Военная линия
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Небольшие дополнения
|
Произрастание в парковой зоне могло иметь, кстати, весьма прискорбные для страны последствия, поскольку изначальная ориентация интересов Младшего хотя сразу и возымела тягу к естественным знаниям, но сперва именно - к биологии. Однако уже тогда можно было сказать, что биолога из него не выйдет. Довольно быстро проявилась одна из характерных черт Младшего: его влекли и морская биология, и лепидоптерология одновременно (по примеру двоюродного дяди его, Николая Михайловича), и выбора между этими диаметрально противоположными средами - под поверхностью или над нею - он сделать так и не смог.
Но главный недостаток биологии заключался для Младшего в том, что эта отрасль есть областью созерцательной. И как объект огромной любви и глубочайшего уважения природа осталась его спутницей навсегда. В смысле же науки, только и предназначенной, что лишь систематизировать не тобой созданные сущности, биология его не исчерпывала. Младшего тянуло созидать. Он искал выхода своей не по годам могучей фантазии. И первым, где она свой выход нашла, было рисование. Внешне это выглядело так: Младшему давали обычную ученическую тетрадь, и через час-другой он просил следующую. Тетрадь в день родители установили нормой. Вначале рисовал всё подряд. Что рисуют дети? Солнце, облака, домики, биологию опять же. Однако всё это было с точки зрения рисования объектами статичными. Солнце - всегда одно и то же, ласточка - всегда ласточка, одуванчик - всегда одуванчик. Другое дело объект рукотворный. Дом, например. Который может быть построен так или эдак. А ещё в нём есть внутреннее устройство. Это весьма возбуждает фантазию.
Была даже позже у него такая игра на одного - а за частым отсутствием партнёров, игр на одного у Младшего имелось предостаточно. В данной игре брался чистый лист, и на всю длину рисовалась линия. Это была земная поверхность. На ней пририсовывалась малюсенькая травка, кустики, камешки, деревцо. По дороге шёл путник - путник не рисовался, а лишь подразумевался. Под ночь он уставал и ложился у кустика. Начинался дождик, и путник прикрывался какой-то корой. А чтоб не подмочило, огораживался каменьем и отсыпался землёй. Потом поверх огородки появлялась хворостяная плетёнка стен, то - сё. В общем, за день или два подрисовывания и перерисовывания на листе происходила эволюция от жалкого куреня к корчме, и далее - к целому замку. Иной раз листа не хватало - приходилось доклеивать в огромную простыню. Этот процесс конструирования чего-то из ничего ужасно нравился Младшему. В моменты такого занятия он забывал обо всём. Не обязательно здания. Вот его человечек строит "утлый чёлн". Потом, разжившись на рыбной ловле - крепкую лодку. И, глядишь, к концу дня дело разрастается до солидной верфи с сорокапушечным фрегатом.
Последствиями сего раннего увлечения стали проявление художественного дара и абсолютное пространственное воображение. Вылилось это, например, в факт, что геометрию впоследствии он не зубрил - он её просто видел. Не помня ни одной теоремы, по ходу решения геометрических задач доказывал все нужные или, просто понимая логически, что в данном месте не может не существовать какой-то теоремы, он писал, допустим: "Из теоремы о пересечении двух параллельных прямых третьей следует..."
Потом процесс конструирования и любовь к природе обрели единение, открыв ещё одну черту - склонность к синтезу. Младший не помнил, когда именно научился читать, но "Фортификацию" Теляковского в Царском штурмовал не единственное лето ещё до появления Оллонгренов. И при няне-англичанке трудно сказать, на каком языке первом читать начал. А если иметь в виду ещё одну его забавную манеру "чтения", то "проявил" он сие умение гораздо раньше реальной способности разбирать буквы. Манера заключалась в том, что Младший брал на колени "Robin Hood Garlands and Ballads" и начинал "читать" давно уже запомненные строфы, невпопад переворачивая страницы - к умилению следивших за сим действом взрослых. И в дальнейшем, когда случались в гостях родственные и придворные сверстники, Младший обычно уводил всех в парк, где его фантазия просто заражала "конструированием" подробностей бытия шервудской ватаги в лесном уюте. Роль Робина естественно и без каких-либо претензий с его стороны и без пререканий со стороны остальных отдавалась ему. За богатую фантазию и за удивительную жизненность этой фантазии. Играли только в его игры. Потому что интересные. Это было первым признанием его авторитета.
Кстати, именно от "лесных братьев" отложилось у Младшего, что активно действующие на лоне природы личности должны облачаться исключительно во всё зелёное. В дальнейшем это подтверждено информацией о шарпшутерах Бердана.
Чтение стало настолько потребным, что было гораздо притягательнее сладостей. Ещё большее удовольствие, мление с мурашками по спине, приносило наблюдение за тем, как рисуют или лепят из глины другие.
Целеустремлённость и исходящие из неё качества можно было заметить у него в достаточно раннем возрасте. Было лет пять или шесть, был май и какой-то праздник, когда он захотел уйти с детского бала с той рыженькой веснушчатой девочкой. Взрослых это привело в восторг. Какой-то из дядьев, смеясь, спросил: уж не жениться ли он собрался - на что последовал столь утвердительный ответ, что взрослым пришлось прибегнуть уже к серьёзному объяснению о раннем ещё возрасте и необходимости подрасти. А когда родилась сестра, на имени Ирина настоял именно он. Это было имя другой, гораздо старшей девочки - первого женского существа из тех немногих, что смогли восхитить его своей красотой. Так что с самого детства Александр проявляет качество, определившее в дальнейшем его стиль управления - способность предоставить собственное видение как исчерпывающее представление естественного состояния вещей, не требующее иного.
"Войнушки" - стезя каждого нормального мальчишки. Робин Гуд - любимая - потому, что с бессознательного ещё детства любил книгу о Робине, откуда и тяга к романскому предметно-архитектурному антуражу. Ну и обычные "казаки-разбойники", снежные крепости и прочее.
Войн для обыгрывания история доставила предостаточно. Главная из наших войн - Отечественная 1812 года: книги, картины, рассказы, герои. Всем героям предпочитал Александра Васильевича Суворова и Дениса Давыдова. Более близкая по времени Крымская, а также кавказская кампания, как и польская с венгерской как-то прошли мимо. Потому, что немасштабные, и специфичного свойства. О них мало фактического материала из-за отсутствия осмысления - подробности тонули в политическом шуме. Младшего же в обыгрываемых темах интересовали именно подробности. "Его" игры отличались смакованием подробностей, а оттого и малошумностью. Он вполне обходился даже компанией себя самого. Когда собиралась компания, игра направлялась им не в ор и гацание, а в смакование прелестей обитания в Шервудском лесу или подробностей обороны Шевардинского редута. Старших такая тихая возня вполне устраивала. Однако если число играющих превышало некую критическую массу, делающуюся для него неуправляемой, он из игры самоустранялся.
Влияние Робина Гуда, "казаков-разбойников" и прочих игр о вольницах состояло в действии ватагой. Никогда, даже изображая в игре регулярную армию, не строились рядами и шеренгами, не использовали подаренные барабаны, не брали "на плечо". Названия игр менялись, но боевой строй в них оставался один - ватага. Усугубилось всё с его интересом к Америке, когда узнал, что побеждали страшную английскую армию и без вымуштрованных колонн.
Имелись деревянные ружья. Но главнейшим оружием был лук - Робин Гуд ведь. И с ружьями можно только бегать и кричать "кх!", а из луков стреляли. Простейший самодельный - из подходящей ветки, стянутой бечёвкой. Навсегда впечатлил рассказ кого-то из старших про то, как "кому-то попали в глаз". Поэтому стреляли только в самодельные бумажные мишени. Изготовление количества стрел составляло проблему, и брались любые более-менее подходящие прутики. Мало какие из них получали бумажное оперение - где уж достать настоящего пера - ещё меньше имели наконечники. Уже тогда, лет в 5-6 Младший понимал, что в принципе стрела должна лететь тяжёлым концом вперёд, и делал канавку для тетивы только на более тонком срезе. Но вот что странно: не все придерживались этого соображения, и их стрелы летали одинаково ровно, независимо от того, каким концом вперёд запускали. Недалеко, конечно - сажен полста. Однажды лук смастерил даже Папа. Большой такй, аккуратный, с толстой бечевой. И одну единственную стрелу к нему - идеально ровную и длинную. С правильным оперением и тупым наконечником. Из него стреляли только вверх - чтоб стрелу образцовую не потерять. Вот из него стрела поднималась высоко - аж за предел видимости.
