Батлер Кэт : другие произведения.

Мы хотим учиться!...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Так как авторские права у сочинений не защищены (замечу: сочинений, а не статьи!), разрешается использовать приведённые в контексте сочинения для описанной там же работы с ними. Очень хочу получить отзывы, если описанная мною методика преподавания будет активно осуществляться. Спасибо, дорогие преподаватели!

   Мы хотим учиться!...
   (методические рекомендации для
   заинтересованных педагогов.
   И не только...)
  
  Как известно, уровень развития страны определяется не только её экономическим положением (ВВП, ВНП, экспорт, импорт...), но и присутствием в её пределах трудовых ресурсов, которые подразумевают не только обычную "рабсилу", но и умственный потенциал государства, наличие в нём интеллектуально и духовно развитых людей, мастеров своего дела, выдающихся художников, литераторов, музыкантов - творческих людей и изобретателей.
  Именно для развития способностей и талантов существуют все учебные заведения - начиная от детских садов и заканчивая университетами и академиями.
  Хочу заметить, что "развития", а не "вбивания в голову" информации, поскольку детей с пустыми головами - отнюдь, не бывает! Знаменитый психолог Ш.Амонашвили, профессор М.Щетинин (основатель своей уникальной школы), а также народный учёный В.Мегре утверждали (позволю себе образно выразить их общую мысль), что ребёнок - это не просто восковая дощечка, на которую нужно записывать сведения, и не пустой кувшин, который необходимо наполнить, а уже всё знающее, но забывшее из-за влияния технократического мира свои знания создание.
  Отсюда легко сделать вывод, что при предоставлении азов определённой науки ребёнок может сам дойти до всех конечных знаний в этой области. Кроме того, с помощью знаний в одной сфере можно развить способности в другой, анализируя, сравнивая, размышляя логически. Поэтому крайне важно, чтобы программы обучения создавались не с целью отдать подрастающему поколению имеющиеся научные ресурсы, а "заставить" их самих прийти к теоремам, правилам, законам и гипотезам, вывести, изобрести что-то новое или уже известное (что также является неотрицательным результатом, поскольку собственные мысли намного легче запомнить, нежели чужие, постановленные некогда неким мыслителем, к тому же высказанные его словами). Я беру слово "заставить" в кавычки, ибо в большинстве случаев во всех обучающих учреждениях учащихся практически заставляют грызть гранит науки, из-за чего, естественно, срабатывает обратная реакция...
  Программа образования едина для всей Украины. Однако каждый преподаватель старается наградить обучающихся знаниями, умениями, навыками с помощью своих приёмов и стиля, литературы и оборудования. Как правило, мало кто из учителей преподносит информацию согласно пособиям и методическим помощникам. Большинство старается хоть как-то заинтересовать аудиторию, привлечь к изучению своего предмета (здесь, думаю, уместно напомнить, что каждый педагог считает свой предмет самым нужным и, соответственно, важным - это так, к слову...). Впрочем, в данной ситуации иного выхода нет - система обучения настолько несовершенна, что неудивительно, что у подростков нет тяги к учёбе, а у профессоров желания образумить молодёжь...
  Вот и приходится усталым, обессиленным, почти потерявшим надежду просветителям искать новые подходы к преподаванию, новые материалы по педагогике и т.д. и т.п. или же смиряться со сложившейся ситуацией лени и апатии, опускать руки и гневаться на невоспитанных детей, не желающих поумнеть. К сожалению, бывает и такое, но о плохом вспоминать не хочется, да и надо ли?...
  Почему школьники так любят тренинги ("равный - равному")? Почему студенты так любят дискуссионные встречи, а особенно, когда они устраиваются сами собой, без предварительного известия? Ответ прост: любой человек не захочет казаться ниже, чем он есть на самом деле; любой подтвердит, что к людям нужно относиться так, как они относятся к тебе, и наоборот. Иными словами, почувствовать себя на одном уровне с деканом - это намного приятнее, чем безропотно слушать его лекции. Особенно хороши и полезны подобные мероприятия в школах - в 7-11 классах, - когда ученики находятся ещё в подростковом возрасте и любят демонстрировать свои "великие" разносторонние знания, самостоятельность и самообеспеченность.
  Заинтересовать их наукой и творчеством в таком возрасте - важный шаг в формировании желторотых птенцов как личности, влияющий на всю их оставшуюся жизнь.
