря сокращениям. Нет, расслабление это неправильный выход из сансары.
  
  К тому же преодоление всех этих махсомов - индивидуальности, времени, судьбы - только кажутся высшим достижением. Но на самом деле даже животные умеют их преодолевать успешнее нас. Насекомые ведут себя как один организм потому, что это качество сознания более глубокое, чем индивидуальность. А все, у кого жили собаки, в курсе, что собаки отличные экстрасенсы, хоть и не всегда способны этим выгодно воспользоваться.
  
  Почему каббалисты называют миры Ацилут, Брия, Ецира - высшими? Да, они более глубинные в пластах нашего самосознания. Но можно ли их называть более совершенными? Можно ли утверждать, будто скелет или мясо совершенней живого организма? Косвенный ответ на этот вопрос, как ни странно, дает индийское учение о чакрах.
  
  Каждая чакра имеет цвет. Вот эти цвета сверху вниз - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. А теперь знатоки индийской философии, подскажите, не перепутал ли я верхнюю чакру с нижней? Конечно перепутал. Свадхистана соответствует красной чакре, а Сахасрара - фиолетовой. Однако, если взглянуть на радугу, то мои цвета расположены правильно, красный наверху, фиолетовый ближе всех к земле. Получается, что идеальный йог почему-то развернут головой в сторону нашего мира. Земной уровень существования связан с вершиной развития его личности, а энергетический - с основанием.
  
  Согласно Библии, создавая мир за семь дней (каббалисты считают их уровнями Древа Сфирот) Бог тоже не проявлял никакого неудовольствия и не остановился, пока не сотворил именно земной уровень существования.
  
  Есть еще один косвенный намек в самой каббале. Согласно представленим каббалистов, человеческая душа имеет три уровня - нефеш (животная душа), руах (ментальность) и нешама (высшая духовность). Нефеш есть даже у животных, ей соответствует уровень сансары, мира форм - Ецира. Нешама - это святость, соответствующая уровню творения Брия. А вот с Руах (ментальностью) ситуация непростая. Раух начинается в мире Асия (там где Шхина) а заканчивается почему-то в мире Ацилут (эманации, лучеиспускания, там где Хохма и Бина). Тоже получается замкнутый круг.
  
  Следовательно, все, кто призывает возвращаться обратно, расслабляя сознание, противоречат сути бытия.
  
  А можно ли двигаться вперед, продолжая рост Древа Сфирот? И куда мы тогда попадем?
  
  Движение вперед подразумевает новое сокращение, цимцум. Что такое цимцум? Попробуем дать определение каббалистическому сокращению.
  
  Цимцум - это волевое сокращение в точку некого качества-желания нашей духовной природы. Сокращенная точка превращается в новый источник психофизической энергии, а несокращенный остаток прежнего качества-желания образует сферу новых возможностей для удовлетворения желаний.
  
  Каждый раз, когда ваше волевое усилие сокращает одно из желаний ради другого, вы делаетесь подобными Творцу. В этом и заключался секрет Великого Делания европейских алхимиков. Усердно трудясь в течение многих лет над трансмутацией вещества, алхимик на самом деле трансмутировал самого себя в полном соответствии с индийским принципом "Тат твам аси" - другое тоже ты.
  
  Какие желания можно в себе сокращать? Грубо говоря - любые. Любое сокращенное желание, а не только борьба с курением, включая сокращение сострадания - развивает волю и превращается в точку, новый источник психофизической энергии. Поэтому черная магия имеет силу. Однако, сокращение хороших желаний дается легче, чем сокращение вредных и злых. Поэтому черная магия не способна развить силу до максимума.
  
  Злые желания - это эгоизм, стремление получать только для себя. А согласно всем мистическим системам, включая каббалу, именно эгоизм необходимо сократить в точку для перехода на более высокий уровень самосознания.
  