А самой лучшей игрушкой стала глина. Однажды, приехав по весне в Царское, обнаружили возле дворца огромный не высохший ещё серый ком, оставшийся от ремонта водопровода.
Из глины можно сделать всё, что угодно, и любой нужной формы. Чего только не делали. Вплоть до паровозов, у которых открывались дверцы, крутились колёса и двигались дышла. Если их крутить и двигать, естественно. Ну, или если паровоз катить. Для изготовления паровоза пришлось познакомиться с устройством.
Замешивать глину на жире додумался сам. Про то, что это у него получилась "художественная глина", а также про отмучивание, воск и глицерин ему впоследствии рассказал Хис.
ценил идеи графа Петра Ивановича Шувалова и наполеоновского генерала Огюста Мармона, французского адъютанта Ильдефонса Фаве и др. Особо черпал вдохновение из опыта последних - американской гражданской, австро-прусской и франко-прусской - войн, позже и из англо-бурской. Крымскую и Русско-турецкую оценивал критически.
Старшие ребята играли в кригшпиль. Младший не играл. Не потому, что маленьких не подпускали. Во-первых, он многого не понимал. Например, по каким критериям посредники, роль каковых исполняли обычно наставники, оценивают успех? По каким критериям вычисляют потери? Как определяют эффект от действия артиллерии? В судействе он находил довольно субъективного. Во-вторых, многое ему в кригшпиле просто не нравилось. Хотя бы то, что не было солдатиков во всём зелёном. Германского производства оловянные фигурки изображали солдат любой существовавшей европейской армии. Но Младший желал мундира и оружия по своей фантазии. И действовали в игре европейскими канонами - вычурными порядками и телодвижениями, но малым смыслом. А хотелось действовать по своему разумению, чтоб посредники признавали свойства нерегулярного строя и лучшего оружия - скорострельность повторительных ружей и механических орудий, а также быстроту, дальность и точность уитвортовских "двенадцатифунтовок".
Поэтому Младший равнодушен к фабричным солдатикам. Как и вообще к готовым игрушкам. В кригшпиль поиграть, конечно, хотелось. Но по-своему, и он уходил в парк подальше от чужих глаз, выстраивал друг против друга две шеренги воткнутых в землю палочек. Зато с ними можно устроить гораздо более живое сражение, поочерёдно сбивая их камешками. Тут уж потери видны явно. А абстракция использовалась более продуктивно, позволяя представлять палочки в любых мундирах и с любым оружием - хоть с американскими "винчестерами" и "кофейными мельницами". Это лучше "кригшпиля", поскольку в чисто логическую игру условностями вносило технический элемент действия, реализм случайности.
Готовым игрушкам, даже самым занятным и самым дорогим, привозимым из за границы, Младший предпочитал самодельные из глины, или, по крайней мере, нарисованные. Он рано сложил собственные представления о том, как должна выглядеть та или иная вещь, в которую играл, будь то винтовка или солдатик. Это возникало от виденных в разных изданиях образцов с превосходными свойствами. К примеру, американских магазинных повторительных ружей. Или рейнджеров Мосби. Покупаемые же игрушки его желаниям не соответствовали и неизменно разочаровывали. Вечно это общепринятый среднестатистический хлам.
Ещё одно любимое занятие на одного в глубине парка - нож. Когда от "солдатиков" начинала ныть спина, он распрямлялся и бродил по парку, кидая нож. Сколько перочинных ножей разбито о деревья - бог весть. Резных перламутровых рукояток, совершенно для того не предназначенных. У него даже выработался инстинкт: любой нож брал со стола или от кого-то за середину - чтоб сразу почувствовать баланс. Ножи были разные и неприспособленные: маленькие собранные в комок складные или лёгкие как перо бумагорезки - Младший научился метать любые. Настоящий нож же был где-то найден и представлял собой узкое толстое лезвие на железной трубчатой ручке - тяжёлый, словно сделанный из напильника-карасика. Однако он как пришёл, так и ушёл: мелькнул как-то мимо дерева и нырнул с концами в одну из гатчинских канав.
1874 (6) - В самое перед началом учёбы лето появилось главное его изобретение из глины - совершенно простая и бесхитростная даже вещь. Всё началось с естественного желания соорудить из художественной глины замок. И он был сооружён. Небольшой. Потому, что месить много глины - работа не из захватывающих. Около фута в длину, в ширину и в высоту. На столе. Со стенами, башнями, со рвом, с перекидным мостом и с доступным - путём снятия крыши - внутренним устройством. Даже с потайным ходом в толще стены - то, чем самодельный замок выгодно отличается от покупной крепости из монолитных деревяшек. Но самое прелестное в том, что сложен этот замок из отдельных кирпичиков. Ну разве такое под силу покупному?! Далее вылеплены крошечные обитатели замка. Они же его защитники. Пузатые существа с ручками и ножками. Ну, потому, что более изящными столь мелкие человечки из глины не получались. Потом, естественно, потребовались "враги", штурмующие замок. Однако у доблестных защитников враги должны исчисляться сотнями. Лепить сотни человечков с ручками и ножками сочли печальной перспективой. И тогда Младшего посетила идея. Говорят ведь иногда, что враги, мол, "шли на нас стеной". Вот он и изобразил ряды врагов в виде следующих друг за другом стенок. Шеренги эти переставлялись всё ближе, "наступая". При этом от них отрывались куски и живописно разбрасывались по "полю боя" - таким образом шеренги врагов "несли потери".
Эта игра показалась очень интересной. Однако в следующий раз решили, что пара десятков "защитников", отражающих нападение сотен врагов - это несколько неестественно, и что "защитников" должно быть гораздо больше. Лепить ручки-ножки множеству "защитников" также затруднились. Загвоздка была только в том, что каждый "защитник" должен занимать на стенах замка своё особое место, а значит, их нельзя изобразить в виде сплошных "шеренг". Тогда он изобразил "защитников" в виде отдельных глиняных столбиков, как не раз изображал солдат в виде палочек. Естественно, что и соперник по игре, действовавший за "врагов", тоже пожелал изобразить своих подобным образом. А потери стали выяснять, кидая поочерёдно во вражеские столбики стрелу, изготовленную из карандаша и цыганской иголки. Жоржик почти сразу стал называть эти столбики "шпигалками". Преимущество "шпигалок" перед фабричными солдатиками состояло в том, что когда развернулось крупнейшее в их детстве сражение, то в нём с одной стороны участвовало две с половиной, а с другой - три тысячи. Попробуйте соорудить такое из покупных солдатиков. Нет, старшие разыгрывали, конечно, кригшпиль в несколько тысяч солдатиков, но на воздухе - для этого им требовалась огромная лужайка. А компактность "шпигалок" позволила растянуть сражение на несколько дней на единственном столе без необходимости собирать фигурки на ночь. Правда, стол потом пришлось отмывать скипидаром. Собственными руками.
Кстати, именно тогда Младший понял, что война, это не только сражения. И даже не столько сражения. Попробуйте намесить глины и сделать пару тысяч "шпигалок". Чем не снабжение? А попробуйте слепить тысячу крошечных лошадей. Это Младший смог наштамповать столько с помощью скрепки, согнутой по контуру лошади. Каковую технологию сохранил в секрете, чем и одержал победу. Зато нарезать "шпигалки" из длинных "колбасок" Жоржик додумался самостоятельно. Чем не производство? Кстати, свои "шпигалки" Младший отличал подмешиванием в глину зелёного колера.
С этого момента игры чётко разделились на "макро" - уличные, тактические, в которых роли выполняли собственной персоной, и "микро" - комнатные, оперативные, в которых на этом этапе времени оперировали "шпигалками".
Очень интересовали картинки в The Engineer, Engineering и проч. - потом и читал эти издания. Картинки эти показывали множество полезных вещей, заявив об обладании которыми в игре, можно было вытребовать себе какие-либо преимущества: скорострельность, дальность, точность.
