Аннотация: МУЗЕЙЩИКИ НАХОДЯТ ДРЕВНЕГО ВОИНА, ЗАВ. МУЗЕЕМ СПАС КРАСИВЕЙШУЮ В ТОМСКЕ ЦЕРКОВЬ, ЧЕКИСТЫ НЕ СМОГЛИ СНЯТЬ КРЕСТЫ, ЛОПНУЛА ВЕРЕВКА
Записки старожила
ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ
Познакомились в больнице. Разговорились. До войны он заведовал томским краеведческим музеем. Я пацаном еще тоже туда частенько заходил. Тогда не было в Томске заводов, стенды в большинстве своем отражали не достижения социализма, а томскую старину. В залах размещались разные диковины, завезенные в наш город купцами, миллионерами, дворянами-чиновниками. Это была их жизнь, которая давно прошла. Были предметы быта древних насельников нашего края. В залах можно было видеть Японские расписные ширмы, фарфор, мебель, раскрашенная под золото и серебро, живопись и графика западных и восточных художников
Но больше всего мальчишеское воображение поражали кости и череп мамонта. Отец пояснил, что древние хитро пользововались крутым обрывом над Томью. Гонят мамонта к краю обрыва, он падает с высоты на прибрежные камни. Все! Можно тушу свежевать. Племя спускается на берег, разводит костры и жарит мясо.
Еще помню: была в музее мумия человека. Спрашивал отца:
-Чего он такой закопченный, при пожаре пострадал?
- Специально закоптили. Зачем? А для чего колбасу коптят? Чтоб дольше хранилась. Вот и его тоже.
В годы я видел, как во дворе музея эту мумию грызли собаки.
Рассказал об этой мумии Васильченко. Он пояснил:
- В годы войны здание музея заняло военное ведомство, что им мешало, то и выкинули прямо на улицу. А я в это в армии был...
Григорий Федорович поведал о многих других редкостях, которые в бытность его директором музея хранились там, были добыты в экспедициях. В одной экспозиции был выставлен бронзовый меч. История его
Такова. В 1920 году берег Лагерного обвалился, и там в раскопе обнаружили одну половинку этого меча, а на его вторую половину наткнулся купальщик на берегу
Томи уже в 1940 году!
При обвале горы за Штамовским институтом сотрудники музея нашли несколько старинных пушек. В районе деревни Чернильщиково раскопали захоронение древнего воина. При нем были доспехи: колчан, стрелы, позеленевшие от времени серебряные украшения, бронзовый котел. Кем был он, наш предок? 1940 году соорудили саркофаг, и выставили останки витязя и его вещи на обозрение.
Тогда же велись раскопки в Козюлине возле Иштанской протоки, где обнаружили неолитическую стоянку Козюлина - древняя деревня, возникшая раньше Томска. Остановились археологи на постой у бакенщиков. В избе и очень старой бабули увидели мушкет с медным дулом-раструбом.
-Подари, бабушка, музею!
-Не могу! Завещано хранить, пока жива. От прадеда передано деду, от него-отцу. Теперь я пользуюсь. В прошлом году еще стреляла...
Очень хотелось иметь в музее этот мушкет времен покорения Сибири, но что же делать? Бабка на своем стоит.
Собирали все интересное, где . можно. Если сразу не могли получить, брали на заметку. До войны в фойе кинотеатра имени Горького висели два огромных полотна работы Гуркина. Их Васильченко со временем тоже хотел определить в музей. Было у него много замечательных помощников. В музее в те годы работал бывший научный сотрудник Эрмитажа Николай Александрович Чернышев, сосланный в Сибирь "за политику". Был большой знаток музейного дела, очень хорошо рисовал и делал муляжи.
Почему начальникам везет на размашистые фамилии? Помните, у Ильфа и Петрова был Полыхаев? А у нас в Томске в пятидесятые годы был Махнев. Только и слышно было: "Махнев сказал... Махнев подписал...". Вот от этого грозного Махнева пришли к Васильченко в 1941 году с проектом реставрации здания Воскресенской церкви. Купола и прочие украшения убрать, сделать нормальное советское здание, в котором было бы не стыдно разместить клуб.
Васильченко стал возражать. Пришлось предстать пред очи Махнева:
-Почему не выполняешь?
- Памятник старины, красота...
-Какая там еще к черту красота, если сам Калинин подписал указ использовать культовые здания под клубы!
-Маковки ломать не дам!
-Ты что? Против советской власти?..
