Климентьев Владимир Евгеньевич : другие произведения.

Гегель о философии в гимназии: учебный предмет и самообразование духа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Образование - это целенаправленная деятельность. Но в российской педагогической мысли нет единой концепции образования, а, следовательно, и целей много. На движении к какой цели надо строить образование, если все они научны? Или не все? Что есть тогда научное определение ћобразованияЋ? И соответственно, для какой цели преподавать философию? И шире - что такое вообще философия?


   Климентьев Владимир Евгеньевич.
   Кафедра философии, Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена, магистр образования, аспирант, Санкт-Петербург, 2003 г.
  

Гегель о философии в гимназии:

учебный предмет и самообразование духа

   "Aber die Weisheit der Regierung..., daß sie das Alte in ein neues VerhДltnis zu dem Ganzen setzt und dadurch das Wesentliche desselben ebensosehr erhalt, als sie es verandert und erneuert".
   Hegel G. W. F., 1809
  
   1. В период с 1808 по 1816 гг. Гегель занимал должность ректора в классической гимназии для мальчиков в Нюрнберге, а как профессор, преподавал там философию. В связи с этой работой им написано: тексты для учебного процесса, 6 речей, отчеты. Также этой теме специально посвящен доклад для королевского прусского министерства образования в 1822 году:
  -- Texte zur Philosophischen Propadeutik (1808-1813).
  -- Gymnasialreden (1809-1815):
  -- Rede auf den AmtsvorgДnger Rektor Schenk am 10. Juli 1809;
  -- Rede zum Schuljahrabschluß am 29. September 1809;
  -- Rede zum Schuljahrabschluß am 14. September 1810;
  -- Rede zum Schuljahrabschluß am 2. September 1811;
  -- Rede zum Schuljahrabschluß am 2. September 1813;
  -- Rede zum Schuljahrabschluß am 30. August 1815.
  -- Bericht Эber das Gymnasialschuljahr 1811/12 (Auszug).
  -- эber den Vortrag der Philosophie auf Gymnasien. Privatgutachten fЭr den KЖniglich Bayrischen Oberschulrat Immanuel Niethammer (1812):
  -- Der Vortrag der philosophischen Vorbereitungswissenschaften in dem Gymnasium bietet zwei Seiten dar: I. die LehrgegenstЭnde selbst, II. die Methode.
  -- эber den Unterricht in der Philosophie auf Gymnasien, Berlin, 16. April 1822.
  
   Отметим еще годы издания печатных философских работ Гегеля:
  -- 1807 г. "PДnomenologie des Geistes";
  -- 1812, 1813, 1816 гг. (1833 переработанная первая часть). "Die Wissenschaft der Logik";
  -- 1817 г. "EnzyklopДdie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse".
   2. Как видно, к преподавательской деятельности Гегель приступил, уже издав "Феноменологию духа". Сам Гегель так представлял свое произведение в "Общественной литературной газете" от 28 октября 1807 г.: "Этот том представляет становящееся знание. Феноменология духа должна прийти на место психологических заявлений или также абстрактных обсуждений об обосновании знания... Она понимает различные формы духа как станции пути в себя, на котором он становится чистым знанием или абсолютным духом". Второй заголовок этого произведения "Наука опыта сознания". Здесь слово опыт, кроме обозначения предмета данного произведения, имеет тот смысл, что в нем изложен опыт самого Гегеля. "Феноменология духа" может рассматриваться как личный дневник Гегеля, отчет о его внутреннем пути, каждую ступень которого он осуществил в действительности. И в этом смысле, в своей преподавательской практике Гегель мог основываться на личной практике, а в вопросах: чему учить, куда и откуда вести за собой учеников - на теории, не внешней для себя.
   Так куда же? К философии как науке! Почему именно к ней? Философия как наука - это царство абсолютного знания; царство абсолютной свободы. А именно свобода была главным предметом размышлений Гегеля, и именно идеей свободы и стремлением к свободе были пронизаны все политические события Европы XVIII - XIX столетий. Гегелю было 19-ть, когда во Франции пала Бастилия. Ему было 36-ть, когда он лично увидел Наполеона Бонапарта, скачущего верхом на лошади по только что завоеванной им Йене, - этот Мировой Дух, как писал Гегель в письме к Нитхаммеру. В связи с наполеоновским завоеванием и освобождением от него, в Германии появилась возможность реформировать образование, "стряхнуть католическую пыль". Для участия в этом деле и был приглашен Гегель.
   В 1821 г. королевским прусским министерством по делам религии, образования и медицины Гегель был включен в состав королевской академической экзаменационной комиссии, по результатам работы которой ему было поручено, в качестве эксперта, сделать доклад по проблеме, как наладить в гимназиях целесообразную подготовку по философии. Поскольку это самое позднее произведение Гегеля по данному предмету, то оно взято нами за основу раскрытия заявленной темы, а более ранние работы привлечены как вспомогательный материал.
  
