Клещенко Елена : другие произведения.

Отзывы на рассказы финалистов Хиж-2008

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опять средний балл у меня явно повышенный по сравнению с другими арбитрами. Это оттого, что я-то помню рассказы финалистов еще с первого тура. Есть с чем сравнить. ;)

  Напоминаю, что количество букв, посвященных рассказу, не пропорционально оценке. Кого-то долго ругаю, кого-то долго хвалю, а с кем-то все ясно без долгих разъяснений. Оценок пока не рисую.
  
  Джи М. Хиж-2008: Дикарь.
  Интересный рассказ о том, как различаются дикарская и цивилизованная нравственность (вспомним лесковское "На краю света"). Цивилизация приносит с собой компромиссы, этим хороша, этим и плоха. Хорошо сделано недоразумение с механическим переводом. ;)
  Среди минусов - стиль. "Грег оказался лёгок на помине. Первым, что увидела Ольга, перешагнув порог лаборатории, оказалась", и чуть выше "оказался", а чуть ниже еще и "казалось". "А то я чуть ли не физически чувствую порицание в глазах десятка прилипших к окнам биологинь" - это вот так сложно, с цепочкой родительных падежей и причастным оборотом, героиня щебетала на руках у мужчины? Забавная барышня. "Здешние аборигены" - аборигены нездешними не бывают, точно так же, как альтернатива не бывает другой. ;) "Поучительно возразил" - не поучительно, а поучающе, разницу см. в словаре. Это все из одного фрагмента, почти подряд.
  Мне не хватило в этом рассказе оригинальности лесного и болотного племен. Если бы не авторская заявка, в жизнь бы не догадаться, что это инопланетники, а не какие-то затерянные племена с верховий Амазонки. Отличия скорее декларативны ("нет родового строя" - серьезная заявка, из которой, увы, нет следствий). Когда Урсула Ле Гуин писала "Слово для леса и мира одно", это еще было можно (и то, у Урсулы, прямо скажем, этнография поосновательнее).
  Лингвисты занимаются языком, а преданиями и фольклором - скорее этнографы.
  
  Шифман Л. Служебная командировка.
  Юмор. Дочитывая до конца, хотела злорадно вспомнить пана Станислава Лема, "о распутстве планетарном" (не зря хитрый автор предмет разбирательства скрывал до конца!). Но финал оказался неожиданным. Хорошо. Автор, кажется, уже у нас бывал, может, в этот раз ему посчастливится.
  "Я грохнул трубку об стенку. Отскочила как горох. Швырнул в открытое окно - вкрадчиво зажужжал моторчик, выдвинулись крылышки, и трубка, захлебываясь благим матом, совершила мягкую посадку на подушку. Все это означало лишь одно: вызов с приоритетом ноль. Даже утопить в унитазе не удастся". - Смешно, и все-таки не вполне уверена, правда, что благим матом можно захлебываться. И как он мог слышать моторчик и видеть крылышки там, за окном?
  
  Альфес Н. Хиж-2008: Архитектор.
  В высшей степени актуальная тема: частные фирмы по анализу (и реконструкции уже..) генома. Хорошая литература, есть впечатление от неизвестного читателю мира - в данном случае всего лишь другой континент, но поубедительнее, чем у некоторых прочих другие планеты. Живые герои. Чистая и красивая разновидность служебного романа. Интересная идея, в конце-то концов. Коллеги-арбитры, я не понимаю, чего вам еще надо! 10 однозначно.
  
  Гамаюнов Е.В. Мимикрант
  Зло и смешно. Параллели с реалом очевидны.
  Стиль нуждается в полировке. "Иван Петрович вдруг испытал непонятное ощущение неправильности происходящего. Нереальности творящегося". - Много лишних слов "непонятное", и "происходящее" и "творящееся" - в итоге смотрится неуклюже.. Запятых где избыток, где недостаток. А повторить слово "да" на четырех языках - не лучший способ убедить комиссию в том, что знаешь эти языки. ;) Скорее за дурака могут посчитать или за неумного шутника.
  