"Фортификацию" Теляковского в Царском штурмовал не единственное лето ещё до появления Оллонгренов - вначале кроме картинок ничего из неё не понимая, но с каждым летом понимая всё больше. До тех пор, пока сам не начал придумывать ещё лучшие укрепления. А потом понял, что укрепления - страшная обуза.
Были доступны:
The Engineer gb 1856
Engineering gb 1866
The Artizan gb 1843-1871
Mechanics' Magazine, Museum, Register, Journal and Gazette gb 1823-1893
Mechanics' Magazine and Register of Inventions and Improvements us 1833-1837
Scientific American us 1845
The American Almanac
Journal of the Royal United Service Institution gb 1857
The United service magazine gb
Minutes of proceedings of the Royal Artillery Institution
Annual report of the Secretary of War
Annual report of the Chief of Ordnance
Annual report of the Chief of Engineers
The Naval and military magazine gb
Illustrated Naval and Military Magazine gb
The United States service magazine us
Journal of the Military Service Institution of the United States
Journal des armes spéciales et de l'état-major fr
Revue militarie de l'étranger fr
Militärwissenschaftliche Mitteilungen AH
Organ der Militär-wissenschaftlichen Vereine de
Archiv für die Artillerie- und Ingenieur-Offiziere des deutschen Reichsheeres de
Артиллерийский журнал
Оружейный сборник
Военный сборник
Морской сборник
Военный журнал
Александр I
Учреждение для управления Большой Действующей Армии. Санкт-Петербург. 1812 г.
Правила рассыпного строя, или Наставление о рассыпном действии пехоты, 1818
Воинский устав о кавалерийской строевой службе, 1819
Николай I
Устав воинский о должности генералов-фельдмаршалов и всего генералитета и прочих чинов 1826 г.
Устав рекрутский, 1831
Александр II
Воинский устав для спешенных драгунских полков, 1866
Воинский устав о строевой пехотной службе (в трёх частях), 1868
Воинский устав о наказаниях, 1868
Воинский устав о службе в учебных лагерях и в походах в мирное время пехоты, артиллерии и кавалерии, 1871
Наставление к понтонной службе, 1875
Устав о внутренней службе в пехотных войсках, 1877
Устав Казачьей строевой службы (1880)
Александр III
Полевой устав (1881)
Устав для спешенных частей кавалерии и казаков, 1881
Устав о внутренней службе. Составлено для полковых учебных команд и ротных школ пехоты, 1881
Устав пешего строя для полевых батарей, 1884
Устав о воинской повинности, 1886
Дисциплинарный устав, 1888
Устав полевой воздухоплавательной службы (Проект), 1888
Устав внутренней службы кавалерии, 1889
Устав о гарнизонной службе, 1890
С этих уже пор возник интерес к американским: повторительной стрелковке и механическим орудиям, а также к британской "теневой" артиллерии (Уитворт, Блэкли).
Стал фантазировать собственные "образцы", объединяя в одном преференции нескольких. Записывал и зарисовывал идеи, подражая статьям в журналах. "Биром кусошек хлина" - уже умел рисовать печатные буквы, но ещё не научен правильному написанию. Хранил записи в старой зелёной походной конторке, замыкаемой на ключ. Ключ весьма искусно прятал.
- Не успеем моргнуть, как эти займут наши места. Ну и правильно, - сказал Алексей Александрович, когда родители с улыбкой рассматривали его "проекты".
К этому периоду относятся первые "изобретения". Например, "ядро-резучка". Собственно, не ядро, а диск с острым краем, запускаемый горизонтально. Ещё находились "оправдатели" стрельбы по пехоте сплошным ядром, и Младший придумал способ поражать хоть сколько-нибудь значимое число противника, прорезая тела. Или винтовка с раздвижным по диаметру стволом, способная стрелять пулями разных калибров - от наименьшей пистолетной до небольшой разрывной гранаты в 1 3/4 дюйма. Секрет устройства канул в Лету. Без ложной скромности назвал её "Александровкой".
Михайловичи весной 1875го впервые увиделись с Младшим - Михаил Николаевич был наместником на Кавказе и жил там. До 82 года только приезжали летом (осенью?).
6 декабря 1875 пожалован первым офицерским чином прапорщика гвардии.
1876 (8) - Компания получила наименование 'картофель' - от печеной на углях картошки, которой часто заканчивались летние вечера в Гатчине. Девочки не участвовали, естественно, в мальчишечьей части деятельности (но в подвижные игры, в "казаков-разбойников", допустим, и даже в хоккей - играли). Кружок воспитывался Младшим "по себе".
"Картофель" же служил ядром действующей в играх некоего "Александровского полка роты" из родственников и детей придворных. У этого воинства существовал "служебный артикул". 5 марта 1881: "Месячный рапорт о состоянии лейб-гвардии Александровского полка. С.-Петербург. Аничков сад. Крепость". "В наличии" в "строю находится" 1 унтер, 2 ефрейтора, 6 рядовых. Подписал "командир второго взвода прапорщик Александр Романов Младший". "Рота" - это уже довольно серьёзно: 1 марта убит дед, и не до игр, но "рота" - уже не игра, и потому не отставлена.
1877 прочёл во "Всемирной иллюстрации" за 12 февраля: кроме 620 тыс. винтовок Мартин-Генри и 600 млн. патронов для них, из Америки в Турцию доставляется - что расценено им как гораздо худшее - 62 тыс. кавалерийских 13тизарядных Винчестеров с 120ю млн. патронов. А у нас - ни одного! Это беспокоит Младшего, хотя ему ещё нет 9ти.
- А зачем у гусар красные мундиры? Чтобы враг легче выцеливал?
1877 (9) - "Лицей". Когда Володю Оллонгрена забрали в псковский кадетский корпус, зашёл меж малыми разговор, с кем он будет учиться далее. Мало кто учиться любил, но в деловом ребячьем разговоре это не имело значения. Важно было помечтать, спланировать, организовать. Высказано, что хорошо бы было учиться вместе - весь "картофель", вся "рота" хотела бы. Потом высказана надежда на ходатайство перед августейшими родителями, возникли планы: как они и что будут делать при успехе этого ходатайства - слово за слово, и назад пути уже не было.
Младший умел и стремился решать дела. Произошёл "серьёзный разговор" с родителем и дедом. Младший сформировал его вокруг темы "на ком учиться править". Вывел, что ему в будущем, при правлении нужна будет команда людей не столько преданных, сколько способных. Удачно ввернул, что "ибо именно таких недостаёт сейчас деду". Старшие посмеялись обороту и вообще ловкости организатора. В результате получился целый класс, или, по словам Папа - "лицей": Младший, Петя Ольденбургский, Ваня Воронцов-Дашков, Валя Долгоруков, Кира Нарышкин, Дима Шереметьев.
Началась учёба, дававшая разом массу технического материала, и тогда стали обыгрываться сведения из истории: древние греки со своими фалангами и средневековые рыцари с замками.
"Всемирная иллюстрация" за 7 октября 1878. Во французской армии решено ввести нового фасона сапоги, состоящие из двух кусков кожи, которые соединены между собою пуговицами. Такие сапоги, расстегивающиеся очень легко, дадут возможность солдату прохлаждать ноги на каждой остановке во время перехода. Кроме того, они не пропускают ни сырости, ни пыли.
В 12 достиг вершины абстракции солдатиков.
(Количество выпускавших спички фабрик к выходу в 1848 закона, разрешающего их производство лишь в Москве и в Санкт-Петербурге, достигало 30. В следующем году работала только одна спичечная фабрика. В 1859 монопольный закон отменили и фабрики снова стали плодиться.)