   3. В 1809 г. Гегель, обращаясь к широкой публике, в своей речи ректора гимназии, говорил: "Дух и цель нашего учебного заведения - это подготовка к занятиям наукой" (3, 398). В докладе 1821 г., при различии в определениях конечной цели, речь также идет о том, что в гимназиях осуществляется "подготовка к спекулятивному мышлению и к изучению философии" (1, 567). Подготовительный характер гимназического обучения - это существенное его определение, которое должно обуславливать специфику учебного процесса в целом и в частностях. Преподавание философии как науки - это дело для университета, оно не уместно в гимназиях в силу возрастных особенностей индивидуального духа (восприятия, мышления, воли и пр.). Но приходить в университет совершенно без подготовки также нельзя. Уровень невежества у поступающих настолько велик, пишет Гегель в докладе, что вызывает у него серьезные опасения за себя и своих коллег. На преподавателях университета лежит большая ответственность в достижении образовательных целей, как перед правительством за то, что выпускают непригодных для государственной службы лиц, равно как и перед родителями за то, что подают необоснованные надежды, которые впоследствии все равно не сбываются и лишь могут повлечь за собой напрасные затраты и упущенные возможности более целесообразного образования, так и перед духом своих учеников за то, что им наносится вред, когда дух вовлекается в преждевременную для него деятельность (см.: 1, 566; 5, 411). Университету едва ли под силу, сетует Гегель, еще только пробуждать дух учеников для "субстанционального содержания и преодолевать уже сложившиеся тщеславие и направленность на обычные интересы" (1, 568). Следовательно, изучение философии в гимназии, должно быть подготовкой к изучению философии как науки в университете.
  
   4. Гегель выделяет в гимназической подготовке к философии две стороны: а) материальную и б) формальную. Материальной стороной является само обучение в гимназии во всем его многообразии, поэтому здесь надо говорить о: предметах, методах преподавания, учебном процессе, жизнедеятельности учеников, как в гимназии, так и в семье, об их социальном и гражданском поведении. Формальная же сторона относится непосредственно к философской подготовке. Осуществление ее в гимназии, помимо специального предмета, метода и пр., должно происходить в тотальности всего процесса обучения. Суть формальной стороны подготовки состоит в том, что "знакомство и привычка обращаться с формальным в мыслях (mit fЖrmlichen Gedanken) и есть то, что можно было бы рассматривать как непосредственную подготовку для изучения философии в университете" (1, 569).
  
