Кобылянский Андрей Георгиевич : другие произведения.

Беседы с сыном

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О взаимоотношениях отца с сыном

   Последнее время, Фёдора Никаноровича особенно беспокоили мысли о сыне. Нет, у Филиппа было в жизни всё правильно: вполне достойная работа, любимая жена, два сына, которые доставляли больше удовлетворения, нежели беспокойства. Фёдора Никаноровича удручало внутреннее состояние недосказанности в отношениях с сыном. Нахлынуло желание наверстать то, что не состоялось в нужное время. Не возникла искренность, не созрела непосредственность в соприкосновении с сыном и настоящая мужская дружба. Зародилось стремление выстроить новое душевное теплое общение. Он понимал, что его мужской характер оказался в плену традиционного конфликта отцов и детей. Это беспокоило уже давно, но сейчас он ощущал потребность досказать, поговорить, в конце концов, с ним, но как это сделать? Если раньше, когда Филипп был отроком, это не случилось, то, как быть сейчас, когда сын вырос, занял самостоятельное, независимое место в жизни, сам стал отцом семейства?
  
   Очень хотелось поделиться своими мыслями и предостеречь Филиппа от ошибок. Разговор глаза в глаза не вязался. Фёдор Никанорович задумал, что напишет Филиппу письма. В них постарается отобразить всё то, что было недосказано, с надеждой, что сын, а может и внуки прочтут их, поймут его и всё, что там написано. Возможно, эти мысли будут им полезны в жизни.
   Эти письма - беседы, Фёдор Никанорович, писал долго, в раздумьях, наблюдая за Филиппом, его жизнью и поступками. Итак.
  
  Письмо 1
  
   Отношение к жизни.
   Филипп, каждый человек приходит в этот мир и проходит по нему самостоятельно. Никто не может изменить, построить заново или разрушить его маршрут; направить по той или иной тропинке жизни, если это не сделает сам человек. Он сам должен определить дорогу жизни, сделать свой жизненный выбор. Кто-то может указать, подсказать, но ПЕРВЫЙ и ПОСЛЕДНИЙ шаги всегда делает САМ человек. Для него важно найти этот правильный путь. И выбор этот никак не связан с профессией, не зависит от внутренней культуры и духа. Речь не идёт о приобретенных знаниях и навыках (хотя конечно это очень важно, и быть может, мы ещё поговорим об этом). В первую очередь этот выбор обуславливается жизненной позицией человека (наверное, здесь уместно подумать о заповедях - не убий; не укради ... и т. д.). А она изначально передаётся с молоком матери, взаимоотношениями в семье и кругом общения родителей, близких и друзей.
  
   Позиция эта определяется и тем как, собственно, ты оцениваешь все события и явления окружающие тебя и случающиеся в твоей жизни, какие делаешь выводы. Что ты принимаешь всей душой, а что нет. Вот когда внутри тебя соединятся твои воззрения и то, что тебе было передано от рождения по наследству, вот тогда ты получился. Это будешь ТЫ и никто другой. Но всё равно остаются вопросы: "Кто - Ты? Ты хороший человек или нет? Ты трудяга или лентяй? ... ? Ты биологический объект и всё?" - Таких вопросов великое множество. Как на них можно ответить Филипп? Важно, сконцентрироваться и понять: какой из них беспокоит тебя или должен волновать.
  
   Всё это философия жизни, которая определяет повседневную "бытовую" жизнь. Но эта самая "бытовая" жизнь не должна отделяться от основной философской, выбранной тобой позиции, твоей колеи.
  
   Ты знаешь, Филипп, я вот сейчас пишу эти строки и ловлю себя на мысли, что этот процесс общения на бумаге помогает оценить свою жизненную позицию, как-то всё разложить по полочкам.
   Однако медленно всё получается, эта самая бытовая линия отвлекает. А может быть и хорошо, что всё происходит так не скоро. Время идёт, и я могу оценить, то, что написал довольно давно.
  
