2 августа 2000 года исполняется 60 лет со дня смерти и почти 120 лет со дня рождения Владимира Зеэва Жаботинского. Политик, мыслитель, военный, писатель, поэт, языковед, журналист, оратор, полиглот - так вкратце можно описать этого человека. Создатель еврейской национальной идеи и лидер национального еврейского движения, сподвижник, партнер и противник руководителя социалистов Бен-Гуриона. Автор 18 томов политических статей, публицистических и литературных произведений, Жаботинский оказал не меньшее влияние на историю еврейского государства, чем Бен-Гурион. Но, к сожалению, о Жаботинском в Израиле знают значительно меньше, чем о лидере социал-сионизма. Волею судьбы и по определенным политическим причинам имя Жаботинского осталось в ряду пусть известных, но второ- и третьестепенных еврейских деятелей. Я постараюсь очень коротко познакомить читателя с его биографией, не вдаваясь в политические подробности.
Владимир Зеэв Жаботинский родился в Одессе в 1880 году. С детства проявлял выдающиеся литературные и лингвистические способности (он писал и говорил на 10 языках). Как следствие этого - с юных лет начал увлекаться журналистикой и переводами. В университете в Риме получил юридическое образование. Параллельно печатался в либеральной русской прессе, где его статьи и очерки из Италии шли нарасхват. С 1903 года стал одним из организаторов и участников еврейской самообороны в Одессе (после гигантского погрома в Кишиневе). На 6-м сионистском конгрессе Жаботинский резко выступил против плана Чемберлена создать еврейский национальный очаг в Уганде вместо Эрец-Исраэль. В 1906 году он составляет подробный план осуществления идей сионизма и создания еврейского государства. В 1909 Жаботинский приезжает в Турцию, где входит в контакт с младотурками и встречается с лидером светской революции Ататюрком для разъяснения целей сионизма. Он надеялся, что турки, поняв истинные цели еврейского национального движения, поддержат создание еврейского национального очага. Не добившись успеха, в 1910 году он возвращается в Россию, где занимается внедрением иврита в еврейские школы.
С самого начала первой мировой войны в 1914 году Жаботинский становится корреспондентом газеты "Русские ведомости" на русско-германском фронте. При вступлении Турции в войну он предлагает английскому правительству создать еврейские боевые подразделения в Эрец-Исраэль, которые будут воевать против Османской империи на стороне англичан. К концу 1914 года англичане под давлением еврейской общественности создают несколько еврейских бригад. Вместе с Иосифом Трумпельдором Жаботинский формирует батальон "Погонщики мулов", воевавший с турками под Дарданеллами. Сам он поступает рядовым в батальон Еврейских королевских стрелков, насчитывавший около пяти тысяч евреев из Европы и Америки. Жаботинский принимал участие в боях в Изреэльской долине, был произведен в ранг офицера, получил знак почета и медаль за храбрость. Бригады, созданные по его идее, стали первыми за две тысячи лет еврейскими военными подразделениями, шедшими в бой с еврейской эмблемой на флаге - менорой.
В 1918 году Жаботинский становится главой политбюро сионистского руководства в Иерусалиме. В 1920 году с началом арабских погромов (во время праздника Наби Муса - пророка Моисея - были убиты 7 евреев и более 200 - ранены) создает из бывших однополчан еврейскую самооборону "Хагану". Жаботинский заранее предупреждал о будущих погромах и практически никогда не ошибался. Возглавляемые им отряды еврейской самообороны предотвращали распространение погромов. Однако британцы арестовали Жаботинского и осудили за организацию "вооруженного восстания". Вместе с товарищами по самообороне он был заключен в крепость Акко на 15 лет. Этот приговор вызвал бурю протеста и в Эрец-Исраэль, и во всем мире. С приездом в июле 1920 года нового комиссара Палестины Герберта Самуэля Жаботинский был освобожден.
В том же году он был назначен главой "Керен ха-Есод" - "Основного фонда". В 1922 году у него возникают сильные разногласия с Хаимом Вейцманом по поводу "Белой книги" Черчилля, ограничивавшей алию и уменьшавшей размеры будущего еврейского очага. Жаботинский требовал возвращения к "сионизму Герцля" - создание еврейского государства на двух берегах Иордана - по декларации Бальфура и выступал против контактов с несионистскими движениями и организациями. В 1923 году из-за разногласий он уходит в отставку с поста главы "Керен ха-Есод" и возвращается в Россию.
В этом же году в Риге Зеэв Жаботинский основывает "Бейтар" (Союз Иосифа Трумпельдора - ברית יוסף תרומפלדור). В своей созданной тогда же основополагающей статье "За твердую как сталь политику" Жаботинский пишет: "Никакие наши уступки арабам не помогут, арабы хотят быть единственными хозяевами в Эрец-Исраэль и не согласятся на что-то другое, даже взамен всех денег на свете".
В 1925 году он создает Союз сионистов-ревизионистов (не социалистов). Это движение получает широкую поддержку во всем мире.
До отъезда на 8-й сионистский конгресс в 1929 году Жаботинский предупредил руководство ишува о предстоящем крупном арабском погроме. К сожалению, сионистское руководство не приняло во внимание его предостережение и во время погрома была вырезана арабами почти вся еврейская община Хеврона.
В 1930 году Англия не дает Жаботинскому разрешения вернуться в Эрец-Исраэль из-за его антибританских взглядов. В 1931 году он покидает Сионистский конгресс, после того как там отказались сформулировать цели сионистского движения. В 1933 году Жаботинский возвращается в Эрец-Исраэль защищать членов ревизионистского движения, подозреваемых в убийстве социалиста Арлозорова в Тель-Авиве.
В 1935 году Жаботинский созвал Сионистский конгресс в Вене, на котором был учрежден новый Гистадрут (его возглавил сам Жаботинский). Он предвидел Катастрофу и объявил на конгрессе бойкот Германии. Пробовал организовать выезд польских евреев, однако это ему не удалось. С 1937 года он руководит военной еврейской организацией ЭЦЕЛ (אירגון צבאי לאומי).
В 1938 году Жаботинский поехал в США с идеей создания стотысячной еврейской армии, которая должна воевать в Европе на стороне антигитлеровской коалиции для спасения европейских евреев. Эта идея была встречена с неодобрением сионистами-социалистами, руководителями еврейского ишува в Эрец-Исраэль. Они боялись, что эта армия будет использована Жаботинским после войны для захвата власти.
Развить свою идею еврейской армии Жаботинский не успел. 4 августа 1940 года он умер в Нью-Йорке. В своем завещании он просил похоронить его в Эрец-Исраэль, но лишь после провозглашения государства и "согласно приказу еврейского правительства". В 1964 году по указанию премьер-министра Леви Эшколя останки Жаботинского были перезахоронены на горе Герцля.
Такова вкратце биография Владимира Жаботинского. Разумеется, о каждом событии, о каждой дате, упомянутой выше, можно написать отдельную статью, а то и книгу. Ведь этого человека, идеи которого актуальны и по сей день, все политические предсказания сбылись, а статьи можно спокойно ставить как передовицы сегодняшних газет, многие считали и до сих считают Мессией. А сегодня нам так не хватает того, кого мы могли хотя бы считать Мессией. Может, мы как народ уже исчерпали свою квоту? А может, своим отношением просто не заслужили нового?