Аннотация: Комедия для малой сцены в двух действиях.
(На афише спектакля - изображение Венеры Милосской в треугольнике предупреждающего знака ПДД)
Действующие лица:
Аркадий - творческий юноша лет сорока.
Ада - его жена.
Раиса Славянская - его любовница.
Евгений Семенович - богатый профессор за пятьдесят.
Миша - его бестолковый сын.
Катя - подруга Ады.
Наставница Школы Богинь - переодетый мужчина.
Богиня Жанна.
Богиня Эльвира.
Для музыкального оформления пьесы хорошо подходят четыре песни группы "Ундервуд" - "Опиум для народа", "Город женщин", "Бабло победит зло", "Машина динамо".
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.
Сцена 1
Комната обыкновенной городской квартиры. Небольшой диван и столик, на столике - телефон. Под лирическую мелодию, например под песню "Опиум для народа" женщина по имени Ада с огромной чашей в руках, медленно движется в каком-то странном, обрядовом танце, окруженная разноцветными светильниками. Звонит телефон. Музыка прерывается. Ада на мгновение замирает, как бы раздумывая. Музыка играет вновь. Ада продолжает танец. Усевшись на шпагат, Ада осушает чашу до дна, выходит из транса и лишь тогда отвечает на новый телефонный звонок, продолжая сохранять сложную позу.
Ада: Алло?
На сцене появляется Рая с телефонной трубкой в руках. Это она звонит Аде, хотя обе женщины как бы не замечают друг друга. Женщины говорят быстро, четко, эмоционально.
Рая: Можно пригласить к телефону Аду?
Ада: Я вас слушаю.
Рая: Здравствуйте, я любовница вашего мужа.
Ада: (деловито уточняет) Здравствуйте, именно моего мужа?
Рая: Вашего.
Ада: (хладнокровно) А вы номером не ошиблись?
Рая: (озадачено) Это Ада, жена Аркаши?
Ада: (смеется) Вас кто-нибудь разыграл. Переспал с вами и соврал, будто он Аркаша. И даже мой номер телефона назвал... для правдоподобия.
Пауза.
Рая: (с уважением) Я вас недооценивала.
Ада встает.
Ада: (сердито) Аркаша клялся, что порвал со своей любовницей.
Рая: Не заметила.
Ада: Вот и я не заметила. Вычислила ваш номер телефона и отправила СМС-ку.
Рая: Перезвонила, едва смогла.
Ада: (мстительно) Вас Володей зовут?
Рая: Почему?
Ада: У Аркаши на телефоне вас зовут Володя.
Рая: (сухо) Меня зовут Раиса Славянская.
Ада: Очень приятно, Рая.
Рая: Спасибо, Ада.
Ада: (смеется) Аркаша оказался между Раей и Адой. Очень символично. Славянская - ваша фамилия или оригинальный псевдоним?
Рая: Это фамилия моего последнего мужа. В девичестве я была Рихтер.
Ада: Соня Рихтер вам случайно не родственница?
Рая: Она моя двоюродная сестра.
Ада: Мы с Сонечкой вместе учились в университете. Прекрасная девушка. Скромная, добрая, работящая. Кстати, где она сейчас?
Рая: Наша Сонечка лучше всех. Отсудила у третьего мужа вторую квартиру в Копенгагене.
Ада падает на диван.
Ада: (сурово) Итак, ваши условия?
Рая: (смущенно) Милая Ада, не волнуйтесь.
Ада: Как это "не волнуйтесь"? Или я, по-вашему, бесстрастная дзен-буддистка, которая обязана думать, будто ей позвонила какая-нибудь иллюзия?
Рая: Я не иллюзия. Но и не такая хищница, как моя сестра. Я звоню с миром, чтобы заключить соглашение. У вашего мужа наступил критический возраст. У всех мужчин после сорока наступает критический возраст. Вы в курсе?
Ада: Теперь, разумеется, в курсе и огромное вам спасибо!
Рая: Ну и что вы в связи с этим намерены предпринять?
Ада: А что в связи с этим положено предпринимать? Вот вы бы мне, предположим, что посоветовали?
Рая: Так ведь я как раз ради этого и звоню. Вы интеллигентная женщина. С вами можно договориться.
Ада: Договориться о чем?
Рая: Для начала вы должны согласиться, что иметь любовницей вашего мужа именно меня - большая удача.
Ада: Почему я должна согласиться на такую очевидную глупость?
Рая: Потому что я вам первая позвонила и честно во всем призналась. Мне нечего скрывать от такой же интеллигентной женщины, как я. Представляете, кто вам мог позвонить вместо меня? Соня Рихтер, или хищница пострашней. Мужчины в критическом возрасте превращаются в сущих младенцев, готовых жадно припасть к любой женской груди!