   Ну вот, это было маленькое отступление для отдыха мысли. Поехали дальше. О взаимоотношениях основной философии твоего бытия и "бытовой" её части. Что же первично, а что вторично? Человек, исходя из своего "бытового" повседневного опыта выстраивает свою философию жизни, свою идеологию существования в этом мире. Или же на основе своих убеждений, философских законов и размышлений строит свои повседневные бытовые связи с людьми и миром.
  
  "Бытовая" ситуация: ты нашёл значимую сумму денег.
  Твои действия:
  - Ты можешь обеспокоиться, найти потерявшего, вернуть ему деньги.
  - Ты спокоен, никого не ищешь и используешь находку по своему усмотрению.
  Во втором случае ты из этой "бытовой" ситуации извлекаешь прямую пользу для себя. Легко досталось, используй.
  В первом случае выбираешь не простой путь, несмотря на все соблазны. Основа жизненной философии совсем другая.
  Не знаю, Филипп, понятно это? !
  
   Если для тебя первичны твои философские постулаты жизни, то ты в конкретных жизненных ситуациях, не задумываясь, будешь действовать в соответствии с твоими убеждениями. А во втором, действуешь в соответствии с простой конкретной "бытовой" ситуацией.
  
  Письмо 2
  
   О карьере.
   Уже прошло много времени с того момента, как я решил беседовать с тобой, Филипп. Написано так мало, а так много, ещё в голове. Надо сосредоточиться и рассказать всё, что есть на бумаге, а то можно не успеть. И так уже опаздываю.
   Время идёт, ты уже отец семейства - жена, двое детей - двое замечательных мальчиков. Но всё равно есть, что тебе сказать, хотя бы письменно, глаза в глаза, видимо, уже не получится.
   Так вот о карьере, Филипп. Карьера - важная часть жизни человека, особенно мужчины. Однако, если строить карьеру ради карьеры, то это не благородное, не достойное настоящего мужчины времяпрепровождение. Быть каким-либо царьком несмотря и вопреки всему, чтобы тебе подчинялось как можно больше людей? Это не по мне и это строго дурное действо! Но карьера высоко профессионального человека ради достижения высоких и важных результатов труда за счёт получения бо;льших возможностей и повышения профессиональных качеств - это достойная задача. И её надо всеми силами добиваться и решать. Для её воплощения важны многие моменты, и, в первую очередь, как мне кажется, честолюбие (в здоровом смысле этого слова), чего мне, кстати, недоставало. Честолюбие это движитель активной человеческой деятельности и, карьеры, в том числе.
  
   Филипп, по-моему, одним из путей решения карьерных задач является выстраивание жизненных приоритетов. Ведь известно, что в обычной, повседневной жизни никогда ни на что не хватает времени. Однако, если тебе удаётся создать верный и чёткий ряд главных дел, так сразу всё начинает ладиться и получаться. Но здесь таится одна "засада", даже при правильных приоритетах - лень. Неохота делать, можно начать, скажем, с "ПОНЕДЕЛЬНИКА" - "ОБЛОМОВЩИНА"!!! Главное оружие с этим злом это внутренняя САМОДИСЦИПЛИНА. Если ты ей следуешь, то всё практически сразу свершается и как вознаграждение чувство внутреннего САМОУДОВЛЕТВОРЕНИЯ и достижение карьерных планов.
  
   В обыкновенном разумном человеке всегда идёт эта внутренняя борьба между "НАДО" и "НЕОХОТА". Ведь все "Шульцы" хотят быть "Обломовыми", но не могут себе этого позволить. Всё-таки развитие и совершенствование личности человека происходит не благодаря, а скорее вопреки, обломовщине.
  
   В карьерных планах, в их успешном осуществлении большую роль играет близкое твоё окружение. Должна быть поддержка, понимание, а иногда и самопожертвование окружающих ради твоей карьеры. И ещё, в осуществление карьеры очень важны личные качества человека. А именно: талант. Талантлив он в своей области или нет. Ведь талант позволяет увеличить "производительность" карьерного роста. В том случае, если таланта нет, то приходится трудиться в "черновой области" своей профессии несоизмеримо больше, чтобы создать мягкую и упругую подкидную доску для покорения карьерных и профессиональных вершин.
  