Неизвестно, чем бы все кончилось, но грянула война. Стало не до переделки здания под клуб. Позднее пробили стену церкви с торца и сделали в ней гараж, отчего здание изрядно пострадало. Васильченко в эти дни был уже на фронте. Всё пережил: Ранения, голод, страх. Просил, чтобы послали пропагандистом на Украину, украинец по происхождению. Но в Прибалтику направили.
-Приказ не обсуждают!
Округ в глухой лесной местности. Агитировал, а кобура была расстегнута.
"Лесные братья" не раз обстреливали его машину.
Однако остался живой, демобилизовался, вернулся в Томск, стал партработником. Но музейная молодость не забывалась, звала. Попал однажды по партийным дела в Козюлино. Та бабка уже умерла. У кого-то и нашли заповедный мушкет и отдали его в краеведческий музей.
Главной его заботой было сельское хозяйство Томского района. Но, если встречал что-то интересное для музейщиков, немедленно звонил им. Бывало, посмотрит на Воскресенскую гору, увидит купола в лучах заката и подумает: подумает: "Хорошо, что сохранил".
-Чем он рисковал тогда, отстаивая эту красоту? Может, должностью, может и головою. Это как повернулось бы. Но не думал об этом, совесть русского человека так ему подсказывала.
НА СНИМКАХ: 1. Возвращение из экспедиции на пароходе Томи из д.Чернильщиковой утром 1940 года. За корму парохода "Тары" прицеплена лодка. Слева направо: заведующий отдел Н.А. Чернышев, студент Гордиенко, Г.Ф. Васильченко, сидит Сикора.
2. Раскоп в районе деревни Чернильщиковой.
3. Трофеи томских археологов.
ТОМСКИЙ НЕКРОПОЛЬ
13 августа исполняется 50 лет с того дня, когда разрушили вознесенское кладбище
Это старинное кладбище находилось на Иркутском тракте (сейчас улица Пушкина) и запомнилось старожилам красивейшими мраморными памятниками, склепами и часовнями. К сожалению, архивные документы не дают возможности доподлинно восстановить его внешний облик, оформление могил и воссоздать полный список умерших. Отдельные фотографии и рисунки, сделанные томским старожилом Петром Васильевичем Хандориным, помогают сделать это. Этот пробел восполнили научные сотрудники, аспиранты и студенты Томского государственного университета. Они собрали богатейший материал об уникальном погосте. Корреспондент "Жизни" встретилась с Надеждой Михайловной Дмитриенко, под редакцией которой в конце 2001 года выйдет в свет книга "Томский Некрополь. Списки и некрологи погребенных на старых томских кладбищах 1827 - 1939".
Данный проект выиграл конкурс, объявленный городской администрацией. Мэрия выделила деньги на издание этой книги. Надежда Михайловна любезно согласилась предоставить нашей газете ее рукопись. По многочисленным просьбам наших читателей, интересующихся историей старого кладбища, мы публикуем взятые из этих записей сведения. Как оказалось, на самом деле существовало не одно, а целых пять кладбищ, в советские времена они носили общее название- Вознесенское.
Православное Вознесенское кладбище, названное так по имени кладбищенской церкви во имя Вознесения Господня,возникло в конце восемнадцатого столетия на выезде из города по Иркутскому тракту. В 1810 году деревянное здание церкви сгорело и год спустя было выстроено новое - каменное. Кладбище было обнесено глухой побеленной кирпичной стеной с двумя въездными воротами со стороны нынешней Дальне-Ключевской улицы. Вся его территория представляла собой густой березовый лес. Со временем Вознесенское кладбище оказалось заполненным. В 1902 году в местной газете отмечалось, что на нем очень тесно, между могилами трудно даже пройти. Тогда Городская дума решила прекратить захоронения. Однако погребения на этом кладбище продолжались еще несколько лет.
По свидетельству Петра Викторовича Хандорина, его окончательно закрыли в середине двадцатых, и в последующие полтора десятилетия умерших хоронили на участке к северу и востоку от католического кладбища, примыкавшего к Вознесенскому. Там покоились люди разных исповеданий, а также неверующие.