  Ветнемилк К.Е. Четные и нечетные
  Хороший рассказ, лучше прошлогоднего. Опять немного архаичный, в стиле последних страниц старого "Вокруг света": любовь и космос. (Тогда, правда, любовь была без секса, никаких там шоколадных грудей, только глаза и волосы. Но в целом похоже.) Снова о том, что несовершенное живое лучше механического совершенства. Многие знают из личного опыта, насколько привлекателен виртуальный мир. Многие из того же личного опыта знают, как на самом деле тяжел выбор между виртуальной реальностью и радостями материнства-отцовства. А в данном случае виртуальный мир был синонимичен одной из трех, по АБС, главных радостей мужчины - любимой работе. Да и вообще, всей жизни. Год вдвоем на шести квадратных метрах с нелюбимой женщиной и орущим младенцем, без связи, без какой-либо полезной деятельности, насколько можно понять из текста ("выхожу и изучаю окрестности" - бледно), а на другой чаше весов - работа, вся остальная жизнь и подруга-звездолет... И, по-моему, как-то слишком легко ему это дается. "С тобой мне было просто хорошо. А с этой Женщиной я счастлив". Вот так запросто. В общем-то, непонятно, почему эта реальность не стала для него кошмаром. Для большинства наших современников - стала бы, хоть у них и не бывало женщин-звездолетов и феерической виртуальной реальности. Даже для сказки - немного неправдоподобно.
  В рассказе, на мой взгляд, не хватает самого сложного: автор не придумал и не описал, как у него герой достигает состояния "счастлив". Как и о чем разговаривает с Женщиной, чем занимается, чтобы не свихнуться элементарно на этих шести метрах... Поэтому "счастье" остается декларативным, несколько неправдоподобным даже по меркам доброй сказки. Хотя бы попытаться стоило. Объем позволял.
  
  Чернышева Н.С. Хиж-2008: Маленькая победа Розы О-Коннор
  Интересная НФ-составляющая. Учитывая нынешние исследовательские проекты, например, по генам спортивной успешности (кроме шуток, в том числе и у нас в Институте физкультуры!) - нет оснований не верить. А еще можно считать, что генетика - только литературный прием, настоящая же проблематика рассказа - вообще противостоянии бездушной "научной" педагогики и ненаучного, но личностно-ориентированного, живого и душевного воспитания любимых детей любящими взрослыми. Идея не новая, однако вечно актуальная.
  Основной минус: очень уж все просто. НАСТОЛЬКО читателю очевидно, что права маленькая Роза, а неправы Ольгерд и Королева Марго, насколько это ясно с первых же абзацев, что совершенно неясно: зачем остальные 25 тыс. знаков? Игра в одни ворота получается. А между прочим, адепты научной педагогики (и генной инженерии) в большинстве своем - не дураки и не сволочи, и уж наверное намерения у них были самые лучшие, и достижения были серьезные, иначе кто бы им позволил проект? Может, не стоило строить рассказ так, чтобы они изначально оказывались в проигрыше? Заодно и интереснее было бы. Знаю, что данный рассказ - часть более крупного произведения, возможно, в полном тексте акценты расставлены иначе, но наш-то читатель полного текста не увидит.
  Старомодны детали: "искинт", например - явно что-то из прошлого века. Это плохо. Фантастика, особенно НФ - "быстрый" жанр, подверженный моде, и следить за актуальностью деталей - не вопрос желания автора, а обязанность.
  Речь Розы - совершенно недетская.
  Если бы я голосовала по первому туру, поставила бы 9. В финале - поменьше поставлю.
  
  Бережной С.В. Никнеймы крепдешиновой островитянки
  Хороший рассказ на серьезную тему. Жизнь под никами, потеря собственного "я" в процессе, казалось бы, самовыражения. Анонимность, которая отнюдь не отменяет тотального контроля. Сетевая безопасность и приватность сюда же... Написано хорошо. Очень нравятся сами ники. А вот упомянутое автором "прежнее название", "Слово, слаще которого нет", по-моему, лучше этого.
  
  Егорова Н. Хиж-2008: Агриппина
  Безусловно, да. Сейчас мне скажут - опять она Егорову хвалит. Да, хвалю. Мало кто из фантастов с таким удовольствием описывает подробности реального мира, попутно населяя его фантасмагориями. Я бы взяла. Быстро, мгновенно, пока не упер Макс Фрай в свои флуоресцентные сборнички.
  Я тоже не поняла, откуда в финальной сцене появились шпильки. Ясно же прописано: "не делала маникюр, носила туфли на устойчивом каблуке". Читала объяснение автора в комментах, что это парадная форма одежды, но мой опыт и опыт моих коллег говорит, что надевать на ответственное мероприятие шпильки (даже не просто высокий каблук, а именно шпильки!), не имея к ним привычки - дело рискованное. Можно произвести эффект, далекий от задуманного. ;)
  
