Кизуб-Алтухова Нинель Лавровна : другие произведения.

Антизатратные показатели

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Впервые предложены новые антизатратные показатели, заинтересовывающие производство в снижении продажных цен, росте качества и в НТП.

  Н. КИЗУБ. канд. экон. наук, доц.,
  Полтавский кооперативный институт
  В порядке постановки.
  АНТИЗАТРАТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
  (как преодолеть "затратный вал")
   "Действующие в настоящее время формы производственных отношений, система
  хозяйствования и управления в основном сложились в условиях экстенсивного
  развития экономики. Постепенно они устарели, стали утрачивать стимулирующую
  роль, а кое в чем превратились в тормоз. Сейчас мы стремимся изменить направ-
  ленность хозяйственного механизма, преодолеть его затратный характер, нацелить на
  повышение качества и эффективности, ускорение научно-технического прогресса,
  усиление роли человеческого фактора". М. С. Горбачев
  Политический доклад Центрального Комитета КПСС XXVII съезду КПСС.-
  Материалы XXVII съезда КПСС, - М,: Политиздат, 1986, с. 38-39.
  
   Задача советской статистики состоит в создании системы социально-
  экономических показателей, комплексно характеризующих народнохозяйственную
  отдачу каждой отрасли, региона и в целом - социалистического производства. Еще в
  1921 г. В. И. Ленин в письме к управляющему ЦСУ П. И. Попову писал: "Надо
  составить вместе с Госпланом своего рода index-number (число-показатель) для
  оценки состояния всего нашего народного хозяйства и обязательно вырабатывать его
  не реже раза в месяц".
   В условиях плановой социалистической экономики к функции социально-
  экономических показателей в виде "оценки состояния" производства прибавились и
  другие, в том числе не менее важная - целевая функция. Установление заданий по
  уровню и динамике основных планово-статистических показателей позволяет
  органам государственного управления конкретизировать цели как в целом по
  народному хозяйству, так и на всех его организационных уровнях. Необходимость
  достижения плановых целей формирует определенные интересы производственных
  коллективов и их вышестоящих организаций. Экономические стимулы должны при
  этом обеспечивать приоритет народнохозяйственных интересов, наиболее полное
  удовлетворение общественных потребностей, ускорение НТП. Однако в последние
  годы целевая функция планово-статистических показателей оказалась искажена. Не
  только в экономической литературе, но и в периодической печати все чаще стал
  подниматься вопрос о порочности затратного метода планирования и оценки
  результатов работы хозяйственных органов.
   На июньском (1985 г.) совещании в ЦК партии по вопросам ускорения научно-
  технического прогресса Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев прямо
  сказал: "Ныне "затратный" путь развития экономики обрекает страну на застой".
  Необходимо устранить все отжившее, "чтобы в полную силу заработал, так сказать,
  "противозатратный хозяйственный механизм".
   В Политическом докладе на XXVII съезде КПСС в числе основных направлений
  перестройки хозяйственного механизма выдвинута задача "выработать действенные
  "противозатратные стимулы". Резкой критике в выступлениях делегатов съезда была
  "подвергнута незаинтересованность производственников в освоении научно-техни-
  ческих новшеств, то "глупое положение", как охарактеризовал его в своей речи акад.
  А. П. Александров, когда выпуск дешевой продукции на основе изобретений новых
  материалов или технологии ухудшает отчетные показатели работы предприятий.
  Много нареканий вызвала практика установления хозяйственным организациям
  большого числа плановых показателей, нацеливающая их на количественные, а не
  качественные результаты работы.
   Осуществляя решения XXVII съезда КПСС по ликвидации мелочной опеки
  предприятий и сокращению отчетности, центральные плановые и статистические
  органы должны, видимо, провести глубокий анализ целевой функции существующих
  показателей. Важно со всей четкостью уяснить, НА ЧТО нацеливает хозяйственные
  органы каждый конкретный плановый показатель, заинтересовывает ли он
  производственные коллективы в ускорении НТП (в использовании изобретений,
  выпуске на их основе новой техники, совершенствовании технологии), насколько
  действенно ориентирует на снижение затрат и отпускных цен. Не менее важен и
  такой критерий: можно ли подключить к показателю механизм обратной связи,
  который не допускал бы выполнения плановых заданий за счет нарушения
  интересов потребителя?