   5. Основу подготовки к философии образуют: "изучение классической древности (studia humaniora)" и "догматическое содержание религии". С необходимостью из этого следует, что, если в учебной программе нет этих предметов, то и подготовка к философии в данном учебном заведении не осуществляется.
   1) Поскольку, как пишет Гегель, древние греки и римляне есть та почва, на которой взошла вся культура Европы, то влияние классической древней литературы на формирующийся дух учеников прусского королевства трудно переоценить. Там находятся, как пишет Гегель, начала и основные представления наук или всего вообще достойного знания (см. 5, 413). Благодаря этому материалу "ум и представление молодежи вводятся в великие исторические и художественные воззрения индивидов и народов, в их деяния и судьбы, а так же в их добродетели, нравственные принципы и верования" (1, 567). Этот материал представляет нам, говорит Гегель, законы и обязанности в живых образах, в виде нравов и доблестей, а не в форме рефлексий и основоположений, на которые мы ориентируемся как на далекие предписания (см. 5, 415). В древних произведениях существенным является их форма непосредственности (художественный образ, представление), т.к. эта форма, в которой существовал дух греческого и римского народов, соответствует форме непосредственности, в которой существует индивидуальный дух учащегося. Конечно, и в современное Гегелю время были великие художественные произведения и исторические события, но форма, в которой осуществляет их дух народа, есть более зрелая, опосредованная мыслью, а потому для ее истинного усвоения к ней нельзя подходить только непосредственно.
   Изучение наследия древних важно для развития духа, но, говорит Гегель, оно только тогда будет действительно плодотворным, если будет происходить на языке оригинала, потому как переводы "передают нам содержание, но не форму, не его тончайшую душу" (3, 404). Без знания чуждого нам древнего языка - не будет должного образования индивидуального духа, ибо в процессе овладения чужим языком происходит существенная двоякая вещь - только, сделав чужой язык своим, мы сможем: 1) быть в непосредственном единстве с чуждым нам материалом - миром древних и 2) обособиться от самих себя. Это необходимое условие для достижения конкретного единства с собой, для "возвращения нас к самим себе, но в виде истинно всеобщей сущности духа" (3, 406). Требование конкретного единства с собой для всего существующего, есть существенное положение гегелевской философии, имеющее там свое обоснование. Быть в конкретном единстве - это, значит, существовать в своей истинной форме. Поэтому для истинного существования индивидуального духа овладеть иным языком просто необходимо и, следовательно, изучение наследия иной культуры не исчерпывается просто чтением переводов.
   Преподавание древних языков, сохраняясь в новом учебном плане, должно определяться новыми целями. Ранее, изучение латинского языка считалось существеннейшей частью научной подготовки, и было единственным средством более высокого образования, даже считалось важной самостоятельной целью. Но поднялся всеобщий голос протеста, говорит Гегель, "в частности появилось чувство, что нельзя считать образованным народ, который не может выразить всех сокровищ науки и свободно оперировать с любым содержанием на своем собственном языке" (3, 400). Изучение древних и иностранных языков должно быть не ради их самих, цель изучения иного языка заключается в том, чтобы "ставить на ноги" собственную национальную культуру, особенную национальную форму коллективного духа.
   Интересно еще замечание Гегеля о механической стороне изучения языков. Исходя из того, что дух для своего развития должен освоить чуждое ему, а "механическое" есть то, что ему чуждо и неизвестно, поэтому, заключает Гегель, механическая сторона процесса овладения языком есть "нечто иное, нежели просто неизбежное зло" (3, 406). С этим механическим моментом связано изучение грамматики. Оно составляет начало логического образования - в ней "начинает изучаться рассудок" (3, 406). Посредством знакомства с простыми грамматическими абстракциями происходит первое наше образование - определения рассудка, имеющиеся непосредственно в нас, мы делаем предметом сознания и учимся обращаться с ними - делаем их существующими для нас. Поскольку с помощью терминологии грамматики мы учимся двигаться в абстракциях - это занятие можно считать изучением элементарной философии (см. 3, 407). Обучение говорить на чужом языке имеет тот смысл, что здесь идет постоянная работа разума по определению частей речи и применению правил, в отличие от родного языка, где правильное сочетание слов нам дает привычка. А форма деятельности рассудка, подводит итог Гегель, и заключается в том, что "происходит постоянное подчинение особенного общему и обособление общего" (3, 407). Суть подготовительного характера гимназического обучения - в развитии рассудка.
   2) Следующий предмет: догматическое содержание нашей религии. Его значение состоит в том, что этот "предмет не только сам по себе имеет содержанием истину, и представляет собой также интерес для философии как своеобразный способ познания, но и он имеет в этом содержании одновременно непосредственную связь с формальной стороной спекулятивного мышления". Правда, изучение этого содержания должно быть философским, т.к. иначе, если "не будет насаждаться истинное, глубокое благоговение перед религией, а центр тяжести будет перенесен на общие места деизма, на моральные учения или даже только на субъективные чувства" (1, 567) и, если это содержание не будет спекулятивно исправлено, то в результате воспитается не способность к спекулятивному мышлению, а равнодушие к философии или же рассудок окажется добычей софистики.
   Сущностное, что происходит при изучении классической древности и догматического содержания религии это то, что в процессе деятельности душа сама становиться "своеобразным материалом", благодаря которому мы обогащаемся и приготовляем себе лучшую субстанцию (от искусства и религии к философии). Здесь надо заметить, что хоть деятельность духа может упражняться на любом материале, вовсе не безразлично на каком именно материале это происходит, т. к. упражнение есть одновременно, образно говоря, и питание. Гегель иллюстрирует это на примере растения: растение не просто упражняет корни, всасывая питательные вещества, но, усваивая их, растет. Также и человек. Но укрепить душу может только духовное содержание, только оно может "создать субстанциальную сердцевину" (3, 403). "Классические воззрения древних и догматическое учение церкви - я считаю субстанциональной стороной в подготовке к философии" (1, 568).
   Обращение к субстанции переводит речь об образовании из психологической и социальной плоскости в плоскость философскую. Ценность и значимость философского образования оказывается не в тренировке индивидуальной психической способности на диковинных предметах - всеобщих абстракциях, и не в социализации личности путем усвоения моральных понятий, а единственно - в развитии субстанции. "Собственную сущность философии следовало бы видеть в том, чтобы это внутреннее весомое содержание приобретало спекулятивную форму" (1, 568). А "для обучения в гимназии остается среднее звено, которое нужно рассматривать как переход от представления и веры (в отношении этого внутренне весомого содержания) к философскому мышлению. Такое среднее звено следовало бы видеть в обращении с всеобщими представлениями, а точнее, с формами мысли (Gedankenformen), общими для рассуждающего и философского мышления" (1, 568). Развитие рассудка заключается в осуществлении перехода от "представлений" и "веры" к "философскому мышлению". Если не осуществлен обозначенный переход, то у человека субстанциальная основа для занятий спекулятивной философией есть только в себе, а не для себя - это значит, что человек не подготовлен для учебы в университете, не прошел необходимого подготовительного этапа, его мышление еще непосредственно, а не опосредовано. Цель гимназии как учебного заведения - это создать все необходимые условия для развития субстанции.
   Сказав о развитие субстанции, Гегель выразил, на основании своей философии, суть образования вообще. Поэтому преподавание такого учебного предмета как "философия" оказывается на самом деле образовательным процессом вообще. И преподавание философии оказывается сутью образования вообще и гимназического образования в частности, а не одним из многих учебных предметов. Гимназическое образование - одна из ступеней на пути духа к себе, этап в превращении субстанции в субъект.
  