Однажды, болея с подозрением на заразу, Саша оказался изолирован в отдельной комнате. И в его распоряжении оказалась только что начатая коллекция спичечных коробков. Не более двух десятков. Расставив их от суки по кресельной подушке, Саша любовался композицией. А надо сказать, что некоторые из этикеток изображали человеческие фигуры. Сначала придумал просто сбивать их из пружинного пистолета. Потом воображение понесло: кресло - скалистая гора. Что это за человечики? Светлые коробки - конечно же, положительные персонажи. В горах. Греческие повстанцы. Или гарибальдийцы. А может солдаты Тергукасова. Тёмные коробки, соответственно - враги. И тут же завязался бой. Вначале рукопашный. Брался коробок и им толкался коробок-противник. Несильно, чтобы противник не улетал, а естественным образом падал на месте. При этом можно было толкнуть так, чтобы противник просто опрокинулся навзничь. Он тут же придумал, что "лицом" вверх означает "ранен". А можно ударить с подворотом в верхний угол так, чтобы "противный" коробок, валясь, ещё и повернулся "лицом" в сторону падения. "Лицом" вниз значило, что он "убит". "Убитый" выбывал из игры, "раненый" лишь пропускал оставшуюся часть одного сражения. Очень удобная получилась вариация, поскольку за "хороших" можно было бить старательно, а за "плохих" - нехотя. Таким образом "наши" всегда были только "ранены". Потом началась стрельба: из пружинного пистолета карандашом по очереди то в тех, то в других. "Убитые" и "раненные" определялись по тем же правилам.
Когда изоляция закончилась, новая игра продемонстрирована остальным. Она понравилась, поскольку содержала меньше формальностей и давала больше тонкостей, нежели "шпигалки". Все сразу же стали собирать себе армии коробков, что само по себе составило отдельный азарт. Обносилась кухня и все другие доступные источники. Самым эффективным источником оказались дворовые работники, которых можно было попросить купить спички в магазине. Правда, тут более трёхсот "солдат" ни у кого не набиралось. Неудобно также было, что все коробки у разных игроков оказались одинаковыми. Но из этого положения вышли быстро: каждый придумал себе знамя и рисовал его стилизованно на верхнем торце каждого своего коробка. У Саши это были зелёная полоска вдоль передней стороны и коричневая - вдоль задней. У Вали - синяя и красная вдоль боковых сторон. У кого-то был крест, у других - ещё что-то. И когда "солдаты" расставлялись на полу, сверху было прекрасно видно где чей.
Потом сочтено было, что стрелять из пистолета накладно. Долго заряжать, и карандаши постоянно терялись. Тогда стали по очереди бросать в строи противника камешками от недавно подаренной манкалы, благо их там было с сотню. Теряй - не хочу. Вскоре стали разыгрываться такие сражения, что поболеть за играющих собирались даже взрослые. И это было только начало. Потом каждый, по Сашкиному примеру, конечно, сделал себе "царя", "министров", завёл "государственную печать", стал писать "указы". "Личные грамоты",как и выструганные из спичек "генеральские сабли" и "денежки" достоинством в одну спичку каждая - всё это "личное имущество" можно было весьма удобно хранить внутри самого "индивида". Теперь "войны" начинались не с бухты-барахты, как в кригшпиле, а в результате "международных отношений". И т.д.
Но это всё были цветочки. Самое интересное началось, когда Сашка заболел на следующий год и, выздоровев, показал новую придумку. Это были четыре пушки. Стволы "катались" из бумаги на оправке - круглой спице. Лафеты первых пушек делались из глины. Но главное - пушки стреляли! Вначале, правда, глиняными ядрами и недалеко. "Порохом" служила счищенная с тех же спичек сера. Зато это были настоящие выстрелы. Все тут же стали делать себе артиллерию. Несомненно было, что артиллерия обязана давать своему обладателю какое-то преимущество. Было решено, что при своём ходе каждый играющий может лишь один раз бросить камешек, но его артиллерия при этом могла выстрелить по одному разу из любого количества пушек - хоть изо всех.
Хотя эти первые пушки были совершенно неэффективными, зато эффектными, создавая шум и изрыгая дым и пламя. Далее пошло лучше. Во-первых, пушки стали катать на карандаш - это был больший калибр - а стрелять "картечью". Вначале в качестве "картечи" использовали рис - для безопасности. Да, о безопасности, по примеру стрельбы из лука, очень даже заботились. Без каких либо увещеваний со стороны взрослых. При каждом выстреле все играющие уходили из сектора стрельбы, тщательно отбраковывали прогоревшие уже стволики и прочее - несчастных случаев не было, если не считать того, когда выбило плохо запыжёванную казну и пыж полетел назад, едва не попав целящемуся Жоржику в глаз. Крупа, однако, оказалась слишком лёгким снарядом, способным свалить вражеский коробок лишь при выстреле в упор. И вскоре её заменили настоящей дробью. Во-вторых, хотя вместо счистки серы со спичек по одной вскоре стали использовать кофемолку, добыча её всё равно оставалась делом хлопотным. Поэтому сера была заменена доступным охотничьим порохом. И, в-третьих, Сашка "изобрёл" снарядные пушки - некое подобие древних каморных орудий, многочисленными каморами для которых запасались заранее, что устраняло ту неприятность, что за одну игру из каждой пушки получалось выстрелить лишь по разу. За это "изобретение" Сашка удостоился особой похвалы от отца. Именно после этих усовершенствований их пушки приобрели действенный огонь, а в игровой комнате в известном только им месте чуть выше плинтуса появились четыре едва заметные весьма кучные пробоины.
Вскоре это стала не просто игра. С ней Младшим приняты некоторые совершенно практические понятия. Например, многими вначале коробки расставлялись аккуратными колоннами. При этом можно было ловко пустить камешек низом так, чтобы выбить из строя противника сразу полшеренги. Но Сашка, конечно, стал расставлять своих вроссыпь, с большими интервалами, и к тому же укрывая их за различными препятствиями и перемещая от одного препятствия до другого. От Хиса, которого вполне терпели как зрителя и даже предпочитали его присутствие в качестве третейского судьи, последовало замечание, что "так не воюют", на что получил ответ: "А следовало бы". Наставник заметил: "армия, обращённая в толпу, не имеет руководства". "Но ведь американцы как-то руководили. Солдатами не следует понукать "цоб-цабэ", как стадом. Им надо просто с самого начала указать цель атаки, и положиться на то, что каждый из них найдёт лучший для себя способ достичь этой цели". Все подхватили выгодный в игре рассыпной строй, и лейпциговских геометрических толп на их полях больше не было.
С наступлением тёплого времени года военные действия перенесены на лужайку. Вот где можно развернуться вовсю. Тут можно, во-первых, выставить сразу всё своё двух-трёхсотенное воинство. Во-вторых, можно строить редуты и, главное - копать траншеи. О, траншеи - это такие щели, в которых коробки хотя и получают попадания - ведь камешки бросаются сидящими на коленках игроками несколько сверху - но из-за узости этой щели коробки редко падают - и то только набок, что стало расцениваться как "лёгкое ранение", не приводящее к выбыванию из строя. Получался эффект, подобный реальному: обороняющиеся в траншеях несли ничтожные потери, тогда как атаки на них оказывались губительными.
Появился даже "журнальный шпионаж". Когда находили полезную для игры информацию, то пытались скрыть содержащий её номер журнала, чтобы получить преимущество над другими. Началась "борьба" за военные и технические издания.
Изустное представление своей тактики
6 мая 1880, когда Младшему исполнилось 12, он стал подпоручиком гвардии.
Внсьма щемило несоответствие, что во всём они уже играют почти по-настоящему, а вот тактические игры у них по-прежнему с деревянными ружьями и с "кх-кх". И в обучении то же - муштре Плешакова нечего противопоставить.
И вот в один из дней лета 1880го Петя Ольденбургский принёс занятную вещицу: маленький такой арбалетик - с тетрадь размером, но с луком из рессорной стали и тетивой из струны. Стрела вроде карандаша - собственно, карандаш подходил отлично. Младший, как раз думавший о внесении жизненности в их тактические игры и не признавший никакого оружия, кроме повторительного, возбудился этой вещицей к очередной волне деятельности.
Вечером он взялся рисовать нечто подобное, но с устроенным сверху магазином на несколько стрел и с рычагом для натяжки тетивы. Нельзя сказать, что ничего не вырисовывалось, но выходило оно громоздким, хлипким и неудобопользуемым. И способ натяжения тетивы представлялся невразумительным: всё время что-то мешало - то магазин, то очередная выпадающая стрела. И сами стрелы. Для безболезненной стрельбы друг по другу они давно уже придуманы - с винной пробкой на конце. Но такие стрелы, конечно, не подходят к магазину. Ну, и всё в таком духе не складывается...
