Ротер Кен : другие произведения.

Ars Gratia Artis

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На что ты готов ради искусства?

  ARS GRATIA ARTIS
  
  Бар 'Шошанна' на планете Аурель 1, был местом сбора космических дальнобойщиков. Это заведение всегда было забито почти до отказа. Аурель 1, являвшийся крупным транспортным хабом в созвездии Тельца, принимал почти 200 космических судов ежедневно. Здесь были и пассажирские суда, и правительственные крейсеры, но наибольший траффик составляли грузовые посудины: от мелких 'Барракуд' (размером с небольшой грузовой автомобиль) до громадин вроде 'Конкорда' (высотой почти в километр).
  Сам бар не представлял из себя ничего особенного. Где-то на Земле его легко было спутать с простой рыгаловкой для байкеров, коих на просторах родины человечества было великое множество. Однако, была у него своя особенная, отличительная черта - трагическая и одновременно комическая история, связанная с его названием.
  
  Бар был назван по имени первой женщины космического дальнобойщика - Шошанны Грейс. На тот момент, профсоюз дальнобойщиков патологически не принимал мысли о присутствии женщин в их гордой профессии. Но Шошанну, даму размером со здоровенный холодильник, было не удержать. Появившись из ниоткуда, как вспышка сверхновой, она наделала шуму больше, чем ядерная бомба в атолле Бикини. Для многих женщин она стала локомотивом, который матом и крепким тумаком пробил себе путь в профессию. Совершив 643 рейса, она пропала без вести, в самом расцвете сил.
  Однако, феминистическое движение ждал неприятный сюрприз. Потому что Шошанна, оказалась женщиной... С сюрпризом.
  
  На протяжении большей части своей карьеры, дальнобойщик Джордж Гриз вел двойную жизнь. В четные дни он был собой... А в нечетные Шошанной. Иногда он даже появлялся в своем втором амплуа перед приятелями, но никто не мог его узнать. Джордж был большим весельчаком и дико любил розыгрыши. И этот был его самым любимым.
  
  Правда вскрылась внезапно, когда пропавшего вместе с кораблем Джорджа начали искать по всей галактике. Неожиданно открылось, что у него было два корабля. Дома нашли целую гору женской одежды. И видео послание в котором хохочущий Джордж делает признание в своей шутке.
  'Если вы смотрите это видео, значит мой фокус зашел слишком далеко!' - говорил на нем Джордж, обнажив правую руку со свежей татуировкой шута. И шутовство было его вторым призванием.
  Имела ли шутка эффект? Несомненно. Множество женщин впоследствии смогло устроиться на работу дальнобойщиками. Хотя была и обратная сторона медали. Памятник Джорджу/Шошанне регулярно разоряется оскорбленными женщинами...
  
  Тяжело смириться с фактом, что символ борьбы был всего лишь шуткой.
  
  -Мда, вот уж действительно, некоторые бутерброды легко может испортить огурчик... - задумчиво протянул Финн, потягивая пиво.
  
  Троица приятелей отдыхала после очередного рейса. Финн, Марк и Андрей расположились на уже привычных местах за стойкой. Это были их 'счастливые' места. Если вечером они не заняты, значит вечер пройдет как по маслу.
  
  -Никогда не слышал такой истории. Всегда думал, что бар назвали в честь любовницы владельца, - отмахнулся Марк. - Мужик, который переодевался бабой, чтобы разыграть профсоюз? Да брось.
  
  -Джордж был дико обижен на профсоюз, - продолжил Андрей, беря из вазы немного орешков. - И особенно на Максима Крама, его руководителя. Он мечтал ему насолить! А мы все здесь знаем, как Крам относился к идее женщин в профессии... А ведь сколько их стало в профессии после усилий Джорджа. Они ведь еще и отпилили кусок от его профсоюза и сделали свой...
  
  -Я слышал Крамер даже награду назначил за его голову. Но его так никто и не нашел, - добавил Марк.
  
  -А это значит, что шалость удалась!
  
  Друзья рассмеялись и чокнулись кружками с пивом. Вечер был приятным. Грузы доставлены вовремя, деньги получены, впереди несколько десятков счастливых часов забвения перед очередной отправкой.
  
  -Я прошу прощения, господа... - раздался голос за их спинами. - Если я не ошибся, вы дальнобойщики... Ведь так?
  
  Троица почти синхронно обернулась. Марк застыл с висящей во рту сигаретой. Перед ними стоял полный мужчина во фраке. Его голову венчал черный цилиндр. Глаза были прикрыты очками тишейдами черного цвета. На губах блуждала легкая полуулыбка. Весь его образ был таким из ряда вон выходящим, что поверг друзей в полный ступор.
  
  -А вы с какой целью интересуетесь, любезный? - подал голос Андрей, после легкого замешательства.
  
  -Видите ли, у меня весьма деликатный вопрос. Я хотел бы предложить работу...
  
  -Обратитесь в бюро космопорта, - остановил его Финн. Он поднял кружку пива, так чтобы собеседнику было ее видно. - Вы видите? У нас отдых.
  
  Незнакомец вновь мягко улыбнулся. Он покивал своей мясистой головой. Посчитав, что разговор закончен, троица вновь обернулась к стойке как вдруг позади послышалось мягкое и тихое:
  
  -Триста тысяч...
  
  Дальнобойщики замерли. Триста тысяч, это по меньшей мере полгода работы. 100 с лишним рейсов. Сотни часов и здоровье спины наконец.
  
  -Прошу прощения? - спросил Марк.
  
  -Я заплачу триста тысяч, если вы поможете доставить мой груз на Альдебаран, - повторил незнакомец.
  Троица переглянулась между собой.
  
  -Вы что, контрабанду хотите перевезти?
  
  -Нет, нет. Что вы! Все абсолютно легально. Вы позволите? - сказал незнакомец, присаживаясь на соседний стул. Дальнобойщики не были против. Они стали одним большим коллективным ухом.
  