   Ещё хочу сказать, что в своей профессиональной карьерной деятельности НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НИ НА ЧАС, ни НА СЕКУНДУ. Потому что после этого часа или секунды ТЫ сразу станешь отставать от своей карьеры на этот самый час или секунду, а то и больше. Восполнить их будет очень, очень, очень ТРУДНО С ОГРОМНЫМИ УСИЛИЯМИ!!!
  
  Письмо 3.
  
   Вот наступает время очередной нашей беседы, Филипп. Сегодня мы поговорим, если не возражаешь:
  О высоте жизненной планки.
  
   Жизненная планка - это то, чего человек хочет достичь на протяжении своей жизни в карьере, в семье, в своих детях и т. д. и т. п. Это очень важная сторона бытия. Она определяет во многом всё течение жизни, начиная с детства через построение жизненной и профессиональной карьеры и кончая этапом старения...
  
   Ведь всё может быть просто: ты живёшь и растешь. Проносятся детство, отрочество, юность, учёба, работа, женитьба, семейная жизнь, дети, внуки - жизненная струя. Она может иметь разный напор. Это и тихий ручеёк, и бурный поток с порогами, водопадами и круговоротами. Опасно везде, и в ручейке, который может разлиться в вязкое болото и в бурном потоке, где можно разбиться, утонуть, не выплыть. И здесь, как раз, по-моему, для каждого момента жизни важно установить высоту "жизненной планки" и стремиться её достичь. Причём сама планка должна быть всегда чуть-чуть выше этого уровня, но достижима на известном отрезке жизни. Она должна определять ступени карьеры, семейного достатка, успехов детей, супруги и близких.
  
   Прошло много времени, Филипп, с момента нашей предыдущей беседы и вот в её продолжении хочу поговорить о:
  
  "бытовщине".
  
   Вот думаю, что же такое "бытовщина"? С одной стороны это повседневная жизнь со всеми житейскими заботами (магазины, покупки, стирки, гуляния, детский сад, болезни детей, заботы, заботы...). Это всё так, это всё нужно и от этого никуда не деться. В этом тоже есть своя "изюминка", свой интерес. Сделать жизнь семьи уютной, безмятежной и комфортной. Но это так затягивает, как болото. Вроде бы всё делаешь правильное и необходимое для существования - не поспоришь. В зависимости от забот и устаёшь то ли приятно, то ли тяжело. Все эти хлопоты можно описать как "... и покатилось житьё-бытьё". Это выражение я прочёл в каком-то стихотворении, не помню сейчас ни автора, ни названия, но выражение, по-моему, меткое. Так вот это житьё-бытьё снижает жизненную планку потому - что все эти "забавы" бытовые никак не развивают внутренний мир человека. Не требуют работы мозга в творческом направлении, что, как мне кажется, необходимо для развития личности, познания её естественной и человеческой природы.
  
   Сопротивляться "бытовщине", Филипп, очень сложно. Заставить себя увидеть интересное в живописи, музыке, литературе это большой труд. Познание духовных начал, а живопись, музыка, литература, наука... это составные части духовности человека, сюда же можно отнести и его религиозные чувства, позволит жить наполненной жизнью и физически и духовно. Что бы этому следовать необходимо, совершать над собой усилия, выставлять приоритеты, спорить и настаивать на своём, в отношениях и с посторонними и с близкими. Если это удаётся, то получаешь такое глубокое удовлетворение, которое несравнимо с чувством после приобретения чего-либо, даже самого, самого.
  
   В этом случае ты одновременно приближаешься к своей жизненной планке, а с другой стороны она, твоя "планка" приподнимается и это увлекательно и бесконечно. "Бытовщина" же губит этот процесс познания, движения по жизни вперёд.
   На эту тему можно много рассуждать, но мне кажется, что я выразил здесь своё отношение к этой стороне существования человека.
  
  Письмо 4.
  