   6. Относительно круга знаний, вообще преподаваемых в гимназии, Гегель пишет следующее: следует исключить историю философии, т. к. без спекулятивной идеи преподавание философии становится рассказом о случайных мнениях, что легко приводит к презрительному отношению к философии и возникает мнение, что напрасно тратить силы на эту науку. Точно также следует исключить и собственно метафизику, однако, кроме той ее части, которая излагается под названием "доказательства о существовании бога". Рассмотрение этого содержания имеет значимость в качестве предварительного знакомства с формальным движением человеческого ума (см. 1, 572).
   Предметы, которые полезно включить в подготовительные занятия будут следующие:
   1) Эмпирическая психология. Здесь преподается представление об ощущениях органов чувств, о воображении, памяти и др. Этот материал предпосылается изучению мышления как такового. Речь здесь должна идти об отличных от мышления способностях духа и о различии между представлениями, мыслями и понятиями (см. 1, 570).
   2) Начальные основы логики. Здесь преподавание могло бы распространяться на "учение о понятии, суждении и умозаключении и их видах, затем на учение об определении, подразделении, доказательстве и научном методе" (1, 570). Далее было бы целесообразно познакомиться с кантовскими категориями - "коренными понятиями рассудка". Этим самым, говорит Гегель, мы бы открыли негативную, формальную перспективу на разум и идеи, что послужило бы предпосылкой для их дальнейшего изучения в университете. Следовало бы упомянуть об антиномиях, но исключив кантовскую метафизику. Благодаря изучению основ логики, "в сознание учеников войдут и побывают там формы мышления"(1, 571). Таким образом, изучение начальных основ логики предотвратит вырождение изучения философии в пустой формализм.
   3) Мораль. На этих занятиях в гимназии можно было бы приводить правильные и определенные понятия о природе воли и свободы, права и обязанности.
   Другие общеобразовательные предметы в гимназии: "немецкий язык наряду с ознакомлением с отечественными классиками, арифметика, позже алгебра, геометрия, география, история, физиография, включающая космографию, историю природы и физику, философская пропедевтика, затем французский (для будущих теологов также древнееврейский), рисование и каллиграфия" (3, 408); "военные упражнения" (см. 6, 330)
  