  Сафин_Дробкова Голубь на ветру
  А вот этот рассказ -не очень. "Сладковатый запах тины с неприкрытым злорадством терзал обоняние", "Ноги его стояли там, куда приличные люди помещают более мягкие части тела" - некоторым писателям удаются подобные ироничные обороты, а некоторым нет. "Мелкий, глупый, как ты можешь вот так говорить о женщинах? О святом, о чистом, о настоящем?"... Нет, явно не моя вещь. От таких реплик весь реализм пропадает. Задолго до начала настоящих чудес. "И в тот момент, когда они, словно чеканя, сделали по третьему шагу, мир содрогнулся первым раскатом жесткого южного грома, и на парк, мелькнув обязательной молнией, обрушился ливень". Эпитет "жесткий" - хорошо, но мне до сих пор казалось, что молния бывает прежде грома? ;) В общем, неровный рассказ. Даже "Скорпионс" и теплое море не спасают.
  
  
  Краснов И.В. Пока не прилетел дракон
  А вот такого дракона у нас еще не было. Отличный какой дракон - шелковый на каркасе! Так о наших чувствах к этим созданиях, об этом сплаве любви, ненависти и восхищения, о том, как мы их создаем и мы же гибнем от своих созданий - давно никто не писал. Этого мне бы хотелось видеть в журнале
  
  Катлас Э. Хиж-2008: Последние обряды лета
  Необычная сказка. Не столько сюжетом, сколько сочетанием доброты и жестокости. Есть в ней мудрость.
  Слог чуть-чуть бы почистить. "Что-то в изгибах этой наполовину летающей тарелки, наполовину пирамиды такое, что сразу понимаешь - нам до кураторов еще далеко". Получается тарелка, наполовину летающая... а на другую половину стоящая в буфете. Нехорошо. Эти конструкции с "наполовину" вообще неудобные. Даже если бы прилагательное не мешалось - на какую половину она тарелка, на какую пирамида? Лучше как-нибудь иначе.
  
  Средин Н. Хиж-2008: Тучка небесная
  Смешно. Неожиданно. Персонажи неплохо сделаны. И очень хочется узнать, что значит "Вененуя". Пробиваю десять баллов за все перечисленное и еще за то, что человек в кои веки откликнулся на наши страстные призывы порадовать нас чем-то смещным.
  
  
  Викторова Г.В. За твоей спиной
  Отличный эпиграф. )) Написано тепло, к деталям внимание (впрочем, сомневаюсь, что в водолазки можно кутаться, да и в свитера как-то не очень...) Над стилем надо поработать с карандашом в руках. С юмором иногда перегиб: "сосредоточенно обкапывала кислотой белые халаты", "глобальная щеколда" (всемирная то есть?). За финал спасибо: я уже обреченно настроилась на вампира, а оказался основоположник, отечески бьющий молодую смену по шеЯм! Автор у нас уже в финалах бывала, помню... Надо бы взять.
  
  Халь Е., Халь И. Хиж-2008: Музыка последнего дня
  Любопытный кроссовер. Интересно, как он понравится тем нашим арбитрам, которые написали исследование по "Крысолову". А что, так оно и есть: чары музыки - языческий мотив. И надо же, умные какие авторы, знают, что чумные европейские крысы были не серыми, а черными. Сомнение внушает игра на флейте (даже сто раз магической) под водой, а также переход звука из воды в воздух, магия магией, а физика физикой. ;) Но можно предположить, что флейта порождала не звуки, а нечто совсем другое. И еще: не уверена, что есть немецкое имя Ральф.
  
  Неуймин А.Л. Хиж-2008: Мой личный бубен среднего мира
  Юмор. Вариант "магический артефакт в нашем реальном мире". Неплоха идея с шаманским бубном, исполняющим желания наоборот, но стиль! "Теперь, следуя все той же инструкции, оставалось только подождать покуда этот гений инженерной мысли просохнет..." Гений - это в данном случае бубен. Нет бы "гениальное творение", что ли. И с бородатыми шутками у героев, действительно, полный порядок - ну, это еще можно объяснить их нервозным состоянием. "В коем-то веке что-то сделал собственными руками" - в кои-то веки, очевидно.
  Нет. Даже несмотря на дефицит юморных произведений - мне не нравится.
  
  Мхитарян Э. Хиж-2008: Хогнит
  Стилизация под западную фантастику. Я небольшой знаток, но меня не очаровало. Неубедительный профессиональный подход психотерапевта, навязчивое "док". Герой-безумец не лишен привлекательности, но в целом идея контакта безумца с инопланетянином... И не ново, и не захватывающе. С другой стороны, старшее поколение читателей может порадовать.
  