   Экономической науке необходимо, наконец, выявить, что толкает
  хозяйственные органы на затратный путь развития, в чем истоки существующей
  психологии расточительства. Но главная задача - ускорение выработки
  антизатратных показателей и стимулов для "преодоления затратного характера
  экономики". Новое хозяйственное мышление, где главным ориентиром должны
  стать народнохозяйственные интересы, нашло бы твердую опору в единой нацелен-
  ности всех планово-статистических показателей на интересы потребителя, на
  всемерное удовлетворение общественных потребностей.
  
  
  ЧТО ТАКОЕ ЗАТРАТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ? Планирование и оценка
  результатов работы любых хозрасчетных предприятий осуществляется сейчас на
  основе двух ведущих показателей: объема реализации продукции в оптово-отпускных
  ценах и прибыли. Практически на любом предприятии необходимо соизмерить в
  едином показателе объема продукции самые различные виды изделий, и делается это
  пока только с помощью их продажных, отпускных цен. Прибыль же получается как
  разность между отпускными ценами и фактическими затратами на производство. На
  основе абсолютных величин этих объемных показателей строится вся система средних
  качественных характеристик деятельности производственных коллективов:
  производительности труда и фондоотдачи, где в числителе стоят продажные цены.
  От объема выпущенной продукции в отпускных ценах исчисляется величина фонда
  заработной платы, определяются премии. Однако, как следствие этой, казалось бы,
  технической причины - необходимости соизмерять различные виды продукции -
  возникла и постепенно укреплялась порочная заинтересованность хозяйственных
  органов в росте отпускных цен. Средство превратилось в цель. Ведь увеличивать
  объемы производства следовало бы за счет количества выпущенных изделий, а можно
  проще - за счет завышения продажных цен. Рост прибыли должен обеспечиваться
  снижением себестоимости на основе механизации, автоматизации производства. А
  можно добиться увеличения прибыли гораздо легче - путем того же искусственного
  завышения цен на новые изделия, ассортиментных сдвигов в пользу более рента-
  бельной продукции, а также прямого снижения качества. Как известно, забор
  перелезают там, где он ниже.
   Оптово-отпускные цены утверждает Госкомцен СССР на основе представленного
  предприятием проекта затрат на производство единицы продукции. К ним
  прибавляется сумма прибыли, рассчитываемая в процентах к этим же затратам -
  себестоимости изделий - по среднеотраслевой норме рентабельности. Именно здесь и
  кроется корень парадоксов затратного метода. Чем больше хозяйственные органы
  сумеют заложить затрат в новое изделие, тем выше будет его себестоимость, больше
  абсолютная величина рентабельности, в целом возрастает продажная цена и прямо
  пропорционально ей увеличиваются ожидаемые в будущем объемы реализации и
  прибыли. При освоении производства новой продукции в последующем периоде
  предприятия по-прежнему заинтересованы снижать затраты "себе"-стоимость, а вовсе
  не затраты ее потребителя.
   Акад. О. К. Антонов, генеральный авиаконструктор, еще в 1978 г. писал:
  "Оценивать производство продукции в затратах - это все равно, что оценивать работу
  ТЭЦ не по количеству выработанной энергии, а по количеству сожженного угля. Чем
  больше сжег, тем лучше сработал!". Это также абсурдно, как ставить оплату труда
  пожарных в зависимости от времени тушения пожара.
   Но самые большие потери приносят затратные показатели замедлением научно-
  технического прогресса. Освоение выпуска новых изделий, основанных на
  изобретениях, в существующих условиях невыгодно. Эффективность новой
  продукции, как правило, более высока или она дешевле заменяемой. Но выгоды новой
  техники проявляются у ее потребителя, а для производителя освоение нового связано с
  дополнительными затратами, уменьшаются, пусть и временно, объемы продукции,
  снижается производительность труда. Это не компенсируется даже значительно
  повышенными сейчас надбавками по рентабельности новых изделий. Именно
  затратный метод, поддерживаемый сложившимся в народном хозяйстве "диктатом
  производителя", привел к тому, что достижения НТП не используются предприятиями
  в кратчайшие сроки, а внедряются под "плановым нажимом" сверху или реализуются
  благодаря усилиям отдельных энтузиастов. Так, оставшись без выполнения планов по
  затратным показателям, без прибыли, с перерасходами фонда заработной платы, без
  премий на годы, сопротивляясь указаниям министерств, ивановские станкостроители
  создали обрабатывающие центры, вышли с ними на мировой рынок,
  днепропетровские комбайностроители своими свеклоуборочными комбайнами
  ликвидировали тяжелый ручной труд на уборке сахарной свеклы. Но из-за сложных
  финансовых проблем у них мало последователей.