   7. Гегелевскую точку зрения на преподавание философии в гимназии, хотелось привести как пример научного подхода в решении образовательных проблем в отличие от множества произвольных мнений. Научный подход берется в том смысле, что это есть осуществление необходимого, логически связанного познания в процессе исследования. Если вопрос о научности предпосылок гегелевской системы - это предмет исследований и полемики для философов, то логичная взаимосвязь его философской системы с тем, что Гегель говорит в различных сферах наличного бытия, например, праве, искусстве или в системе образования - это научный факт не только для философов.
   Обращаясь к Гегелю, хотелось подчеркнуть то положение дел в организации образовательного процесса, которое складывается у нас в России после отмены общего идеологического основания для всех сфер науки, - диамата, - а именно, что после цементирующего единства теперь настал момент разлагающей множественности. Ни то, ни другое не есть, говоря словами Гегеля, что-то живое, органичное, только конкретное единство, т.е. логическая система есть развивающееся живое. Наука умрет, если она не вылечится от яда субъективизма, если ее законным научным основанием будет считаться принцип "мнения".
   Проблемой для российской педагогики оказывается уже само понятие образования и связанный с ним вопрос о его цели. В Законе РФ "Об образовании" в редакции от 07.08.2000 г. написано следующее: "Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)". Образование - это целенаправленная деятельность. Но в российской педагогической мысли нет единой концепции образования, а, следовательно, и целей много. На движении к какой цели надо строить образование, если все они научны? Или не все? Что есть тогда научное определение "образования"? И соответственно, для какой цели преподавать философию? И шире - что такое вообще философия? Это необходимые вопросы, ответы на которые должен знать каждый, кто научно подходит к образованию. Гегелевский взгляд был приведен потому, что у него есть ответы на эти вопросы, пусть особенные ответы, но все-таки есть. Для нас Гегель не мировоззренческий идеал, но в смысле сознательности своего мировоззрения - он не самый последний пример для представителя научного мировоззрения.
  
