Одной из главных целей НОЯБРЬСКОГО ПОХОДА - было посещение природного комплекса - КПП КАРМАН-КУРЫК.
Как мы писали в статье про гору МАЛЫЙ КАРМАН-КУРЫК (ОДО-КУРЫК) - эти две горы в Моркинском районе составляют единый КОМПЛЕКСНЫЙ ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ.
Следует указать, что это не только природный, но и исторический памятник. Когда на народы марийцев наступали враги, они прятались в некоторых горах; впоследствии эти горы были названы "Карманами". Одна из них - "Карман-Курык". Ее название также переводится как "крепость-гора". Карман-Курык расположена в низкогорной части Вятско-Марийского вала и является комплексным геологическим памятником природы федерального ранга. На крутых северных и восточных склонах горы выходят на поверхность отложения казанского яруса пермской системы. В обнажениях высотой более 30 м вскрыта толща переслаивания известняков и доломитов с пропластками разноцветных гипсов, мергелей, глин и песчаников. Известняки содержат фауну кораллов, мшанок, моллюсков, морских лилий, корненожек и др. На северном склоне видны сомкнувшиеся своды карстовой пещеры, вдоль подошвы горы прослеживается целый ряд карстовых воронок.
Высота горы БОЛЬШОЙ КАРМАН-КУРЫК достигает 224,2 метров над уровнем моря. Здесь располагается южная часть Вятского Увала, который пересекает весь Марийский край. Марийско-Вятский Увал начинается в Кировской области, проходит в меридиональном направлении по РМЭ и заканчивается в Татарской республике. Наибольшее развитие он получил в Моркинском р-не (гора Чукша) - его длина здесь около 130 км, ширина до 40 км, наибольшая высота 284 м над ур. моря. Речные долины, прорезающие вал, глубоко врезаны и в некоторых местах напоминают горные ущелья.
В южном направлении Увал понижается и распадается на отдельные широкие возвышенности - Керебелякскую, Кленовогорскую и др.
Гора Малый Карман-Курык - была естественной крепостью, у неё крутые обрывистые склоны, каменистые выступы, хороший обзор на все стороны. С трех сторон гору окружают овраги и карстовые провалы. А с востока от горы находится маленькое провальное озерцо. Считается, что именно тут и находилась вотякская крепость, что по-марийски и есть - КАРМАН. А потом этим укреплением пользовались и сами мари. На фото видно, что эта гора - идеальна для постройки укреплений, тем более, что и строительный материал под рукой.
(марийский наблюдатель смотрит с горы на татарское войско, но татары уже тут!!!)
Гора Большой Карман-Курык - более пологая и протяженная, там невозможно было построить достаточно надежное укрепление, чтобы к нему нельзя было подкрасться незаметно. Зато на Большом Карман-Курыке есть карстовые пещерки, где вотяки и мари прятались в случае нападения врагов, которых за последнее тысячелетие тут было немало. Следует указать, что совсем недалеко проходила известная Алатская дорога, по которой перемещались пешие и конные отряды завоевателей, а то и просто разбойники, которые могли запросто напасть на местные селения. Также существуют легенды, что в этих карстовых пещерках жили Овды - мифический народ, который ассоциировался то с племенами одо-мари, то с ведьмами, а то с образом снежного человека.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
КПП Карман Курык занимает площадь 36 га, расположена справа от дороги Йошкар-Ола - Морки. Гора Карман Курык расположена в районе хвойных лесов южной тайги. В настоящее время эти леса на территории памятника природы занимают всего лишь 15 га. На склоне горы чередуются пятна березняков и ельников. В подлеске елового леса растут лещина, калина, можжевельник обыкновенный, волчье лыко.
Особенностью Карман Курык являются карстовые явления. Воронки, провалы, пещеры возникают благодаря деятельности подземных вод, протекающих по трещинам известняков и гипса, создавая пустоты. На северном склоне горы находится целый пояс воронок, которые зарастают рогозом узколистным, частухой подорожниковой, камышом лесным, различными осоками, таволгой вязолистной и другими влаголюбивыми растениями.
Почва - отложения известняка юрского периода, щебнистая. Слой гумуса выражен не везде, поскольку смывается потоками талых вод.
