Князев Виктор Алексеевич : другие произведения.

Мп-2018-эссе: Идеальная женщина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

 []
  
  Все с детства знают сказку Пушкина "Золотой петушок". Если помните, там фигурирует загадочная Шамаханская царица. В соперничестве за обладание ею два царских сына устроили междоусобное сражение, в котором полностью полегли оба их войска, а сами воеводы закололи друг друга.
  
  А после этого сам царь Дадон, в тревоге прибывший на поле битвы, едва увидев Шамаханку, тут же ею очаровался. И, несмотря на преклонный возраст, забыв о сыновьях, неделю пировал в ее шатре. А затем повез к себе во дворец.
  Дальше - больше. Старый звездочет, у которого все сексуальные подвиги явно остались в далеком прошлом, позабыв об осторожности, потребовал Шамаханку себе. И не прельстился ни пол-царством, ни чином боярским. За что и был тут же убит разгневанным царем.
  
  Думаю, перечисленного достаточно, чтобы признать Шамаханку если и не идеалом женщины, то очень близкой к таковому. Ради чего, если не во имя идеала, мужчина готов пойти на смерть? К тому же, в подходящий момент она незаметно исчезает. Далеко не всякая красавица обладает даром вовремя уйти!
  
  Давайте же внимательно посмотрим, как великий поэт, знаток и ценитель женщин, описывает нам этот идеал. Но тут нас ждет горькое разочарование. Начиная с неясных обстоятельств биографии и заканчивая внезапным исчезновением в конце сказки, автор не утруждает себя раскрытием облика и характера героини. Только мимоходом роняет: "Вся сияя, как заря".
  
  Могут возразить, что и другие герои описаны очень скупо. Но эти другие являются просто олицетворением заурядных человеческих страстей, только гипертрофированных, как и бывает обычно в сказке. Неужели и Шемаханская царица - всего лишь символ "роковой женщины"? Попробуем все же выявить ее характерные черты.
  
  Можно положительно утверждать, что она красива. Красива необычной, "иностранной" красотой. Возможно, персиянка или турчанка, но никак не финка или, скажем, полячка. Пушкин пишет, что она "девица", - поверим ему.
  
  Знатна и богата - хоть и Шамаханская, а все-таки царица. Горда до надменности. Умеет свободно обращаться с мужчинами и подчинять их своей воле. Цинична, или же обладает поразительной душевной тупостью - когда на ее глазах царь порешил беднягу звездочета, она лишь рассмеялась: "Хи-хи-хи! да ха-ха-ха! Не боится, знать, греха".
  
  Косвенно можно заключить, что она обладает крепкими нервами - каково пробыть несколько ночей посреди поля, усеянного разлагающимися трупами и собравшимися на поживу хищниками. Хотя возможно, что все это время царица провалялась в своем шатре, оцепенев от ужаса. Как бы то ни было, после этого она проявила незаурядное самообладание, встретив прибывшего царя по первому разряду и не подав виду, что творится у нее в душе.
  
  Внезапное исчезновение в конце сказки позволяет предположить у царицы некие колдовские способности - "чертовщинку". Умна ли она? Если и умна, то умело это скрывает. За все время она лишь однажды разомкнула уста - и то лишь для того, чтобы рассмеяться над смертью бедного звездочета. Умеет легко приспосабливаться к обстоятельствам - вряд ли она искренне полюбила пожилого и ограниченного царя.
  
  Неясно даже, почему она "Шамаханская" и что само это слово означает. Некоторые утверждают, что Шамаханское царство было на месте нынешней Тамани. Возможно. Золотой петушок указывает на восток, сражение происходит в горном ущелье.
  
  Есть ли у нее принципы и убеждения? Способна ли она на большую любовь, на самопожертвование? Способна ли хранить верность в разлуке? Неизвестно. А если вдуматься, нас это и не интересует - для идеала все это неважно...
  
  Но стоит ли всерьез относиться к простой сказке, написанной почти двести лет назад - и скорее всего, с изрядной долей иронии? Я уверен, что да. Ведь сказка обращается к подсознательным архетипам - глубоким и неизменным образам нашего ума. История заканчивается словами:
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
  
  Какой же урок нужно извлечь добрым молодцам? Может быть, решим, что "сказка ложь" и махнем на эту странную историю рукой? Или все-таки вспомним, что великий поэт сам погиб во цвете лет из-за женщины. И попробуем этот урок извлечь.
  
  Вот вы, читатель - отказались бы провести ночь с Шамаханской царицей? А могли бы в нее влюбиться? Не спешите отрицать - тогда я спрошу, считаете ли вы нелепым и неправдоподобным, что мужики всех возрастов теряли из-за нее голову. Что бы вы сделали на месте одного из двух царевичей? Поделили Шамаханку по-братски? Или как бы вы поступили на месте скорого на расправу царя? А случись вам оказаться на месте старого звездочета? Мы ведь и сейчас знаем много историй, когда седые чародеи связывают свою жизнь с юными красавицами. Боюсь, что вот такая смесь и есть наш подлинный идеал...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"