   Филипп, давно мы с тобой не беседовали, прошло достаточно времени с момента нашего последнего разговора. Думаю, настало время продолжить наш с тобой диалог. Мне кажется, что сюжет человеческого стержня достоин нашего внимания. В нём можно обратиться к мотивам взаимоотношений со всеми близкими и проблемам воспитания.
  Попробуем порассуждать в этой области. Затравку я сделал, определился с тем, о чём будем толковать, но это будет завтра с утра на свежую голову. Сейчас вижу и чувствую, что ждёт нас много интересного в этой беседе.
  
   Вот пишу сейчас и думаю, что хорошо мы с тобой, Филипп, разговариваем - один недостаток, говорю я один, а тебя нет, нет твоей реакции. Возможно, когда ты прочтёшь это, у тебя появится желание пообщаться, поговорить со мной. Пока, говорю я один и делаю это с желанием и стремлением и надеждой, что ты меня поймёшь, мои мысли и рассуждения.
  
   Ну а на тему, о которой мы с тобой договорились, будем говорить утром. С утра не по-лучилось. Сейчас на часах 14-30. Тема-то ясна, но как к ней подступиться?
  
   Стержень человека - что это? Мне кажется, Филипп, что это такое сложное понятие, которое определяет, образ бытия, уклад, дух и стройность действия каждого живущего на Земле.
   Что значит - человек со стержнем? Это значит, что он во всех своих начинаниях, действиях и мыслях руководствуется определёнными достойными нравственными устоями, знаниями и честью. Я считаю, что говорить о наличии стержня в человеке можно только при условии, когда он соответствует тем понятиям и определениям, о которых мы с тобой рассуждали. Аморальный человек, без чести, даже вооружённый определёнными знаниями не обладает "жизненным стержнем", поскольку, даже если его жизнь в определённое время и будет вроде бы успешной, всё равно, в какой-то момент он "сломается". Напротив, другой, со сложной судьбой, в конце концов, находит и справедливость и удовлетворение. Тому немало примеров в истории и произведениях искусства (Борис Годунов, Пьер Безухов, Андрей Болконский, Пётр I, герой фильма Г. Чухрая "Чистое небо" и т. д. и т. п.).
  
   Стержень - это то, на что нанизывается вся жизнь человека и очень важно, чтобы он не гнил (человек с "гнильцой"), а стоял твёрдо на земле. Вот так, Филипп, хорошо сказал. Понятно?!
  
  Письмо 5.
  
   Ну вот, подошло время ещё одной встречи с тобой, Филипп. Мне кажется, что будет интересно поговорить о родственных узах.
   Это важный сюжет, и, на самом деле, весьма сложный. Сложность заключается в том, что тебя с родственниками связывает чувство некой обязательности. Эта обязательность может и очень часто определяет твоё поведение в отношениях с этими людьми. Если взаимоотношения тёплые, то она в радость. Если эти связи "никакие", то эта обязательность превращается в "обязаловку", но нейтральную. Но если эти отношения начинают носить признаки неприязненности, то в этом случае можно получить очень тяжёлые внутренние переживания и неприятности. Это всё известно, описано и показано в различных произведениях искусства.
  
   Вопрос Филипп: "Как быть в каждом конкретном случае?" Сейчас постараюсь разобрать свой жизненный опыт с учётом понятия "жизненного стержня" человека.
  
   Я всегда считал и считаю, что родственники это понятие достаточно значимое, поскольку люди, от Бога, связаны друг с другом объективно на физико-биологическом уровне. Как эта связь может проявляться на человеческом уровне, зависит от многих причин. Это и воспитание, образование и среда, где каждый из "семьи" рос, с кем общался. Мне думается, что возможно достичь уровня общения, когда каждый из "семьи" будет относиться к другому её члену, как минимум, с уважением, пониманием и тактом.
   Слово "семья" заключаю в кавычки, подразумевая под ним некое единение людей, как минимум на генетическом уровне. Они близки, благодаря матери природе и судьбе.
   Именно с этих позиций я смотрю на взаимоотношения с родственниками.
  
  Письмо 6.
  