   Исправлять недостатки затратного метода планирующие органы все последние
  годы стремились расширением круга плановых показателей, установлением
  многопозиционных заданий по выпуску отдельных видов изделий и жестким
  нормированием всех ресурсов (хотя в экономике главный принцип-не заставить, а
  заинтересовать). В результате предприятию одновременно даются задания снижать
  себестоимость и повышать качество продукции, увеличивать объем реализации и
  выпускать дешевые товары, добиваться роста прибыли и осваивать производство
  новых изделий, снижать нормы затрат материалов и увеличивать сдачу их отходов.
  Как "лебедь, рак и щука", тянут хозяйственника такие показатели в разные стороны.
  Беда не в том, что показателей много. Гораздо хуже их противоположная
  направленность. Из-за отсутствия единой нацеленности плановых заданий остались
  нереализованными большие надежды начала шестидесятых годов на оптимизацию
  планирования, широкие возможности которому открывали методы линейного и
  динамического программирования, разработанные советскими математиками,
  появление первых ЭВМ, а затем создание многочисленных ВЦ, ИВЦ, проектирование
  АСУП. Ведь набор противоположно направленных показателей-заданий, как "система
  лебедя, рака и щуки", принципиально не подлежит одновременной оптимизации.
   Взамен пришла "псевдооптимизация". И без машинных расчетов "умные"
  хозяйственники легко сориентировались на выпуск "выгодной", дорогой продукции,
  чтобы создать "дутый вал". И печальнее всего, что колесница научно-технического
  прогресса оказалась в той же упряжке. С гневом сказал об этом на июньском (1986 г.)
  Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев: "Мы боремся
  за эффективность, но посмотрите, в какой поистине глупой ситуации оказываются
  хозяйственные руководители: изготовили дешевое изделие - получили нагоняй за то,
  что недодали продукции в рублях, внедрили новшество, сэкономили ресурсы - вновь
  поставили предприятие, а то и всю отрасль в невыгодное положение... настало время
  разрубить этот "валовой узел", иначе мы не сможем двигаться вперед по пути
  преодоления затратного механизма".
   Вместе с тем нисколько не виноват в замедлении НТП сам метод хозяйственного
  расчета. Его показатели: объем доходов от реализации продукции, себестоимость,
  прибыль - важнейший инструментарий ведения внутрихозяйственной, рачительной
  экономики, создания условий для саморегуляции и самофинансирования в первичных
  звеньях сложной системы управления народным хозяйством. Каждое предприятие
  наделяется с помощью хозрасчета внутренним интересом самосохранения и развития.
  Азбучная истина экономической саморегуляции и хозрасчета в том, что доходы
  должны превышать расходы. Но еще писатель-публицист XVIII века Георг
  Лихтенберг заметил: "Самая опасная ложь-это истины, слегка извращенные".
  Хозрасчет-истина, а вот абсолютизация его показателей, превращение их в основные
  оценочные величины - это и было искажением. В. И. Ленин не раз повторял, что
  "всякая истина конкретна", однако если сделать истину "чрезмерной", "...если ее
  распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до
  абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд".
   Хозрасчетные интересы должны подчиняться функциональным задачам- выпуску
  продукции установленного качества и в необходимые потребителю сроки, указанные в
  договорах поставки. Нелепо оценивать народнохозяйственную отдачу предприятий
  только по их внутриведомственным, хозрасчетным результатам. Именно поэтому
  сейчас главным оценочным показателем принят коэффициент выполнения договоров
  поставки. Его числитель определяется методом зачета и составляет лишь ту часть
  фактической выручки от реализации продукции, которая согласована по договорам с
  ее потребителями.
