Кирдун Екатерина Владимировна : другие произведения.

Семантические значения глагола "любить"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Название говорит само за себя...

  Любовь во все века была направляющей человечества на пути к гармонии жизни. Её исследовали многие поэты и ученые, пытаясь постичь тайны бездонной глубины этого вечного чувства. Поэтому существует множество теоретических определений любви, однако в русской культуре этот концепт далеко не ясен, а даже противоречив и разорван.
  Глагол любить можно рассматривать как структуру, состоящую из следующих взаимосвязанных семантических уровней, в основу которых положена наиболее абстрактная сема - "стремиться, тяготеть к кому-, чему-либо":
  1. Нуждаться в определенных условиях как наиболее благоприятных (о животных, растениях).(-1-) Например, птиц почти не было слышно - они не любят больших лесов (Тургенев).
  2. Чувствовать склонность, интерес, тяготение к кому-, чему-либо, испытывать удовольствие от восприятия кого-, чего-либо. (-2-) Например, Люблю грозу вначале мая (Тютчев).
  3. Отдавать предпочтение чему-либо (о пище).(-2-) Сало он [Агеев] любил издавна, оно отлично утоляло голод (Быков).
  4. Испытывать чувство расположения, симпатии.(-2-) Согласно "Словарю сочетаемости слов" В.И. Красных (-3-) глагол любить в данном значении должен обязательно употребляться с указательным словом за то. Актеров у нас любили просто за то, что они актеры (Каверин. Освещенные окна). Однако здесь также могут быть использованы предлоги за (за что?) и в (в ком?).
  5. Чувствовать сердечную склонность к лицу другого пола.(-1-) Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим (Пушкин).
  6. Чувствовать глубокую привязанность, быть преданным.(-2-) Люблю отчизну я, но странною любовью! (Лермонтов)
  Уровни 4-6 отражают собственный опыт субъекта и относятся к микромиру человека. Наивысший же уровень в иерархии семантических значений глагола любить относится к сакральному пространству:
  7. термин таинственного соединения с Богом. Православный молитвослов так гласит: "Любовь - верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения... Несказанное наслаждение тела радостию духовною... Разрешение сердечного языка от немоты.... Молчание ума".(-4-) Следовательно, любить - воплощать в жизнь эту Любовь.
  Этимологический анализ позволяет дополнить иерархию новыми, глубинными смыслами.
  Как утверждает Ю.С. Степанов: "глагол любить по своему происхождению и форме - каузативный, т.е. означающий "вызывать в ком-то или в чем-то соответствующее действие, заставлять кого-то или что-то делать это": поить при пить".(-5-) Здесь речь идет о трехфазовой модели. Глагол любить в настоящее время занимает место всех трех фаз и вбирает в себя все семантические значения. Однако при помощи старославянских и древнерусских текстов можно выявить все три фазы:
  1-й фазой был нынешний глагол любить со значением "вызывать любовь, влюблять";
  2-ой фазой является отсутствующий ныне глагол *лъбнути(ся), означающий "впасть, погрузиться в состояние любви, желания чего-либо" и образованный от древнеиндийского корня *lubh, близкого к исходному индоевропейскому корню *leubh. Глагол *лъбнуть не мог сохраниться, так как слишком близок по форме и семантике глаголу льнуть. Но и в современном русском языке можно найти слова с данным корнем: улыбка, улыбнуться. Отсюда еще одно значения глагола любить - "испытывать чувство радости, счастья".
  3-яя фаза - фаза пребывания в состоянии любви. Глаголы по форме отличались лишь тем, что глагол 1-ой фазы писался через и (любити), а глагол 3-ей фазы - через букву "ять", по причине чего и произошло слияние.
  Ю.С. Степанов указывает: "семантика старого глагола состояния (т.е. 3-й фазы) проступает в причастии на -имъ, которое сохраняет свое исконное - не пассивное, а медиальное значение, т.е. значение действия, совершающегося "для себя" или "внутри себя"... любимъ значит не только "любимый", но и "любящий"... у этого причастия, как и у глагола, к тому же сохранялось старое управление - дат. падежом, указывающим на стремление к цели, вместо винительного. Например: ст.-сл. любимъ златоу".(-5-)
  В современном русском языке можно эти 3 фазы разграничить так:
  1 - влюбить (кого-то);
  2 - полюбить, влюбиться;
  3 - любить.
  Концепт "Любить" пересекается с несколькими другими концептами, что отражается в наличии некоторого общего принципа строения, общего структурного признака, что в свою очередь дает возможность предполагать общие у этих концептов и семантические компоненты.
