Князев Александр Михайлович, Лифанова Анна Владимировна : другие произведения.

Ребенок от трех и до школы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
   Дети накладывают серьезные обязательства. Они являются важным элементом жизни и неизбежно требуют нашего участия до тех пор, пока не станут взрослыми. Уважая их свободу, надо в то же время относиться к ним как части нас самих, еще не достигшей зрелости.

А. Менегетти "Мудрец и искусство жизни"

  
  

Ребенок дошкольного возраста

  
   Ребенок стал старше. С ним интереснее разговаривать, что-то обсуждать, учить. Он общается с взрослыми, рассказывая о своих чувствах, желаниях, интересных событиях в его жизни. При этом ребенок считает себя взрослым, он всегда возражает, если его называют маленьким. "Я большой!" - не устает он повторять.
   Я не знаю, как мне быть -
   Начал старшим я грубить.
   А они ко мне:
   - Голубчик,
   Ешь скорее! Стынет супчик!.. -
   А они ко мне:
   - Сыночек,
   Положить еще кусочек? -
   А они ко мне:
   - Внучок,
   Ляг, лапуся, на бочок!..
   Я такое обращенье
   Ненавижу, не терплю,
   Я киплю от возмущенья
   И поэтому грублю.
   С. Михалков "Лапуся"
  