  -Меня зовут Обадайя, - сказал мужчина, снимая с головы цилиндр. - Я музыкант. Если вы интересуетесь классической музыкой, вы регулярно могли слышать меня на концертах высшего оркестра Конфедерации. Я саксофонист.
  
  Он увидел полную пустоту в глазах собеседников и вздохнул.
  
  -Я понимаю. У вас тяжелая работа и иногда времени для искусства совсем нет. Это не страшно. Но может быть вы слышали когда-нибудь про нейроинструменты?
  
  И снова тишина. 'Тяжелый случай' - пронеслось в голове у Обадайи, но он был терпелив. Искусство благоволит ко всем. Даже невеждам.
  
  -Нейроинструменты делаются из усопших...
  
  -Из мертвяков? - спросил Финн, поморщившись.
  
  -Из усопших. Да. Если человек неизлечимо болен или умирает от ран... Или является приговоренным к смерти... Он может выбрать как помочь обществу. У него есть несколько вариантов: Пожертвовать органы, пожертвовать тело для изучения, либо... Пожертвовать себя для искусства...
  
  -Подождите, подождите... Вы хотите сказать, что инструмент делают из мертвого человека? Буквально? - спросил Андрей.
  
  -Да, все именно так. Тело усопшего подвергают обработке: удаляют лишние ткани, ненужные органы, суставы. А затем трансформируют его в инструмент. Например, госпожа Элиз Крипке пожелала после смерти превратиться в виолончель. И боги, какой чудесный инструмент из нее вышел! Какая музыка из него исходит! Он поет! Он ДЫШИТ!
  
  Позади всех Финн достал из кармана инфофон. Он что-то искал в поисковике несколько минут, а затем весь позеленел.
  
  -И...Извините. Мне надо выйти! - он растолкал друзей и ринулся к уборной.
  
  Андрей и Марк мельком глянули на экран и тоже посерели лицом.
  
  -Вот же...
  
  -Охренеть просто.
  
  -Нам досталась уникальная возможность, получить в свою коллекцию еще один инструмент. Нейросаксофон. Господин Эдриан Витринари пожертвовал свое тело искусству. Мастера буквально вчера закончили все работы и теперь, он стал единым целым с искусством...
  
  Финн вернулся к барной стойке бледный как мел.
  
  -Как это вообще возможно? - спросил он, подавляя внутри себя отрыжку.
  
  -Современная наука способна на многое... - ответил Обадайя, разведя руками. - Так что? Кто из вас готов взяться за дело? Очень важно дать ответ прямо сейчас, ибо груз должен успеть к фестивалю галактической весны на Альдебаране.
  
  Дальнобойщики молчали. Увиденное в сети не вызывало у них энтузиазма. И их можно было понять.
  Нейроинструменты были спорным изобретением. Люди долго спорили, не является ли издевательством превращение некогда живого человека в инструмент. Точно ли процесс умерщвления доведен до конца? Потому что те немногие, кто видел эти инструменты вблизи, готовы были поклясться, что они были ЖИВЫМИ.
  
  -Если вас беспокоит моральная сторона вопроса (как и многих других до вас, здесь нечего стесняться), то можете успокоиться. Это абсолютно точно НЕ живые люди. Они ничего не чувствуют и не переживают. Нейронные связи сохранены только лишь, для усиления глубины звука инструментов. Словом, никакого издевательства!
  
  -Пожалуй, я пас, - ответил Марк, активно мотая головой. - Я не хочу в этом участвовать даже за полмиллиона. Оно того не стоит. Я просто не смогу.
  
  -Я... Я... наверное соглашусь с коллегой, - ответил все еще бледный Финн, после возвращения из уборной. - Это... чересчур для меня лично.
  
  Обадайя обратил свой взгляд на Андрея, до настоящего момента, хранившего молчание. Андрей активно размышлял. С одной стороны, он повезет в трюме своего корабля, непонятную, странную, пугающую вещь, отвратительную с моральной точки зрения. С другой стороны, триста тысячи, позволили бы ему наконец то отдохнуть и возможно поправить пошатнувшееся после рейсов здоровье. Его спина давно говорила ему, что дело ее швах, и с каждым днем пребывания в капитанском кресле риск остаться инвалидом становился все отчетливее.
  
  Друзья смотрели на него с легким осуждением. Это был взгляд: 'Черт, чувак! И ты еще думаешь?!'.
  
  -Я отвезу его, - наконец ответил Андрей. Обадайя облегченно вздохнул.
  
  -Чел, ну ты... - сказал Марк разочарованно. Финн покачал головой.
  
  -Спасибо вам, молодой человек! - сказал Обадайя, положив руку ему на плечо. - Богиня Искусств вас не забудет!
  
  Только в этот момент Андрей заметил, что ногти Обадайи были длинными и острыми. Как у древнего демона соблазнителя с гравюр. Андрей внезапно почувствовал себя Фаустом.
  
  И это чувство ему чертовски не понравилось.
  
  ***
  
  -Что мне нужно знать о грузе? - спросил Андрей, глядя как портовый кран медленно погружает в его корабль, который он называл 'Красноперкой', таинственный контейнер.
  
  -Что он абсолютно безопасен, - ответил Обадайя, кротко улыбаясь.
  
  -Нет. Меня интересуют есть ли особые условия хранения. Эта хрень не стухнет у меня в трюме?
  
  -О нет, нет. В контейнере созданы все необходимые условия. На одной из стен подробная инструкция по режиму содержания... Мы установили в нем камеры, подключаемые к компьютеру, на случай если нужно будет проверить состояние груза, - сказал Обадайя, а затем вновь положил руку на плечо дальнобойщика. - И конечно, лучше не открывайте контейнер, чтобы не нарушать условия содержания... Чтобы вы не услышали.
  
  -А что я могу услышать?
  
  -Дыхание.
  
  Андрей недоуменно посмотрел на заказчика. Тот стоял с совершенно невозмутимым лицом.
  
  -Видите ли, когда я говорил, что инструменты дышат, я выражался буквально. Мозга у этих вещей нет. Они скорее как... Растения. Им не нужна еда, вода... Только кислород и оптимальная температура. А потому вы можете услышать, как они дышат. Не пугайтесь.
  