   Однако необходимость интенсификации экономики требует от хозяйственных
  организаций всех уровней гораздо большего: выполнения своих функций на
  экстремум: достижения МАКСИМУМА в росте потребительной ценности,
  качества выпускаемых изделий - вплоть до превышения мирового уровня,
  снижения до МИНИМУМА совокупных затрат при производстве, распределении
  и потреблении продукции в расчете на единицу удовлетворяемой ею общественной
  потребности.
   Ориентация на экстремум обязывает экономическую науку к поиску показателей
  высших целей, которым были бы подчинены показатели внутренних, хозрасчетных
  интересов и осуществления функциональных задач. Простой "количественно-
  штучный" подход к производству продукции нас уже не устраивает. Наращивание
  выпуска устаревших станков, автомобилей при дефиците станочников и шоферов
  ведет лишь к дальнейшему росту незанятых рабочих мест. Даже необходимость
  ежемесячно выполнять все договора поставок объективно не заинтересовывает в
  выпуске научно-технических новинок, так как процесс их освоения чреват срывом
  этого основного, фондообразующего показателя. Задача ускорения социально-эко-
  номического развития страны требует более гибких решений. Нельзя допустить,
  чтобы оборотной стороной улучшения договорной дисциплины стало отрицательное
  отношение хозяйственников к изобретателям, к новаторским решениям по более
  эффективному удовлетворению общественных потребностей.
   ЧТО ТАКОЕ АНТИЗАТРАТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ? В новой" редакции
  Программы КПСС, принятой на XXVII съезде КПСС, сказано: "Вся система
  управления должна быть нацелена на увеличение вклада каждого звена народного
  хозяйства в достижение высшей цели - наиболее полное удовлетворение потребностей
  общества. Всемерное наращивание этого вклада при наименьших затратах всех видов
  ресурсов - непреложный закон социалистического хозяйствования, основной
  критерий оценки деятельности отраслей, объединений и предприятий, всех
  производственных ячеек". Четкость и ясность этой формулировки делает ее по
  существу алгоритмом построения единых, сквозных показателей качества и
  народнохозяйственной эффективности, показателей высшей цели социалистического
  производства. Главная особенность новых целевых показателей должна состоять в
  том, чтобы планирование и оценка работы хозяйственных органов всех уровней
  проводилась в прямой зависимости от роста народнохозяйственной эффективности их
  продукции и услуг, делала бы выгодным экономию всех видов затрат - вплоть до
  снижения продажных цен. Поэтому вместо многочисленных существующих сейчас
  планово-оценочных показателей, носящих зачастую противоположный характер,
   предлагается ввести для хозяйственных организаций всех уровней два основных
  показателя народнохозяйственной отдачи: объем потребительной ценности
  продукции или услуг (эффекто-продукцию), где изделия и услуги соизмерены в
  экономических нормативах эффективности и качества:
   ЭП = (1)
  и коэффициент эффективности работы (КЭР), получаемый делением эффекте-
  продукции на фактические затраты социалистического потребителя (предприятий,
  организаций, населения) в размере оплачиваемых им оптово-отпускных или
  розничных цен и тарифов, сметной стоимости строительства, размера капитальных
  вложений и других расходов:
   КЭР равен простой дроби, где в числителе стоит стоимость
  продукции, соизмеренная в нормативах эффективности и качества или
  Эффекто-продукция, а в ЗНАМЕНАТЕЛЕ - стоимость той же продукции
  в продажных оптово-отпускных ценах (Товарная продукция) или в
  тарифах или в других видах ЗАТРАТ ПОТРЕБИТЕЛЯ
   (приведено вместо формулы)
  
   Поскольку продажная, затратная цена ВПЕРВЫЕ стоит в знаменателе оценочных
  показателей, их можно назвать АНТИЗАТРАТНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ.
  Завышение затрат и рост продажных цен на новую продукцию станут, наконец,
  невыгодны для предприятия, так как увеличение знаменателя КЭР без роста качества,
  потребительной ценности изделий покажет снижение эффективности работы
  производственного коллектива. И наоборот, уменьшение удельной материалоемкости,
  трудоемкости, потребления энергии, достижение экономии всех видов ресурсов,
  позволяющие снизить отпускные цены, увеличивают коэффициент эффективности.
  Ведь только снижение продажных цен означает действительное сокращение затрат
  потребителя, интересы которого должны быть поставлены в центр внимания при
  новом хозяйственном мышлении.