   Прошли месяцы со времени последней нашей с тобой беседы, Филипп. Я предлагаю поговорить сейчас о воспитании - воспитании самого себя, сыновей, окружающих. На мой взгляд, не воспитанных людей нет. Другое дело, как они воспитаны? По-моему, всё, о чём мы ранее толковали, является составляющей частью нашего нынешнего разговора.
  
   Не знаю с чего начать?! Что такое воспитание? Воспитание создаёт образ жизни человека, систему ценностей, на которую он опирается и ориентируется во время своей жизни.
   Воспитанный человек это человек, в котором гармонично соединяются способности соблюдения этикета, выполнения правил поведения в обществе и в повседневной жизни.
   Воспитанный человек сможет определиться в своей жизненной стезе - профессия, семья, друзья и т. д. и не позволит себе отступить от своих жизненных принципов. Они у него - определённые, цельные и открытые.
  
   Для того чтобы быть под стать этой жизненной позиции необходимо: во-первых, желать этого; во-вторых, обладать волей для достижения этого; в-третьих, осуществлять постоянный самоконтроль для того чтобы не свернуть с выбранной дороги. Кажется это трудно, но только на первых порах, очень скоро это превращается в образ жизни и правила твоего поведения.
   Что значит воспитание самого себя, Филипп? Во-первых, суметь это делать, во-вторых, знать, как это делать и, в-третьих, представлять, к чему всё это может привести. Может это сказано, путано, но давай будем разбираться.
   Здесь нам может помочь такая мысль: "Воспитывая самого себя, ты взаимодействуешь с окружающими, которые тоже оказывают на тебя влияние - воспитывая тебя на протяжении всей жизни. Главное надо быть всегда открытым для этого".
  
   С одной стороны, всё вроде бы очень просто - всё, что окружает тебя, все, кто окружают тебя, все деяния и процессы, в которых ты участвуешь или не участвуешь всё это воспитание. Другое дело, как ты ко всему этому относишься, что примешь для себя как полезное и важное, а, что отринешь. Вот в чём главный вопрос и в этом главное направление воспитания, самовоспитания. Дело в выборе полезного и необходимого и что полезно и необходимо, т. е. "что такое хорошо, что такое плохо? " Ответ на этот вопрос - большой труд. Так вот, если сможешь трудиться, значит, сможешь самовоспитываться.
  
   Ты можешь спросить, Филипп, как всё это делать? Ответ может быть таким. Во-первых, хотеть и не плыть по воле волн. Быть хозяином своей жизни. Во-вторых, опираться на свой жизненный опыт. Ведь ты всё время находишься в процессе воспитания и всё, что ты уже приобрёл, является фундаментом для дальнейшего развития, для работы над собой, выбору правильного жизненного пути. В-третьих - расширять свой кругозор и духовный и профессиональный. Это позволит выбрать лучшее в жизни и приобрести большой опыт.
   Не замыкаться в хорошо известном мирке семьи и давно знакомых людей. Надо путешествовать по географии Земли, надо путешествовать по профессиям, по знаниям человеческим. Из этих путешествий можно и нужно вынести всё хорошее и полезное. Вот путь воспитания.
  
   Что же, в результате ты можешь получить? Филипп, ты получишь себя, - цельного не ограниченного никакими корыстными помыслами, не подверженного никакому мракобесию и стремящемуся к совершенству духовному и материальному. Филиппа, у которого будут сбалансированы и чувства честолюбия и чувства ответственности перед собой и окружающими. Ты сможешь противостоять всем соблазнам мира, сможешь создать дух труда, творческой деятельности, любви и уважения вокруг себя. Вот эта задача достойная выполнения и труда воспитания.
  
  Письмо 7.
  
   Филипп, здравствуй, теперь пришло время поговорить о взаимоотношениях с детьми, а их у тебя двое, двое сыновей. Здесь много загадок, но мне кажется, что решение их зависит от того насколько успешно произойдёт между вами взаимовоспитание. Главное, чтобы со временем, когда ребята будут большими, взрослыми между вами не возникло чувство отчуждения, непонимания и раздражения. Это всё может проявиться со временем, если ты сейчас не потрудишься на этом поле со всей МУДРОСТЬЮ и ТЕРПЕНИЕМ. Я не собираюсь тебя поучать, я лишь хочу откровенно поговорить, опираясь на свой опыт, ошибки и возможности сейчас оглянуться.
  