  Однако при постоянных усердиях учителя его как моральные, так и физические силы могут иссякнуть, и это, в первую очередь, почувствуют его "подопечные". И, как только ни будет потом плясать преподаватель, а толку от этого будет мало - истощение будет ощущаться даже за самыми привлекательными играми и занятиями.
  Вот поэтому одним из самых важных факторов преподавания является привлечение самих учащихся к работе со сверстниками. При огромном количестве преимуществ этой деятельности, она почти не имеет минусов.
  Прежде всего, учитель таким образом освобождает себя от многих задач, тем самым обеспечивая себе время не только для необходимого отдыха, но и для разрабатывания тех же замысловатых упражнений и приёмов, которые он будет внедрять на уроках и парах для активизации внимания и повышения работоспособности. Следующим плюсом является то, что обучаемые, получив дополнительные задания, начинают сами подыскивать материал, рыться в библиотеках, вникать в прочитанное, обрабатывать найденные сведения и так далее. А это всё ускоряет развитие и повышает охоту к знаниям. (Наверное, многие испытывали слепой азарт, пытаясь найти в библиотеке или даже в Интернете необходимую книгу или заметку.) Подростки приучаются к настоящей самостоятельности, а также общению, умению находить подход к своим ровесникам. Кроме того, побыв хотя бы один раз в роли ведущего какого-либо мероприятия, даже самый недисциплинированный прогульщик осознаёт тяжкий труд "нелюбимого учителя". Во всяком случае, так хочется в это верить...
  Конечно, особо оригинальные и сложные задания поручать ленивым и безразличным ученикам вовсе не стóит, ведь неудача в поисках нужной книги из-за отсутствия навыков может привести к пожизненной, пусть даже внутренней, скрытой, ненависти к книгам, и в этом, пожалуй, единственный минус этой методики. Просто не следует перегружать и без того отстающих школьников (студентов), а иногда и преуспевающих - всему своё время и место!
  Однако наиболее действенна, на мой взгляд, работа на занятиях, когда ученики сами придумывают, сочиняют новые упражнения, диктанты, правила и алгоритмы решений. Обычно педагоги как-то не замечают такую форму работы. Конечно, не обходят её стороной (тем более специально), но и не рассматривают её должным образом. А ведь именно она (хотя это моё сугубо личное мнение) даёт самые плодовитые и такие необходимые (особенно нам и сейчас) результаты.
  Во-первых, это заинтересовывает учащегося - он осознаёт, что ему позволили придумать диктант для таких же, как и он сам, и начинает, по его же словам, писать "тако-о-ое"... что порою, действительно оправдывает все ожидания.
  Во-вторых, в своих творческих порывах человек и не замечает, как он непринуждённо обучается, ему кажется, что пишет он для кого-то, но при этом вовсе не обращает внимания на то, что сам в этот момент учится, развивается, совершенствуется.
  В-третьих, это развивает не только учеников, но и всю систему образования, которая, быть может, через несколько лет включит произведения юных изобретателей в свой курс.
  В-четвёртых, каждый создаёт то, на что он способен, а это в будущем будет удобно для распределения этого же материала по аналогичным способностям (если, например, его включат в учебный курс или учитель сам предложит выполнить придуманные задания).
   И, наконец, в-пятых, по тем нововведениям, что выдумают обучающиеся , можно будет судить о том, чего не хватает в планах проведения уроков (пар), какого типа нужно применять задания на уроках, а подобные письмена покажут это лучше всяких тестов.
  Обучение русскому языку в Украине, а тем более в Крыму, - сложный и важный процесс, поскольку говорят на этом языке очень многие, но государственным он не является. Поэтому начинать применять вышеописанную методику, я думаю, лучше всего именно с этого предмета.
  Например, на 10-ом (а точнее 9-ом) году обучения наш класс, проходя тему "Правописание "-онн-", "-ённ-" в суффиксах прилагательных и причастий", получил задание написать небольшую сказку с объяснением их написания (с последовательностью рассуждений). Я, вспоминая известные многим рифмованные алгоритмы Т.Я.Фроловой, также решилась составить подобный зарифмованный алгоритм, который растянулся у меня на 10 строф. И, хоть алгоритм и вышел сложный и многословный (да и ритм кое-где не соблюдается...), но всё же, я думаю, получилась довольно поучительная сказка, полезная для юных любознательных филологов...
  