  Обычно, когда вам говорят не пугайтесь - это и есть повод напугаться до усрачки. Если страшиться и правда нечего, никто и никогда вам не скажет подобного.
  
  Когда-то давно, в детстве, маменька говорила Андрюше не бояться пауков. В конечном итоге, один из представителей этого прекрасного, 'безобидного' вида цапнул малыша за палец. Его едва откачали.
  
  Не стоит бояться. Ну да. Конечно.
  
  Они распрощались с заказчиком спустя два часа, когда все товары в трюме были надежно закреплены крюками и тросами. Все это время Обадайя нахваливал свой оркестр.
  
  -На станции Осирис вас встретят. Я перевел вам половину суммы, как мы и договаривались, - сказал мужчина напоследок. - Вторую половину перешлет мой помощник по прибытии на место. Да пребудет с вами Муза!
  
  Когда он растворился среди портового люда, Андрею стало чертовски не по себе. Он обернулся на свой корабль и почувствовал, что остался совершенно один перед неизведанным. И это чертовски его пугало.
  Он поднялся на борт, открыл капитанский мостик. Включил двигатели на прогрев и уселся в свое кресло. Пады мягко легли в его руки.
  
  -Всего 6 парсек и триста тысяч в кармане, - успокоил себя наконец Андрей. Нажатием нескольких кнопок он задраил люки и потянул пады на себя, задирая нос судна к звездам.
  
  'Красноперка' взмыла в бескрайнее ночное небо, оставляя позади себя яркий след.
  Впереди было 3 дня пути.
  
  ***
  
  В первый день ровным счетом ничего не происходило. Автопилот довольно быстро вывел корабль на нужную ось, оставив из развлечений только ожидание и легкие корректировки курса.
  
  Быть космическим дальнобойщиком на самом деле чертовски скучное занятие. По сути основную часть пути брал на себя автопилот. Пилоту нужно было вмешаться только лишь если на пути возникнет неожиданное препятствие - астероид или корабль. Полностью доверять роботу было нельзя. Но люди пытались.
  
  В 2050 году на Земле появились первые автономные грузовики. Они колесили по основным автострадам, доставляя крупно габаритные грузы из города в город. В людях пропала нужда. Но душа дальнобойщика широка... И раз уж им закрыли землю, они пойдут в небо. В 2070 году в обиход вошли тяжелые грузовые дроны, способные по воздуху доставить любой крупногабаритный груз. Но и здесь дальнобойщики не сдались. Они подались в космос.
  
  Попытки сделать автономный космический корабль продолжались почти 100 лет. К 2170 году, компания 'Зарк' представила людям свой шедевр - грузовой корабль 'Достоинство'. Гигантская махина должна была стартовать от Бетельгейзе и причалить к газовой станции 'Основание' на орбите Сатурна. И вот тут-то система не справилась: не просчитала все орбиты, не вывела должным образом формулы. В итоге, фееричным образом выйдя из подпространства, грузовая махина вынырнула прямо между двумя газовыми хранилищами станции 'Основание', аккурат в соединительные стабилизационные заглушки. Взрыв видели даже из соседней системы. В результате столкновения погибло почти 4 тысячи человек. Восстание машин пало.
  
  А дальнобойщики продолжили жить и летать. Кто-то ведь должен умело доставлять грузы, верно?
  Но если профессия скучная, чем же она привлекала? 2 фактора: одиночество и путешествия. Космические дальнобойщики люди весьма своеобразные. Они тусуются в своих узких компашках, как мальчишки в школе. Обсуждают диковины, которые им удалось перевезти, миры и существ, которые им удалось повидать. Это был клуб по интересам, куда было крайне сложно попасть, но из которого совершенно точно невозможно выйти. Ну разве можно променять рассвет на Кеплер 22б на офисную волокиту?
  
  С мальчишками дальнобойщиков роднила еще и любовь к кораблям. Так же как мальчишки 'меряются' велосипедами или байками, так же и дальнобойщики 'меряются' своими кораблями. Ион по кличке Веревка, например, всегда хвастался, что его корабль был быстрее любого другого в галактике. Якобы его тяги хватило бы чтобы преодолеть 100 парсек за 5 дней. И действительно, двигатели корабля Веревки были чрезвычайно мощными. А вот его корпус нет. Потому, во время одного из рейсов на максимальной тяге, корабль Веревки сам превратился в веревку в подпространстве. Его куски вылавливали на протяжении полугода в разных частях Млечного пути.
  
  'Красноперка' служила Андрею верой и правдой уже 10 лет. Крепкий, добротный грузовой корабль, действительно напоминал узкую рыбку с красными плавниками. Набирая маршевую скорость в 2 парсека в сутки, корабль легко и быстро перевозил самые разные грузы. Конечно, он не упер бы пушку типа 'Густава', но полезного груза мог взять много. А большего для стабильного заработка и не было нужно. Мечтал ли Андрей о большем? Нет. Его совершенно устраивал его старенький, но верный корабль. А вот его друзья...
  
  Финн мечтал о 'Крестоносце' - корабле с утяжеленной подъемной массой. Что именно он собирался на нем возить, он не говорил, но судя по обилию журналов о горнодобыче, он мечтал переквалифицироваться из дальнобойщиков в старатели. Тоже основательный вариант: старатели имеют красивую, полную приключений жизнь. Правда недолгую. Все-таки корабль полный золота или руды, лакомая добыча для пирата.
  
  Марк хотел 'Лафайет', быстрое, юркое судно. Он все чаще погружался в какие-то темные дела, связанные с контрабандой. Полезные знакомства, дырки в границах систем, прочие шалости... Его с головой захватывал адреналин, власть и игра в шпионов.
  
