Посмотрел новый фильм Бортко "Тарас Бульба". Как ни странно, мне фильм понравился.
Язык у Гоголя смачный и удивительный. Авторский текст уникален. А в актерском исполнении авторский текст создает впечатление неподдельной древности происходящего. Ведь сейчас так уже никто не говорит.
Пафоса в фильме много, но он оправдан. Лишь ближе к финалу я заметил оплошность. У Гололя в книге - эпос. Эпические герои нереальны по определению. Поэтому когда реальные казаки, погибая в бою, произносят длинные, патриотические монологи, в них не веришь. Я бы снял эпизод иначе - казацкие монологи должны звучать за кадром, будто посмертные мысли бессмертных человеческих душ. И поле боя в этот момент я показал бы размытым, искаженным, фантастическим - глазами ангелов, а не людей.
В фильме достойно сыграны евреи. Честно, как в книге. А то сейчас модно все переиначивать в угоду политической коньюктуре. Хотя из-за одного слова "жид", которое в фильме повторяется много раз, режиссера могут обвинить в антисемитизме. Но разве можно показывать реальность не такой, какой она была? Что поделать, если отношения между казаками и евреями и впрямь были, мягко говоря, не очень дружескими? Только в 1648 году было убито не меньше двухсот тысяч польских евреев. Зато в фильме ненавязчиво отмечены и храбрость и благородство всеми презираемого еврейства. Еврей Янкель не побоялся ехать маркитантом вслед за казацкой армией, хотя накануне те же казаки его едва не зарубили. И взявшись помочь Тарасу Бульбе попасть в Варшаву, тот же Янкель не выдает казака полякам, чтобы получить более легкое вознаграждение.
Наверное, мне легче понять логику поведения и тех и других, поскольку у меня в жилах смешаны эти две крови - евреев и запорожцев. Так что одни мои предки некогда резали других.
Современных независимых украинцев фильм Бортко, наверное, приведет в бешенство. Ведь гоголевские герои и впрямь не говорили про Украину как про отдельное государство. Они считали свою родину частью христианской Руси, временно захваченной поляками. В те времена запорожские казаки еще называли себя русскими. Окраина Киевской Руси начала считаться страной под названием Украина намного позже.
В фильме хорошо показаны битвы и доблесть. Батальные сцены сняты без спецэффектов, делающих кровавые сцены нереальными. Наоборот, штурм городской стены снят настолько правдоподобно, что начинают поражать не сами кинокадры, а деловитая храбрость людей, готовых карабкаться вверх по осадным лестницам под градом из стрел, камней и кипящей смолы. Сразу становятся понятными и оправданными суровые обычаи Запорожской Сечи. Нация нуждалась в героях. В жестокие времена ценились только отчаянно храбрые люди. Лица казаков выглядят в фильме просто замечательно - дикие, беспощадные и фанатичные.
Короче говоря, как и в любом достойном произведении, в фильме "Тарас Бульба" было жаль всех - и запорожцев и поляков, и патриотов и предателей, и христиан и евреев. Как однажды высказался Успенкий, ученик Гурджиева и русский мистик начала двадцатого века, "люди - это высокоразвитые, духовные существа, вынужденные жить в более примитивной оболочке своего социума, постоянно выпускающего щупальца, инстинктивно конкурируя и атакуя, подобно гигантскому насекомому."
Искренне надеюсь, что в этом жестоком историческом процессе присутствует некая высшая цель, которая оправдывает все средства.