   Однако более важно, чтобы рост эффекте-продукции ориентировал
  производство на всемерное повышение качества изделий, на использование
  достижений НТР для выпуска научно-технических новшеств. Выступая на июньском
  (1985 г.) совещании по ускорению научно-технического прогресса, М. С. Горбачев
  сказал: "Следует завершить переход в планировании на нормативные методы и при
  определении затрат и при формировании заданий по эффективности и
  удовлетворению общественных потребностей (подчеркнуто нами - Н.К.)". Исходя из
  этого нормативы эффективности и качества следует рассматривать именно как
  утверждаемые сверху задания для предприятий-производителей по наиболее полному
  удовлетворению конкретных потребностей общества. Расчет величин Nэк по новым
  видам продукции в обрабатывающей промышленности предлагается осуществлять по
  единому принципу: сколько максимально должно было бы израсходовать средств
  народное хозяйство на реальное удовлетворение потребности, осуществляемое теперь
  с помощью нового изделия, если бы его не было, а пришлось применять известные
  ранее средства производства или предметы потребления - путем оценки возможных
  расходов во времени (сколько раньше платили, используя старую технику и
  технологию), а также в пространстве (по цене взаимозаменяемой продукции).
   Соизмерителями объема продукции при расчете эффекте-продукции в качестве
  Nэк могли бы стать в промышленном производстве цены потребления (цены
  качества), аналогом которых в определенной мере можно считать "верхний предел
  цены", а в добывающих отраслях - нормативы замыкающих затрат. Чтобы
  заинтересовать строительные организации в скорейшем завершении объектов, сделать
  более выгодными работы по реконструкции, Nэк (нормативы эффективности и
  качества) в капитальном строительстве следовало бы установить самые высокие на
  финишных, отделочных операциях и на работах по реконструкции предприятий,
  проводимой без их остановки. Самые низкие Nэк можно было бы утвердить по
  нулевому циклу, лишив его этим "ореола выгодности". В состав Nэк (нормативов-
  соизмерителей) необходимо включать поощрительные надбавки за конечный
  социальный эффект, сбережение природных ресурсов, осуществление комплексных
  целевых программ, скорейший выпуск объектов капитальных вложений, поставки
  продукции по графику - согласно критерия "вовремя". Заметим, что учесть эти виды
  эффекта в нормативах несравненно проще и безболезненнее для потребителя, чем
  стимулирование производителя через надбавки к продажным ценам. Величина их
  может быть, как правило, условной, но зато четко установленной и заранее
  известной для производителя и потребителя.
   Для иллюстрации возьмем пример из выступления А. П. Александрова на XXVII
  съезде КПСС. В новом изделии серебряные контакты были заменены на контакты из
  дешевого сплава, изобретенного учеными Академии наук. Допустим, отпускная цена
  была 80 руб. По новой продукции затраты производства стали ниже. Поэтому
  продажная цена установлена в размере 50 руб., и предприятие, соответственно, не
  выполнило план по валовым, затратным показателям. При переходе на планирование
  по антизатратным показателям низкая отпускная цена изделия с контактами из сплава
  увеличит КЭР, уменьшив его знаменатель. При расчете Nэк новой продукций будет
  использована высокая отпускная цена замененного изделия с серебряными контак-
  тами. И коэффициент эффективности из-за уменьшения цены составит 1,6 (80:50 =1,6).
  Если изобретение и применение нового сплава дополнительно увеличат срок службы
  изделия на 20%. то Nэк высокоэффективного для потребителя товара и ценой его
  производства ' (со средней нормой прибыли). Этим объясняются малые сроки
  распространения научно-технических новшеств.
   В руках социалистического государства цены потребления и Nэк могут стать
  действенным и гибким инструментом управления экономическими, отраслевыми и
  территориальными интересами. В условиях плановой экономики цены потребления
  выступают как новая, превращенная форма стоимости - ОНЗТ непосредственно
  общественного производства, как централизованно устанавливаемые нормативы
  эффективности и качества - Nэк, нормативы удовлетворения общественных потреб-
  ностей. В отличие от теневых цен, искажаемых рекламой и политикой
  капиталистических монополий, при социализме цены потребления, превращенные в
  нормативы - Nэк, должны быть гласными и служить не для оплаты их потребителем, а
  для оценки народнохозяйственной отдачи хозяйственных организаций.