  Андрей вздохнул, вспоминая друзей. Они толком не пообщались перед выходом в космос, но судя по их поведению, он понял, что они явно не приветствовали его решение взять груз на борт. Братство дальнобойщиков не любит, когда кто-то идет против общего мнения. Андрей понимал почему. Ему понадобилось всего 20 минут, чтобы найти всю информацию по 'грузу преткновения'.
  Нейроинструменты и правда были тем еще изобретением. Инструмент, сделанный из мертвого человека, живой и не живой одновременно, он вызывал ужас и отвращение у большинства нормальных людей. Однако, концерты с их использованием имели оглушительный успех. В чем он заключался никто толком не мог объяснить. Сами инструменты обычно всегда прятали за сценой, в специальной оркестровой яме, где отдельно обученные музыканты непосредственно с ними взаимодействовали. О том, как именно они это делали, ходили разные слухи. Кто-то говорил, что на самом деле инструменты бьют или режут, и получающийся звук ничто иное как крик боли. Другие считали, что взаимодействие с инструментами напоминало коитус, поэтому и совершалось за ширмами или под сценой. Все сходились лишь в одном: как визуальное зрелище нейроинструмент был отвратителен, как источник звука - восхитителен.
  
  Андрей провел проверку всех систем корабля и вывел на экран камеры трюма. Никакого беспорядка или признаков неполадок им замечено не было. Спокойно выдохнув, Андрей улыбнулся. Отстегнув ремни, он подошел к обширной металлической книжной полке. Благодаря хитрому устройству обложек, снабженных магнитами, они не падали, как бы корабль не трясло. Книг на полке было большое количество. Такое у Андрея было хобби: из каждого нового пункта назначения он обязательно привозил с собой новую книгу. Во времена все более стремительно развивающихся технологий, бумажные книги постепенно вымирали. А потому, каждая такая покупка была чем-то вроде инвестиции в раритет.
  
  Но Андрей не просто коллекционировал книги. Он любил их читать. Текст его успокаивал и переносил сознание из 'бескрайней пустоты' в 'бескрайнюю наполненность'. Туда где умные мысли обретали твердую форму, с персонажами приключались непростые истории, и возникали сложные дилеммы. Он взял с полки старую потрепанную книгу. Слегка сдул пыль с обложки. Он любил старую фантастику: она был чуточку наивной, слегка простоватой, но такой искренней и светлой... Будущее в ней, зачастую, было полно надежд и мечтаний. Не это ли лучший жанр, чтобы пропасть на часок другой?
  
  Андрей нашел на рынке Аурели сборник фантастической литературы 20 века. Настоящее сокровище! Он погрузился в процесс с упоением, с редкими перерывами на нужду и пищу. Иногда он бросал взгляд на экран с камерами, но там все так же ничего не происходило.
  
  'Видишь, все не так уж и плохо!' - думал Андрей, кивая самому себе, - 'Обычная доставка, как и сотни до нее'.
  
  Он читал почти до полуночи по интергалактическому времени. А затем лег спать в свой гамак.
  Спустя несколько часов он впервые услышал ЕГО.
  
  ***
  
  Ему снился сон. Какие-то смешанные, спутанные воспоминания о Земле, его детстве. Вроде как он был в своем родном маленьком сибирском городке и шатался по микрорайону. Ему нравилась девчонка из третьего подъезда. Она всегда с очень умным видом сидела на подоконнике и читала книгу. Она очень любила белые платья. Прошло много лет, и у Андрея совершенно вылетело из головы ее имя. Да и города этого давным-давно уже на карте не существовало.
  
  И вот в этом сне он шел по улице. Было лето, летел тополиный пух, гудели машины. Он видел, как медленно сгущается небо. Приближалась гроза. Андрей прибавил шагу, чтобы успеть домой. Девочка все также сидела на подоконнике с книгой. Мир внезапно замер. Девочка подняла на Андрея взгляд... Глаз не было. Из пустых глазниц сочилась кромешная, непроглядная темнота. Ее рот, вытянувшись в трубочку постепенно расширялся, превращаясь в громадную пасть. Раздался вой, страшный, пробирающий до костей вой. Земля вокруг затряслась.
  
  Мальчик кричал, но не слышал своего голоса. Он рвался, но не мог сдвинуться с места. В голове нарастал мерзкий, металлический гул. А потом...
  
  Андрей проснулся рывком, едва не вывалившись из гамака. Книга, лежавшая на его животе, упала на пол с коротким металлическим лязгом уголков обложки.
  
  На экране бортового компьютера мигали красные лампы. В трюме было что-то не так. А еще он услышал ЗВУК. Его было крайне сложно описать, но он напоминал смесь хриплого, астматического дыхания и нот. Да, нот. Будто инструмент...
  
  По спине Андрея побежал холодок.
  
  'Ну конечно, черт возьми, инструмент!' - подумал он, и рванулся в трюм. Узкие коридоры сменяли друг друга, как в калейдоскопе. Он дважды спустился по стальным лестницам, пока не оказался у двери трюма. На консоли управляющей замком, горела надпись: 'Угроза разгерметизации!'. Под непрекращающиеся музыкальные вздохи, Андрей лихорадочно начал стучать по экрану, вызывая одно меню за другим. Вскоре он докопался до причины: один из магнитных замков боковой створы отсека вышел из строя.
  
  На экране зажглась надпись: 'Желаете заблокировать боковой створ?'. Андрей быстро щелкнул по кнопке 'Да'. Послышался металлический скрежет, а затем резкий, тяжелый стук. Сирены умолкли.
  
  Боковая створа трюма была заблокирована. Теперь разгрузка была возможно только через верхний створ.
  'Миллион раз себе говорил: Потраться на чертов замок!' - ругнулся Андрей, вытирая пот со лба. Тревожные сигналы погасли. Однако, инструмент все еще дышал. А это значит, что нужно было проверить что с ним не так.
  
  Андрей нажал несколько клавиш, открывая дверь трюма. Когда он вошел внутрь, все замкнутое пространство наполнял ЗВУК. Это были хрипы. Отчаянные, захлебывающиеся хрипы, смешанные с криками расстроенного саксофона. Будто джазовый саксофонист умирал от приступа удушья, но не мог не закончить свой концерт.
  
  Андрей медленно подошел к контейнеру, в котором хранился инструмент и нажал несколько клавиш на консоли. Появилось небольшое окошко. Он не спешил туда заглядывать. Он боялся.
  
