Российский историк, географ и мыслитель Лев Гумилев, кроме всего прочего, создал теорию антисистем. Это коллективы, созданные людьми, которые ненавидят окружающий мир в его разнообразии и у которых главная цель - уничтожать. Последователь Гумилева П.М. Корявцев обратил внимание на тип антисистем, который можно назвать сегрегационным.
Такие антисистемы придумывают принципы сегрегации: национальные, расовые, социальные (классовые). Делается это с целью уменьшения разнообразия путем уничтожения "неполноценных? групп населения.
Вот некоторые принципы их пропаганды.
1. Деление людей на ""белых" и ""черных" с использованием своей аксиологической терминологии. ""Истинные арийцы" и ""унтерменши", ""эксплуататируемые" и ""эксплуататоры". В пропаганде либо делается акцент на "идеальных "белых", либо - на "неполноценных черных", либо на том и на другом одновременно.
2. Принцип негативного обобщения при описании "черных". Находится среди них какой-нибудь отрицательный персонаж вроде "жида-революционера" или "попа- алкоголика и мироеда" и после этого говорится: "Они все такие плохие! Их всех надо..." Ну а дальше говорится о своих антисистемных планах.
3. Соответственно, при описании конфликтов "черные" всегда оказываются "неправыми". Относительно их действует принцип априорной виновности. Указываешь на то, что кто-то из них стал жертвой агрессии, слышишь: "Сами виноваты. Раз их били - значит заслужили".
4. Ну а относительно своих действует принцип позитивного обобщения. Так, например, очень показательна пропаганда: "Мы - партия справедливости, кто против нас, тот против справедливости". Или же: "Мы - лучшая раса. Посмотрите, какие у нее хорошие представители...".
5. И этот принцип ведет к принципу априорной невиновности "белых" ("наших"): "Мы всегда правы. Это во-первых. Во-вторых, если думаете, что мы неправы, смотрите п.1.".
Это, кстати, один из способов распознать антисистемщика и избежать ненужных споров "Кто виноват?" Надо сразу спросить: "Бывали ли случаи, когда вы были неправы? Допускаете ли вы мысль, что вы можете оказаться неправы?" Если собеседник и мысли не допускает, что его коллектив может быть неправым, то о чем спорить? Часто для уточнения позиции надо спрашивать не про коллектив, а про руководство. То есть примерно так: "Допускаете ли вы, что ваши руководители могут быть неправы?".
6. Как следствие из принципа 3 следует принцип вседозволенности по отношению к "черным". Гитлер: "Освобождаю вас химеры, называемой совестью". В коммунистической пропаганде фактически говорилось: "Зависть и ненависть к богатым не грех, а классовый долг". Так и вспоминаешь анекдот про психотренинг: "Я не избавился от недостатков. Я теперь ими горжусь".
7. Принцип вины в будущих и гипотетических преступлениях. Хрестоматийный пример - фараон, который, согласно Писанию, призывал египтян поработить израильский народ, так как в случаи войны он "соединится он с неприятелем нашим". Встречал слова: "Богатые плохие, потому что могут (!) тратить деньги на проституток, казино...". Или: "Работодатели могут (!) обижать работников?" В другой среде говорится: "Муж может (!) обижать жену". Самое страшное, когда говорят: "...их дети когда вырастут, могут (!) создать нам проблемы". Фараона эта логика привела к избиению младенцев.
8. Очень показателен принцип ненависти к разнообразию. По логике антисистем, "чем меньше, тем лучше". Логика коммунистов: "В классовом обществе есть межклассовые конфликты. Светлое будущее - бесклассовое общество, где нет различий". В этом же ряду: "Пока есть разные религии - есть межрелигиозные конфликты. Не будет разнообразия - не будет конфликтов". Другие говорят примерно то же самое о расах, нациях и т.д.
9. Ну и главное - это мечты о "светлом будущем", где не останется "черных" и восторжествуют "белые", и призыв к немедленному выполнению священного долга - делать все для приближения этого будущего.
В лучшем случае антисистемы удается нейтрализовать еще на стадии пропаганды. В худшем, благодаря своей пропаганде, антисистемы приходят к власти, что приводит к террору антисистем. Поэтому проблемы лучше решать в зародыше. Главное - не поддаваться на их пропаганду. Избегать негативных обобщений, придерживаться презумпции невиновности и т.д. И, кроме всего прочего, следует помнить, что если сегодня вы не оказались в списке "неполноценных? это не значит, что вы не окажетесь там завтра.
1 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
2 Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М.: Экопрос. 1993.
Гумилев Л.Н., Ермолаев В.Ю. Горе от иллюзий. "Вестник высшей школы (Alma Mater)", 1992, No 7-9 http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article29.htm
3 Корявцев П.М. Философия антисистем. http://gumilevica.kulichki.net/debate/Article05a.htm#para24