Сомкнутость растительного покрова слабо выражена. Имеется большое количество прогалин.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Эти места в X веке (и ранее) были заселены вотяками (удмуртами или, как их называли марийцы, одо - марий), которых было немало в нынешнем Моркинском р-не, и также в стороне города Арска (Татарстан). Во время заселения мари левобережья Волги и движения их от древнего Хлынова (Вятки) в восточном направлении вотяки были принуждены освободить для мари и Моркинский район. Памятниками их пребывания здесь осталось село Арино и гора Одо-Курык, а также деревня Абдаево - Одасола (то есть, с марийского, село, где жили Одо). Ранее в Абдаево даже была сельхозартель под названием "ОВДАНУР". Местным жителям (д. Абдаево - Одасола) также хорошо известна легенда, где Овда прокляла жителей деревни Посянур, которая потом полностью вымерла и прекратила существование (про это будет в статье Цирульникова ниже).
Вотяки по-другому назывались арскими людьми, отсюда и город Арск (РТ), которые служили крепостью и временными укрытиями во время столкновения мари с вотяками. А позднее сами мари использовали эти горы (и карстовые пещеры в них) для защиты своих земель как от татар, так и от русских войск.
Интересен тот факт, что на территории Арского и Балтасинского районов РТ до сих пор сохранились географические названия с корнем - "АР" (кроме Арска), также связанные с удмуртами (одо-мари), например, Арбаш, Арняш, Арбор, Кшкар, Утар, Арняк и т.д. А также очень много географических названий явно финно-угорского происхождения: Пшенгер, Кинер, Нуринер, Шишенер, Пукшинер, Тюнтер, Кушкет, Мокша, Шеленгур, которые доказывают тот факт, что раньше эта территория была заселена мари и вотяками.
М.Г.Атаманов, этнолог и лингвист, исследователь родовой мифологии и миграций удмуртов считает этнотопонимы на "одо" яркими и ценными свидетельствами заселения всей территории к востоку от Ветлуги древнеудмуртскими племенами до начала II тыс. н.э. В местах, маркированных подобными топонимами, т.е. и на территории современного Моркинского района (и других районов), происходили первые контакты и военные столкновения древних мари и удмуртов.
"Народ Овда" - полумифический аборигенный народ, обитавший в эпоху раннего средневековья на территории между Волгой и Вяткой, занятой позднее марийцами (совпадение ареалов обитания народа одо "удмурт" и бытования преданий об Овде позволили Акцорину (1967) сделать вывод об их идентичности). Непривычный для мари образ жизни народа Овда способствовал его мифологизации, в результате чего он приобрел многие черты, характерные для нечистой силы. Так, Овда обитают в местах, традиционно связанных с нечистой силой (Овда самих часто называют нечистый, кереметь): в пещерах на возвышенности, под горой, в овраге, в старом дереве (ср. кереметь), под мельницей (ср. вяд ия), в лесу (ср. таргылтыш).
В связи с этим, интересным фактом является то, что классик татарской литературы Габдулла Тукай написал своего легендарного "Шурале" в деревне Кырлай Арского района современного Татарстана (именно там происходит действие поэмы). А, как известно, Арский край (Арский и Балтасинский районы РТ) граничит с Моркинским районом РМЭ и с Вятской областью, что еще раз косвенно доказывает, что мифический народ Овда мог населять эти края в давние времена. Вероятно, местное население именно в этом районе наиболее живо сохранило предания о местных леших. Следовательно, Тукай слышал народные предания про лесного жителя, который водился в некогда дремучих чащах этой стороны, и записал это.
Так он описал это мифическое существо:
****************************************
И застыл от изумленья наш проворный дровосек.
Смотрит - и глазам не верит. Кто же это? Человек?
Джинн, разбойник или призрак этот скрюченный урод?
До чего он безобразен, поневоле страх берет.
Нос изогнут на подобье рыболовного крючка,
Руки, ноги - точно сучья, устрашат и смельчака.
Злобно вспыхивают очи, в черных впадинах горят.
Даже днем, не то что ночью, испугает этот взгляд.
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых,-
Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых.
"Отправляемся с искателем Антоном Тресцовым к загадочным овдам.
Историко-географическая справка.
В Республике Марий Эл есть два округа, где бытуют предания о местах пребывания и жилищах длинноволосой и грудастой овды. Первая территория обитания ограничивается междуречьем Илети и Малого Кундыша, вторая охватывает бассейны рек Немда и Иж, включая верхние течения Малой и Большой Кокшаги. В пределах этих территорий распространено сказание о "свадьбах овд". Здесь же якобы пролегали и "дороги овд", по которым следовали их свадебные процессии. Этих дорог было три: первая - вверх по течению Илети, затем по реке Ляж, вторая - по реке Малый Кундыш и далее на север по Немде, третья - вверх по Малой Кокшаге, потом по реке Иж.
Туда мы и направлялись.