Ада: Избавьте меня от интимных подробностей.
Рая: Извините. Аркаша - щедрый мужчина. Иногда приносит дорогие подарки. Меня это отчасти угнетало. Ведь не в деньгах счастье! И чтобы очистить совесть, я навела справки о доходах вашей семьи.
Ада медленно приподнимается, расправляя плечи.
Ада: (грозно) Доходы моей семьи навсегда останутся в моей семье!
Рая: (с такой же решимостью) Считаю, что вы в состоянии уступить любовнице вашего мужа одну десятую часть. (сентиментально) Как в церкви.
Ада: Итак, Вы настаиваете, чтобы я, мой муж, мои дети, моя кошка, моя собака и хомячки, все эти ни в чем неповинные и абсолютно чужие для вас существа платили вам десятину? Это шантаж.
Рая: (обиженно) Нет, не шантаж. Если я не понравилась то уйду. Но вместо меня придет другая любовница, которая обдерет вас как липку! Знаете, почему я осталась одна? (делает длинную паузу и горько признается на одном дыхании) Мой бывший влюбился в девушку на двадцать лет моложе меня!
Ада: Какой ужас!
Рая: Нет ничего страшнее, чем чистая, невинная девушка. Хотите оказаться на моем месте?
Ада: Представляю, что вам пришлось пережить...
Рая: Гораздо больше, чем вам. Мне одиноко. Я так соскучилась по ласке и любви, так устала от пошлости случайного секса. Моя душа в вечном поиске постоянного, достойного, личного. Вы обязаны меня понять, простить и принять.
Ада: Для меня ваше внезапное появление - тяжелый удар. Я испытала шок. Знаете, что мне пришло в голову только что? В наказание я наставлю мужу рога, вот так.
Рая издает усталый, гомерический смех.
Рая: Могу поделиться личным опытом на данную тему. Женское тело не понимает приказов. Образно говоря, вы берете в заложники собственную задницу. И когда организуете ее показательную казнь, задница не умирает, а начинает громко вопить: "за что со мной так по-варварски?". Когда ее крик доносится до головы, наступает депрессия. Ада, опомнитесь. Терроризм - это тупик. Думайте конструктивно.
Ада: (мечтательно) Разведусь! Вот что я сделаю!
Рая: (вздыхает) Вы совсем потеряли голову от любви. Давайте закончим бесполезный разговор. Я умываю руки. Пусть вашего мужа соблазнит какая-нибудь интриганка, а я женщина осознанная, мне скандал ни к чему.
Ада: Подождите. Почему Аркашу непременно кто-нибудь соблазнит?
Рая: В его возрасте это неизбежно. Если не верите, можете провести эксперимент... без меня...
Ада: (упавшим голосом) Не кладите трубку.
Рая удобно располагается на ее диване.
Рая: Дорогая Ада! Я знаю, каково вам сейчас. Поверьте, мне много не надо. Зато я пригляжу за Аркашей, ведь он такой впечатлительный.
Ада: (подозрительно) Но вы его любите хотя бы чуть-чуть?
Рая: (спокойным голосом) Безумно. Личное счастье Аркаши для меня превыше всего. Мы возьмем над ним шефство. В наше время порядочных мужчин днем с огнем не найти. А Аркаша такой интересный, сущий джентльмен. Я гарантирую достойный уход и отсутствие венерических заболеваний, взамен согласна лишь на десятую часть доходов вашей семьи. Слишком дорогие подарки готова потихоньку возвращать лично вам. По-моему, идеальный вариант. Договорились?
Ада: Мне надо подумать. Заходите ко мне завтра вечером на чашку чая.
Рая: Завтра вечером Аркаша приедет ко мне.
Ада: Тогда послезавтра. Послезавтра Аркаша уедет к маме.
Продолжая говорить в телефонную трубку, Рая встает с дивана, собираясь уходить.
Рая: Спасибо. Непременно приду. Лишь бы Аркаша не заметил. Мужчины такие романтики. Им нравится воображать, будто они контролируют ситуацию. И знаете что? Завтра, когда Аркаша приедет от меня, непременно спросите его с упреком: "суслик мой дорогой, где же ты пропадал?". Суслик наврет с три короба, а потом устыдится и купит новую шубу.
Женщины смеются.
Ада: (репетирует нежным голосом) Суслик мой дорогой, где же ты пропадал?
Рая: (проникновенно) Я горжусь вашим самообладанием, Ада.
