Келемор Сергей : другие произведения.

Сказка о...

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как известно, сказка - это описание реальных событий, сделанное дилетантом.

  Как известно, сказка - это описание реальных событий, сделанное дилетантом. Если с этой точки зрения смотреть на наши сказки - многие вещи становятся простыми, понятными и правдоподобными.
  
  Пример:
  "Бросил Иванушка гребешок железный за спину - разлилась по дороге топь-болото, пока погоня перебиралась - далеко Иванушка ускакал..."
  Реальные же события выглядели примерно так:
  "В процессе погони преследуемый применил противоконное средство типа "чеснок", что вывело из строя большую часть лошадей преследователей и позволило ему оторваться."
  
  Однако в некоторых сказках описываются явления, которые невозможно объяснить даже с этой позиции. Интересно также, что подобные явления многократно и практически идентично описываются в сказках разных авторов и разных времён.
  Попробую показать это на примере.
  
  СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ
  1830
  
  Один из главных героев, Поп, занимался своим делом - искал на базаре нужный ему товар. По пути к Попу обращается второй герой - Балда - с вопросом: "Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?"
  Заметим, что Балда взялся как-бы из ниоткуда, да и идёт он, дословно, "сам не зная куда".
  Реакция Попа выдаёт его чувство юмора. Поп обманывает Балду, говоря, что ищет он работника высшей квалификации, и притом недорогого.
  Неожиданно Балда предлагает свои услуги за анекдотичную плату.
  Поп оказался в сложной ситуации: с одной стороны, работника широкого профиля нанять за ЖРАТ - редкостная удача. С другой - какие-то малопонятные "три щелка по лбу".
  Ну сами представьте себе: эйчар видит, что первый же пришедший наниматься токарь-универсал шестого разряда соглашается работать за "Доширак" и койку, плюс "в год три щелка тебе по лбу". Пожалуй, почешешься...
  
  С первых дней начинает понемногу проявляться нечеловеческая сущность "работника".
  Ест он "за четверых", то есть, вчетверо больше обычного человека. Учитывая, что одного хлеба средний крестьянин съедал в день два фунта - прожорливость Балды внушает. Работает же Балда - "за семерых". Тут уж без комментариев. Кроме выполнения полевых работ, Балда отлично работает по дому - "Попадья Балдой не нахвалится", походя влюбляет в себя дочь Попа - "Поповна о Балде лишь и печалится", младший же ребёнок и вовсе держит его за отца - "Попенок зовет его тятей"...
  Очевидно, Поп начинает догадываться, что его "работник", мягко говоря, не совсем таков, каким кажется. Но то ли он сам не может в это поверить, то ли не хочет пугать жену - Попадье Поп преподносит историю о нежелательности расплаты. Попадья предлагает задать Балде непосильную работу...
  
  Между тем, несмотря на кажущуюся незначительность, эпизод этот - один из самых таинственных в тексте. Поп и Балда (по тексту) договорились, что Балда будет работать поваром, конюхом и плотником. Почему вдруг одно невыполненное дело, не входящее к тому же в должностные обязанности Балды, должно отменить все условия сделки?
  А может, разгадка в формулировке, озвученной самим Балдой? "Буду служить тебе славно. Усердно и очень исправно..."? Но тогда Поп должен был ясно осознавать, КОГО он нанял...
  
  Нет, не осознавал. Ведь отправил Поп Балду не за мощами св. Пантелея на гору Афон, нет. Поп выбрал задание, невозможное для человека. Собрать оброк с чертей. И вот тут-то Балда ещё больше раскрывает своё инкогнито...
  
  Победить и подчинить беса сравнительно несложно. Современник Попа - кузнец Вакула - сделал это при помощи грубой силы и традиционной христианской магии.
  
  "- Постой, голубчик! - закричал кузнец, - а вот это как тебе покажется? - При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок. - Постой же, - сказал он, стаскивая его за хвост на землю, - будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан! - Тут кузнец, не выпуская хвоста, вскочил на него верхом и поднял руку для крестного знамения."
  
  Балда же для начала творит странный, ни на что не похожий ритуал, который однако оказывается способен принести чертям известное беспокойство.
  
  "...Пошел, сел у берега моря;
  Там он стал веревку крутить
  Да конец ее в море мочить.
  Вот из моря вылез старый Бес:
  "Зачем ты, Балда, к нам залез?"
  - "Да вот веревкой хочу море морщить.
  Да вас, проклятое племя, корчить.""
  
  Под угрозой продолжения этого неприятного ритуала черт предлагает Балде несколько состязаний, которые Балда выигрывает при помощи хитрости...
  
  Ещё раз - Балда обманул беса. Удачные попытки такого рода можно пересчитать по пальцам. Они входят в легенды. А тут этот подвиг совершает мужик, работающий за еду... Невероятно, ага.
  
  В финале истории Балда открыто проявляет истинно нечеловеческую силу и устраивает жестокую расправу над стариком-Попом, в результате чего Поп становится умалишённым инвалидом. При этом выясняется, что всё описанное Балда проделывал с целью наказать Попа - "Не гонялся бы ты, Поп, за дешевизной!"
  
  Вам это всё ничего не напоминает? Из таких же классических сюжетов?
  Именно так. Через сто десять лет появилась ещё одна сказка, где очень похожие персонажи с очень похожими целями проделывали очень похожие кунштюки - с очень похожими результатами.
  "Мастер и Маргарита", здравствуйте.
   Я не думаю, что Поп на базаре встретил Воланда - мелковато для Самого, но вот что бес был из свиты, это наверняка. А был ли это Фагот или Бегемот - можно лишь гадать, стиль подходит обоим.
Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"