   Алгоритм-сказка
   Правописание "-онн-", "-ённ-" в
   суффиксах прилагательных и причастий
  
  Однажды в студёную зимнюю пору
  Я из лесу вышла, был сильный мороз.
  Смотрю: поднимаются медленно в гору
  Части речи, везущие правил повоз.
  
  - Откуда такие вы здесь появились? -
  Спросила причастие я в первый раз.
  Оно говорит: "От глагола, вестимо,
  Идём с прилагательным мы в первый класс!"
  
  - Зачем же к ребяткам? Они ж ещё малы! -
  Ответила я. Посмотрела на них:
  - Они не поймут ни значений, ни правил,
  Вы только загрузите темами их!
  
  - Ты в этом ошиблась, - ответили обе. -
  Тебе мы сейчас всё легко объясним.
  Возьмём для примера мы сложную тему,
  И всё без труда мы тебе разъясним...
  
  Ты знаешь, как пишутся суффиксы "-онн-", "-ённ-"?
  C двумя "эн", с одною - сейчас ты поймёшь:
  Сперва посмотри, какая часть речи,
  А дальше простою дорогой пойдёшь:
  
  Уж если причастье стоит пред тобою,
  Смотри, от какого глагола пошло.
  И если пошло оно от двувидового,
  Пиши с "эн" одною, считай, всё прошло...
  
  Но если глагол до причастия был совершенный,
  То только с двумя "эн" причастию быть,
  А если глагол был другим в своё время,
  Тогда о зависимых нужно словах не забыть:
  
  Когда они есть, то пиши "эн" две штуки,
  А если их нет, то пиши "эн" одну.
  Вот видишь, всё просто, - сказали подруги. -
  Ты это себе заруби на носу.
  
  Но тут прилагательное привстало с повозки:
  - И помни всегда ты о стыке морфем!
  Когда будешь знать это правило чётко,
  То будешь, где надо, писать ты две "эн".
  
  - Спасибо, родные, мне всё теперь ясно! -
  Сказала в итоге я радостно им. -
  Скорее спешите вы в школу к детишкам!
  - И к вам мы приедем, когда захотим!
  
  Уже будучи в 11 классе, я с одноклассниками повторяла тему "Правописание приставок "не-", "ни-" и частиц "не", "ни" с разными частями речи". Учитель, продиктовав нам текст, почти на 25% состоящий из слов с данной орфограммой, предложил нам самим придумать подобные диктанты. И к следующему уроку в классе прозвучала целая коллекция интересных историй с огромным количеством "не" и "ни" ("не-" и "ни-" ). Вот некоторые из них:
  
   Необычайный портрет
  Девушка стояла посреди мастерской и не могла поверить в то, что видела.
  Все стены были увешаны картинами, которые как бы светились изнутри невиданным светом. Вдруг что-то заставило её пройти немного дальше, и она несмело шагнула вперёд.
  То, что она увидела в следующее мгновенье, не поддавалось никакому описанию. В глубине комнаты сидел невзрачного вида молодой человек в инвалидной коляске и дописывал её портрет. Когда, услышав негромкие движения, он обернулся, она уже любовалась своим портретом.
  Теперь она не замечала ничего вокруг, кроме его необычайно красивых глаз, в которых она увидела несмело зарождающееся чувство, название которому не что иное - Любовь...
   (14%)
   И.Сыч, 11-Б класс, сош Љ5
  
  А как вам такая забавная история?...
  