   Что происходит с его мышлением, памятью, эмоциями... В предлагаемом разделе нашей работы мы продолжаем знакомиться с развитием нашего ребенка.
   Зрение и слух.
   Итак, все функции организма продолжают развиваться и совершенствоваться. Все это дает ребенку возможность более точно воспринимать окружающий мир.
   Например, если раньше ребенку надо было, изучая предмет, взять его в руки и рассмотреть, то теперь достаточно только зрительного восприятия, наблюдения. Более тонко ребенком воспринимаются мимика и жесты при общении, происходит его более точная ориентация в пространстве.
   За счет становления речи происходит развитие слуховой системы и наоборот. Ребенок воспринимает все оттенки языка, на котором он общается, и на котором общаются с ним.
   Происходят существенные изменения и в коре головного мозга, что ведет к переходу от способности запоминать что-либо увиденное или услышанное спонтанно (непроизвольно) к способности заставлять себя запоминать чьто-либо (произвольное запоминание).
   При этом если ранее для того, чтобы ребенок смог запомнить какой-либо зрительный образ, этот образ должен был быть эмоционально окрашен. Теперь с 4-5 лет это условие необязательно, он способен запоминать и вне эмоционального подкрепления.
   Внимание!
   В этом возрасте ребенок начинает замечать не только целые вещи, но также и их детали. Дайте малышу трех лет сравнить две картинки из упражнения "Найди отличия". Он не сразу сообразит, что вы от него хотите. Вам придется подсказать ему, показать. В пять лет ребенок быстро называет отличия и затрудняется назвать лишь самые мелкие.
   В то же время следует помнить, что произвольность внимания ребенка все еще не достаточно развита и сформируется окончательно только к позднему подростковому возрасту, примерно к 14-15 годам.
   В рассматриваемом нами возрасте - четыре-пять лет, произвольность внимания проявляется в том, что ребенок способен воспринимать предметы и действовать с ними при словесном сопровождении со стороны взрослого, т.е. ребенок может сосредоточиться на том деле, которое мы ему предлагаем и объясняем суть задачи. Но сосредоточиться не надолго, всего на 3 - 5 минут. При этом он может легко отвлечься. У него же нет необходимой устойчивости и концентрации внимания, оно просто еще не успело развиться. Не надо ругать его, требуя невозможного, ведь произвольное внимание дошкольника еще не совсем готово к более сложному виду деятельности - учебной.
   Общение, игра, совместная деятельность взрослого и ребенка до школы - это основное средство развития произвольного (управляемого ребенком) внимания. Посредством игры, а игра в этом возрасте является ведущей деятельностью ребенка, происходит развитие не только произвольного внимания, но и произвольного (управляемого ребенком, не спонтанного) поведения, мышления.
   Память.
   У детей появляются столь же управляемые слухоречевая, слуховая и зрительно-символическая формы памяти, т.е. ребенок, становится способен запоминатьзвуки, речь, символы, рисунки, если ему это нужно. При этом по времени запоминания и воспроизведения память делиться на оперативную, долговременную и кратковременную.
   Оперативная память ребенка связана с организацией им осознанной и целенаправленной деятельности "здесь и сейчас". Эта память только начинает формироваться у дошкольника. В то же время долговременная память - развивается с самого рождения. С помощью нее накапливается опыт жизнедеятельности и происходит развитие способностей ребенка.
   При этом процесс запоминания информации происходит при участии кратковременной памяти. То есть запоминается то, что наиболее эмоционально окрашено и важно для ребенка, или же осознанно повторяется (речевое повторение или повторение движений). В этот период (4-5 лет) ребенок запоминает огромное количество стихотворений, песенок, сказок, движений. Мы отдаем его в разные спортивные секции, танцевальные и музыкальные студии, занимаемся с ним дома лепкой, аппликацией, рисованием. И это здорово, ведь чем больше он увидит, ощутит, почувствует, тем легче будет ему ориентироваться, понять, что ему нравиться делать больше. Не стоит недооценивать ориентировку дошкольника, он безошибочно выбирает то, что дается ему легче, а значит и то, в чем результата будет достичь проще. Это часто судьбоносный выбор, еще не вполне осознанный самим ребенком
   В то же время, стремительно протекающее развитие правого и левого полушария дошкольника оказывает существенное влияние на произвольную и непроизвольную регуляцию его действий, при этом правое полушарие отвечает за непроизвольные действия (интуитивные), а левое - за произвольные (управляемые сознанием). При этом правое полушарие доминирует при обеспечении зрительного восприятия, а левое - при обеспечении слухоречевого. Известно, что у детей 4-5 летнего возраста правое полушарие доминирует, а левое полушарие на границе этого возраста только-только начинает подключаться. В связи с этим слухоречевая память у дошкольников развита хуже, чем зрительная, а также плохо развита функция осознанного повторения действия.
   Результаты исследований свидетельствуют, что почти 50% детей не справляются с заданиями на произвольную слухоречевую память, а с заданиями на непроизвольную не справляются лишь 13%. С тестами же на зрительную память не справляются только 14%, а с заданиями на слухоречевую память - 30%.
   Мышление и воображение.
   Мышление ребенка раннего детства было наглядно-действенное, то есть ребенок на основании увиденного как-то реагировал действовал. В период дошкольного возраста, мышление становится наглядно-образным. Теперь ребенок может решать жизненные задачи не только в ходе практических действий с предметами, но и в уме, представляя эти предметы в виде образов. И только на этапе старшего дошкольного возраста начинают появляться элементы словесно-логического мышления.
   Надо заметить, что маленькие дети думают иначе, чем взрослые. У них своя, особая логика. Эта логика основана на их представлениях о мире, жизни, на их опыте, который не столь велик.
   Можно провести один очень простой эксперимент.
   Этот эксперимент рассчитан на участие в нем трехлетнего и пятилетнего ребенка.
   Итак, возьмите два чистых стакана одинаковых по объему, но один низкий и широкий, другой высокий и узкий. Еще вам потребуется ковш и кастрюля с водой. Для начала выясните, знает ли ваш малыш разницу между понятиями больше и меньше. Если он уверенно определяет разницу между этими понятиями, то можно приступить ко второй части эксперимента.
   С помощью ковша налейте воду до половины в низкий стакан и покажите это малышу. Перелейте воду из низкого стакана в высокий. Пусть малыш внимательно следит за этим. Спросите у него:
   "Воды теперь больше, меньше или столько же?"
   Вылейте воду из стаканов. Пусть теперь малыш ковшиком наполнит каждый из них. Спросите:
   "В какой стакан ты налил воды больше?"
   После того как ребенок налил воды в каждый стакан, он вроде бы должен понимать, что объем воды в них одинаков. Это предположение кажется разумным. Но так ли это на самом деле?
   Какое значение имеет этот проведенный нами эксперимент? Задумайтесь... Когда мы имеем дело с маленькими детьми, необходимо помнить, что они действительно видят мир не так, как мы. К вещам, которые надуманы, не существуют в реалии, дети могут относиться, как к чему-то подлинному, сущему. В то же время, дети могут быть очень логичны в своих вопросах и ответах.
  