   Величину Nэк - нормативов эффективности и качества конкретной продукции и
  услуг по отдельным отраслям, могли бы определять отраслевые научно-
  исследовательские институты совместно с выпускающими предприятиями. Однако
  утверждать их должен единый Комитет цен и стандартов (с учетом заданий ГКНТ по
  целевым комплексным программам и экспертизе Госкомизобретений, патентная
  служба которого призвана определять действительный уровень новой техники).
  Сейчас сложилось странное положение, когда цены утверждает один комитет, а
  стандарты - другой. Ведь изделие, соответствующее стандарту, как раз и имеет КЭР -
  коэффициент эффективности работы, равный 1,0. Вневедомственный контроль,
  высокая значимость которого теперь уже доказана на практике, будет широко введен с
  1987 г. на основе принятого ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановления "О
  мерах по коренному повышению качества продукции". Органы государственной
  приемки готовой продукции должны будут не только следить за соответствием
  изделия стандарту, но при заявленном предприятием повышенном эффекте нового
  изделия подтверждать в своих вневедомственных испытательных центрах реальность
  более высокого Nэк новой продукции, а затем проверять фактическую эффективность
  как у производителя, так и у потребителя в процессе эксплуатации изделий.
   Опыт определения величин цен потребления накоплен у нас с 1974 г. в виде
  расчета их аналога - "верхнего предела цены" (ВПЦ). Десять лет по продукции
  производственно-технического назначения ВПЦ в обязательном порядке
  рассчитывался и представлялся в Госкомцен СССР для обоснования выпуска и
  установления повышенной рентабельности по новой технике. Есть у нас и опыт
  применения ВПЦ для оценки работы промышленных предприятий. С 1976 по 1978 г.
  Минэлектротехпром СССР проводил эксперимент, где применялся аналог эффекте-
  продукции - "объем товарной продукции с учетом качества и эффективности". Новая
  техника включалась в этот объем по величине ВПЦ. Заинтересованность в ее выпуске
  вывела тогда Минэлектротехпром на первое место среди других отраслей по
  удельному весу продукции со Знаком качества. Сейчас этот эксперимент
  незаслуженно забыт.
   В отличие от него и в то же время в развитие всего положительного, достигнутого
  на предприятиях Минэлектротехпрома, по обрабатывающей промышленности в целом
  предлагается следующее:
   - нормативы эффективности и качества сделать гласными, указывать их в
  паспортах изделий высшей категории качества по отдельным слагаемым эффекта по
  сравнению с продажной ценой замененного, базисного изделия;
   - отделить потенциальный народнохозяйственный эффект, заложенный в Nэк , от
  хозрасчетного, фактического эффекта, содержащегося в продажных ценах продукции,
  другим названием единиц измерения нормативов, назвав их, например, рублями-
  реалами (от понятия реальной ценности продукции);
   - каждый рубль прибыли, получаемый предприятиями-производителями,
  предлагается делить в нормативно-долевом порядке (по примеру Сумского
  машиностроительного объединения) между предприятием и государственным
  бюджетом в зависимости от величины достигнутого КЭР, по шкале долговременного
  действия;
   - распространить использование Nэк и на товары народного потребления, где
  давно ведется аттестация изделий по условным баллам за соответствие моде, нормам
  гигиены, надежности и пр. Эти балльные оценки вполне можно перевести в слагаемые
  эффекта, вывести частные КЭР изделий и общий средний коэффициент
  эффективности работы предприятий. Иначе легкую промышленность нельзя
  заинтересовать в выпуске детской одежды, удобной обуви для пожилых людей, деше-
  вой, но модной одежды для молодежи и других дефицитных сейчас товаров.