  Мусин Р. Хиж-2008: Экзюпери
  А вот это неплохо, даже после прошлогоднего "Тома один". Добротная реконструкция примитивной кибернетической психики, взаимодействия разумных человеческих команд и безумных человеческих действий, печальный результат... Да, хорошо.
  Но хочется уже когда-нибудь прочесть добрый и светлый рассказ про домашних киберлюбимцев, в духе бабушки Брэдбери и Сильвестра из "Заповедника гоблинов". А у нас что-то, куда не глянь, киборгофобия в чистом виде. Это не упрек автору, он не виноват, что ему так увиделось. ;) Это общее соображение.
  
  Первая С. Хиж-2008: Лица
  А что, неплохо. "Заезженность темы"? Возможно, но решение качественное. И хорошо, что не возникает желание осудить героиню за "лицемерие" во всех смыслах этого слова. Она показана так, что ей сочувствуешь. А какую картинку могли бы нарисовать наши художники к этому рассказу... Летающие лица отлично бы смотрелись.
  
  Суржиков Р. Хиж-2008: Средство связи
  Приливы приливами, но вообще-то наша Луна удаляется от Земли по раскручивающейся спирали, а не приближается к ней. ;) И даже не в этом дело. Высокотехнологичный артефакт, который ведет одичавшее человечество из мрака прошлого в светлое будущее... Такую неоригинальную тему могло бы спасти только очень сильное исполнение.
  
  Шауров Э.В. Камни Ахерона
  Неплохо. В своей группе рассказ выделялся очень сильно. Жесткий, страшный, хорошо сделанный. Вечная тема фантастики - сознание и его материальный носитель. И, главное, не только трепетные чувства героя, но и с намеками на возможные социальные последствия. Не 10, потому что все-таки маловато нового на фоне всего, что было написано на данную тему.
  
  Гридин А.В. Художник
  И почему писателей так интересуют магические изображения людей, влияющие не судьбы изображенных? Мало нам деда Миха, мало нам прошлогоднего "Портрета Сариты" или еще более давнего рассказа Натальи Егоровой ("Талисманчик", ХиЖ, 2004, 5)... Мне кажется, данное фантдопущение себя исчерпало. Все бы ничего, но конкретно нашим читателям мы эту тему уже предлагали не раз. Этот вариант, конечно, самый жесткий и хоррорный из вышеназванного, и видно, что мужской, а не женский, но... коллеги-писатели, у вас есть потенциал, выдумайте что-нибудь небывалое.
  Стиль. "Почему те рисунки, что я видел в предыдущих четырех папках, были всего лишь безжизненными листами бумаги, а содержимое коричневой папки жило какой-то извращенной жизнью, созданной мановением руки юного гения?" - Это от первого лица. Типичная речь потомственного слесаря. Да, помню теорию героя О.Генри, что, мол, простые люди в экстремальных ситуациях изъясняются фразами, почерпнутыми из книг и спектаклей, но даже затрудняюсь предположить, что этот слесарь читал или смотрел. Те, что... предыдущие... содержимое...извращенной жизнью и т.д... Как бы сказал реальный человек? "Почему в тех папках были простые рисунки, а в этой, коричневой..."
  
  Метелева Н.В. Последняя магия деда Миха
  Что ж такое: очередной рассказ хорошего автора, и опять мне не нравится! Не везет данному автору со мной, а в этот раз особенно. ;) Мой муж - фотограф. Профессиональный. И не то чтобы я не считала его работу и работу его коллег "волшебством", но как-то вот пафоса во всем этом куда меньше... - После первого прочтения решила отложить написание отзыва на попозже, помня о том, что у героев были прототипы и что рассказ автору дорог. Замечательные лирические фрагменты, хотя бы описание мастерской. Нет, с писательским мастерством все в порядке, но такой длинный рассказ про волшебные фотографии, лечащие от онкологий, подагры и бессонницы... Главное, не могу похвастаться, что я злой и несентиментальный человек. "Шарманщику и буратинке" за подобные сантименты вон десятку поставила. А вот это - нет, не верю. "Ты это, мил человек, брось меня так обзывать. Не в средневековье, чай. Тут твоей души заслуга, она тебя красит, ежели ты ее, родимую, ростишь, а не топчешь". Что-то тут не склеивается. Мил человек, чай-ежели, рОстишь - и, скажем, вот эта реплика: "Вспомни самое хорошее, что было у тебя в жизни, и задержи в себе. И оно обязательно вернется". Один и тот же человек говорит? Если да (знаю, бывает) - этот человек мне, скажем так, слегка подозрителен. И не знаю, кто как, а я никогда не любила тех, кто разъясняет, какой именно улыбкой мне следует улыбаться... Возможно, это я не сумела верно прочитать образ героя. Но на мой вкус - многовато сахара в этом волшебном чае. Низкой оценки не поставлю, потому как подозреваю, что мой собственный взгляд на предмет мешает беспристрастию. Но и десятку не поставлю.
  