Ада: (с сарказмом) Пока на свете встречаются такие порядочные любовницы как вы, мир не погрязнет в хаосе и разврате.
Рая: Не иронизируйте.
Ада: До послезавтра.
Рая исчезает со сцены. Ада забывает про свое мнимое самообладание и в ярости разбрасывает вокруг себя все светильники. Потом бегает по дому в поисках пальто и сапог. Обнаружив пальто, снова хватается за телефон.
Ада: (взволнованно говорит в трубку) Евгений Семенович, это вы? Вы сейчас дома? Подъезжаете? Евгений Семенович, нам надо поговорить. Можно я у подъезда вас подожду? Что? Тогда вы поедете еще быстрей? Уже бегу.
Сцена 2
Ада убегает за сцену. Вместо нее на сцену выходит Евгений Семенович с телефонной трубкой в руках.
Евгений Семенович: (говорит в трубку) Ада, уже приехал, поднимайся. Угловой подъезд, третий этаж. Ведь ты ни разу не была у меня, Ада. А в последнее время даже всячески избегла. И вдруг звонишь в такой неурочный час. Половина десятого! Я жду.
Евгений Семенович кладет телефонную трубку. На сцене вновь появляется Ада в пальто и сапогах, будто бы с улицы. У нее грустное, сентиментальное выражение на лице. Евгений Семенович помогает Аде раздеться. Ада удивленно смотрит на светильники, разбросанные по сцене.
Евгений Семенович: Сын разбросал. Миша! Миша, ты где? (появляется взъерошенный Миша) Убери, пожалуйста, за собой. (Миша лениво расставляет вещи по местам и уходит. Ада присаживается. Евгений Семенович разводит руками.) Он у меня такой выдумщик. Мистикой интересуется.
Ада: (застенчиво) Я тоже интересуюсь.
Евгений Семенович: Есть будешь?
Ада: Нет-нет, спасибо, только чаю попью.
Евгений Семенович: (ставит на стол поднос) Чаю так чаю. А я поем. Присаживайся.
Евгений Семенович включает электрический чайник. Потом кладет на стол кусочек засохшего сыра, такой же миниатюрный ломоть черного хлеба и начинает неторопливо ужинать, отрезая ножиком сыр и закусывая его хлебом.
Ада: (не выдержав) Всегда так ужинаете?
Евгений Семенович: Диабет. (философски вздыхает) Много ли мне осталось?
Ада: (ласково) Вы напоминаете цветущего даосского мудреца, который просто живет, наслаждаясь жизнью. (Евгений Семенович удивленно приподнимает брови) Который на любое предложение как-то ее улучшить, смиренно отвечает: "много ли мне осталось?" (Евгений Семенович озадачено качает головой) Говорят, после смерти жены вам пришлось отбить немало женских атак.
Многозначительная пауза.
Евгений Семенович: Женщина должна быть одна, потише и поскромнее, чтобы навещать ее время от времени.
Ада: (встает и ходит по сцене) Какая красивая, большая квартира. И кухня у вас просто прелесть.
Евгений Семенович: Это после ремонта.
Ада: Давно был ремонт?
Евгений Семенович: (растерявшись) Лет десять назад. (начинает немного сердиться) Ада, давай поговорим откровенно. Почему ты вдруг куда-то исчезла? Почему забросила диссертацию? Ни один нормальный человек не передумает защищаться, пройдя предзащиту. Твоя докторская почти готова. Так не поступают.
Ада: (опустив глаза) Евгений Семенович, у нас случилась трагедия. Аркаша влюбился в другую женщину и едва не ушел из семьи. Поэтому у меня совершенно не было времени на диссертацию.
Многозначительная пауза.
Евгений Семенович: Нельзя забывать о работе, что бы не случилось. Кто эта девочка?
Ада: (садится на диван) Девочка на три года младше меня.
Евгений Семенович: Не думаю, что Аркадий такой человек, который уйдет из семьи.
Ада: Уверяю вас, все очень серьезно. Ведь Аркаша творческий человек, пишет рассказы, стихи. У меня был шок.
Евгений Семенович: Это еще цветочки. Вот когда начнете разменивать квартиру...
Ада: (печально) Нам не придется ее разменивать. Аркаша переедет в однокомнатную на проспекте.
Многозначительная пауза.
Евгений Семенович: Понимаю, как тебе сейчас тяжело. Ну а фирму свою как поделите?
Ада: (удивленно) Нашу фирму? Зачем одинокой женщине фирма? Пусть Аркаша забирает ее себе и работает. Ведь сейчас я очень далека от материальных проблем.