  Возможности роста продажных цен себя давно уже исчерпали. А вот поощрительные,
  протекционистские надбавки в Nэк таких видов изделий государство могло бы
  разрешать как в централизованном порядке, так и для ликвидации локальных
  дефицитов;
   - усилить экономическое воздействие потребителя на производителя, наделив
  потребителя правом уменьшить или в определенных пределах увеличить Nэк при
  поступлении товара. Так, если изделие выходит из моды, как сейчас, например,
  происходит с джинсами, торговая организация могла бы снять с их нормативов
  качества слагаемое эффекта "за соответствие моде" или постепенно уменьшать его по
  мере падения спроса, дав возможность и фабрикам своевременно перейти на выпуск
  других модных изделий. Или, допустим, если ВАЗ начнет выпуск автомобилей,
  превышающих мировые стандарты, то для создания заинтересованности доставщиков
  в обеспечении его материалами, соответствующими этому уровню качества, завод-
  производитель будет иметь право распространять величину поощрительной надбавки
  (по установленному проценту к цене качества новой модели "ВАЗ") на эти поставки.
  При нарушении уровня качества или сроков поставки головное предприятие будет
  наделяться правом опротестовывать такие надбавки.
   В условиях социализма антизатратные показатели могут стать мощным
  импульсом ускорения НТП. Выполнение и перевыполнение плана по эффекте-
  продукции, увеличению КЭР могут быть достигнуты только путем использования
  открытий и изобретений, осуществления функционально-стоимостного анализа и
  других новшеств, нацеленных на рост качества продукции, позволяющих выпускать
  новые изделия, более эффективные для удовлетворения общественных потребностей.
  Высшая цель социалистического производства на деле органически сольется со
  средством ее достижения - научно-техническим прогрессом.
   Антизатратные показатели универсальны. Использование их для сводной оценки
  результатов работы РАПО в сельском хозяйстве дало бы возможность устранить
  противоречия между основными и обслуживающими его звеньями, нацелить работу
  всех партнеров Агропрома на выполнение Продовольственной программы, улучшение
  структуры производства сельскохозяйственной продукции с ориентиром на интересы
  ее потребителей, снизило бы совокупные затраты на производство и потребление
  сельскохозяйственного сырья. В сфере обслуживания, прежде всего в торговле и
  общественном питании, можно было бы определить нормативы эффективности и
  качества, учитывающие разную трудоемкость продажи отдельных товарных групп,
  приготовления различных блюд, а также их разную "предпочтительность" и
  дефицитность с позиций рациональных норм потребления и повышения качества
  питания. Чтобы заинтересовать торговые организации в улучшении обслуживания
  населения, планирование и оценку их работы следовало бы осуществлять на основе
  "объема торговых услуг", обсчитанного с помощью таких Nэк и КЭР - коэффициента
  эффективности работы, в знаменатель которого надо поместить фактический
  товарооборот (расходы населения на покупку товаров). Наиболее высокие нормативы
  эффективности и качества можно было бы установить по сопутствующим услугам
  (доставка товаров на дом, торговля по заказам, каталогам и пр.). Такое нововведение
  способствовало бы расширению торговых услуг по видам и объемам, создало бы
  реальную основу для экономии времени населения. Только при такой системе оценки
  предприятиям общественного питания станет выгодным выпуск дешевой обеденной
  продукции, сокращение в меню дорогих, прежде всего мясных блюд, производство
  разнообразных видов овощных, молочных, фруктовых блюд.
  
   ЕДИНАЯ НАЦЕЛЕННОСТЬ НА ИНТЕРЕСЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА.
  С позиций общей теории статистики, ее важнейшей части - учения о средних
  величинах, изменение среднего значения КЭР предприятия, как индекс переменного
  состава, будет отражать не только возрастающее значение индивидуальных КЭР
  изделий, но и поощрять рост удельного веса в общем выпуске продукции более
  эффективных для потребителя изделий, нацеливать производственные коллективы на
  максимально благоприятную структуру выпуска продукции для обеспечения
  общественных потребностей. Однако, чтобы избежать завышения фактической
  величины КЭР за счет искусственного увеличения выпуска отдельных видов изделий
  сверх потребности, указанной в договорах поставки, плановую величину КЭР можно
  было бы пересчитывать на фактический ассортимент так, как это делалось до 1965 г.
  при пересчете планового задания по затратам на рубль товарной продукции.