  Цепенюк Е. Первая заповедь дуэлянта
  Да, про первую заповедь я, как и некоторые другие читатели, тоже не догадалась, не заглядывая в комменты к рассказу. ;) Интересно, ХОТЬ КТО-НИБУДЬ угадал? Если никто или меньше половины - с этим надо что-то делать, важная мысль пропадает. Какие-то дополнительные подсказки ввести в текст, что ли.
  Красивая идея. Наше земное понятие о "настоящем" и "ненастоящем" - и местное. Трудно после Олди писать о театральных дуэлях, но автор в целом справился. В финале действие остановлено на правильном месте: читателю предоставили догадываться, какое именно "по-настоящему" выберет герой. А еще имена мне очень понравились.
  
  Иванов Ю. Коварное время
  Хорошо. И полет, и Крит описаны с чувством, а полет еще, кажется, и с большим знанием дела. Сама не летала, судить не могу, но мне понравилось. Тема эта, путешествий наших людей в прошлое и в параллельные миры ("нашетамки", как это изящно называют), не выйдет из моды никогда. Много остроумных находок (единственное, в шлем как средство от внутричерепного давления верится слабо. С другой стороны, есть же остеопатия, многие верят...). И добрый, главное, рассказ.
  Точно ли на Крите во времена Миноса не было циркулей, но был строительный гипс? ;)
  
  Томских В. Мусоропровод
  Фантастика в старом стиле: инопланетяне, питающиеся психоэнергией, отнимают отрицательные эмоции, но могут отнять и положительные, вплоть до смерти клиента. Хоррорно, но не очень логично: что стоило этому Сэлинджеру рассказать герою и то, почему и за что птилетэков сажают в мусоропроводы, какие они плохие и вредные твари? Неужели труп возле мусоропровода был для них менее опасен, чем человек, знающий правду?
  
  Намино Стая диких леопардов
  Неплохо. В меру сатирично, в меру сюрно. А реалити-шоу - это зло.
  
  Ясинская М.Л. Шарманщик и буратинка
  А мне нравится. "Подобно растенью, в чьей-то жизни чужой мы становимся светом и тенью". Сама об этом много раз думала - о случайной якобы роли, которую играют в жизни человека разнообразные незнакомцы и случайные знакомые. Магия мегаполиса. Отлично. Я бы даже сказала, лучше, чем предыдущие сказки у нас на конкурсе.
  
  Герасименко А. Выгодный кредит под низкие проценты
  Хорошо. Не ново, но хорошо написано. Как нечистый использует современную деловую лексику! "Интуитивный интерфейс" - тоже находка. На страницах журнала рассказ вижу. Да, и очки-хамелеоны тоже понравились.
  
  Волгина Л.И. Пустота
  Рассказ вроде бы незатейливый, но интересный. Интересен тем, что заколдованное место, высасывающее из человека все доброе и светлое, бездумно создано людьми же.
  
  Карлик С.Г. Аутизм
  Рассказ вызывает брезгливость, научная составляющая не вызывает доверия. "Нобелевские лауреаты дважды" добивает рассказ окончательно.
  
  Чебуратор, Шакилов Хиж-2008: Террорист
  Зимняя тоталитарная держава и весенний терроризм... Ну я не знаю. Не моя вещь. Такое неодобрение режиму, как, например, у И.Истратовой, мне интереснее. А эта притча как-то больше из серии "государство плохо, потому что оно государство". Но написано хорошо, придумано занятно, и в конце концов, права художника на метафору никто не отменял. Не очень понравилось, но низкой оценки не поставлю. А что с ним не так, с героем, почему на него смотреть боятся? Загорелый?
  
  Медведева Е. Скрипучая хибарка
  И чего наши победители приходят играть на конкурс, а не несут напрямую в редакцию, хотя имеют право? Интересно им, наверное. Добрая, светлая сказка про тот свет, где каждому воздается по его вере. ;) Меня слегка напрягла пижма, даже в некий момент подумала о героине страшное: пижма вообще-то не только противоглистное, но и народное абортивное... Ладно, будем считать, что пижма предназначалась коту. Но мне кажется, этот недоучтенный автором подтекстик лучше бы убрать.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"