  
  
  
   Источники:
      -- Гегель Г. В. Ф. О преподавании философии в гимназиях / Работы разных лет. В двух томах. Т. 1. Сост., общая редакция и вступительная статья А. В. Гулыги. М., "Мысль", 1970. С. 563-574.
      -- Hegel G. W. F. эber den Unterricht in der Philosophie auf Gymnasien/ Werke: [in 20 BДnden] / [Red. Eva Moldenhauer und Karl Markus Michel.] - Frankfurt am Mein: Suhrkamp, 1995. Bd. 4, St. 31-41.
      -- Гегель Г. В. Ф. Речи директора гимназии (29 сентября 1809 г.) / Работы разных лет. В двух томах. Т. 1. Сост., общая редакция и вступительная статья А. В. Гулыги. М., "Мысль", 1970. С. 397-410.
      -- Hegel G. W. F. Hegels Selbstanzeige (Intelligenzblatt der Jenaer Allgemeinen Literatur-Zeitung, 28. Oktober 1807) / Werke: [in 20 BДnden] / [Red. Eva Moldenhauer und Karl Markus Michel.] - Frankfurt am Mein: Suhrkamp, 1995. Bd. 3, St. 592-593.
      -- Гегель Г. В. Ф. Речи директора гимназии (2 сентября 1813 г.) / Работы разных лет. В двух томах. Т. 1. Сост., общая редакция и вступительная статья А. В. Гулыги. М., "Мысль", 1970. С. 410-416.
      -- Hegel G. W. F. Rede zum Schuljahrabschluß am 14. September 1810 / Werke: [in 20 BДnden] / [Red. Eva Moldenhauer und Karl Markus Michel.] - Frankfurt am Mein: Suhrkamp, 1995 St. 327-343.
      -- Гегель Г. В. Ф. "Энциклопедия философских наук"/ в 3-х т., М.:"Мысль", 1977.
      -- Гегель Г. В. Ф. "Феноменология духа"/ СПб.: "Наука", 1994.
  
