Неизвестнов Сергей : другие произведения.

О бритве Оккама

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Безопасна ли бритва Оккама?

  Бритва Оккама - методологический принцип науки, предписывающий что-то типа экономии мышления. Одна из его формулировок: "Не следует множить сущее без необходимости". Сам Уильям Оккам был средневековым монахом, который решал проблему схоластических универсалий (платоновских идей вещей, истолкованных в свете западной христианской традиции) в номиналистском духе: идеи обозначают имена имен и не имеют никакой собственной сущности. Сам Оккам свой принцип как бритву не формулировал, а развил некоторые идеи Аристотеля, относящиеся к общим правилам объяснений. В современной науке бритва Оккама играет несколько парадоксальную роль: никто не сомневается в ее полезности, но никто при этом точно не знает, как ее использовать на практике. Поэтому, практически никто и не использует. Грубо говоря, у профессиональных ученых бритва Оккама работает где-то на интуитивном уровне на самых ранних этапах исследования, а у дилетантов она не работает вообще по причине затупленности ее лезвия. В качестве примеров успешного отсекающего действия бритвы Оккама обычно приводят эфир, теплород, вихри Декарта и т.д. Однако в современной науке есть очевидные и давно известные ситуации, в которых бритва Оккама по всем признакам должна была сработать, но она по какой-то причине не работает. Такая ситуация возникает, когда один и тот же комплекс явлений R может быть описан одинаково успешно с помощью концепции A и c помощью концепций A,B. Бритва Оккама должна отрезать B и оставить только A. В качестве примера, когда бритва не работает, можно привести электродинамику Максвелла, в которой есть токи (А) и электромагнитное поле (В) и электродинамику Уилера-Фейнмана, в которой есть только токи (A), а электромагнитное поле как таковое отсутствует. Более подробно я писал об электродинамике УФ в эссе о лингвистической относительности. Если следовать бритве Оккама буквально, то после статей Уилера-Фейнмана 1945-1949 гг. все учебники должны были быть переписаны в духе релятивистского дальнодействия, а максвелловское электромагнитное поле должно было быть похоронено вместе с теплородом, эфиром и вихрями Декарта. Но этого не произошло. Более того, во всех современных учебниках написано, что идея дальнодействия была навсегда изжита из науки с появлением теории Максвелла. Это означает, что бритва Оккама: а) необязательна (избирательна); б) обладает ограниченной областью действия; в) обладает довольно слабым эвристическим потенциалом. Ключевая проблема применимости бритвы Оккама, заключается в двух вопросах: 1) Кто окончательно решает вопрос о необходимости той или иной сущности? 2) Почему мы считаем, что экономное мышление о природе лучше отражает ее фундаментальные свойства? Очевидность проблемности первого вопроса наиболее рельефно обнаруживается в другой бритве - бритве Хитченса (Что можно утверждать без доказательств, то можно отвергнуть без доказательств). Этот принцип подразумевает, что все утверждения о мире обязательно должны быть доказуемы. Однако, даже в математике существуют принципиально недоказуемые утверждения. В области веры Бог для верующих является необходимой и самой главной Сущностью, но он не доказуем. Проблемность второго вопроса менее очевидна. Разумеется, с точки зрения теории информации фундаментальные уравнения физики обладают огромным потенциалом алгоритмического сжатия: одно уравнение описывает бесчисленное множество потенциальных ситуаций. Но сводится ли познание окружающего мира к получению полезной информации о нем? А что, если информация, которую мы считаем полезной и для которой находим краткую формулировку в виде строгих и емких физических теорий - это лишь дело временных человеческих представлений о пользе, ясности, строгости, красоте и истине? Что, если ячейки решета экономии мысли слишком крупны и очень важные составляющие нашего понимания окружающего мира ускользают от нас в тени нашего собственного разума? Что, если природа ничего не экономит, но мы, как настоящий скупец, судим об окружающем мире по меркам своей ментальной скупости? Что, если природа существует с избытком и в некотором смысле даже расточительно? И разве не странно то положение вещей, при котором истинность какой-то сущности вытекает исключительно из ее логической необходимости в нашей картине мира и ее способности экономить нам наше время для рассуждений или расчетов? Бритва - опасный инструмент, и по аналогии с ружьем, которое иногда стреляет даже будучи не заряженным, она может резать даже тогда, когда ей даже вроде бы и не пользуются...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"