   В целом совместное использование абсолютной, объемной величины ЭП и
  относительной, средней величины КЭР улучшит планирование и анализ, отвечая
  одному из основополагающих требований статистической науки об обязательной
  комплексной характеристике экономических явлений с помощью применения
  одновременно абсолютных и относительных величин, количественных и
  качественных показателей. На их основе можно рассчитать уровень
  производительности труда (делением эффекто-продукции на численность
  работающих), фондоотдачу (делением ЭП на стоимость основных фондов), от
  величины КЭР в нормативном порядке будет зависеть уровень оплаты труда и
  дополнительных поощрений производственных коллективов. Но все эти показатели
  будут иметь единую нацеленность на высшие интересы народного хозяйства,
  образуя систему показателей высших целей социалистического общества. Единая
  нацеленность позволит наконец широко использовать достижения советской
  математической школы и современную вычислительную технику для оптимизации
  планирования, составления обоснованных плановых заданий, так необходимых для
  укрепления социальной справедливости в планировании и оценке на-
  роднохозяйственной отдачи предприятий.
   Хозрасчетные показатели (объем реализации, прибыль, себестоимость) по-
  прежнему будут важны и нужны, но в качестве показателей внутренних целей
  самоокупаемости и самофинансирования. Деление каждого рубля прибыли между
  предприятием и бюджетом в зависимости от величины достигнутого среднего
  значения КЭР обеспечит сохранение единой заинтересованности государства и
  хозяйственных органов в росте общего объема прибыли, но при этом будет подорвана
  порочная заинтересованность в ее искусственном завышении.
   Итак, автором предлагается двойная оценка работы хозяйственных органов, две
  системы показателей для определения народнохозяйственной и хозрасчетной
  эффективности их производственной деятельности. Не громоздко ли это? Нужна ли
  такая "двойная" статистика? Однако не только диалектическая логика, но и
  практическая экономика свидетельствуют о необходимости такой оценки. Только
  двойная система счетов позволила в свое время создать точность в бухгалтерском
  учете. В теории и практике оценки эффективности тоже принято рассчитывать эффект
  и эффективность, различать социально-экономический и хозрасчетный эффекты. Даже
  математическая теория оптимизации использует двойственные оценки. При
  определении же народнохозяйственной отдачи каждого предприятия необходимо
  учитывать, что хозрасчетный эффект лишь часть народнохозяйственного эффекта,
  причем до определенных пределов, за которыми начинается ухудшение
  народнохозяйственных результатов. Поэтому система хозрасчетных показателей
  должна быть автоматически подчинена системе показателей высших целей
  социалистического общества через показатель КЭР. Наличие двух систем показателей
  не приведет к увеличению их численности. Напротив, единая ориентация предприятий
  на интересы народного хозяйства объективно уменьшит число плановых заданий, так
  как ликвидирует необходимость мелочного контроля за промежуточными
  результатами.
   Постепенное совершенствование расчета и практики применения антизатратных
  показателей, охват ими важнейших отраслей народного хозяйства позволят
  рассчитывать эффекто-продукцию и КЭР также и в территориальном разрезе, по
  отдельный регионам, а затем и в целом по стране. Это могло бы сделать коэффициент
  эффективности тем index-number (числом-показателем), который так необходим нам
  для сводной комплексной оценки народнохозяйственной эффективности
  социалистического производства во всех его звеньях. Действительно КЭР,
  рассчитанный по отраслям группы Б, показывает, какой эффект получен по конечному
  потреблению в стране за отчетный год, что получило дополнительно население в
  среднем на рубль, затраченный на приобретение товаров народного потребления. По
  отраслям группы А - разница между объемом потребительной ценности их продукции
  и стоимостью ее производства в оптово-отпускных ценах будет представлять
  величину потенциального эффекта созданных там средств производства, который
  служит реальным залогом роста производительности общественного труда в
  последующие периоды.
   Подлинно социалистическая предприимчивость проявит себя в двух
  направлениях:
  - путем поиска новых изобретений, воплощения их в опытные образцы более
  эффективных видов продукции, изготовления первых серий, затем
  налаживания массового выпуска новых изделий;
  - добиваясь снижения всех видов затрат на выпуск массовой, уже известной
  продукции за счет механизации, автоматизации производства, внедрения
  прогрессивной технологии.
  Второй путь должен выражаться в снижении себестоимости, росте прибыли и, что
  более важно, в снижении продажных, оптово-отпускных цен.
   Так, выгодное обществу станет выгодным и для хозяйственных органов всех
  уровней. Новые показатели потребуют работы по-новому, с полной отдачей
  творческих сил.
   "Вестник статистики" Љ 12, 1986
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"