Проблема со стрелами решилась просто. Младший ведь тяготел от стрел к имитации современного оружия. А арбалеты ведь способны стрелять не только стрелами. Вот и подумалось: почему бы не стрелять просто пробками? Ну, или не самими пробками, а вырезанными из них более тонкими стерженьками с приклеенными спереди чуть более тяжёлыми бобышками. Например, липовыми. Нет, так не пойдёт - а вдруг в глаз. Лучше доклеить спереди ещё пробковый коротыш, а под ним - углубление с дробиной. И край скруглить непременно.
Хуже с механизмом. Можно, конечно, повторить конструкцию от древних китайцев, но прорезь для тетивы через весь... ложемент, что-ли, - делала это решение сомнительным. Вот если б разместить лук сзади... Какая разница, куда тетиву натягивать: от лука или к луку?.. Нет, так не пойдёт - длинная прорезь всё равно необходима. Тетива мешает сама по себе. Если б без тетивы. Хм. А почему бы и нет? Энергию-то даёт лук. Тетива только передаёт. Цепляем лук концами к перекладине, выгибом назад. Громоздко, конечно. Но не более громоздко, чем изначальный арбалет. Зато тетивы уже нет. Энергия та же, хотя ход короче. А можно лук разместить вертикально... Нижнюю ветвь упрятать в рукоятке... А верхнюю? А верхняя - всё равно... Там ведь магазин будет вверх торчать. Подача под собственным весом - другое сложно. А можно - чтоб не торчало - поместить в рукоятке только половинку лука. Жёсткой частью вниз. Сжимаешь рычаг - пружинящая ветвь напрягается. Сжимаешь больше - она соскакивает с рычага и бьёт по пуле. Можно две половинки лука в рукояти поместить рядом - обе гибкой ветвью вверх. Тогда энергии будет как у целого лука... Хм. Так это ж у меня получается просто пружинное устройство! Да, точно. Проще уж просто поставить подходящую пружину. Такое самим не осилить - пружины может лишь хорошая мастерская. Надо на всю "роту" - шук с дюжину...
Стал предлагать учителям:
- Ваш предмет будет лучше восприниматься, если иметь перед собой его ещё и в печатном виде. Не изволите ли предоставить мне свои лекции? Или порекомендовать какие-либо книги?
Вскоре собралась внушительная библиотека из до сотни только рекомендованных преподавателями изданий. К ним ещё прибавилось до двухсот книг и около пятисот журналов подручной библиотеки, бывших у Младшего в постоянном использовании. Это не считая тех, которые он брал временно. Такое число книг потребовало собственного кабинета, каковой и предоставлен.
Права наставников в кабинете уже значительно урезаны. Например, в первый же день, не говоря уже о том, что он сразу выказал нежелание видеть наставников (кроме Хиса) в кабинете, так ещё, отходя ко сну, в своём кабинете он оставил на столе книги и бумаги в том состоянии, в котором работал. На замечание наставника о том, что надо всё убрать, ответил, что желает назавтра продолжить работу немедленно с того места, в котором прервался так, как будто и не прерывался, не тратя времени на раскладывание книг и прибора, а главное - не восстанавливая мучительно в голове ход мыслей. Когда же цесаревич уснул, наставник, желая показать царевичу, что порядок эффективной работе не помеха, прибрал на столе. На следующий день случился невиданный скандал и всеобщий запрет прикасаться к чему-либо в его кабинете. Младший даже решил убирать в нём каждый выходной собственноручно, лишь бы не допускать туда посторонних.
август 1880 (12) - начало военного обучения. В Аничков дворец доставили три ящика патронов (300 шт.) к ружью. Оружие и боеприпасы хранились в Арсенальном павильоне Аничкова дворца. Тогда же фельдфебелю Федору Плешакову выдали прицельный станок и ружье Бердана "для пригонки и пристрелки к этому ружью прибора для стрельбы дробинками".
Младший увязался с Плешаковым в Ораниенбаум, в Офицерскую стрелковую школу (из Александрии верхом - просто прогулка) за прибором для стрельбы дробинками. Прибор этот, как и сама "берданка", его совершенно не интересовал. А надеялся он там найти оружейника, который мог бы изготовить самострелов. Да ещё и, может, подсказать чего. И приехали они к мастеру с забавным отчеством Мельхиорович. Владимир Мельхиорович Квашневский. Маленький щупленький, хитроватым прищуром глядящий сквозь очки-пуговки, похожий на аптекаря полячек. В жилетке и брюках с лампасами. Он выделывал приборы в форме "берданочного" затвора, просто вставлявшиеся вместо него, передёргиваемые в точности тем же "щеколдовым" движением и стрелявшие, как оказалось, посредством сжатого воздуха. Это было именно то, что и требовалось Младшему!!! И что особенно замечательно: в свободное и не очень свободное от работы время Мельхиорыч просто в фабричных масштабах промышлял околострелковым товаром - настолько успешно, что, например, журнал "Охотник" агитировал "патронташи лучше всего заказывать у г. Квашневского из Ораниенбаума, на 20 гнёзд, по 5 рублей".
И вот, пока фельдфебель с мастером проверяли прибор, Младший сидел у верстака, и прикидывал, как бы "подъехать" к хитрому "пшеку". А размышляя, совершенно характерным движением машинально взвешивал в горсти машинально же подобранный с верстака кожевенный нож. Ну, имеется такая привычка: не оставаться бездвижным - хотя бы вертеть что-то в пальцах. Короткое лезвие, короткая колодка - совершенно непригодно к метанию. И - что столь же машинально - позыркивал цель. Бросать, само собой, не собирался. Мельхиорыч, естественно, кидал взгляды - не каждый день Царевич заходит - и ситуацию оценил правильно. Прищур у него стал ещё хитрее, даже заулыбался. Чёрт его знает, что ему на ум взбрело. Может ножами своей выделки заинтересовать хотел. Он указал пальцем туда, где две стены сходились с наклонным потолком, и где отошёл многослойный шмат обоев.
- В угол.
Ситуация усугублялась ещё тем, что тот конец мастерской был у Младшего позади, с левого плеча.
Младший озорно ухмыльнулся и в полуобороте небрежно кинул нож. Тот воткнулся в самый угол. Глаз Мельхиорыча тоже блеснул нездоровым огоньком. Он поискал на верстаке вокруг себя, нашёл отвёртку, подкинул её Младшему и потребовал:
- Ещё.
Младший поймал отвёртку, и почти с лёту швырнул. Отвёртка воткнулась ровно в ту же точку.
- О! - восхитился оружейник. И подкинул Младшему ещё одну отвёртку. Она легла в точности так же.
- Фантастично, Ваше Императорское Высочество! Никогда такого не видел!
Младший скривил уголок рта: "Подумаешь..."
Мельхиорыч воздел палец небу и выскочил за дверь - то ли кладовой, то ли какого иного помещения. Послышалось хлопанье раскрываемых и закрываемых дверец и грохот выдвигаемых и задвигаемых ящиков. Через минуту он вернулся и подал Младшему охотничий нож. В простых, но прочных свиной кожи ножнах.
- Примите. Такой твёрдой руке, как у Вашего Императорского Высочества, впору.
Младший вынул. Никаких изысков. Строгое дельное лезвие. До голубизны сияющий глянец гарды и тыльника. Ладный черен козьей шерсти. Тем и красив. Той практичной скупой красотой, которая восторгает пуще золота и бриллиантов. Только вот...
- Хорош, - похвалил Младший для порядка. - Изумительно хорош. Спасибо. Однако я не охочусь. Если это подарок за метание, то можно другой? На заказ. Я Вам нарисую.
Назавтра Младший набросал идеальный в его понятиях метательный нож. Прямое обоюдосходящееся, но односторонне заточенное лезвие. Примитивная плоская прямоугольная рукоять. В общем, не нож, а просто наконечник дротика, приспособленный для использования без древка. Набросал наскоро - не за этим он собрался к Мельхиорычу. Нож - так, повод.
Мельхиорыч взглянул в положенный Младшим на верстак чертёж мельком.
- Сделаем, - пообещал коротко.
- Владимир Мельхиорыч, - начал Младший, глядя в чертёж. - Есть дело поважнее.
Полячек блеснул стёклышками.
- Вчерашний прибор - он ведь по сути - "воздушка". Требуется несколько воздушных приборов... скажем, десяток... или два - некоторого особого свойства, - Младший выжидательно посмотрел на мастера.