  Конечно, Андрей видел нейроинструменты. Он видел фото в новостях, прочитал несколько статей на инфофоне с подробным описанием после разговора с Обадайей. Однако, он не знал, что ему ждать ВНУТРИ. Одно дело видеть изображение и совсем другое наблюдать ЭТО своими глазами.
  Звук дыхания замер. Всхлипы саксофона прекратились.
  
  Андрей закрыл глаза, сделал глубокий вдох... И на выдохе подошел к окну.
  Пространство контейнера заполнял мерный, темно синий свет. Прямо посередине этого пространства, привязанный к полу цепями стоял ОН. Нейросаксофон во плоти.
  Инструмент представлял собой странную смесь плоти и металла. Это было туловище человека, стоявшее в странной позе. Спиной, оно было максимально откинуто назад так, что длинные худосочные руки опирались на пол. Из паховой области, прямо между ног выходил широкий раструб, из которого должен был появляться звук.
  
  Голова была прижата к груди. Она была абсолютно лысой, такой лысой, что от синего цвета освещения она блестела как начищенное до скрипа блюдо. Из глазниц на Андрея таращились пустые, лишенные зрачков глаза. Изо рта, прямо сквозь нижнюю челюсть шел октавный клапан, исчезая где-то в районе солнечного сплетения. Затылок венчал угольно черный мундштук. На плечах, расположились клапана, которые музыканту полагалось давить для извлечения звука. Из рук торчали металлические конструкции, видимо, помогающие удерживать весь этот ужас в вертикальном положении.
  Волосы на голове Андрея встали дыбом. Он никогда в своей жизни не видел ничего более жуткого. Все существо этого инструмента, весь его вид отталкивали от себя. ОНО не принадлежало этому миру, и было совершенно невозможно принять, как нечто подобное могло быть придумано человеком.
  А потом ОНО вздохнуло и затряслось мелкой дрожью.
  
  Андрей пулей отскочил от контейнера. Его руки тряслись, все тело вспотело. Он трижды проклял себя за то, что согласился везти эту штуковину на своем корабле. Вздохи продолжались.
  
  -Да заткнешься ты уже или нет?! - заорал Андрей. Существо не затыкалось. Оно дышало все громче, все требовательнее.
  
  Нужно было что-то делать. Каким бы уродством не был находящийся внутри предмет, он стоил дальнобойщику триста тысяч. И эти триста тысяч нужно было как-то спасать. Андрей вспомнил слова Обадайи об инструкции, прикрепленной к контейнеру. И действительно, неподалеку от окошка, он увидел маленький планшет.
  
  На тонком, желтом листе бумаги было написано:
  
  'Памятка по уходу за инструментом ЭВ ?427892 класса Нейросаксофон.
  Для поддержания условий хранения требуется наблюдение за уровнем кислорода в контейнере, а также температурным режимом. Рекомендуемая температура содержания объекта +18 градусов по Цельсию. Рекомендуемый уровень кислорода 22,4 %.
  В случае обнаружения симптомов нарушения режима содержания произвести следующие действия:
  1. Извлечь воздушный фильтр К-3 из пазов в задней части комнаты содержания.
  2. Вставить новый фильтр, размещенный в хранилище под консолью управления.
  3. Перезагрузить систему содержания.
  КОНТЕЙНЕР БЕЗ НЕОБХОДИМОСТИ ЭВАКУАЦИИ/ТРАНСПОРТИРОВКИ ИНСТРУМЕНТА НЕ ОТКРЫВАТЬ!'
  
  Андрей поднял глаза на контейнер. Увидел маленький отсек под управляющей консолью. Вновь услышал вздохи и крики.
  
  Дальнобойщик глубоко вздохнул, сосчитал до 10 и принялся за дело. Он вытащил новый фильтр, аккуратно перенес его к задней части контейнера, опустил. Нажав две кнопки, достал старый фильтр и заменил его на новый. Когда он запустил перезапуск системы, обзорное окно закрылось. Еще какое-то время он слушал угасающие звуки инструмента, а потом все затихло. Андрей сполз по стене контейнера на пол.
  
  Концерт явно произвел на него впечатление.
  
  ***
  
  -И потом эта хрень, зашевелилась. Прикинь? Реально зашевелилась, - Андрей выдохнул дым в пространство. Курить во время полета было запрещено, но после всего увиденного ему было наплевать. Ему нужно было выговориться.
  
  -Я говорил тебе, что это была хреновая идея. Хре-но-ва-я, - покачал головой Финн, глядя на Андрея с экрана узла связи. - Меня от одного вида этих нейрохреновин, едва наизнанку не вывернуло. Про этот оркестр ходят слухи, от которых волосы дыбом стоят. Я уже навел справки.
  
  -Какие еще слухи?
  
  -Кто-то говорит, что они похищают людей и заставляют их подписывать согласие на процедуру. Вроде как гастролирующие маньяки. По слухам, у них там не один оркестр, не два, а целый, мать его, флот! Другие говорят, что эти инструменты дань поклонения какому-то древнему божеству. Оркестр пользуется бешеной популярностью, хотя по факту, ничего особенного из себя не представляет... А уж про сами инструменты - вообще жуть.
  
  Андрей выдохнул дым ноздрями и прильнул к экрану.
  
  -Ну что там?! Не тяни!
  
  -Короче, не такие уж и мертвые эти инструменты, по мнению некоторых. Не один инструмент не попал в руки ученых. Никто их толком не изучал, потому что сразу после смерти владельца инструмент сжигают... Эти музыкантишки уверяют, что просто используют тело... Однако поговаривают, что весь смак в том, что человек, которого превращают в это, на самом деле все осознает, - Марк сделал страшное лицо и почесал подбородок.
  
  -То есть?
  
  -Представь себе, что ты парализован, - продолжил Финн, взяв в руки маленькую камеру-дрона, для наблюдения за поверхностью корабля. - Ты видишь, слышишь, чувствуешь, но не можешь пошевелиться или сказать, что-либо. Представил?
  