   "На улице холодно. Маленькая Маша с папой идет в детский сад. Видит, как мимо пробегает свора дворовых собак. Маша дергает папу за руку и спрашивает: "Папа, а птицы когда холодно ведь улетают на юг?".Да, - отвечает ей папа. Маша делает серьезное лицо и глубокомысленно спрашивает: "Папа, а собаки, они, почему на юг не убегают?"

Подслушано автором.

  
   В связи с развитием мышления ребенка к трем-четырем годам происходит развитие способности к воображению и фантазии.
   Известный отечественный психолог Л.С.Выготский приводит определение, что "в житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество". Поэтому, всякий раз, когда мы обвиняем нашего ребенка в его фантазиях, останавливаем его воображение, заставляем действовать по образцу, подражая нам, мы тормозим его развитие, непосредственность, индивидуальное самовыражение. Конечно, один вид деятельности не может заменить другой. Но мы должны позволить ребенку реализовывать себя согласно его возрастным психическим особенностям: играя, фантазируя, развиваясь. Замечено, что "именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее". Ребенок проигрывает в своем воображении различные события, разнообразные представления сказочных и не сказочных героев, существующих и выдуманных, испытывая при этом необходимые им эмоции. При этом не следует думать, что детям нужны только эмоции радости, они с удовольствием могут востребовать и страшные сказки. Однако важно, чтобы дети, переживая необходимые эмоции, были защищены. Как утверждает педагог и психолог З.Матейчек "Они (дети) переживают страх с абсолютной внешней гарантией - на руках у мамы или у бабушки".
   Нам же известно, что у нас взрослых есть свои способы немного побояться: сидеть в удобном кресле и смотреть фантастический фильм или фильм ужасов. Некоторые внутренние конфликты человека могут проявляться в построении замещающих ситуаций, которые способствуют снижению напряжения.
  
   Даша (4 года) постоянно просит придумать и рассказать сказку про другую девочку, которая не слушает родителей, которая не хочет, есть, которая грубила и не играла с другими детьми на площадке. Подробно описываем, что произошло потом, как она изменилась, и что ее все простили.

Из наблюдений автора

  
   Огромное значение имеет и развитие речи ребенка. Речь позволяет ему отойти от непосредственных ситуативных впечатлений. У детей с задержкой речевого развития отмечается ослабление процесса воображения, бедность и монотонность образов.
   При этом мы должны помнить - воображение ребенка может быть развито и скорректировано в игровой деятельности. Л.С.Выготский полагает, что "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка". Еще в раннем возрасте, когда ребенок только-только осваивает игру с предметами-заменителями (палка- копалка, лошадка, ружье), у него начинает проявляться воображение. В три - четыре года в области сознания уже возникает замысел будущего действия, который включает в себя элементы реального и воображаемого.
   При этом дошкольники часто сразу не могут рассказать, что они собираются сделать (например - нарисовать). Так, сначала появляется сама нарисованная ребенком картина, и только потом он рассказывает, что нарисовал.
   Максим (3 года) сначала очень быстро наклеивает треугольники на лист бумаги и только после того, как наклеил последний треугольник, говорит: "Это волк, это его пасть и лапы".

Из наблюдений автора.

