Неизвестнов Сергей : другие произведения.

О детерминизме и научных демонах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Когда нибудь демон Декарта все же перехитрит демона Максвелла...

  Если бы жесткие детерминисты и противники свободы воли были правы, то мораль, уголовная ответственность и наказания потеряли бы всякий смысл: если все предопределено, то вор или убийца совершают преступления потому, что просто не могут его не совершить. Какой смысл тогда в ответственности за поступки и в наказании? При этом и мораль, и ответственность и наказание тоже становятся предопределенными и история превращается в гигантский механизм с винтиками и пружинками, который кто-то построил, запустил, который выполняет чьи-то задачи, имеет некоторые встроенные иллюзии осознания этих задач, но, разумеется, он не может не то чтобы отступить на шаг от программы, но он не может даже сломаться без предопределения... Совесть, мораль, ответственность, эмоции, любовь и ненависть - все это и многое другое имеет смысл только в том случае, если у человека есть свобода воли и реальный выбор. Пьер Симон Лаплас - французский математик и физик 18-19 века - описывая свою механистическую научную картину мира, писал о таком могущественном существе (с тех пор его называют демоном Лапласа), которое могло бы обозреть все текущие положения и скорости всех частиц во вселенной и на основе этой информации точно предсказать судьбу вселенной в будущем, подставив эти данные в уравнения механики и решив их. К счастью, Лаплас был неправ: он ничего не знал про экспоненциальную неустойчивость решений уравнений механики, про динамический хаос и фракталы, про космологическое расширение и космологический горизонт, про квантово-механическую неопределенность координат и импульсов и квантовую запутанность, про потерю информации в черных дырах и многое другое, что препятствует простой и ясной механистической детерминистичной картине мира.
  
  Существуют различные ослабленные версии детерминизма. Например, кусочный детерминизм: на некоторых отрезках времени будущее предсказуемо, но в некоторые моменты (особые точки бифуркации) элементы индетерминизма включаются, играют свою роль, и выключаются. Дальше все снова детерминировано. Или квантовый детерминизм: сами события не детерминистичны, но уравнениям подчиняются вероятности их реализации. Или детерминизм наоборот: будущее предопределяет прошлое таким образом, чтобы события развивались в сторону уже существующего отдаленного будущего. При этом ближайшее будущее не предопределено. Сюда вписывается возможность пророчеств.
  
  Основатель одного из направлений протестантизма Жан Кальвин, среди всего прочего, придерживался довольно парадоксальной точки зрения предопределенного спасения: он считал, что изначально Богом уже было предопределено и назначено, кто из людей спасется и наследует вечную жизнь, и это никак не зависит от добрых или злых дел человека. Но ввиду нашего незнания этой предопределенности, мы все равно должны делать добрые дела, исполняя христианские заповеди.
   По некоторой иронии, все гипотетические существа, которых придумывали ученые для пояснения своих идей, связанных с нарушением естественного порядка вещей, стали называть демонами. Помимо демона Лапласа, есть еще демон Максвелла, который своими действиями нарушает второе начало термодинамики (он сортирует быстрые и медленные молекулы в газе), демон Декарта (я писал о нем в другом эссе), демон Дарвина (гипотетический организм, имеющий идеальные свойства приспособления к любым условиям). Могу предложить вдобавок к этим демона Шредингера: это гипотетическое существо, которое в истории котов Шредингера играет ту же роль, которую в истории человечества сыграл Жан Кальвин...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"