Аннотация: О девочке, которая любила рисовать, а карандашей у неё не было, потому что была война...
Маринка и карандаши.
Маринка c мамой возвращались домой из детсада. Они шли, пригнувшись к земле, тщетно пытаясь увернуться от сильного, горячего ветра. Лицо Марины было закрыто марлей, обмотанной вокруг головы в несколько слоёв. Но это не спасало. Ветер, завывая и завихряясь, со скоростью нёс песок, который больно хлестал по ногам, по лицу, по всем открытым местам тысячью иголок-песчинок, попадал в нос, горло, скрипел на зубах, забивался во все складки одежды.Ноги увязали по щиколотку в песке, идти было тяжело, и маме приходилось буквально тащить Марину за собой.
Почти у самых ворот, где были наметены целые горы песка, ветер кружил разноцветные бумажки.Это были этикетки для бутылок лимонада.Часть из них улеглась на жёлто-серый песок яркими весёлыми пятнами.
- Как красиво! - воскликнула Марина. Она замерла на месте, восхищённо разглядывая изображённые на них румяные яблоки, жёлтые груши, тёмно-фиолетовые сливы и оранжевые абрикосы. Наклонившись, Марина стала собирать этикетки.
- Зачем тебе эти бумажки!
- Это чудесные картинки, а не какие-то бумажки, посмотри!
- Да, - пригляделась мама, - и в самом деле красивые.Здесь недалеко завод, где делают лимонад, наверное, их кто-то нёс оттуда, да и обронил по дороге.
Цвет всегда завораживал Марину. Однажды под Новый год случилось чудо.
В эти дни все были озабочены тем, что не представляли себе, как справлять Новый год без ёлки и без ёлочных игрушек. Потому что ёлок просто не было в этой жаркой стороне, среди песчаных дюн и барханов. Не вешать же игрушки на колючки саксаула. Впрочем, игрушек у них тоже не было. Но как-то мама радостно сообщила,что из их воинской части, в которой она работала, специально послали солдат в другую воинскую часть, которая располагалась в горах, а там, говорят, растут ёлки.
Машину с ёлками ждали с нетерпением, как чуда, целых три дня, потому что до гор было далековато. А когда она, наконец, приехала, все были немного разочарованы: ёлки оказались мелкими, с ветками, торчавшими в разные стороны - где густо, где пусто. Еле выбрали ёлку для клуба. Марининой маме досталась ёлочка маленькая, у которой ветки росли только с одной стороны. Но дома обрадовались и этой ёлочке - всё-таки она была зелёная, и от неё исходил густой новогодний запах хвои.
- Ничего, - успокоил дедушка, - я сделаю крест, и мы поставим её в угол, а сзади ветки и не нужны вовсе. А игрушки будем делать сами. Но мама принесла и немного ёлочных игрушек. Когда украшали клубную ёлку, осталось много игрушек - им места на маленькой ёлочке не нашлось.
Марина каждый вечер выходила встречать маму с работы. На этот раз она увидела идущую навстречу ей маму с большим газетным кульком, который она неловко обхватила обеими руками. Газета порвалась и из неё проглядывал изумительный, ярко-зелёный стекляный шар. Марина подбежала к маме и еле успела поймать его - он уже буквально выскальзывал из дыры в газете. Она держала его перед собой и не могла отвести свой завороженный взгляд: шар казался ей волшебным чудом из какой-то другой жизни, из той, где не было войны, где пахло земляничным мылом, где продавалось очень вкусное ароматное мороженое в кругленьких вафлях-лепёшках, и где жизнь вообще была яркой и красивой, как этот шар... Вот этот сверкающий зелёный шарик, эти яркие этикетки сильно впечатлили Маринку. И потом, уже в её взрослой жизни, она, сделавшись художником, всегда держала этот праздник цвета в своём подсознании...
Дома Марина достала из-под кровати заветную шкатулочку, которую сделал ей дедушка из дощечек от ящиков для фруктов.Она аккуратно сложила в неё этикетки, присоединив их к остальному её 'богатству': блестящим стальным шарикам от подшипника, тряпичной куколке, кусочкам серебрянной и золотой фальги от дово- енных конфет, которые так давно были съедены, что Маринка позабыла их вкус... Хранились там и разноцветные стёклышки, среди которых было одно чёрное, закопчённое с одной стороны на пламени керосинки.Сквозь него Маринка вместе с другими ребятами недавно наблюдала солнечное затмение.