- Чертёж есть?
- Нет. Думается, Вам самому сподручнее будет. Устройство не столь важно. Важны только некоторые свойства. Стрелять он должен вот такими пулями, - Младший выложил на верстак пробку от самострела. - Сажен на дюжину прямого выстрела. Форма должна быть пистолетной, но на конце ствола должна быть вторая рукоять - для твёрдого прицеливания. И эта же рукоять должна служить для взведения поршня и подачи очередной пули - устройство должно быть повторительным.
- Баллон? - спросил Мельхиорыч, озадаченно почесав затылок.
- Нет. Баллон - наверное излишне сложно. Взведение поршня без отрыва рук, думаю, затруднением не будет. А вот вкладывание пуль - определённо манипуляции. Поэтому сей процесс автоматики попросту требует. И чтоб заполнять магазин пулями не по одной, а единым движением - полный комплект. В какой-нибудь обойме. Например, как у Линднера. И комплект этот должен быть как можно большим. Вот, пожалуй, и все требования. Возможно такое?
Мельхиорыч подобрал с верстака пробку.
- Вполне. Отчего ж невозможно? - ответил рассеянно. - А отчего он склеен?
- Внутри грузик. Дробинка, - объяснил Младший.
- Да-да. Так-так... Неправильно. Склейка ненадёжна. Надо для груза дырочку сзади высверливать. А уж потом дырочку чопиком и заклеивать - так надёжнее. А окрашен, стало быть, чтоб не растерять... Ага... А для чего он такой... - мастер протянул щепотью у себя перед носом, - ...продолговатый?
- Ну как?.. Чтоб летел прямо. В смысле - головой вперёд.
- А зачем ему головой вперёд?
- ?
- Я понимаю: пробка - чтоб не больно. Но ведь он пробковый со всех сторон. Поэтому безразлично, каким концом он будет лететь вперёд. Хоть боком.
- Боком нельзя - будет тормозиться.
- Так потому и будет тормозиться, что продолговатый. А если сделать шариком - не будет. Шариком много лучше. Во-первых, проще подавать в магазине - нет опаски перекоса. А во-вторых - больше влезет. Ваше Императорское Высочество говорили ведь о как можно большем комплекте. На один ваш снаряд... - мастер взвесил пробку в горсти, - шарика четыре будет.
- Ну что ж. Мысль интересная. Подумаем. Надо понимать, Вы на работу согласны. Честно говоря, духовой прибор возник по наитию, прям вчера, и никаких идей по этому случаю не заготовлено. Так что давайте пока порисуем. Я на днях зайду - посмотрим, что у нас вырисуется. Согласны?
- По рукам, Ваше Императорское Высочество. А что нож-то? - Мельхиорыч подбородком указал на чертёж.
- Нож? А нож делайте.
Нож был сделан. Мельхиорыч постарался: вместо насадной рукояти весь нож - один кусок желтоватой закалённой стали. Вместо прямых кромок лезвие слегка сходящееся. В общем, не нож - сказка. Второй настоящий нож в его жизни. И последний. Прежде бумагорезы служили Младшему ножами, а теперь нож стал служить бумагорезом - редки уже уединения в парке, много дел в "роте-лицее".
Младший стойко выдержал первое занятие с Плешаковым - муштру, по сути - и попытался решить вопрос "потиху".
- Деда, надобно стрелять из "винчестера".
- Это приучение к армии, а не игрушка.
- Армии именно и должно стрелять из "винчестеров".
- Армии должно стрелять из положенного оружия.
- То есть армии "плевны и альмы" просто положены по статуту? - "Плевны и альмы" у Младшего - издавна главное ругательство.
- "Берданка" заслужено хороша - надо только уметь обращаться. Вот учись, и ты поймёшь.
- Вот именно - чтобы быть столь же хорошим, как необученный волонтёр с "винчестером", "берданке" нужно долго и нудно учиться - да так и не научишься. "Берданка" - оружие Плевны, где "винчестерами" нам как раз и всыпали. А если б у нас были "винчестеры"?!
- "Винчестеры" - это "пукалки", у них слабый патрон.
- Ты это, деда, русскому солдату, шедшему на Плевну, расскажи: чего ты, мол, умираешь, тут же умирать не от чего, тут слабый патрон.
Император посмотрел на внука с интересом. Да, Младший просто так не отстанет. Не в отца - весь в деда. Но и дед не лыком шит.
- "Винчестер" дорог. Нам миллион стволов нужно - где "винчестеров" набраться?
- Один "винчестер" за две "берданки" сработает... да где там за две - за десять. Ты, деда, не по стволам считай, а по патронам. Патрон ведь цель поражает. Патрон - цель, патрон - цель.
- Потом, "винчестер" - тонкая работа. Наш мужик косолапый, пожалуй, в руке не удержит, чтоб не поломать.
- Ой, деда, только вот этого, пожалуйста, не надо. Солдат русский вам не такой. Ему и "берданку" тоже давать не хотели - поломает. И что же - хоть одну поломали? Такой же точно наш солдат - руки-ноги к тому же месту приделаны, что и у всех. Вы, командиры, на себя б вначале посмотрели.
Дед усмехнулся:
- Что это такое? Бунтовать!?
- Да я ж не за себя. Я ж... - у Младшего даже слёзы выступили. Да, с этим у него слабо - когда ты за справедливость, а тебе в ответ: "нет", - и всё тут. Теряешься. Руки опускаются. Обидно. - ...Я ж державы ради. Ну, хочешь - я отношу эту чёртову "берданку, отстою эти дурные караулы - но в армии это надо менять. Потом я всё равно всё по-своему сделаю. Но столько времени будет потеряно...
- А мы, по-твоему, не ради державы?
- Деда, дело не в том кто для чего старается. Дело в том, что при всех наших стараниях почему-то самое очевидное и самое главное у нас никак не достигнет своего итога. "Стараться" не означает "направлять все свои мысли и чаянья". "Стараться" означает "делать". "Получить результат". "Винчестер" лучше "берданки" - это доказано. Где итог нашего осознания этого доказательства? Вообще: всегда так, что все армии уже принимают на вооружение завтрашнее, а мы ещё спорим о преимуществах вчерашнего - это наше свойство прекрасно всем нам известно. Но где итог нашего ознакомления с этим нашим свойством? Что мы делаем, чтоб впредь не запаздывать? В итоге мы отвергаем уже показавшие себя преимущества "винчестера" ради придуманных нами и в действительности не имеющих места недостатков. И сказать бы, что мы сим самообманом о непригодности "винчестера" можем оградить себя от повторительного оружия. Так нет - нам его всё равно придётся иметь, как пришлось иметь всё, что мы ранее под столь же надуманными предлогами отвергали. Потому что его будут иметь все, в том числе и наши противники - потому что не бывало ещё, чтобы отказались от столь очевидно продемонстрированного преимущества оружия. Но мы как всегда, имея всю возможность быть в числе первых, будем последними. И как факт, это не самое худшее. Хуже оно как привычка. Хуже оно как стремление. "Ну-ка что там у англичан? Что там у немцев?" Ааа... - Младший досадливо махнул рукой и замолчал.
- Эк, загнул. "Винчестера" он, видите ли, захотел. Может ты чего ещё захотел?
- Да. Я многого хочу. Так себе, что ли? Хочу, чтоб не было этих "на плечо", "на караул" и прочего.
- Ха. Ну, слава Богу, - обрадовался Император. - А то я грешным делом подумал, что ты и вправду революцию затеял. А ты просто ищешь себе лёгкого пути в учёбе. "На караул" ему не хочется. А на гауптвахту тебе хочется? Или выпороть тебя, чтоб дурь прошла. Слыхал такое: "Тяжело в учёбе, да легко в бою"?