  Так, Ю.С. Степанов показывает, как индоевропейский корень *sterg-//*sterk "оберегать и холить" в греческом языке дает корень со значением "любить, быть довольным", в старославянском - "беречь, сторожить, караулить", в русском - "сторожить, сторож". Он делает такой вывод: "Таким образом, и сама любовь, "плотная сущность", предстает как нечто отдельное от человека, нечто, что можно хранить и лелеять".(-5-) Отсюда виден еще один потаенный смысл глагола любить - "хранить и лелеять чувство".
  На основе словаря Фасмера (-6-) можно провести еще несколько параллелей:
  1. в.-луж. Lubic - "давать обет";
  2. "любовь" - слвц. Laska;
  3. по Фасмеру др.-исл. elska "любить" следует связать с др.-исл. ala - "зачать, производить на свет; кормить";
  4. Фасмер также указывает на этимологическую связь с глаголом любить таких слов, как некошной ("бесовский; слабый, бренный; презренный; сварливый"), окохливый ("прихотливый"), роскошь (невоздержанность, наслаждение, сладострастие"), хахаль ("обманщик, мошенник, франт, любовник, насмешник", экспрессивный вариант от koxati), кохать ("любить"). Все приведенные слова по своей ближайшей этимологии соприкасаются с польским kochac, украинским кохати и белорусским кахаць, которые имеют семантическое значение "любить".
  5. глагол приять по своей этимологии соприкасается с готским глаголом, означающим "любить", следовательно, можно выделить еще одно глубинное значение глагола любить - "относиться благожелательно".
  В осетинском языке отчетливо прослеживает связь глаголов любить и чародействовать.
  Жалеть, жалко (кого) связано не этимологически с глаголом любить, а в связи с русской традицией: в народном быту вместо любить употребляли жалеть, соотнося глагол любить с плотскими утехами.
  В современном русском языке существуют три глагола, которым присуще очень близкое семантическое сходство, что вызывает путаницу в их употреблении. Это глаголы любить, влюбиться и нравиться. Тонкие смысловые различия оформились еще в старославянском языке.
  Нравиться значит "иметь расположение к кому-либо вовне". Однокоренным словом является глагол норовить, т.е. "приспосабливать свой нрав к кому-либо другому". В конструкции "Мне нравится..." нет субъекта, т.е. человек, произносящий эту фразу, занимает позицию дополнения-объекта, как и тот, кому посвящена данная конструкция. Степанов делает вывод, что нравиться - "это взаимное приспособление, взаимное "примеривание", более точно выражаемое словами "подходят, начинают подходить друг другу", подчеркивается такими формулами русского языка, как Мне по нраву, по душе..."(-5-)
  Влюбиться - "влюбить себя в кого-то другого". Этот глагол очень близок к глаголу нравиться тем, что здесь есть тот же элемент действия-уподобления, однако отличие состоит в том, что в семантическом значении данного глагола появляется субъект, который является и объектом одновременно, воздействуя на самого себя.
  Глагол же любить в своем семантическом значении подразумевает наличие двух личностей, которые одновременно являются и субъектами, и объектами по отношению друг к другу. Степанов называет это моделью "кругового общения".
  В настоящее время существуют фразы, которые негласно приняты всеми, это так называемые формулы любви (-7-):
  1. Я Вас люблю... - формула объяснения в любви к возлюбленной, другу, близкому знакомому.
  2. Люблю вас за... ; Вот за это люблю - формула похвалы.
  3. Прошу любить и жаловать - просьба проявить расположение к тому, кого посредник представляет при знакомстве.
  4. Любящий Вас - формула комплимента в заключении письма к близкому человеку.
  Сфера любви концептуализируется главным образом через метафору, входя в макромир посредством пословиц. Концепты этого типа иллюстрируют ценностный характер любви. Например, необходимость пропустить через призму любви микромир объекта: Любишь меня, люби и собачку мою. Любовь метафоризируется через систему восприятия, ее органы и формы деятельности. Преобладают зрительные образы: Глазами влюбляются; Любовь слепа; Любовь ни зги не видит. Любовь уподобляется и физиологическим состояниям человека: Тошно тому, кто любит кого, а тошнее тому, кто не любит никого; Люби да помни; Любовь зла, полюбишь и козла...
  Самое же распространенное разграничение - деление любви на земную и небесную. Оно существовало уже в греческой мифологии: Небесная любовь покровительствовала однополым отношениям, а Земная помогала женщине, которую считали низшим существом. Однако уже в этой мифологии была основа семантического различия: Небесная любовь - любовь божественная, связанная лишь с душами, Земная же - любовь телесная, а потому осужденная. В русской православной культуре понятие земной любви смягчается: она земная, но целомудренная, причастная к божественной любви, животное начало в ней отторгнуто.
  Концептосфера глагола любить отражает личный опыт субъекта и опыт народа, имеет свои особенности в различных культурах и нациях, но, сколько бы семантических значений не было бы дано этому всепоглощающему чувству, в какие бы внешние формы его не погружали, оно всегда остается тайной, тайной без слов.
Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"