Но главным её богатством было несколько цветных карандашей, вернее, огрызочков, которыми она дорожила больше всего. Марина очень любила рисо- вать, и цветные карандаши приводили её в священный трепет.В садике, куда она ходила, самым её любимым занятием было рисование. Рисуя, она забывала о времени и всегда засиживалась за этим эанятием дольше других. Нине Ивановне, воспитательнице, не раз приходилось возвращаться за ней и за руку выводить из комнаты.
А ещё, была у неё подружка Света. Она жила рядом, в соседнем доме. Отец её был очень важным военным, кажется, генералом.Однажды, когда он приезжал в отпуск, Марина видела, как он выходил из машины, такой высокий, большой, как ей показалось, человек в военной форме со шпалами и орденом... Конечно, Марина понимала, что это другие люди, и что они очень отличаются от её домочадцев. Мама и дедушка работала с утра до ночи, но им всё равно жилось голодно. Это потом стало немного легче, когда они стали получать военные пайки за двух фронтовиков-офицеров, а пока бабушка готовила затируху и какую-то жуткую говядину, которую невозможно было разжевать.Трудно было даже достать простое хозяйственное мыло. И дедушка придумал, как его делать самому. Бывая в городской бане, он обратил внимание на большое количество обмылков, которые уборщица выбрасывала в мусор.Дедушка стал покупать их у неё за копейки.Дома он ссыпал их в жестянку и засовывал в печку, где мыло плавилось.А растопленную массу он выливал в прямоугольные коробочки. Когда это варево застывало, дед переворачивал коробочки и стучал ими по столу. На стол вываливались прямоугольные куски тёмного хозяйственного мыла. Мама ругала деда, мол, он принесёт какую-нибудь заразу в дом, но дедушка убедил её в том, что вся зараза сгорает в огне... А её тётушки работали на фабрике, где они штопали-чинили солдатские шинели, пробитые пулями, разорванные осколками и пропитанные солдатской кровью...
Светкина семья жила по-другому, без суеты и озабоченности о куске хлеба. Свету одевали в красивые яркие платьица, а её мама - пышная молодая женщина, с уложенным на голове высоким валиком белокурых волос, продолжала носить довоенные наряды, несмотря ни на какую войну. Она жалела худенькую бледную подружку её дочери и всегда чем-то угощала - то конфеткой, то оладьями, которые пекла на ревущем примусе какая-то тётя, живущая с ними.
Но не их гостеприимство привлекало Марину, и не доброта Светкиной мамы побуждала её иногда довольно назойливо напрашиваться в гости. Света была обладательницей несметного, по понятиям Марины, сокровища: у неё была картонная коробка из-под детской обуви, почти доверху наполненная цветными карандашами, привезёнными её отцом из-за границы ещё до войны. Каких только цветов карандашей там не было! От банальных красного, синего, жёлтого до карандашей самых разнообразных оттенков - голубого, светло-зелёного, бирюзового, розового и даже белого.Представляете? - Белый карандаш! Иногда Света, снисходительно глядя на томящуюся от желания порисовать Марину, разрешала ей попользоваться своими карандашами, но недолго,'чтоб не сильно срисовывались,' как она говорила. Они усаживались за стол, и Марина, затаив дыхание, рисовала деревья, небо, летящих птиц. Можно было всё, что захочешь, нарисовать, ведь рядом были карандаши любого цвета. Но раздавался Светкин возглас: 'Хватит!' - Марина огорчённо вздыхала и, не возражая, укладывала карандаши в коробку, боясь, что Светка разозлится и больше не позовёт... Ах, как было бы хорошо, если б она сама была владелицей такого богатства! Ведь дома она начала рисовать яркооранжевого тигра с чёрными полосками и жёлтыми, пугающе-злыми глазами. Но закончить рисунок она не могла, так как у неё не было оранжевого карандаша. Конечно, этот цвет можно сделать, смешав жёлтый с красным. Но получался не тот оттенок, не было той чистоты и яркости... Светка карандаши не даст, нечего даже просить.Был карандаш такого цвета ещё в одном месте, в детском саду.'А что, если попросить карандаши в садике, только на один вечер!' - как-то подумала Марина. Она успеет закончить рисунок, в этом она не сомневалась. Но, вспомнив строгое лицо Нины Ивановны, Марина поняла, что та не разрешит.Она и так была недовольна поведением Марины, потому что та часто опаздывала на следующее после рисования мероприятие.
'Что же делать? - печалилась Марина, - где взять карандаши?'
И вдруг одна дерзкая мысль посетила её:'А что, если взять их в садике потихоньку, незаметно, не спросясь?... А потом, тоже незаметно, положить на место...'