По Казанскому тракту, затем на юго-восток, в Маркинский район. Нас интересовали окрестности горы Карман-Курык. В Горном Заделье, рассказал Тресцов, тоже есть овраг, который называется по-марийски Овды. Там, предполагает Антон, они и жили. Почему именно там? У нас, пояснил он, карстовые процессы создают маленькие пещерки, возможно, они жили в пещерах. То есть, я так понимаю, говорит он, когда сводили леса, люди вытеснили их. Несколько лет назад умер фольклорист Акцорин, профессионал-исследователь. Он считал, что в преданиях, связанных с овдами, под этим названием фигурирует какое-то племя, с которым древние марийцы находились в контакте, а потом оно ушло, контакт пропал. Я их называю снежными людьми. Волосатыми людьми, добавляет он.
В сказках овды праздновали свадьбы от заката до рассвета. И от них это перешло к марийцам. Так считал Акцорин. Хотя, что за народ овды, никто до сих пор не знает. Одо мари - так называли марийцы удмуртов. В этих местах жили удмурты, потом черемисы оттеснили их на восток. В Горном Заделье и в Кировской области есть старые удмуртские городища.
Антон Тресцов работает в республиканском эколого-биологическом центре учащихся и давно ходит с ребятами по этим местам. В этом году - седьмой экологический лагерь. Ребят тридцать из разных школ, начиная с шестиклассников. Антон считает, что группа обязательно должна быть разновозрастной - младшим интересно, и у старших ответственность появляется. "Проводите исследования?" - "В основном краеведческая работа. Вожатыми беру студентов..."
В политехническом университете есть Молодежный экологический союз, Антон его курирует. Когда-то был дружинником Союза охраны природы. Когда оканчивал университет, молодежное экологическое движение распалось, а спустя годы ожило вновь, и студенты пригласили старших дружинников помочь.
- В общем, - говорит он, - занимаюсь экологическим туризмом: выбираю маршрут и исследую местность в целостности - биология, география, краеведение. У меня около двадцати пяти таких маршрутов, вплоть до Юранги-речки, крайней точки на северо-западе, там уже таежный гнус.
Показал мне фотографии из экспедиций. Ездили по Ветлуге, жили на острове, в заброшенных деревнях. Тут, говорит, куда ни глянь - всюду "краснокнижные" растения. Мягкая вода, ледниковая. В этой глуши, на Юранге, Ветлуге, у людей особенная психология - чужого человека в Священную рощу не поведут.
Антон говорит, что видел расцвеченную разными цветами карту религий России, на ней выделена одна зеленая точка - язычество Марий Эл. До XVIII века у нас, говорит, было везде язычество, деревьям поклонялись. А церковь старалась язычников потеснить. Храмы стоят на старых языческих мольбищах. В 1828 году было восстание в деревне Купсала Серпурского района, который считался одним из языческих центров. Прошло всего три года после восстания декабристов, и тут власти узнают, что в некоем месте Казанской губернии люди собираются огромными толпами на мольбище. Отправляют войска вырубить рощу. А люди с вилами, топорами - отстояли.
- Отстояли?
- Да, представьте себе: не дали вырубить. Нам в Полевом рассказывали: вели нефтепровод Уренгой-Помары-Ужгород, и, видимо, краем он задевал священную рощу. Стали класть трубы - японские бульдозеры заглохли. Это уже в наше время! Я как ученый думаю, что с точки зрения экологии Священная роща это участок, где нельзя. Я бы назвал это место центром восстановления леса - экологическим, энергетическим. Тонкая материя. Чувство сродни животному инстинкту связывает человека с природой на уровне популяции - и оно переходит в верования. Вот вам и Священная роща...
Слушаю Антона и думаю: может быть, овды - из той же серии? Перед нашим путешествием я провел небольшое исследование. Из него следует, что местоположение марийского "снежного человека" связано с определенными географическими точками, в которые сказки и былины помещали своих эпических героев. Например, великанов, перешагивающих через реки и озера. Там, где они вытряхивали из обуви землю, остались огромные курганы, раскиданные по территории обитания марийцев. Так вот, примечательно, что известные в прошлом волости и селения, названные именами этих великанов - Турнурань, Яран, Ярань, - находятся в пределах территории обитания легендарного "снежного человека" - овды. Случайно ли такое совпадение? И с чем связаны эти особенные "мифологические точки", где плотность мифов и легенд на квадратный километр гораздо больше, чем в других местах? Тут один шаг до связи географических "мифологических точек" с этнопедагогикой. И предположения - требующего, правда, экспериментальной проверки, - что именно в такого рода местностях накапливается наиболее богатый этнопедагогический опыт. Говоря иначе, "мифологические точки" - это географические координаты этнопедагогики. В одном месте на Украине - Макаренко, Сухомлинский, в соседнем селе - школа Михаила Щетинина! В Республике Коми из села Помоздино в 20-е годы вышли все основоположники национальной культуры - писатели, ученые, полярные исследователи, народные учителя, авторы букварей для детей и взрослых. А вокруг на сотни и тысячи километров может быть пусто. Культура, как все живое, - неоднородна и сложна.