Евгений Семенович: (настойчиво) Я сейчас тоже очень далек от материальных проблем, но считаю, что фирму Аркадий должен оставить тебе. Тем более, что Аркадий творческий человек, пишет рассказы и стихи.
Ада: Аркаша мечтает стать настоящим писателем.
На сцене вновь возникает сын Евгения Семеновича. Он голый по пояс в набедренной повязке, с чалмой на голове.
Миша: Сок есть?
Евгений Семенович: Нет, я весь выпил.
Миша: (обиженно) Ну, тогда я ничего не хочу. (проходит через всю сцену, волоча за собой нечто совершенно несуразное и неподходящее для городской квартиры, например - древнегреческую женскую статую, и скрывается из вида)
Ада: (немного шокированная, начинает торопливо одеваться) Да, сейчас многие мистикой интересуются...
Евгений Семенович: (провожая Аду) Квартира у нас большая, удобная, разменивать неохота. Много ли мне осталось? У вас сколько детей?
Ада: (ласково улыбается, обернувшись в дверях) Двое.
Евгений Семенович: Учатся хорошо?
Ада: Дочка хорошо, а сын плохо.
Евгений Семенович: Я считаю, что фирму Аркадий должен оставить тебе. И диссертацию свою тоже не запускай. Жизнь продолжается.
Ада уходит.
Оставшись один, Евгений Семенович вновь берется за телефон.
Сцена 3
На сцене под бодрую музыку, например, под песню "Город женщин", возникает, пританцовывая, жизнерадостный и нарядный Аркаша.
Аркаша: (бодро говорит в трубку мобильного телефона) Евгений Семенович, я вас слушаю.
Евгений Семенович общается с Аркашей по телефону, и во время длинного монолога Евгения Семеновича Аркаша то краснеет, то бледнеет, то пытается что-то сказать.
Евгений Семенович: (энергично) Аркадий, приветствую. Мне все известно. Ты должен поступить по-мужски. Сделай правильный выбор, и переезжай в однокомнатную квартиру, как собирался. Оставь Аде пятикомнатную квартиру и фирму, ей сейчас тяжело. Ведь самое главное в жизни мужчины - это любовь. За один день настоящей любви можно отдать всю жизнь. За Адочку не беспокойся. Я за ней присмотрю. Помогу, успокою, сделаю предложение. В общем, Адочка не останется одинокой, брошенной женщиной или случайной любовницей. Все будет по-людски. Когда распишемся, наверное, перееду к ней. Почему бы нет? Моя квартира большая, удобная, разменивать неохота, но и с сыном жить надоело. А для твоего оболтуса я найду репетитора. Пусть подтянет его по всем предметам. И бизнес твой тоже пора спасать. Ведь сейчас у тебя дело заглохло, размаха нет. Понимаю, как тебе надоело торговать, Аркадий, ведь ты - творческий человек! Ты обязан сочинять стихи и рассказы! Попробуй стать настоящим писателем. Время пришло. А если передумаешь, то сможешь вернуться к Аде, когда я умру. Много ли мне осталось?
Последние слова Евгений Семенович произносит уже протяжно и гулко, как бы издалека, поскольку, расхаживая взад-вперед, постепенно уходит со сцены, оставляя Аркашу одного. Зато Аркаша, наоборот, перемещается на диван в центре сцены. Многозначительная пауза.
Аркаша: (вежливо в трубку) Евгений Семенович, здравствуйте. Вы знаете, как я вас уважаю, и насколько признателен за искреннее сочувствие к трагедии нашей семьи. Скажу вам больше. Мысленно я уже видел вас с Адой, живущих в любви и согласии посреди огромной квартиры, за которую я отдал лучшие годы жизни. И как творческий человек я отчетливо вообразил, как бойко вы разъезжаете на шикарном автомобиле между складом и офисом, чтобы продать мой товар, в то время как я, старый, бедный и никому не нужный, сочиняю потрясающие стихи для корпоративных вечеринок, или гениальную сказку в журнал "Мурзилка". Казалось, я даже услышал голос Адочки, которая с участием спрашивает меня: Аркаша, почему ты невесел, раз стал писателем, как всегда мечтал? Ведь Ада и Женя желают Аркаше только добра. И слушая ее ангельский голос, я почувствовал, что у меня вырастают длинные, ослиные уши.
Аркаша сердито бросает трубку на телефон. На сцену возвращается грустная Ада.
Ада: Аркаша! (начинает вяло снимать пальто и сапоги) Ты уже вернулся? Ты дома? А я у Евгения Семеновича была.
Аркаша: (с нахальной наивностью) Ада, с чего ты взяла, будто я тебя не люблю?