  Андрей закашлялся. Он вспомнил сон, приснившийся ему до инцидента. Картинка была яркой и такой жуткой, что ему стало не по себе.
  
  -Ты хочешь сказать, что они разумны? - спросил он, справившись с кашлем.
  
  -Именно. А суть их музыки в том, что это крик жертвы, которому просто дают вырваться.
  
  -Да ну брось. Это же ведь совсем сумасшествие...
  
  Финн посмотрел на него с легкой иронией во взгляде.
  
  -Приятель. Мы живем во время, когда группа полудурков в правительстве разрешило завещать свое тело на любые цели. В том числе и на то, чтобы из него сделали барабан. И ты говоришь про сумасшествие?
  
  Мысль была невеселая. Но чертовски верная.
  
  -Что мне теперь делать? - спросил Андрей после недолгого молчания.
  
  Финн пожал плечами.
  
  -Донеси этот груз. Получи свои триста тысяч. И залей в себя столько алкоголя, сколько сможешь залить. Так чтобы память к чертовой матери смыло... - Финн помолчал минуту, а потом внимательно посмотрел на друга. - А вообще... Если бы я был на твоем месте. В следующий раз, когда эта штуковина начнет задыхаться, я бы не стал ничего делать. Пускай я бы не получил ничего. Может даже отдал бы что-то. Но по крайней мере, сделал бы хоть что-то правильное.
  
  Они проговорили еще несколько минут о том, о сем, стремясь закрыть неприятную тему живых инструментов, инфернальных законов и вопросов морали. Оба закончили разговор с некоторым осадком на душе.
  
  Не из-за обиды друг на друга. Но из-за обиды на человечество.
  
  ***
  
  Ситуация с заменой фильтров повторилась на следующий день. Андрей провернул процедуру без открытия смотрового окошка, стремясь уберечь свою психику от лишнего стресса. Все прошло без заминок.
  Весь день он занимался своими делами, читал, готовил документы для выгрузки на Осирисе, проверял системы корабля. Но слова, сказанные Финном, не отпускали его. Андрея обуревали смешанные чувства. Он понимал, что ввязался в чрезвычайно мрачную и грязную историю. Он понимал, что после этой истории уже не сможет относиться к себе так как прежде. А еще он понимал, что, вполне возможно, в слухах о разумности инструментов была доля правды. И это пугало его больше всего.
  Андрей не знал, как поступить. С точки зрения закона, он ничего не нарушал. Человек, согласившийся сделать из себя саксофон, сделал это добровольно. Его никто не принуждал. По крайней мере, Андрею об этом ничего не было известно. Однако, с моральной же точки зрения он был пособником изуверства. Оскорбления памяти мертвого человека. А возможно, способствует издевательству над человеком и рабству. Противоречия тянули его в разные стороны, грозя разорвать его на двух маленьких Андреев, готовых порвать друг друга на еще более мелкие куски. От этих переживаний он практически не спал в последнюю ночь путешествия.
  
  Когда тревога запустилась в третий раз, почти на подлете к Альдебарану, у дальнобойщика едва не случился нервный срыв. Андрей медленно спустился в трюм, стараясь максимально оттянуть новую встречу с инструментом. Он лавировал между грузами пока наконец не оказался у злополучного контейнера.
  'Уровень кислорода критический' - мерцала надпись на консоли. Андрей открыл лючок и извлек свежий фильтр. У него тряслись руки, и поэтому, он слегка ударил цилиндр, пока тянул его из паза. Странный запах ударил ему в нос. На поверхности цилиндра от удара появилась маленькая трещинка, из которой сочилась странная синеватая жидкость.
  
  'Нужно действовать быстрее - подумал Андрей - Паз тесный. Утечка будет не так страшна, если быстро его вставить'.
  
  Он поспешил к задней части контейнера. Нажав две кнопки, он вызвал паз для фильтра, извлек старый и вставил новый. Фильтр вошел с глухим щелчком.
  
  Голова сильно кружилась. Андрей чувствовал, как подкашиваются его ноги. Он оперся рукой на стенку контейнера.
  
  -Что, черт возьми, вы помещаете в эти фильтры? - спросил он пустоту. Дыхание инструмента нормализовалось.
  
  Случилось кое-что новое.
  
  Он услышал три протяжных ноты. Повисла тишина. Краски размазались, все кругом плыло, будто внезапно перестали действовать магнитные тяги и вновь вернулась невесомость.
  А потом звуки превратились в слоги. Он готов был поклясться, что из этих слогов можно было сложить:
  'ПО-МО-ГИ'.
  
  На нетвердых ногах он подошел к консоли, под все учащающийся пульс и грохот этих трех слогов. Он нажал на кнопки и открыл смотровое окно. Нейросаксофон стоял все там же, окруженный синим светом.
  Вот только на этот раз, из пустых глаз текли слезы. Самые настоящие, человеческие слезы. А потом фигура пришла в движение. Послышался металлический скрип. Инструмент медленно вставал на ноги. Андрей замер, как парализованный. Он не мог пошевелить ни единым мускулом. У него создалось впечатление, что в одно мгновение инструмент высосал из него всю мускульную силу и впитал ее, чтобы вновь оказаться на ногах.
  
  Саксофон стоял во весь рост. Медленно, неуклюже, шаг за шагом, он подбирался к смотровому стеклу. Руки волочились по полу. Из металлических соединений в руках и ногах текла какая-то жидкость.
  Наконец нейросаксофон оказался у смотрового стекла. Он смотрел мокрыми глазами прямо на Андрея, продолжая выдыхать: 'ПО-МО-ГИ'. А затем руки с металлическими элементами разбили стекло и схватили дальнобойщика за шею. Они были теплыми. Они были живыми.
  
  'ПО-МО-ГИ! ПО-МО-ГИ! ПО-МО-ГИ!' - скандировало существо. А потом мир потух.
  
  ***
  
  Андрей пришел в себя через какое-то время. Он сам не знал, сколько провел в беспамятстве. Голова жутко трещала. Он испуганно посмотрел на защитное стекло, но оно было закрыто.
  