   От 4 до 5 лет происходят существенные изменения в развитии механизмов мышления и сознания. Ребенок усваивает некоторые нормы и правила поведения, которое становится более осознанным. На границе 5 - 6 лет, когда дошкольник начинает контролировать свою речь и игру и сравнивать свои действия с реальностью, творческое воображение несколько снижается. В пять лет у ребенка появляются начальные способности планирования. Деятельность планируется им поэтапно. Сначала реализуется первый этап. Потом, когда он завершается, оцениваются достигнутые результаты и только после этого планируется следующий. Позже появляется целостное планирование. Ребенок уже может в свои пять лет составить план и следовать ему, корректируя и план и действия в процессе выполнения. Такое раннее детское сочетание высокого качества воображения и планирования своей деятельности редко сохраняется на дальнейшую перспективу развития.
   Ведущая деятельность.
   В дошкольном возрасте, как мы уже упоминали, ведущей деятельностью, т.е. деятельностью в большей степени способствующей развитию ребенка является игра.
   С каким упоением ребенок играет! Он весь живет в мире игры.
   Мы вчера играли в стадо,
   И рычать нам было надо.
   Мы рычали и мычали,
   По-собачьи лаяли,
   Не слыхали замечаний
   Анны Николаевны.

А.Л. Барто Игра в стадо.

  
   В игре ребенок приобретает, проверяет и обобщает опыт. Детскую игру анализировали многие специалисты. Основоположник психоанализа З. Фрейд отмечал, что ребенок в игре проигрывает отношения, действия, которые характерны для мира взрослых, того общества, в котором он существует. Ребенок играет до тех пор, пока ему не надоест, с тем, с кем он получает удовольствие и радость от игры.
   Сущность игры - в деятельности, точнее, её игровой разновидности. Игровая деятельность воспроизводит реальную в той или иной её модели. В игре, как и в реальности, действию учатся путем его выполнения, и в этом особая воспитывающая и обучающая ценность игры.
   Существует реальное сходство задач, определяемых обычно в игре и в реальной жизнедеятельности, что собственно и определяет ценность игры в развитии.

Таблица

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОСПИТЫВАЮЩУЮ И ОБУЧАЮЩУЮ ЦЕННОСТЬ ИГРЫ РЕБЕНКА

  
   И Г Р А

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  

1. Выбор темы деятельности:

   Во что играть? Какая деятельность?

2. Определение состава участников деятельности:

   Кто будет играть? Кто будет лействовать?

3. Определение содержания деятельности:

   Предварительная договоренность. Уточнение способа.

4. Распределение функций деятельности:

   Ролей. Обязанностей.

5. Распределение предметов:

   Игрушек и других атрибутов. Инструментов и других
   материалов.

6. Контроль за ходом деятельности:

   Соблюдение сюжетной линии и Соблюдение правил
   игровых правил. выполнения действий.

7. Решение спорных вопросов:

   Улаживание конфликтов. Улаживание конфликтов.

8. Оценка результата деятельности:

   Качества игропроцесса. Качества конечного продукта.

9. (Неявная) взаимооценка и самооценка партнеров по совместной деятельности:

   Оценка качеств игроков. Оценка качеств партнера.
   Существует множество подходов к определению игры. В отечественной науке наиболее общее и полное определение, на наш взгляд, дал известный ученый С.Л.Рубинштейн: "Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - способность, отражая преобразовывать действительность".
   В детской игре мы часто можем наблюдать скопированные детьми родительские модели поведения. Дети повторяют наши действия, слова, мимику, жесты. Игра - это и радость для ребенка, если его принимают в игру, но игра, в то же время может быть причиной больших переживаний, слез и обид. Зная, что игра - это часть жизни ребенка, мы можем использовать ее в воспитании и обучении. В игре ребенок изучает и познает мир, проживает вместе с ее героями, принимая на себя роли этих героев. Создавая образы, сюжеты, мы можем легко донести сложные понятия, правила, истины до наших детей. Так как игра эмоционально насыщена, в ней легко запоминается все что происходит. Мы можем потерять гораздо больше времени, рассказывая ребенку что-либо. В игре ребенок быстро схватывает то, что мы ему предлагаем. Играть можно, изучая математику, язык, природные явления. Все, чему вы хотите научить вашего ребенка, можно сделать в форме и посредством игры.
   Играя, можно:
   - быстро одеваться или раздеваться, если представить себя отважным солдатом или космонавтом;
   - мыть руки, прогоняя злых микробов;
   - съедать "космическую кашу" (вспомните начало фильма "Джентльмены удачи");
   - "гигантскими шагами" бежать в детскую, скакать на лошадке (на коленях), изображая спящую царевну, лечь в кроватку и спать (днем!).
   И еще много что можно сделать, играя. Главное, прислушайтесь к вашему ребенку, и он подскажет вам и образ, и развитие сюжета его любимых игр. Побудьте немного детьми и поиграйте вместе с ними. Если ребенка попросить выполнить те или иные физические упражнения, он может отказаться или выполнить одно-два и сказать, что он устал и больше не хочет делать. Но стоит вам только объявить, что вы попали, например, в цирк и на арене выступают веселые обезьянки, выполняя различные упражнения, то ваш ребенок (или дети) примет правила игры и будет с удовольствием выполнять все, что вы попросите, но только уже не ребенка, а "обезьянку". Интересно, что ребенок будет вспоминать игру, конечно, если она ему понравилась, и просить поиграть еще.
   Мы уже говорили, что ребенок живет и развивается в игре. Еще и еще раз повторим это, так как хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые технологические моменты игр.
   Ребенок, играя, увлекается. Он ничего не видит, ничего не слышит, а тут мешают мама, папа, или другие родственники, которые чего-то от него хотят ("Иди обедать!", "Пора спать"...) и грубо прерывают игру. Задайте себе вопрос: "Понравилось бы вам, чтобы вас резко прервали, когда вы занимаетесь интересным или важным делом?" Ответ, мы думаем, будет однозначен: "Нет!" Так почему же мы не уважаем занятий нашего ребенка? Давайте уважать друг друга! Можно, конечно, долго звать малыша, выходить из себя, кричать. Гораздо лучше потратить это же время на то, чтобы помочь ребенку выйти из игры или, продолжая играть, перейти к другому виду деятельности:
  
   Даня утром пришел в группу детского сада и сразу же заявил, что он сегодня матрос. Он вместе с другими ребятами построил из стульев корабль, управлял им, боролся с акулами. А когда наступило время заниматься, и воспитательница пригласила его сесть за стол, он, продолжая играть, плыл на корабле в открытом море. Поэтому сразу он никак не мог сойти на землю. Пришлось взрослому вступить на капитанский мостик и скомандовать матросу, причалить к берегу и отдать якоря. Матрос опять превратился в мальчика Даню, и все смогли приступить к занятиям.

Из наблюдений автора.

  
   В игре младшего дошкольника и старшего дошкольника существуют различия, которые объясняются уровнем развития детей (мы писали об этом выше).
   В чем же заключаются эти отличия?

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

(по В.Г.Каменской).

  

Параметры игры

Младшие дошкольники

(3 - 5 лет)

Старшие дошкольники

(5 - 7 лет)

Сюжет

Отображение трудовых действий взрослых

То же и отражение отношений между людьми

Количество ролей

1 - 2

7 - 10

Правила игры

Не осознаются

Устанавливают сами

Игровые действия

Однообразные (1 - 3)

Много свернутых и развернутых действий: жесты, слова

Появление новых игровых ситуаций

С помощью взрослых

С помощью взрослых и самостоятельно

Объединение игр

Невозможно

Возможно

Игровой материал

Использование готовых предметов и игрушек

Готовые и самодельные как продукт воображения

Продолжительность игры

Кратковременные:

в 3 - 4 года от 10 до 15 минут;

в 4 - 5 лет от 40 до 50 минут

Долговременные:

несколько часов и даже несколько дней

Предварительное планирование

Нет

Есть

  
   При этом успешность и особенности игровой деятельности зависят от личностных качеств каждого ребенка и особенностей его развития.
   Эмоциональная сфера.
   Ребенок в дошкольном возрасте принимает новые социальные роли. Он начинает активно общаться дома, на детской площадке, в детском саду или развивающем центре. Ребенок легко вступает в разговор со взрослыми людьми.
   Умеют ли дети понимать эмоции других людей?
   На этот вопрос, мы думаем, вы сможете ответить самостоятельно, проведя уже известный вам эксперимент с фотографиями людей ("Ребенок от года до трех").
   Дошкольники очень эмоциональны и чувствительны. Они сталкиваются с явлениями реальной жизни и этоотнюдь не всегда радостные события. В возрасте 5 - 7 лет у детей появляется страх смерти. Ребенок может бояться всего, что несет угрозу его жизни:
  -- страшных снов,
  -- животных,
  -- огня и пожара,
  -- войны,
  -- болезней
  -- смерти близких.
   Многие дети способны сами справиться со своими страхами и другими подобными переживаниями, однако крайне важным условием для этого является позитивный эмоциональный климат в семье. Это доброжелательность, эмоционально теплые отношения между родителями или другими членами семьи, доверие и любовь между родителями и ребенком. Дети не должны видеть агрессии взрослых в семье.
   В возрасте 4-5 лет мы отдаем ребенка в различные развивающие центры, где он начинает учиться чему-либо. И раз ребенок куда-то ходит и его чему-то учат, считают мудрые родители, значит, должны быть реальные ощутимые результаты, и желательно очень хорошие, даже самые лучшие. Ребенок, по мнению родителей, должен научиться читать, писать, считать, пересказывать, знать иностранный язык (а лучше не один), уметь плавать, кататься на коньках или танцевать (все зависит от того, в какое дошкольное заведение мы его отдали). Ребенок понимает ожидания родителей, да они и не скрывают, поэтому часто в этот период у детей возникает чувство тревожности как реакция на неоправданные им ожидания родителей. Известный специалист по воспитанию, психолог и психиатр А.Адлер в связи с этим отмечает: "Дети чувствуют тяжесть надежд, возложенных на них, и выдерживают это бремя лишь до тех пор, пока позволяют благоприятные обстоятельства".
   В жизни ребенка часто возникают ситуации успеха и неуспеха. От того, как он научится реагировать на подобные ситуации, как он будет воспринимать их, будет во многом зависеть вся дальнейшая жизнь. Дети с высоким уровнем тревожности составляют группу риска при последующей адаптации в школе.
   Если ребенок (под нашим влиянием) интересуется только признанием его способностей, тем, что он лучше других, а надо сказать, что мы часто сравниваем результаты нашего ребенка и других детей, то постепенно он привыкает к мысли, что лучший и не может жить без чьего-либо признания и восхищения. В ситуации неуспеха такой ребенок потерян и беспомощен. Поэтому главное - это "сохранение его психического равновесия перед лицом возникающих трудностей, чем попытки тотчас эти трудности преодолеть. Намного важнее воспитывать в нем мужество, упорство и веру в себя; научить тому, чтобы от поражения он не падал духом, а считал его новой проблемой".
   Чтобы проверить, тревожен ли ваш ребенок и насколько, а главное, как может проявляться его тревожность, попробуйте ответить на предлагаемые ниже вопросы теста, подчеркнув вариант выбранного вами ответа.