- Дед, это не смешно. Вы на войне в виду турка парадом ходили? Если б наша армия чётче исполняла "на караул", мы б Севастополь отстояли? Накой эта эквилибристика? Нам ведь армия нужна, а не циркус. Я такого "лёгкого пути" ищу, что не поздоровится. Это как раз твои парады - лёгкий путь. Что там полковнику: вымуштровал, пять минут прошёлся, ну пускай час простоял - и "Станислава" на грудь. Но нет у нас возможности тратить время на эти циркусы - "плевны и альмы" нам его не предоставляют. Грядущие "севастополи" нам его не предоставляют. Не пять минут и не час привычной "шагистики" на плацу, а сутки, месяц в действительных боевых упражнениях и маршах, в грязи, под ливнем, и каждый раз в иных условиях - не хотел? Вот я какого "лёгкого пути" ищу. Каждую трудовую минуту солдат должен тратить на бой, а не на бессмысленное жонглирование ружьём. Точно как пахарь каждую минуту должен тратить на выращивание хлеба, а не на красование плугом - иначе он помрёт с голоду. Также и солдат каждое мгновенье должен думать о бое, иначе он будет убит.
- То, что ты обзываешь "шагистикой" - вовсе не есть безделием, как то тебе представляется. Это основа армии. Равнение сплачивает, строй дисциплинирует, парад поднимает дух.
- Равнение заставляет полагаться на команду, строй обозляет осознанием бесполезной ненужности, парад порождает надежду на мясозакидательское "авось - мы-то бравы". Деда, ну подумай: разве боевое действие плечом к плечу не сплачивает? Разве сознание зависимости всех в бою от каждого отдельного "тебя" не дисциплинирует больше? Разве успех боя не поднимает дух гораздо выше, чем какой-то рутинный парад?
Так они и стоят друг перед другом: мальчик с бледным лицом и трясущейся губой и дед улыбающийся, но как-то озабоченно.
- Ну, вот что. Перестреляешь Плешакова - будет тебе "винчестер".
На первой же стрельбе Младший наилучшим образом обнаружил известный за ним с детских стрельб из лука талант - из 10ти выбил 9. Плешаков с удивлением рассматривал учебную "берданку" - он-то считал прибор непристрельным. "Винчестер" обеспечен.
Ввиду записей Алексей Александрович подарил серебряный ever-pointed pencil-case размера "Н" (0,9 мм) с ёмкостью для грифелей, выдвигаемых вращением. Этот карандаш надолго стал главнейшим рабочим инструментом Младшего.
1 марта 1881 (13) - повзросление и устное творчество.
- В будущей войне обязательно проявится повторительная многозарядная скорострельная винтовка более быстрой операции, нежели "шпингалет" - точно как в турецкую компанию появился "винчестер", но теперь она появится в гораздо большей массовости, - заявил Младший.
- Ну, это вряд ли, - ответил кто-то. - Хотя турки применяли "винчестер", но до сих пор официально ни одна армия не приняла в массовое вооружение "повторителей". "Шпингалет" надёжнее.
- Так и у турок "винчестеров" официально на вооружении перед войной тоже не было. А потом: "бац" - и появились. То же самое произойдёт с любыми армиями, когда они начнут войну. В быстром ближнем бою, каким непременно станет рассыпной стрелковый бой, выделывать кренделя "шпингалетом" станет невместно.
- Так турки отведали уже этих "скороспелок", да что-то от них отказались - нету нынче их на вооружении и у турок.
- Отказаться-то отказались, да только крови скорострелки у нас попили. А значит, эффективность их доказана. И проверено, что эффективность их важнее умозрительной надёжности "шпингалета". То, что турки от них отказались - это сомнительная разумность. Так не раз уже прежде бывало, что в войну возникают превосходные образцы, но как война заканчивается, в армии берут верх образцы так сказать "надёжные проверенные временем". В той же Америке в Гражданскую не могли нахвалиться "спенсерами", но как только война закончилась, так генералы постановили вооружиться монструозными однозарядными "трапдорами", а "спенсеры" у них враз стали "ненадёжными" и "маломощными", хотя в войну их популярность этих недостатков не выдавала. Я, конечно, понимаю, что "трапдор" дешевле, ибо переделочный. Но если дешевизна для армии - правое дело, то разве правое дело требует лжи для своего оправдания? И вот вам результат - битва при реке Литл Бигхорн, опять законно высветила превосходство "повторителей" над однозарядками. То же самое и с картечницами Гатлинга. Когда убедились, что они эффективнее картечи, решили вооружиться "гатлингами". Но закончилась война и что же? Ограничились переделкой трёхдюймовых Орднанс Райфл в казнозарядки. Да - казнозарядные, да - нарезные. Но картечи-то это безразлично. Она как летела из гладкого ствола на 300 шагов, так летит и из нарезного. А "гатлинги" - они, видите ли, оказались "дорогими". Но ведь начнётся война, и тогда тот, кто первый переступит через эти "весьма веские" аргументы, как то: "ненадёжные", "маломощные", "дорогие" - те получат колоссальное преимущество, как его в своё время получили прусаки с их "негодными" игольчатыми винтовками. Пусть иные подсчитывали, после скольких выстрелов ломается игла, но эти подсчёты производились уже после прусской победы.
- Вот, полюбуйтесь, по каким принципам до сих пор делают ружья. Почти целая страница вызывает ничего, кроме изумления: "Ствол нарезного оружия в прежнее время был несоразмерной толстоты и веса. Ныне же относительно толщины ствола в некоторых государствах, по-видимому, впали в другую крайность". То есть зависимость толщины ствола от давления для автора неочевидна. Дальше ещё веселее. Слушайте: "Длина ствола для малых калибров должна быть равна 48и калибрам и 46и калибрам для больших калибров. Хотя эта длина излишня и даже вредит дальности полета снаряда, потому что превышает длину, необходимую для совершенного сгорания заряда, увеличивая, кроме того, трение и отдачу; но, тем не менее, мы должны принять вышеозначенные размеры, во-первых, для того, чтобы сохранить стволу достаточную длину для употребления его как холодного оружия, а во-вторых, потому, что эта длина, облегчая прицеливание, уменьшает отклонение снаряда. Вот причины, не позволяющие определить длину ствола в 28 или 30 калибров, хотя этой длины совершенно достаточно для полного сгорания порохового заряда в нарезном оружии". - Ну, как вам аргументы? И никто в мире этому не сопротивляется.
- Ну, про штыковое древко - понятно. Однако в отношении прицеливания, по-моему, верно сказано.
- Что ж тут верного? Начальная скорость даёт пологость траектории, что есть первым способом точности. А ею жертвуют ради совершенно бесполезного увеличения базы прицела. Но слушайте: далее - вообще конфетка. "Калибр ствола должен быть не менее 14 и не более 15 миллиметров; при таком размере, штуцер был бы красив на вид..." - Понимаете?! "Красив на вид"!!! Какая к чёрту поперечная нагрузка?!!! И вот по этим принципам создают оружие до сих пор!
- Каких-то 20 лет назад о привычных сегодня вооружениях самые что ни на есть официальные наши издания писали такую чушь, что на голову не натянешь. Лишь за пару лет до рейнджеров Мосби у нас с преумнейшей миной рассказывали, будто револьвер в кавалерии не будет применим абсолютно никогда вовеки веков - почитайте "Военный сборник" за 1860й год. Про то, что револьвер доказал свою применимость в кавалерии ещё за 12 лет прежде того - о чём, кстати, в том же сборнике прямо и говорится!!! - я вообще молчу. И вот такая "мысль" у нас во всём. И всё знание о новинках вооружений складывается у нас "по слухам" да "по мнению" - проверять практически и использовать результаты проверки в деле - это нашему философического склада разуму кажется, по-видимому, слишком примитивным. Иметь особое и безапелляционное мнение о том, чего мы отродясь не видали - наше исконное русское свойство.
Журналы и книги затасканы "картофелем" до тряпок. Попросил исправно присылать ему все известные научные, технические и военные иностранные издания, чем крайне обрадовал Папа и огорчил многих большим вниманием именно к изданиям военным. С чтением всё более терял интерес к военному обучению, начал говорить об ошибках преподавателей. Этому чтению доверял больше, чем своим военным преподавателям. Особенно американская гражданская - самая грандиозная война 19 века. Из информации об этой войне вынес практически все свои военные убеждения.
Взгляды все выводились из нескольких элементарных понятий, считаемых им аксиоматичными, априорными от определений или доказанными опытом.
