Любовь к богу Раме проповедовал индийский проповедник Рамананда (около 1400 г.н.э.). У него мы находим мысль, что чувство любви и самопожертвования по отношению к богу должна проявляться как любовь к людям.
Выдающимся учеником Рамананды стал Кабир (1440-1518 г.н.э.). Хотя, исповедуя с детских лет ислам, Кабир критиковал индуизм за терпимое отношение к политеизму.
Кабир и его ученик Нанак из Лахора (1469-1539) подали идею религиозного братства, которое позднее стало теократией сикхов. Сикх означает "ученик". Эта организация состояла из жителей северной Индии, объединившихся для борьбы с мусульманскими завоевателями.
Кабиром и Нанаком владело такое глубокое чувство любви, преданности и смирения перед волей Бога, что для их мистического учения разница между исламом и индуизмом не представляла интереса.
И в наше беспокойное время кроме фанатиков-мусульман существуют мусульмане-мистики, которых называют суфии. Это очень терпимые и учтивые люди. Однажды на их сайт в Интернете забрел какой-то полусумасшедший христианский проповедник, возомнивший себя новым Златоустом. Он долго и нахально испытывал терпение суфиев, навязывая им азы православной веры в том виде, в котором их сам для себя открыл. И мусульмане всего один раз с улыбкой напомнили ему, что вообще-то у них исламский, а не христианский сайт.
Для мистика мировые религии - это разные двери в одну комнату.