Неизвестнов Сергей : другие произведения.

О декартовой формуле Cogito ergo sum

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не мыслю - не значит не существую!

  "Cogito ergo sum!" - формула существования Декарта (Мыслю, следовательно, существую!). Не так-то просто выявить настоящий критерий настоящего существования. В математике существует все, что можно определить непротиворечивым образом. В физике потенциально существует все, что обладает энергией-импульсом. Можно ли утверждать, что в философии существование тождественно свойству быть мыслимым? Могут ли в каком-либо смысле существовать немыслимые или противоречивые (ведь мы же можем мыслить противоречие) или непостижимые вещи? И достаточно ли для существования чего либо в этом смысле быть мыслимым в одной единственной голове? Некоторые философы разделяют абсолютное и относительное бытие. Например, в большинстве религиозных философий мир и человек обладают относительным (условным) бытием, а Бог - абсолютным (безусловным). В любой такой философии существование немыслимых, непостижимых и противоречивых вещей не просто неизбежно, оно обладает статусом настоящей реальности (Бог и Его качества немыслимы, непостижимы и противоречивы в терминах человеческого рассудка). Разделение на абсолютное и относительное бытие, с одной стороны, примиряет восточную концепцию мировой майи (мир как иллюзия и плен) и западного реализма, с другой позволяет чувствовать себя свободнее в формулировках критерия относительного бытия. Опыт показывает, что даже относительное бытие слишком многогранно, чтобы быть схваченным какой-то одной положительной формулой. Ученый с полным правом мог бы сказать: "ПознаЮ, следовательно, существую!", музыкант, художник, писатель: "Творю, следовательно существую!", философ: "Сомневаюсь в существовании, следовательно, существую!", мистик-богослов: "Верю, следовательно, существую!". Формула Декарта не отрицает эти возможности: ее логическая структура такова, что из "не мыслю" не следует "не существую!" :) Но, есть другая сторона вопроса, которая остается в тени. Весь общечеловеческий опыт жизни во всех ее формах опирается на опыт существования. У нас нет опыта несуществования, поэтому о нем мы можем говорить лишь предположительно и отвлеченно. Мы кое-что знаем о нашем бытии и существовании (по крайней мере мы так думаем и у нас есть основания для этого), но мы совсем ничего не знаем о несуществовании, и у нас нет никаких оснований считать наши положительные представления о нем верными (например, представлении об относительном и абсолютном ничто, по аналогии с относительным и абсолютным существованием). Апофатический (отрицательный) метод определения понятий заключается в определении, основанном на перечислении свойств, которыми определяемый объект не обладает. Из предыдущего рассмотрения следует апофатическая формула: "Не существую, значит, не мыслю, не познаю, не творю, не сомневаюсь, не верю и т.д." Если количество формул существования бесконечно (а почему бы и нет? :)), то в апофатической формулировке мы должны использовать бесконечное количество отрицаний. Возникает вопрос: можно ли считать бесконечную формулу определением чего-либо? В некотором смысле, Декарт воевал с "ветряными мельницами" разума: реальной проблемой является проблема несуществования, которую разум даже не может сформулировать в положительных понятиях. А со своим существованием каждый разберется как-нибудь сам :)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"