Ада: (вздрогнув) Аркаша, ты еще спрашиваешь? Неужели твоя любовница мне приснилась?
Аркаша: Ах, ты об этом. Я люблю тебя, Ада, и всегда буду тебя любить!
Ада: (бросается Аркаше на грудь) Прости, прости! Прости, что была раньше черствой и равнодушной. Ведь ты творческий человек, Аркаша, и нуждаешься в комплиментах. Ты просто вынужден был завести любовницу, которая хвалит тебя каждый день. Мне тоже никто не нужен кроме тебя. Пожалуйста, не отдавай меня другому мужчине! (чувственно) Мне отвратительна даже мысль о том, что чужие мужские руки прикоснутся к моему обнаженному телу, которое до самой смерти должно принадлежать тебе одному!
Аркаша: (восхищенно) Боже мой, Адочка... Я женат на христианской святой.
Звучит лирическая мелодия, например песня - "Опиум для народа". Держась за руки, супруги садятся на диван. Внезапно музыка обрывается, потому что в кармане у Аркаши звонит телефон. Аркадий достает трубку.
Аркаша: (Аде) Извини, позвонил Володя.
Аркаша отходит в сторону, разговаривая по телефону. Лирическая мелодия начинает играть опять. Ада остается на диване одна. Аркаша исчезает из вида.
Сцена 4
Под музыку Ада берет в руки свою чашу и вновь медленно движется в своем ежедневном обрядовом танце. Вокруг нее танцуют в такой же странной манере все действующие лица, зажигая разноцветные светильники. Усевшись на шпагат, Ада осушает чашу до дна, выходит из транса и отвечает на новый телефонный звонок, продолжая сохранять сложную позу.
Катя: (голос по телефону) Привет, Адка, это я, Катька. Еду к тебе. Слушай, сегодня у нас что?
Ада: (в трубку, задумчиво) Наступило послезавтра.
Катя: Ты о чем? Сегодня какое число - четное или нечетное?
Ада: Не все ли равно?
Катя: Знак повесили, припарковаться не могу.
Ада: На телефоне посмотри.
Катя: Да я разбила старый мобильник, а на новом календарь не установился.
Ада: Четное.
За сценой резкий визг тормозов. Ада встает, торопливо выключая и пряча свои магические светильники. Слышится звонок в дверь. Ада идет встречать, но вместо Кати на сцене появляется Рая.
Рая: (смущенно) Здравствуйте, Ада. Вот и я, Раиса Славянская. В семь часов, как договорились.
Ада: (удивленно заглядывает ей за спину) Здравствуйте, проходите.
Рая: (оглядывается) Вы кого-нибудь ждете?
Ада: (изображая жизнерадостную улыбку) Я ждала вас. Проходите.
Рая: Спасибо, сейчас тапки переодену. (суетится, сняв одну туфлю)
Ада: Нет-нет, не снимайте туфель.
Рая: Неловко.
Ада: Ни в коем случае, у нас так не принято.
В результате Рая от волнения остается в одной туфле и одном тапке. Женщины садятся на диван, украдкой рассматривая друг друга.
Ада: Ну что ж. Я поговорила с девчонками на работе. Много одиноких женщин. Но каждой кто-нибудь помогает. Иногда бывший муж, иногда чужой муж. Некоторым помогают даже несколько... женатых мужчин. Вот бы никогда не подумала. Девочки считают это нормальным. Ведь холостяки потому и одинокие, что никому не хотят помогать.
Рая: (кивает) Или просто - никому не нужны.
Ада: Знаете, откуда взялось многоженство у мусульман? В древности было такое правило - если на войне убьют человека, брат обязан присмотреть за его женой и детьми. Ведь кто-нибудь должен был о них позаботиться. Если брат отказывался, его презирали. (задумчиво) Наверное, все мужчины - как братья.
Рая: (с сомнением) Ну-у-у...
Ада: У нас мало времени. Сейчас моя подруга придет. Я решила не отвечать вам определенно - "да" или "нет". (отворачивается, чтобы скрыть слезы) Это пошло.
Рая: Милая Ада!
Ада: (вскакивает) Не называйте меня милой Адой! (Рая пугается, Ада берет себя в руки) Извините. Есть будете?
Рая: Нет-нет, спасибо, только чаю попью.
Ада: Чаю так чаю. А я поем.
Включает электрический чайник и достает огромный поднос с пирожками и пирожными.
Рая: (с ужасом) Вы всегда так едите?
Ада: (вздыхает, подражая Евгению Семеновичу) Много ли мне осталось?