  -Что же это было? - спросил Андрей сам себя. В трюме стояла абсолютная тишина. Инструмент молчал.
  
  С трудом дальнобойщик поднялся на ноги. Отряхнул свои ноги. А потом резко подошел к контейнеру и открыл смотровое окно.
  
  Инструмент стоял на месте. Все было по-прежнему. Никаких плачущих глаз, никакой смены положения. Все было так же, как и при погрузке в порту отправления.
  
  Он поднялся на капитанский мостик и обнаружил, что корабль уже вышел на орбиту Осириса. Бортовой компьютер ждал указаний. Андрей снова неуверенно обернулся в темноту коридоров, ведущих в трюм.
  Что это было? Фантазия? Стрессовая галлюцинация? Или же в фильтр подмешивают какое-то успокоительное, которым он невзначай надышался? У него не было ответа.
  
  Руки тряслись мелкой дрожью. Андрей подошел к настенной аптечке, закинул в рот две таблетки экспроаспирина и проглотил их. Стало лучше.
  
  Он сидел в своем кресле, закрыв глаза руками еще несколько минут, никак не реагируя на сообщения бортового компьютера.
  
  -Пришла пора заканчивать этот фарс, - сказал он сам себе наконец. Пады легли в руки, как литые. 'Красноперка' двинулась на сближение с Осирисом. Через десять минут в смотровом стекле появился громадный док станции.
  
  Осирис - крупнейшая станция Альдебарана. Это было целое маленькое государство на орбите огромного газового гиганта. Данный хаб принимал и отправлял до 100 кораблей в час, являясь крупнейшей артерией в этой части космоса. Он выглядел как громадный белый гриб, покрытый миллионом разноцветных огней.
  Андрей бывал на Осирисе сотню раз. Его уже совершенно не впечатляла архитектура станции. Глаз замылился. Когда множество раз видишь одно и то же, рано или поздно оно просто исчезает из виду. Сливается с реальностью.
  
  'Красноперка' припарковалась в четвертом грузовом доке. Вертикальный грави-краны были только там. Заплатив автоматам за разгрузку, Андрей пошел в бюро для оформления всех документов. Он пытался успокоиться, взять себя в руки. Его все еще шатало, и он молился, чтобы это поведение не было расценено, как наркотическое опьянение. За такое, Конфедерация лишала лицензии и права перемещаться на любых транспортных кораблях в качестве пилота. А для дальнобойщика это было хуже смертной казни.
  Крупная тетка в бюро долго разглядывала Андрея сквозь загаженное бронированное стекло.
  
  -Пил? - наконец спросила она.
  
  -Нет, - бесцветным голосом ответил Андрей.
  
  -Курил? - голос конторщицы стал еще более грозным.
  
  -Тоже мимо.
  
  Конторщица помолчала, словно сомневаясь, что ей предпринять. Формально, предъявить пилоту ей было нечего. Но она видела его состояние и не могла его проигнорировать.
  
  -Выглядишь ты не очень. Но вроде трезвый. Что с тобой? - сказала она наконец сочувствующе превратившись из горгоны в мамашу клушу.
  
  Андрей помолчал, глядя на нее.
  
  'Я привез вам потенциально живого, удерживаемого в рабстве человека, превращенного в музыкальный инструмент, один вид которого способен вывернуть вас наизнанку как старый носок' - подумал дальнобойщик, но ответил совсем другое.
  
  -Просто приболел...
  
  -Медпункт в конце коридора. Рекомендую получить осмотр. Иначе не выпустят.
  
  -Почему?
  
  -Хомячий грипп. Как говорят в Минздраве. Один чих, и ты затих.
  
  Андрей засмеялся. Сначала тихо, потом все громче и громче. В конце концов он захохотал так, что стены в конторке вполне могли рухнуть. Он оперся рукой на стену, чтобы не повалиться на пол от хохота.
  
  Увидев недоуменный взгляд конторщицы, он пояснил.
  
  -Простите. Просто это так нелепо. И самое нелепое, что это правда может убить. Извините...
  
  Получив документы, Андрей вернулся на грузовую платформу. Он издалека увидел странного, суетного человека во фраке, кружившегося вокруг контейнера.
  
  -Вы Андрей? - начал он, когда дальнобойщик подошел поближе. - Это невероятно! Это беспредел! За время полета, контейнер выходил из строя 3 раза! 3!
  
  Человечек протянул три пальца в лицо Андрея, и тот еле сдержался, чтобы не поломать их каждый.
  
  -А что если бы инструмент испортился? Вы готовы были бы возместить расходы?! Я уже вижу странные синие пятна! Это признак кислородного голодания! Я...
  
  Человечек посмотрел в глаза Андрея и сник. Он увидел в них что-то угрожающее. Неотвратимое. Что-то, что потом обычно показывают в криминальных новостях.
  
  -Во-первых, кто вы? - спокойно спросил Андрей.
  
  -Меня зовут М...М...Михаил. Я помощник Обадайи, - промямлил человечек.
  
  -Где мои деньги, Миша?
  
  Миша достал из кармана инфофон, нажал несколько клавиш.
  
  -Они уже у вас на счету, - пискнул он.
  
  -Тогда всего доброго, - ответил Андрей, отодвигая Михаила с дороги. Он прошел половину пути до трапа, когда услышал позади.
  
  -Господин Обадайя попросил...
  
  Андрей замер. Медленно обернулся.
  
  -Пригласить вас на концерт...
  
  Последние слова в каком-то смысле были трагическими. Если бы они не прозвучали, возможно судьба Андрея, флейтиста Миши и его начальника Обадайи сложились бы совсем иначе. Но жизнь иронична. Она любит хорошую трагедию. А потому, Андрей мягко улыбнулся и ответил:
  
  -Хорошо. Но если это возможно, мне бы хотелось особое место...
  