А. Прерогатива наступления. Наступательное и оборонительное состояние армии не есть суть равные по уровню, и только противоположные по знаку своего намерения. Сие суть две абсолютно несвязанные между собой категории, противоположные по знаку способности. Наступление суть способность к ведению боевого действия. Оборона не есть суть иной способ ведения боевых действий, а отнюдь неспособность к ведению боевых действий. Ибо суть ведения боевых действий состоит в разрешении (какого-либо вопроса сложившейся до тех пор ситуации в вашу пользу). Разрешить ситуацию можно только активным действием. То есть наступлением. Оборона теоретически может разрешить ситуацию в вашу пользу, только если противник потратит на преодоление вашей обороны больше сил, чем потребуется ему самому для обороны при вашей контратаке. Какового неестественного подарка от противника вы ожидать попросту не в праве, а стало быть, и не вправе строить свои планы из расчёта на этот подарок. Стало быть, следует исходить априори, что оборона ситуацию в вашу пользу разрешить неспособна и не является активным боевым действием. Стало быть, боевое действие, война, суть лишь наступление. Решение обороняться тогда, когда вы можете наступать - столь же напрасная трата сил, как и стремление наступать без способности к тому.
Б. Главное оружие есть скорость. Скорость вашего действия должна превосходить скорость реакции на него противника. А отсюда наиважнейшее значение имеет превосходство ресурса, подготовленного до начала боевого действия. Вся работа армии производится в мирное время. Сама же война работой армии не является. Война есть лишь результат работы армии, экзамен на проверку произведенной в мирное время работы. Война есть единственный удар. Весь ресурс, подготовленный к войне, должен быть введён в действие до того, как противник хотя бы в малейшей степени успеет осознать происходящее.
В. Армия, соответствующая самому современному уровню, не имеет превосходства. Превосходство имеет армия, задающая этот уровень. Стремиться к самому современному уровню означает стремиться за кем-то, то есть плестись в хвосте. Стремиться необходимо не за кем-то, а к идеалу.
Г. Не всё оружие одинаково важно, как и не все средства. Имеются основные типы оружия, которыми выполняется наибольшая масса работы. Таковых всего три: массовое стрелковое оружие (ружьё), пехотное орудие и наиболее массовое батарейное орудие. Выполняемая этими тремя типами работа составляет критическую массу боевой работы, то есть такую, которая перевешивает ход войны в вашу сторону даже если некоторая другая работа, для которой требуются иные типы оружия, не будет выполнена. Отсюда следует, что вы не должны тратить усилия и средства на обладание множеством типов оружия. Следует тратиться на количественное и качественное превосходство всего в трёх типах.
Другое применение метода критической достаточности - в отношении целей на поле боя. Не всё, что имеет противник на поле боя, является целями, достойными ваших усилий, достойными траты на них боезапаса, не всё даже достойно отвлечения внимания в скоротечном бое.
Казалось бы, полевое укрепление - достаточно важная цель. Но ведь само по себе, как сооружение, оно не несёт вреда нашим войскам. Оно несёт вред как укрытие войск противника. Значит, если поражать не конструкцию укрепления, а только находящиеся в нём войска, то задача боя будет достигнута. Но и скрытые укреплением войска не все одинаково значимы в каждое отдельное мгновение современного скоротечного боя. Действительно угрожают нам только те из огневых средств противника, которые в данное мгновение ведут огонь по нашим войскам - быстрота боя не позволяет нам, или как минимум нашей передней линии отвлекаться на что-либо остальное. Но раз эти средств противника ведут по нам огонь, стало быть, мы в этот момент открыты их дулам, их линии огня, а значит и они открыты нам, огню нашего обычного противопехотного оружия без необходимости в каких-либо стенобитных орудиях. Остальные силы противника в данном укреплении в этот момент пассивны, и угрозы нам не составляют. Да, в любой последующий момент пассивные силы могут быть введены противником в бой. Но обстановка к следующему моменту уже изменится - в нашу пользу, если противник был пассивен. Мы минуем укрепление, поскольку противостоять укреплению - не лучшая мысль. Если скрытые в укреплении силы противника выйдут для боя с нами, то это будет бой уже без учёта укрепления. Если же они останутся в укреплении - тем лучше. Итог: критической целью на поле боя есть живая сила, а паче - угрожающие нам огневые средства противника. Тратить усилия и средства на оружие против других типов целей расточительно.
Д. Не все элементы армии одинаково значимы в своей взаимосвязи.
Наивысшее значение имеет командование. Если у вас есть (хорошее) командование, то у вас есть и армия. Ибо армию создаёт именно командование. Если даже в армии не будет ничего, кроме командования, оно может управлять хотя бы партизанами. В конце концов может само взять в руки оружие и воевать. Остальное в армии без командования - это даже не дебил, который хотя и неверные движения, но осуществлять способен - это анацефал, не способный двигаться вообще.
Следующим по значимости в армии есть разведка. Без сведений о противнике будет бессильно даже наилучшее командование.
Х. При современном состоянии оружия возможен только свободный рассыпной порядок наступления пехоты. Правильная дальность действия стрелкового оружия по отдельным целям свободного рассыпного порядка - до 100 м. Свыше этого правильный огонь по отдельной цели невозможен. Отсюда сторонник короткого ствола и короткого патрона, а также повторительного действия, магазина, причём отъёмного. Сложность повторительного действия намерен компенсировать отсутствием нарезов и неметаллическим сгораемым патроном без необходимости процесса экстракции. Рычаг-спуск как у Ханта-Смита, но с коротким ходом, управляется двумя пальцами без отрыва от рукоятки: лёгкий ход - перезаряд, в конце тугой - выстрел.
У. "Лучшая артиллерия это самая простая артиллерия. Если бы один калибр мог отвечать всем боевым потребностям, а один тип повозки - всем транспортным нуждам, это и было бы совершенством. ...нужно определить калибры орудий, ограничив количество этих калибров до минимума, так как если два калибра могут выполнять одну и ту же функцию, значит, один из них лишний и, более того, вредный, потому что он вносит затруднения в доставку боеприпасов, замену необходимых частей и т. д." - генерал Огюст Мармон. К идеалу пришел Наполеон III - вердиктом 1846 года решена замена всех типов полевых орудий Le canon obusier de 12 livres.
Эти и подобные усвоенные в этот период взгляды навсегда стали довлеющими.
В 1882м наместничество на Кавказе упразднено, и Михайловичи вернулись в Петербург.
Приказом ? 260 от 13 июля 1882 все армейские уланские и гусарские полки, включая два гвардейских, преобразованы в драгунские, которых стало 50, в октябре 1882 все драгунские полки получили новую форму. Вдохновителем был генерал Сухотин Николай Николаевич. Решил преобразовать всю кавалерию в драгун по опыту гражданской войны в США. Сторонником был Обручев.
Кавалеристы протестовали, гусары устраивали "похороны ментика". Но дело заключалось не в протесте против разгрома кавалерии или против "невзрачной формы". Дело было в непопулярности в довоенной армии образования и в бытовавшем взгляде, что военному искусству можно научиться лишь на практике. Отсюда и пошли Драгомировы да Скобелёвы, взращённые в не "шапко-" а "мясозакидательских" атаках Плевны и в чинотворческих "делах" в отношении туземных племён Средней Азии - ввиду завершения этого рода возможностей на Кавказе. Хотя цена военной практике мирного времени в тот период нулевая, что и показала Балканская кампания. После войны же стали набирать силу выпускники и работники Академии, стремившиеся совершенствовать армию, которых прежние презрительно называли "теоретиками".
1882 (14) - манёвры флота и Шестаков.
1882
Главное Артиллерийское управление ставит задачу разработки "повторительной" винтовки.
Мосин на Тульском заводе начал разработку магазинной винтовки. Вначале это была берданка 1870 года с подствольным магазином по типу Хочкисса.
1883 - попытка подготовки к службе младшего офицера, курс кадетского корпуса: начать с тактики (Гудима-Левкович, потом Леер) и общего устройства армии (Обручев), но и затрагивание стратегии, работы штаба. Неспособность преподавателей - невозможность обучения. Академия Генштаба.
Драгомиров читать тактику не способен: его изложение и образ мыслей есть сумбур малограмотной псевдофилософии, а его практические представления в основе своей примитивно ошибочны. Драгомирову:
- А не подскажете ли Вы, кто ещё перед Крымской доказывал ненужность нарезных ружей в виду штыка?