В общем, - поясняет Антон, - ходим по району, собираем интересное. Но у нас, если сравнивать с Чебоксарами, с Кировской областью, базы такой научной нет. Книги по географии Марий Эл последний раз тридцать лет назад издавали. А нужны новые исследования, у нас география уникальная. Крупнейший в Европе карстовый овраг протяженностью 15 километров на Сотнурской возвышенности, например.
Места тут и впрямь уникальные.
- Здесь, видите, - поясняет мой спутник, - появляется Южная тайга, остатки ледниковой тундры, иногда находят тундровые виды. Видите, холмы? Полиэтический район с точки зрения географии. А с точки зрения ботаники - усиление Уральского предгорья, растет чисто альпийский вид - шеверекия подольская, а рядом каллисо луковичная - северная орхидея. Там дальше - Кировская область, но чисто исторически это наше, там был центр язычества, в Кукарке - самое крупное мольбище главного божества Юмо.
(АБДАЕВО - ОВДА-СОЛА)
Село Абдаево - по-марийски Овда-сола - объединяет несколько деревень - Пашкан, Усала, Кучуял. Горы именуются Большой Карман-Курык и Малый. В деревне когда-то была начальная школа, кузница. Бывший совхоз "Россия". Проживает в трех деревнях шестьсот человек. На участке Абдаево - ферма, сто пятьдесят голов крупного рогатого скота. Идем по непролазной грязи. Добираемся до скотного двора. Скотницы, несколько женщин, живо разговаривают между собой по-марийски (вот где услышал живую народную речь!), смеются. Антон Юрьевич стал выспрашивать: не знаете, говорят, в тридцать шестом году тут последнюю овду видели, рядом выселочек был, что овда проклял. "Посанур, Посанур", - закивали головами женщины. Судя по всему, история была им известна. "Вам кто рассказывал?" - "Предки рассказывали", - и опять между собой на родном языке.
Оказывается, в окрестностях есть нора, ребятишки залезают внутрь, туда как зайдешь с фонариками - все гаснет. "А не знаете, - спрашивает дотошный Антон Юрьевич, - овды ушли в Кировскую область?" Женщины мотают головой: не знаем.
- Меня интересует, куда ушли овды, - вздыхает Антон, покидая скотный двор.
- Не знаю, - отвечает местный житель, наш провожатый, - овду мне не надо. Мне надо, чтобы чистота была, коровы были и народ напоен, накормлен. Вот я в детстве в такой деревне жил! А сейчас деревня дохнет - молодые парни уйдут, старушки помрут. Загнать бы всех начальников в эту грязь и амонатом грохнуть.
В общем, неутешительный разговор. Какие там овды...
Решили сходить на гору, заглянуть в пещеру, где фонари гаснут. Аномалия?
- Ой, я компас забыл, - хватился Антон. - Во всех священных рощах - аномалии: стрелка колеблется, геомагнитные отклонения.
Взбираемся на возвышенность. Место какое-то особенное. Холм, овраги, елки...
- Видите, тут камни, известняк. Есть легенда: Кереметь, плохое божество, камни подбрасывает, чтобы пахать было трудно. А с геологической точки зрения это объясняется тем, - отмечает биолог, географ и химик Антон (дети в школе, где он преподает, называют его БГХ), - что земля замерзает, потом оттаивает, и камни выталкиваются силой воды наверх. - Он поднимает камешек и сообщает: - Это работа губки-мшанки - мшановые рифы, здесь море было.
Холм, кое-где поросший лесом, оголенный известняк, вода промыла норы, в которых, может быть, жили овды. Мы лазаем вверх-вниз, осматривая норы. Абсолютной необитаемости, однако, не наблюдается, о чем свидетельствуют банки,
склянки - следы туристов.
- Я даже думаю, - размышляет Антон, - раз эти овды жили рядом с человеком, значит, - по Акцорину - были браки. В некоторых деревнях даже считают, что они потомки овд. Я прочел статью известного генетика и стал его расспрашивать про русалок и прочее. Он сказал, что с генетической точки зрения такой уникальный случай возможен. Помните историю про проклятую деревню? Вот почему они, ну, с кем мы разговаривали, боятся говорить. Овде не понравится - опять проклянет. Интересно, что говорят в женском роде - она, овда. А когда о проклятии - переходят на мужской.