  ***
  
  Консерватория Конфедерации была зданием монументальным. И совершенно не вяжущимся с общим стилем хай-тек станции. Исполненная в барокко, она была именно тем, чем является консерватория для большей части человечества - храмом богатства. Его посещали богачи, меценаты, политики, звезды вовсе не для того, чтобы насладиться искусством. Они были здесь, чтобы красоваться. Они были здесь, чтобы блистать.
  
  Музыка? Бросьте. Из всего зала от силы три человека наслаждались музыкой по-настоящему. Остальные лишь отдавали социальный кредит.
  
  Андрей чувствовал себя максимально лишним на этом празднике жизни. Ему претила вся эта шумиха, весь этот фарс. Но был вопрос, который мучал его. Зудел, как старая мозоль. Он должен был решить свою внутреннюю дилемму. А для этого, нужно было сыграть заинтересованного невежду.
  
  Михаил провел его с черного входа. Они шли какими-то темными коридорами, кладовками, гримерными. Все время пути, Михаил тарахтел как моторная лодка.
  
  -Это уникальный, уникальный шанс! Обыватель уже давно не видел, как играют на нейроинструментах! А ведь со времен того самого, первого, спорного выступления мы шагнули далеко вперед! Как много новых, замечательных инструментов у нас появилось.
  
  Они прошли вдоль галереи, в окнах которой мельком было видно зрительный зал, все больше и больше заполнявшийся народом.
  
  -Сегодня нас будет ждать аншлаг! Нейросаксофон имеет уникальное, удивительное звучание. Я клянусь вам, вы не забудете это зрелище никогда!
  
  'Боюсь, я захочу его забыть больше всего на свете' - подумал про себя Андрей. Денег, которые достались ему в награду за заказ как раз хватило для покупки одного инструмента, того жанра, который был ему очень знаком.
  
  Они прошли за кулисы большого зала. Был слышен гул, от собирающейся в зале толпы. Они спустились по маленькой лестнице и оказались в дополнительной оркестровой яме. На большом деревянном помосте, разделенные стеклянными щитами стояли ОНИ.
  
  Инструменты. Их и правда было много.
  
  Здесь была флейта, представляющая собой безголовое тело женщины, из шеи которой торчал мундштук. Клапаны покрывали ее грудь и живот. Руки и ноги были связаны по швам, видимо чтобы не мешать процессу игры...
  
  Здесь был рояль. Андрей никогда не думал, что из человека можно сделать рояль, но они сделали это. Они обтянули человеческой кожей настоящий инструмент. Вместо пюпитра выступала голова с разинутой челюстью.
  
  Здесь была виолончель, та самая которую упоминал Обадайя. Сделанная из тела Элиз Крипке. Она была женщиной полноватой, а потому виолончель была наилучшим решением. Из головы торчала головка грифа. Талии добавили скрипичных впадин, создав из безразмерной фигуры ровные изгибы...
  
  Здесь была арфа, сделанная из исполинского мужчины. Он стоял в позе ангела, с заведенными за спину руками. Тело было изломано, изогнуто, чтобы вместить полное количество струн. На руке человека была смутно знакомая тату... Тату в виде маленького шута...
  
  Андрей еле удержался, чтобы не закричать в голос. Он сжал свой рот рукой и сел на стул, приготовленный для него в оркестровой яме.
  
  Арфой был Джордж Гриз, он же Шошанна, он же без вести пропавший герой феминисток, дальнобойщиков и шутников всех мастей. Сделал ли он это добровольно? Андрей замотал головой сам себе. Никогда. Джордж никогда не дал бы с собой такого сделать. Он любил шутки. Но такое... Такое даже для него было чересчур.
  
  Михаил поспешивший к своему инструменту, замер на мгновение.
  
  -Вы в порядке? - спросил он с подозрением. - Я понимаю, не все могут справиться с эмоциями... Если вам плохо вы можете пересесть в зал...
  
  -Нет, нет, - всхлипнул дальнобойщик. - Просто я не ожидал, что они... Они так...
  
  -Они прекрасны, не правда ли? - спросил Михаил, улыбаясь.
  
  -Да, да... Само совершенство, - покивал Андрей, глотая комок слез ужаса.
  
  -И как отрадно видеть, что они не мертвы. Искусство оживляет их для нас. Искусство сделало их ВЕЧНЫМИ.
  
  Финн был прав во всем. Это были маньяки. Это были культисты. Потому что инструменты - дышали.
  Музыканты стали собираться на сцене. Каждый занимал место за своим инструментом. Мужчины и женщины. Молодые и средних лет. У всех был горящий взгляд. Все они прикасались к умершим с любовью, искренне считая их тела искусством. А во главе их стоял Обадайя, опираясь на плечо своего нейросаксофона. Пустые глаза инструмента смотрели прямо в душу дальнобойщика.
  
  -Приветствуем вас на фестивале весны Альдебарана! Сейчас мы подарим вам неподдельные ощущения возрождения природы, воспроизведенные на возрожденных! ARS GRATIA ARTIS, друзья! - сказал он в свой микрофон, глядя в скрытый в темноте зрительный зал, а затем занял свое место у инструмента. Пухлые губы дирижера, уперлись в мундштук в затылке 'возрожденного'.
  
  Слезы катились по лицу Андрея. Звук был действительно великолепным. Но Андрей его не слышал. Все что он слышал, крики давно умерших людей, молящих о помощи. Он трясущимися руками достал из кармана маленький пульт и нажал на большую красную кнопку. Сомнений больше не было.
  
  В это самое время, в космосе, недалеко от сектора с консерваторией сверкнула искра. 'Красноперка' ведомая улучшенным автопилотом, тем самым, что способен был заменить человека, выскочила из подпространства. Конечный пункт ее назначения приближался с каждой сыгранной нотой жуткого оркестра. Охранные системы Осириса визжали, что есть мочи. Операторы станции лихорадочно метались по рубке, стремясь предотвратить столкновение. Турели истерично палили в приближающийся корабль, но его было уже не остановить.
  
  А когда музыка достигла своего пика, взрыв от столкновения освободил дюжину душ, томившихся в храме искусства.
  
  И отправил в ад, тех кто их пленил.
  
  Честный размен.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"