ТЕСТ

   1. Ваш ребенок ест всегда с аппетитом?
   -Да
   -Нет
   2. Он страдает от чрезмерной застенчивости?
   -Да
   -Нет
   3. Страшные сны не редкость для вашего ребенка?
   -Да
   -Нет
   4. Ему трудно сдержаться, чтобы не заплакать?
   -Да
   -Нет
   5. Вашего ребенка нельзя назвать уверенным в собственных силах?
   -Да
   -Нет
   6. Он боится браться за какое-либо новое задание?
   -Да
   -Нет
   7. Ему трудно заснуть?
   -Да
   -Нет
   8. Ваш малыш часто волнуется?
   -Да
   -Нет
   9. Вы заметили, что у него проблемы со стулом?
   -Да
   -Нет
   10. Вас беспокоит его чрезмерная напряженность и скованность?
   -Да
   -Нет
   11. Сильное волнение малыша, как правило, сопровождается рвотой, потливостью рук, ознобом или жаром?
   -Да
   -Нет
   12. Любое ожидание вызывает в нем сильное беспокойство?
   -Да
   -Нет
   13. Не слишком положительная работа утомляет вашего ребенка?
   -Да
   -Нет
   14. Ваш ребенок часто жалуется на всевозможные неприятности во взаимоотношениях со сверстниками?
   -Да
   -Нет
   15. Ему трудно дружить со сверстниками?
   -Да
   -Нет
   16. Любые трудности пугают его?
   -Да
   -Нет
   17. Ребенок часто невнимателен и рассеян?
   -Да
   -Нет
   18. Он не может оставаться один дома?
   -Да
   -Нет
   19. Ваш малыш боится темноты?
   -Да
   -Нет
   20. Его рисунки отличаются мрачными тонами?
   -Да
   -Нет
   Подсчитайте набранное вами количество баллов:

За ответ "да" - 1 балл, за ответ "нет" - 0.

   Итоги:
   От 0 до 10 баллов. Вероятно у вашего ребенка низкий уровень тревожности. Ваш ребенок достаточно устойчив к стрессам, что поможет ему быть физически и психологически здоровым.
   От 11 до 14 баллов. Возможно у вашего ребенка средний уровень тревожности. Не следует игнорировать ее. Постарайтесь помочь ребенку приобрести уверенность в себе. Не скупитесь на заслуженную похвалу.
   От 15 до 20 баллов. Есть некоторые основания полагать, что у вашего ребенка высокий уровень тревожности. Постарайтесь уточнить это при встрече со специалистом. Лучше всего обратиться за помощью к детскому психологу.
  
   Обратите также внимание на то, что развитие детей во многом определено особенностями их самооценки. Попробуйте определить самооценку ребенка пяти лет используя предлагаемую ниже методику

Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты?

