- "Когда рождается человек,
с ним рождается и его работа"
(народная примета)
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТТИ
ЖИТИЕ (1475 - 1564)
Микеланджело - гений Ренессанса,
эпохи Возрождения искусств,
в эпоху тирании и возврата
ко временам, где вандализм,
есть жизни суть.
Савонарола, кардиналы, Папа
в борьбе друг с другом,
против всех и вся
за власть над душами,
за власть над златом,
чтоб Человек лишь знал Христа.
Иезуиты пошли в рост.
гонениям искусство подвергалось,
свобода, личность, гуманизм,
как еретизм казнилось, отчуждалось.
Высокое искусство в криз впадало,
из жизни уходили те (Пизано, Джото, Донабелло...),
кто на вершине был, на смену приходили
да Винчи, Рафаэль,
талант других -
средневековье погубило
в отместку за прошедший век,
как мести цель.
***
Буонарроти страстно был
помешан
на созидании скульптур,
и это свойство Человека
превыше было божьих сил.
Его учителя: труд, мир, природа.
Известные в искусстве мастера.
Платоновцы* прекрасно понимали,
что лепят в нем ствол гения
и не жалели
ни сил, ни времени, ни собственно себя.
Всецело поглощён в работу.
Всецело в творческий поток,
читал, воображал, вторгался,
в то, что создать ещё не мог.
Был перегружен мыслями своими.
их воплощал в рисунки, на картон,
носился с ними, как листок, что ангел гонит:
Амур с Востока, в Риме - Купидон.
Что мир - владенье Человека,
в нем он не будет подлецом,
в нем Разум заключен, с ним будет
им управлять лишь не кнутом.
Свобода, разум и искусство -
вот главное, что Человек обрел.
Они основа гуманизма,
его фундамент, его дом.
Без устали работал он,
вгрызаясь в мрамор, штукатурку,
творя четырнадцать часов,
шедевры создавал и отдавал искусству.
Ничто его не занимало,
ни алчность жизни, бытия,
ни деньги, женщины и балы,
ни праздность лени - корень зла.
На внешний вид не обращал вниманья.
Одет был плохо, кое-как,
не как художник, ни как барин,
а как каменотёс, батрак.
В сравнении с да Винчи - попрошайка.
А с Рафаэлем - нищий у креста.
Был обречен на бесконечный поиск
работы и хозяев для житья.
Готов себя продать был в рабство,
писал отцу в одном письме,
чтоб денег в дом прислать,
чтоб призрак счастья
там поселился, а не скорбь во тьме.
Питался чем придётся, как попало.
Спал мало, прямо на полу.
жил не в хоромах, на задворках,
не редко, как в нетопленном хлеву.
Всё время несвободен в выборе работы.
Зависим был от многих: деньги, труд,
то Папа Ватикана верховодит,
то кто-нибудь из властных сил с ним крут.
Но что его от многих отличало -
был несговорчив, горд, честолюбив
и разговаривал со всеми, словно равный,
хоть Папа, хоть банкир, учитель или в криз.
Его ломали - он кренился,
но ниц не падал никогда,
любил искусство, им гордился,
пред ним, как мрамор, чист
во все служения года.
Соперники его в искусстве в мире
да Винчи, Рафаэль.
Всё время в споре, не дружили
во взорах их пылал огонь,
когда встречаясь рассуждали,
искусство выше чьё. Позволь ...!
Любил ли он? Как относился
к созданьям нежным из ребра?
Боготворил, на них молился?
Нет! Был прохладен к ним, и зря!
Но в юности у Медичи в Саду
он встретил Контессину, дочь Лоренцо.
Он там работал и учился, как тесать,
в искусство мрамор превращать, успешно.
В его глазах она была воздушной.
Тонка, хрупка, стройна.
Глаза как будто поглощали
всё то, что видела она.
И если нравилось - сияли,
а нет - темнее ночи, чернота.
Неравные происхожденьем - понимали,
что их дорогам не сойтись.
И лишь однажды губы их совпали
и трепетно на миг слились.
То чувство не пропало. Время
его не поглотило. Нет!
Лишь Контессина сожалела,
что не познала страсть тех лет.
Другая девушка, когда попал в Болонью,
отняла сердце у него,
но и она потом не стала,
ни куртизанкой, ни женой его.
Та страсть была иного рода.
К ней ноги просто сами шли,
и целовались от порога,
затем всю ночь до утренней зари.
А после снова за работу
Летели годы, месяцы и дни.
Не оставалось времени на что-то.
Сказал ей как-то: "Ты меня не жди".
Был белый мрамор,
сущность, смысл и время.
В нем жизнь, творение, судьба.
Из - под его руки с резцом взлетала
не пыль - высокое искусство на века.
Они, как братья по родству к природе.
И мрамор руку чувствовал его:
сиял, блестел и оживал, чтоб снова
служить искусству, как божество.
Давид, Геракл и Моисей, Христа распятье.
Фавн, Купидон, другое всё, что создал он -
есть Человек - борец и созидатель,
лишь только в мрамор воплощён.
Здесь гуманизм во всей красе,
во всём своём обличье,
без лжи, без зависти и зла,
здесь человеческое счастье
здесь мускул, ум, в труде рука.
Идеи христианства здесь
отражены на фресках:
как создавался мир и кем.
С кем человек боролся, нам неизвестно.
Но веско !
На фресках был изображён.
Представьте. Церковь. Купол.
На плафоне, а вы внизу, сюжет
изображён. ПОТОП.
Кусок земли зелёный,
бушуют волны, кругом море,
ковчег качается на нём.
Спасение ища, взбираются на берег,
те, кто остался жив, моля,
дать силы им, спасти дитя,
жену, обезумевшую от горя,
и взмах руки у мужа сгоряча.
Вода их заливает, поглощает,
не уцепиться в ветви древ.
Они ведь тоже погибают,
как мир, ушедший в миф,
покоя не стерпев.
Другой сюжет. Адам и Ева,
Изгнание из Рая, предок Ной
и сцены библии пред вами оживают,
а вы свидетель, бог, всего Творец,
меж ними свой.
Микеланджело - скульптур, архитектор,
великий живописец и поэт,
он символ Возрождения Искусства,
гуманного искусства,
для крови и распутства - места нет.
Сегодня видимо о том забыли.
Куда труднее завещать,
что гуманизм, есть двигатель всей жизни,
её спасение и стать.
И льётся мразь с картин, экранов.
Распутство стало символом живым,
и, если нет намёка на беспутство,
вас не увидит мир ни звучным, ни немым.
Такая суть сегодня в любом жанре.
К природе! К дикости зовут.
В распахнутые настежь двери
смерть, кровь и истязания в мозги несут.
Таким, каким был Микеланджело,
стать очень трудно.
Куда как легче варваром предстать,
разрушить всё,
низвергнуть с пьедестала,
ВЕЛИКОЕ всё оплевать.
20.10.2009 г.
* Платоновская академия во дворце Лоренцо Медичи,
последователи учения Платона