   "Но мудрость правительства... в том, что она ставит старое в новое отношение к целому и вследствие этого столь же сохраняет существенное, как обновляет и изменяет его" Гегель 1809 г. - цитаты здесь и далее по Hegel G. W. F. Werke: [in 20 Banden] / [Red. Eva Moldenhauer und Karl Markus Michel.] - Frankfurt am Mein: Suhrkamp, 1995.
   "Тексты к философской пропедевтике". Том 4 указанного немецкого издания. Тексты переведены на русский язык не полностью. Здесь раскрывается в конспективной форме содержание предметов философской подготовки для высших, средних и младших классов.
   "Гимназические речи". Том 4 указанного немецкого издания. Речи переведены на русский язык не полностью. В них Гегель как ректор гимназии обращается к широкой публике, присутствующей на церемонии окончания учебного года. В популярной форме он излагает основные принципы и цели учебного процесса в гимназии
   Слова почтения предшественнику - ректору и профессору Шенку.
   Речь переведена на русский язык. Гегель Г. В. Ф. Речи директора гимназии (29 сентября 1809 г.) / Работы разных лет. В двух томах. Т. 1. Сост., общая редакция и вступительная статья А. В. Гулыги. М., "Мысль", 1970. С. 397-410.
   Речь включает философские размышления об отношении единичного (личного) и общего (общественного) на 2-х новых предметах: "преподавание закона божьего" и "военные упражнения"; а также о важности самостоятельного усилия в учебе; о требованиях к семье в воспитании детей для успешной учебы в школе.
   Большая часть речи посвящена "отношению школы и школьного занятия к нравственному образованию человека"; а также раскрыто значение школы как средней сферы "между семьей и миром".
   Речь переведена на русский язык. Гегель Г. В. Ф. Речи директора гимназии (2 сентября 1813 г.) / Работы разных лет. В двух томах. Т. 1. Сост., общая редакция и вступительная статья А. В. Гулыги. М., "Мысль", 1970. С. 410-416.
   Речь идет о должной индивидуальной дошкольной подготовке к общественному обучению; о разном уровне учеников в освоении учебного материала; о серьезности и небрежности в учебе.
   Выписка из напечатанного сообщения о гимназическом учебном годе 1811/12 гг. Том 4 указанного немецкого издания. Идет речь о необходимости для тех, кто посвящает себя науке, больших объемов знаний и исполнительских навыков; о самостоятельном усилии в учебе; о пагубности для образования отсутствие надзора в семье за детьми.
   "Об изложении философии в гимназиях. Частные мнения для королевского советника по полным средним школам баварца Иммануэля Нитхаммера". Том 4 указанного немецкого издания. Нитхаммер занимал важный пост в баварском министерстве образования. Именно он, увлеченный реформой образовательной системы, нашел в 1808 г. для Гегеля пост ректора классической школы для мальчиков в Нюрнберге.
   Краткие пояснения Гегеля о содержании и методах преподавания философии как учебного предмета.
   "О преподавании философии в гимназиях" - доклад для королевского прусского министерства по делам религии, образования и медицины. Том 11 указанного немецкого издания. Доклад переведен на русский язык. Гегель Г. В. Ф. О преподавании философии в гимназиях / Работы разных лет. В двух томах. Т. 1. Сост., общая редакция и вступительная статья А. В. Гулыги. М., "Мысль", 1970. С. 563-574.
   "Феноменология духа", Том 3 указанного немецкого издания.
   "Наука логики". Тома 5 и 6 указанного немецкого издания.
   "Энциклопедия философских наук в очерке". Тома 8, 9 и 10 указанного немецкого издания.
   Предполагалось, что будет 2-ой том, но в 1812 г. замысел Гегеля о системе наук изменился и продолжения "Феноменологии" никогда не было написано - В. К.
   "Dieser Band stellt das werdende Wissen dar. Die PhДnomenologie des Geistes soll an die Stelle der psychologischen ErklДrungen oder auch der abstrakteren ErЖrterungen Эber die BegrЭndung des Wissens treten... Sie faßt die verschiedenen Gestalten des Geistes als Stationen des Weges in sich, durch welchen er reines Wissen oder absoluter Geist wird" (4, 593).
   das KЖniglich Preußische Ministerium der geistlichen, Unterrichts- und Medizinalangelegenheiten.
   (2, 35) В.К.
   Здесь явно Гегель обращается к истории своего народа, к Лютеру - зачинателю протестантизма, который впервые перевел Библию на немецкий язык.
   Гегель говорил, что он лютеранин, и хотел бы умереть таковым, поэтому речь идет о религии, как ее выразил в протестантизме М. Лютер.
   "...Stoff aber enthalt nicht nur fur sich den Inhalt der Wahrheit, der auch das Interesse der Philosophie bei eigentumlicher Weise der Erkenntnis ausmacht, sondern er hat in ihm zugleich den unmittelbaren Zusammenhang mit dem Formellen des spekulativen Denkens" (2, 34) "...предмет содержит не только для себя содержание истины, и представляет собой интерес для философии как своеобразный способ познания, но и одновременно он имеет в этом содержании непосредственную связь с формальным спекулятивного мышления" - В.К.
   классической древности и догматического содержания религии - В.К.
   (2, 35) В.К.
   "...fЖrmliche Gedanken in den Kopf bekommen und darin gehabt zu haben" (2, 37) ученики "должны получить в голову и иметь там формальные мысли " - В.К.
   См. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие. / М.: "Прометей", 1996; Краевский В.В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? / Волгоград, 1996; Педагогика: Пед. теории, системы, технологии / учебник, ред. С.А.Смирнов, 4-е изд., испр., М.: Академия, 2000; Педагогика / ред. Ю.К. Бабанский, М.: Просвещение, 1983; Педагогика: Учеб. пособ. для студ. педвузов и пед. колледжей / ред. П.И. Пидкасистый, 3-е изд. (дораб. и испр.), М.: РПА, 1998; Педагогика: учебное пособие для студентов пед. уч. заведений / ред. В.А. Сластенин, 3-е изд., М.: Школа-Пресс, 2000; Педагогика: уч. пособие / науч. ред. Л.А. Колосова, Воронеж: изд. ВГТУ, 1998; Педагогика: уч. пособие / ред. В.Г. Максимов, Чебоксары, 1999; Педагогика: Учеб. пособ. Харламов И.Ф. -М.,1990; Кусжанова А.Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы.- Оренбург, 1993
  
      --

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"