   Нарисуйте шкалу с делениями от -10 до +10, центр - 0 для каждой пары качеств: хороший - плохой, добрый - злой, умный - глупый, смелый - трусливый, сильный - слабый... Подберите любую фишку, которой ребенок будет отмечать свое место на шкале (можно взять фломастер). Покажите ребенку первую шкалу "добрый - злой". Объясните ему, что на этой шкале находятся все люди на свете: от добрых до злых, от злых до добрых. Здесь находятся самые добрые люди, здесь - самые злые (показываете на концы шкалы). В середине - средние, и добрые, и злые.
   Где ты среди всех этих людей? Отметь свое место.
   Так мы проходим по всем шкалам, определяя, каким ребенок видит себя сейчас. Мы получили его "Я - реальное".
   В ходе второго этапа исследования можно изучить "Я - идеальное". Для этого покажите ребенку те же шкалы, только спросите его: "Каким бы он хотел быть? На кого бы он хотел больше быть похожим?" Он может это отметить или другой фишкой, или другим фломастером.
   Подведение итогов:
   Ребенку этого возраста нормально более свойственна несколько завышенная положительная самооценка. Заниженная самооценка является нежелательной и составляет проблему, которую следует обсудить со специалистом психологом. Важно также, чтобы показатели "Я - реальное" и "Я - идеальное" резко не отличались друг от друга.
   На самооценку ребенка по-прежнему влияют оценки окружающих его людей. Только теперь этот круг расширился. Наш ребенок вышел за рамки семьи, поэтому на его оценку влияют:
   - отношения родителей и других, близких к ребенку взрослых;
   - его взаимоотношения с другими детьми
   - отношение к ребенку воспитателя, преподавателя.
   В различных исследованиях была выявлена связь и зависимость самооценки ребенка и оценки его родителями (папой и мамой), сверстниками, воспитателями.
   Интересно, что папы давали более строгую оценку своему ребенку, чем мамы и другие члены семьи. Для отца свойственна рациональность оценок, их соответствие конкретной ситуации и возможностям ребенка. Особенно это касается оценок мальчиков.
   Если рассматривались оценки ребенка воспитателями и сверстниками, то более строгим в оценке определялся воспитатель. И все же, поскольку именно семья является самым первым и главным основанием социализации ребенка дошкольного возраста, то и формирование самооценки определяется, прежде всего, психологическим климатом семьи. Помните, пожалуйста, об этом.
   Проведенные исследования степени эмоционального благополучия в семьях показали следующие результаты:
   11% - отношения в семье в высокой степени благополучны;
   36% - отношения благополучны, но существует некоторая дистанция и отчужденность между членами семьи;
   45% - неблагополучие эмоциональных взаимоотношений;
   8% - явное неблагополучие внутрисемейных эмоциональных отношений.
   Сами отношения в семье, оценка родителями своего ребенка - все это оказывает влияние на всю его будущую жизнь: школьные годы, дружбу, любовь, степень самостоятельности и уверенности в себе во взрослой жизни.
   Внимание!
   "Если родители постоянно показывают, что они воспринимают своего ребенка способным и сексуально определенным существом, и если они демонстрируют удовлетворяющие, функциональные взаимоотношения мужчины и женщины, у ребенка формируется адекватная самооценка и он становится все более и более независимым от родителей".
   Когда наступает время, ребенок идет в школу, строит свои взаимоотношения со сверстниками, а позже способен начать свою собственную независимую жизнь. "Выбирая партнера, он не ищет кого-то, с кем он чувствовал бы себя в безопасности или кто поддерживал бы его самооценку. Поскольку он уже способен оценить самого себя, он относительно независим от того, что думают о нем остальные".
   Итак, подведем некоторые итоги наших рассуждений:
      -- В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие физиологических и психических процессов ребенка.
      -- От наглядно-действенного мышления дошкольник постепенно переходит к наглядно-образному.
      -- Происходит становление и развитие произвольности внимания и памяти ребенка.
      -- В этот возрастной период осуществляется развитие воображения и фантазии.
      -- Ведущая деятельность детей данного возраста - игра.
      -- Ребенок осваивает в игре и общении новые социальные роли, он общается в семье, в детском саду, на детской площадке.
      -- Окружение и условия оказывают влияние на самооценку ребенка.
   Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2005. - с. 167
   Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. 40 тестов-экспериментов. - СПб: Питер Пресс, 1997. - с.48
   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Кн. Для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - с.5
   Там же. - с.5
   Матейчек З. Родители и дети: Кн. Для учителя: Пер. с чеш. - М.: Просвещение, 1992. - с.126
   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Кн. Для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - с.7
  
   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии..- М., 1946.- С.491.
   Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2005. - с. 209
   Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов/ Пер. с англ. А.А. Валеева и Р.А. Валеевой. Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 1998. - с.44
   Там же. - с.48
   Психологические тесты для всей семьи/ Серия "Психологический практикум". - Ростов н/ Д: Феникс, 2004.- с.284.
   Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/ Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос,1995. - с.56
   Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2005. - с. 195
  
   Сатир Вирджиния Психотерапия семьи.- "Речь", СПб., 2000. - с. 93
   Там же. - с. 94
  

Ребенок от трех лет до школы

  
  
  
  
   131
  
  
  
      --

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"