   Вот написал это и теперь в раздумьях, с чего начать?! Мысли путаются.
   А начать надо с того, что дети это ДАР. Дар Божий! Или как хочешь это, назови, но это всегда ДАР!!! И с ним надо обращаться очень бережно и осторожно, одновременно крепко, крепко держа его в руках. От этого надо плясать, из этого надо исходить во всех воспитательных, напутствующих мгновениях жизни общения с сыновьями. Эта мысль будет здесь главной.
  
   Ну что же Филипп, продолжим нашу беседу. Я вспоминаю свои наблюдения за тобой, Петей и Гришей летом на даче. Должен тебе сказать, что очень было заметно, явное несходство в строгости и придирчивости к поведению Гриши и Пети, даже, несмотря на большую разницу в их возрасте. И ещё, очень бросалось в глаза отличие в родительском внимании к тому и другому. Это взгляд со стороны.
  
   Отношения к младшему Грише значительно мягче и снисходительней (при всей строгости). Отношения к Пете - уничижительно строго в каждой реплике, в каждом жесте, иногда это звучало даже унижающе. Этого делать нельзя!!! Вот так категорично.
  
   Тебя видимо и, скорее всего, раздражает то, что Петя начинает пытаться выразить своё "Я" более настойчиво - растёт мальчик (он даже сам это ещё не осознаёт). У него начинается период зарождающейся "взрослости", когда хочется участвовать более активно во взрослой жизни, а это: принимать самостоятельно решения, выполнять их самостоятельно, участвовать на равных в семейных делах. Это здорово, но он ещё не знает точно, как это делать, как правильно об этом сказать, как правильно участвовать в семейных советах. Он ещё "КУТЁНОК" и всё время тыкать носом этого кутёнка в стол строго не правильно.
  
  В Пете уже зарождается взрослый человек со своим мнением, мыслями и взглядами на жизнь, в отличие от Гриши, который ещё мягкий "плюшевый мишка".
  
   Так вот о Пете. Сейчас зарождаются ваши взаимоотношения во взрослой жизни. Насколько они будут доверительными, открытыми и дружественными? Сейчас ты безусловный лидер, но очень скоро это пройдёт. И важно сделать так, чтобы из сегодняшнего лидера не превратиться в пустое место. Поэтому сейчас надо забыть об уничижительности в тоне и поступках, окриках, а всё время помнить об уважении, вежливости и набраться ВЕЛИКОГО ТЕРПЕНИЯ. Разглядеть ЛИЧНОСТЬ и НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА. Когда разглядишь, то поймёшь, что такие люди достойны и требуют к себе уважения.
  
   Всё это большая работа, которая должна осуществляться всё время (ежечасно, ежесекундно). Она требует постоянного контроля над собой и окружающей ситуацией и людьми. Это, соглашусь с тобой, сложно, но она принесёт огромное удовлетворение и здоровье, если её выполнять на отлично, а халтуры здесь не может быть. Эта работа настоящее воспитание души и чувств направленное в обе стороны. Всё это принесёт настоящее душевное и физическое спокойствие и здоровье. Так я думаю, и мне кажется это правильным.
  
   Фёдор Никанорович закончил писать письмо и подумал: "А стоит ли продолжать такие беседы? Они растянулись на года. Когда, как они дойдут до адресата, не ведомо. Всё долго, неизвестно, и полезно ли? Ведь, хороша ложка к обеду". Эти сомнения одолевали его уже давно, но всё равно с упорством беспокойного отца он продолжал излагать свои мысли обращённые к Филиппу на бумаге. Это была единственная возможность успокоить свою внутреннюю смуту, разобраться в сыновних затруднениях и исподволь постараться помочь ему. Такие письменные беседы продолжались с мыслью, что когда-то они пригодятся с пользой для строя жизни и успеха.
  А. Кобылянский сентябрь 2020 г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"