   Непревзойдённый талант
  В нашей школе учится мальчик с невыдуманным именем Петя Талант. Его фамилия сама рассказывает о себе.
  Несколько дней назад в его голове промелькнула необычайная мысль, которую он решил немедленно воплотить в реальность. Никому из учащихся никогда не приходила такая идея. Он, от своей неприязни к школе, решил её ни много ни мало подорвать, однако своей немыслимой затеей он похвастал перед одноклассниками.
  Узнав об этом, многие не могли прийти в себя. Это необходимо предотвратить - решили его сверстники, но как это сделать, не выдавая учителям его имени, никто не знал.
  Неожиданно старосте класса, отличнице Нели, пришла идея, как помочь своей школе. Нели предложила во всём и всегда помогать непревзойдённому Таланту, но при этом взяла с него обещание, что он никогда и ни за что не будет брать себе в голову таких необычных и бредовых мыслей.
  Таким образом "непревзойдённый талант" Петя прославился на весь класс своими ненужными и несерьёзными идеями.
   (18%)
   Д.Музафарова, 11-Б класс, сош Љ5
  
  А вот ещё одно произведение о живописи...
  
   Неожиданные перемены
  В некотором царстве, в некотором государстве жил-был нерадивый художник. Его полотна были не только некрасивы, но и никому не понятны. Однако художник считал, что его картины невероятно прекрасны и недоумевал, почему их никто не покупает.
  Однажды недалеко от их деревни проезжала необъяснимо чудесная девушка, но она была небогата, и переночевать ей было негде и не за что. Живописцу стало немного жаль девушку, и он предложил ей остановиться у него. Увидев произведения художника, девушка негромко засмеялась. Художнику стало стыдно, и он предложил запечатлить на холсте её невероятную красоту. Девушке стало неловко отказываться, и она согласилась.
  Художник не отрывался от работы несколько часов, а когда закончил, то сам не поверил увиденному. Изображение неожиданно оказалось необыкновенно чарующим.
  С тех пор художник писал только портреты, и не было ни одного человека, который бы не признал его несомненный талант.
   (22%)
   Е.Карпуткина, 11-Б класс, сош Љ5
  
  А это я сочиняла...
  
   Незабываемое ограбление
  Недалеко от села Невинки не то летом, не то зимой произошло, пожалуй, самое непутёвое преступление.
  В недалёком прошлом в село нежданно-негаданно решил ни с того ни с сего приехать невесть откуда какой-то высокопоставленный чиновник со всеми своими неотъемлемыми атрибутами: солидным фирменным костюмом и недешёвым портфелем, без которого не может обойтись ни один дипломат.
  Невинки - село небольшое, поэтому никакого пространства для парковки автомобилей в нём не имеется. В связи с этим невесёлым обстоятельством гостю ничего не оставалось, кроме как оставить свою не помещающуюся нигде машину недалеко от села.
  Не прошло и нескольких часов, как всё село загудело от неожиданного происшествия: из "Ниссана" чиновника самым непонятным образом пропал его недавно купленный, почти не ношенный, новенький портфель... Однако незадачливых жителей не столь поразило это нескромное ограбление, сколько реакция самого, казалось бы, неудачника: он нисколько не расстроился, а даже наоборот - немного оживился и повеселел. Когда же бизнесмен, не сдерживая смеха, вывел неосведомлённое население из состояния неведения, всё оказалось необычайно просто, ведь в портфеле не было ничего... кроме книги Уголовного кодекса!
   (26%)
   Т.Федорченко, 11-Б класс, сош Љ5
  
  На мой взгляд, любой из таких диктантов может пригодиться учителю-русисту для обучения по этой теме. К тому же все тексты имеют разную сложность (я определила её по количеству встречающихся слов с орфограммой - в процентах), что удобно для работы с определённой группой учеников, а это уже та необходимая дифференциация (о которой писал ещё профессор Кузнецов), что позволяет проявлять уважение и находить индивидуальный подход к учащимся, а это - залог успешного обучения.
  Не стоит пугаться индивидуального подхода. Помните лозунг - "От каждого по способностям - каждому по потребностям"? Казалось бы - ещё одно проявление утопии коммунизма, но ведь недаром у нас в городе так долго велись дискуссии о профильной школе. Нужно прогрессировать, нужно совершенствоваться, предпринимать новые шаги, реформы! Всё-таки мы - это будущее... Так что, уважаемые преподаватели, решать вам, а начать учиться мы готовы всегда - была б только учёба полезной и интересной, а ещё - справедливой, но об этом - в следующий раз...
  
   Апрель-май,2005г.
   г.Джанкой
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"