  Разберемся, что означают понятия эгоизма и самореализации? Я называю страсть к самореализации - эго. Это разные вещи. Точка Шхины, нашего присутствия здесь и сейчас - источник энергии самореализации человека. Мы рождаемся с набором врожденных качеств и желаний, которые заставляют нас действовать. Но это стремление ограничивает эгоизм - желание получать наслаждение только для себя.
  
  Например, женщина любит и умеет гениально учить детей, но зарплата учительницы маленькая, и женщина пренебрегает призванием, которое мало ей ДАЁТ. О том, сколько это призвание способно дать другим людям, женщина не думает и переучивается на бухгалтера. Так в мире вместо гениального учителя появляется еще один обыкновенный, невзрачный и как правило недовольный жизнью бухгалтер. Аналогично поступает большинство людей.
  
  Эгоизм, как желание получать наслаждение только для себя, вызванно иллюзией нашего индивидуального существования в мире сансары. Эгоизм часто злейший враг нашими способностями. Сокращение эгоизм ни в коем случае не должно касаться способностей и призвания. Наоборот, именно сокращение эгоизма помогает самореализации, причем в первую очередь на земном уровне существования.
  
  А теперь, главный сюрприз. Куда приводит человека полное сокращение эгоизма в точку? В начало Древа Сфирот, в великую буддийскую пустоту Эйн Соф, только теперь оно уже проявляется как Кетер - корона. Вот в чем смысл второго каббалистического названия сфиры небытия Эйн Соф. Вот в чем смысл буддийского постижения пустоты.
  
  Вспомним нашу родную круглую планету. Если долго плыть на запад, то вернешься домой с востока. Аналогично, если продолжать двигаться вдоль направления роста Древа Сфирот, попадешь в начало Древа Сфирот, но уже в состоянии полной осознанности.
  
  В этом секрет каббалистического символа змеи, которая кусает свой хвост. И в этом же секрет изображения двух Древ Сфирот, сплетенных корнями, но одно из которых растет кроной верх, а другое - вниз. Это символы роста древа и постижения древа.
  
  А теперь еще более удивительное сообщение. Так откуда взялась энергия для самого первого сокращения небытия?
  
  Каждый раз, когда любой из нас совершает волевое усилие, мы создаем и поддерживаем психофизическую энергию первого сокращения небытия, благодаря которому перманентно возникает и существует мир. Воля порождает всё.
  
  Теперь вопрос на засыпку - а зачем тогда нужно просветление? Ведь развитая воля и в сансаре пригодится.
  
  Ответ таков: чтобы подняться в личном самосознании до состояния Ацилут. Ацилут - уровень постоянного божественного наслаждения, независимого от событий материального мира. И что бы после не происходило с телом человека в сансаре, человек уже не отождествлен с плотскими ощущениями, а только со светлой радостью вечного существования в мире Ацилут. Индусы называют состояние Ацилут - нирваной.
  
  Пришла пора процитировать Изумрудную Скрижаль, главный текст эллинской герметики, мой любимый эзотерический артефакт. Теперь вы готовы понять его значительно глубже. Вот как Изумрудная Скрижаль звучит в переводе на русский язык:
  
  Он истинен - в нем нет лжи. Истинность его непреложна. Что находится внизу, тождественно с тем, что находится вверху, и обратно, что на верху, тождественно с тем, что находится внизу, и все чудеса происходят по одному закону. И так как все произошло и существует по начертанию одного, то и всякое действие зависит от одного же. Солнце его отец, Луна его мать; Вихрь носил его в утробе своей, Земля вскормила его, а отец всего Тэлем (воля). Его сила и могущество беспредельны, если он действует на Земле. Отделяй тщательно огонь от земли, легкое и тонкое от плотного. Он восходит от земли к небу и имеет власть и вверху и внизу. Ты приобретешь славу всемирную, и всякая тьма удалится от тебя. Это сильная сила всех сил, она побеждает и уничтожает все самое крепкое и сильное. Так создан мир. Из этого следуют поразительные выводы и применения. Поэтому я называюсь - Гермес Трисмегист, я заключаю в себе всю философию мира.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"