Еврейское и польское. К востоку от православного Вознесенского кладбища вдоль Иркутского тракта (ныне улица Пушкина) располагалось еврейское кладбище. Точной даты его появления найти не удалось. По-видимому, это произошло в первой трети девятнадцатого века, когда по указу Николая I сосланных в Сибирь евреев стали селить в городах. На одном из могильных памятников, сохранившемся от этого кладбища, имеется эпитафия: "Стой, прохожий, не топчи мой прах, я ведь дома, а ты в гостях". Одновременно с еврейским кладбищем, недалеко от пего, возникло католическое (его еще называли польским). С одной стороны его ограждала стена из красного кирпича с железной решеткой по верху, с другой отделяла глубокая канава и земляной вал. На главной аллее, обсаженной молодыми кедрами, было выстроено высокое здание из красного кирпича со стрельчатыми окнами - часовня Святого Антония. Но оно простояло недолго. В 1930 году в часовне прекратились службы, а шесть лет спустя ее разобрали на кирпичи. В годы первой мировой войны на польском кладбище хоронили военнопленных, содержавшихся в Томском лагере.
Единоверческое кладбище. К северу от католических захоронений действовало единоверческое кладбище. На нем покоились и старообрядцы.
Однако в 1916 году городская управа распорядилась выделить особый участок земли для погребения христиан-старообрядцев. Въездные деревянные ворота были общими для единоверческого и еврейского кладбищ. Они вели в небольшой дворик, откуда похоронные процессии расходились каждая на свой участок. Разрушение Все кладбища, расположенные рядом с православным Вознесенским, были закрыты постановлением горисполкома летом 1939 года.
Через двенадцать лет, 13 августа 1951 года, горисполком решил ликвидировать Вознесенское кладбище и разрешил перенести останки умерших на другие кладбища. Но мало кто смог этим воспользоваться. Кроме этого, было разрешено приобретать мраморные надгробья с разрушаемых могил. Ныне на Северном и Южном кладбищах можно встретить несколько таких памятников с затертыми старыми и вырезанными поверх них новыми надписями. - В советские времена мраморные плиты с этих разрушенных кладбищ использовали в технических целях, - рассказывает Надежда Дмитриенко. - По свидетельствам очевидцев, на конфетной фабрике некоторые столы для раскатки конфет были из таких плит. При строительстве завода "Сибкабель" их использовали как подставку для станков. Часть надгробий сгрузили в овраг.
Когда в начале 90-х рыли котлован под строительство заводских гаражей, я своими глазами видела могильную плиту с польской надписью и человеческие кости. Плита с могилы купеческого сына Фуксмана оказалась на территории женского монастыря. Надгробие известного купца Евграфа Ивановича Королева стоит во дворе Троицкой церкви. Оно высотой полтора метра, на нем, говорят, стоял черный ангел. На Вознесенском кладбище хоронили не менее 160 лет. Кладбище разрушили через двенадцать лет после его закрытия. Там еще не истлел прах последних погребенных людей.
Некрологи На старых разрушенных кладбищах покоились замечательные люди, чьи потомки живут в нашем городе и по сей день, но они лишены возможности почтить их память. Воссоздать полный список умерших и похороненных в Томске невозможно, так как записей о первых местных кладбищах не сохранилось.
Собирая материал для книги, исследователи опирались на газетные объявления. До революции возможность поместить некролог в газете имели, как правило, состоятельные люди, в советские времена - высокопоставленные. Мы приводим три некролога: "...26 августа (1887 г.) в 10ч. 20 мин. утра в Томске умер известный сибирский доставщик и транспортер товаров и кладей, томский купец первой гильдии и член-распорядитель торгового дома "Евграф Кухтерин и сыновья" Евграф Николаевич Кухтерин. Покойный был обязан своим крупным состоянием личной энергии и настойчивости... Смерть Евграфа Николаевича составит целое событие для всей сибирской мелкоты-доставщиков, которых покойный всегда поддерживал, давая им возможность питаться..." "...Ряды старых сибиряков редеют почти с каждым днем. Одним из самых крупных и видных в этих рядах был и скончавшийся 25 августа (1900 г.) Е.И. Королев. Громадное состояние, которое составил Е.И. торговлей, а главное, золотопромышленностью, позволяло ему отзываться сочувственно на добрые дела. Памятниками этой отзывчивости являются: Преображенская церковь, два детских приюта и ремесленное училище. Все эти учреждения вполне обеспечены Е.И. с капиталов, пожертвованных покойным..." "...Вчера состоялись похороны Ф.Х. Пушникова (известный томский купец, золотопромышленник -прим. авт.). Таких торжественных и многолюдных похорон не запомнят и старожилы. Отдать последний долг усопшему явилась громадная толпа народа всех национальностей и состояний: здесь были русские, татары и евреи; чиновники, купцы, мещане и крестьяне. Гроб несли до собора, где происходило отпевание, и затем на кладбище на руках. Траурная колесница тонула в венках, числом более 20..." Они были похоронены на Вознесенском кладбище.