Сначала она испугалась этой мысли, а потом стала себя уговаривать:'Но ведь я не насовсем, я ведь верну...' И желание дорисовать тигра пересилило все сомнения.
На другой день, сидя за столиком, она очень нервничала, вертелась и погляды- вала на воспитательницу, всё думая, куда лучше спрятать коробочку c карандаша- ми? Наконец, Нина Ивановна велела собрать все рисунки в стопочку, а карандаши положить на место. Марина быстро сунула коробочку под юбку и под резинку, что держала чулок, и, прижимая коробку рукой, пошла неуклюже, немного перекосившись на один бок.
До дома она добиралась дольше обычного.
- Ты что хромаешь, - встретила её бабушка, - ножку ушибла?'
- Нет! - Маринка прижалась к бабушке, как к спасению, и обнимая её, думала: 'Я дома, и карандаши не выпали, и никто не заметил!' На предложение бабушки поесть, она сказала:
- Потом, потом! - и, вытащив из-под юбки коробочку с карандашами, побежала в маленькую комнату, где у неё был свой уголок. Достав из ящика стола толстую тетрадь с чистыми, без линеек листами, которую мама принесла ей с работы, она открыла её и быстро перелистала. Замелькали рисунки кошек,собак, птичек, которые Марина срисовывала из книжек.Лучше всего у неё получались рисунки животных, может, потому что она их очень любила? А вот и тигр недорисованный.Только силуэт и полосы она успела наметить.Он пробирается сквозь заросли, голова повёрнута, и глаза его смотрят прямо на тебя. А пасть оскалена, и из неё торчат острые клыки.
Марина открыла коробочку, вынула оранжевый карандаш и начала закрашивать спину и бок тигра.Но как она не старалась, всё равно получалось неровно.И вдруг Марина вспомнила, как однажды они с мамой были в гостях, и там Петя, ученик третьего класса, очень взрослый мальчик, как показалось Марине, рисовал карту - план местности. И чтобы ровно закрасить эту местность, он настрогал грифель зелёного карандаша и растёр его ваткой, а для реки и озера он настрогал синий грифель.'Здорово! - подумала тогда Марина, - и я так попробую'.Так она и сделала. Настрогав бритвочкой грифель оранжевого карандаша, она высыпала порошок на тигра и аккуратно его растёрла. Вот теперь получилось гладко и ровно! Потом, чёрным карандашом Марина навела тигриные полосы, а затем, послюнявив карандаш, обвела глаза и зрачки тигра.Взгляд его получился злой, и весь тигр был грозным и убедительным.'Как живой!' - скажут потом взрослые.
На следующий день, утром, взяв коробку с карандашами, Марина в припрыжку побежала в садик. Настроение у неё было хорошее, она радовалась, что
план её удался:она закончила рисунок и теперь оставалось лишь отнести каранда- ши и положить их на место, незаметно, конечно. Эта часть плана казалась ей простой и лёгкой. И вдруг, прямо у входа в садик она чуть не столкнулась с идущей ей навстречу воспитательницей. Марина обмерла и инстинктивно завела руку с карандашами за спину. Нина Ивановна тоже остановилась и открыла было рот, чтобы что-то сказать, но не успела. Марина, вся красная от стыда и ужаса, что её сейчас обвинят в воровстве, вдруг шагнула вперёд и, глядя на воспитательницу совершенно честными глазами, сказала:
- А мне нянечка разрешила - тётя Дуся!
- Что разрешила? - не поняла Нина Ивановна.
- Вот, - сказала Марина и вытащила из-за спины руку с зажатой в кулачке коробкой с карандашами.
- Ну, разрешила так разрешила! - неожиданно улыбнулась Нина Ивановна, - а теперь иди и положи их на этажерку.
Марина, счастливая, что всё так хорошо закончилось, сорвалась с места и пулей влетела в садик.
... И пришло время, когда она не могла уже колдовать над своей керамикой, вызывая к жизни волшебные цвета и оттенки, создавая композиции, в которых чудесно гармонировали между собой обожжённая глина и глазури. И однажды она купила несколько прекрасных ярких цветков каланхое, пересадила их в терракотовые горшки и поставила у окна, около своей кровати. А утром, просыпаясь, она смотрела сквозь ресницы на эти цветы, и ей мерещились оранжевые, алые, жёлтые и розовые пятна на сером горячем песке... И казалось, что вот сейчас она встанет и пойдёт к Светке и будет с трепетом ждать, кода та позволит ей подержать в руках волшебную радугу из далёкого детства...