Колесников Александр Митрофанович : другие произведения.

Последний залп

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


А. Колесников

Последний залп.

Выражаю благодарность за оказание помощи в написании этого рассказа

боцману АК 126, старшине 1-й статьи(в период войны)

Мироненко Петру Емельяновичу.

  
   В начале февраля 1943 года во 2-ю БТК прибыло пополнение из шести АК. Эти катера вошли отдельным отрядом в состав вновь формируемого 3-го дивизиона бригады.
   АК не был каким-то совершенно новым и не известным для нас катером. Это был хорошо знакомый нам, но переоборудованный Г-5. На АК были точно такие же два пулемета, как и на обычном Г-5, но торпед небыло. Вместо торпед на удлиненной рубке устанавливалась пусковая установка 24-М-13, для запуска 132-мм реактивных снарядов. Соответственно, катер этот нельзя уже было называть торпедным (ТК), а носил он название - артиллерийский катер (АК).
   Одним из первых заданий АК в конце февраля был налет на немецкий аэродром в городе Анапа. Ночью, скрытно приблизились к порту и нанесли залп по расположенному рядом с городом аэродрому. Удар был настолько неожиданным для немцев, что они не сумели даже обстрелять катера береговой артиллерией. Аэродром запылал, вместе с находившимися там самолетами. Возникли до десяти пожаров. А катера без потерь вернулись в Геленджик.
   В одном из ущелий мыса Хако немцы установили дальнобойную батарею, которая успешно действовала против наших войск, сдерживающих наступление гитлеровцев под Новороссийском, у стен цемзавода. Она обстреливала поселок Кабардинка, Геленджик, и мешала доставлять судами и катерами пополнение на Малую Землю. Вылазки наших десантников к этой батарее, с целью ее уничтожить, успеха не имели. Не смогли подавить эту батарею и наши артиллеристы, расположенные на северном берегу Цемесской бухты и на мысе Дооб.
   Тогда, для решения этой задачи командир Новороссийской Военно-морской базы отдал приказ катерникам 3-го дивизиона 2-й БТК, вооруженным "катюшами".
   По данным артиллеристов береговой обороны катерники рассчитали место нахождения батареи врага, и навесным огнем реактивными снарядами нанесли несколькими залпами удар с моря.
   На месте предполагаемой батареи возникло несколько пожаров, а потом раздались два сильных взрыва - взорвались склады боезапасов. После этого батарея противника замолчала навсегда.
   С появленим катеров АК, при встрече на море с немецкими катерами и десантными баржами, наши катера стали иметь перевес в огневой мощи, и всегда выходили из морских сражений победителями. Получив артиллерийский удар, немцы покидали арену боя, неся потери.
   К моменту изгнания немцев с Кавказа и Краснодарского края отряд катеров АК перебазировался на Азовское море. Отряд учавствовал в освобождении городов Мариуполь и Бердянск, нанося с моря ракетные удары по укреплениям и живой силе врага.
   В Керченском заливе было поставленно много морских мин, как немцами, так и, в свое время, нашим Черноморским флотом. Это мешало свободному мореплаванию судов и кораблей флота. Тогда, было принято решение привлечь торпедные катера, вернее, катера АК, к тралению - уничтожению мин.
   Катер, имея скорость на полном ходу свыше 100 км.ч., направлялся на минное поле. Наносил корпусом удар по мине, и до момента ее взрыва, успевал удалиться от нее на 100-200 метров.
   Артиллерийские катера активно участвовали в десантных операциях.
   Когда в ночь с 31 октября - на 1 ноября 1943 года были высажены десанты Черноморским флотом, совместно с кораблями Азовской флотилии на Крымский полуостров, западнее Керчи у поселка Эльтиген, наши АК принимали участие в высадке десанта восточнее Керчи, у поселков Глейки и Опасное. Предварительно катерники АК разминировали побережье у этих поселков, проскочив вдоль берега на больших скоростях, и этим уничтожили большую часть мин. Затем, нанесли ракетный удар по укрытиям немцев. После этих залпов, по договоренности, открыли огонь батареи, расположенные на косе Чушка, а затем подошли корабли с десантом и произвели успешную высадку. Десантники, в свою очередь, стали быстро продвигаться в глубь территории, и закрепляться на захваченном клочке освобожденной земли.
   Немцы, опасаясь, что десант, закрепившись и накопив достаточно сил, сможет нанести немецким частям удар "в спину", решили высадить свой десант в этом же месте. Для этого из Керчи вышли две немецкие БДБ (быстроходные десантные баржи) с десантом на борту, один буксир с несамоходной баржей, два катера охранения и взяли курс в Азовское море. Это мероприятие они решили выполнить в ночь с 6-го - на 7-е ноября, в надежде, что наши моряки и десантники будут заняты приготовлением к празднованию очередной годовщины Октябрьской революции.
   Стоящие на рейде у побережья нашего десанта два бронекатера и два АК обнаружили этот караван. Запросили: "Кто?"
   В ответ последовал невнятный световой сигнал.
   Тогда, дозорные открыли огонь по идущим судам. Один бронекатер снарядами поразил ходовую рубку вражеского буксира, а АК реактивным снарядом поразил одну из БДБ, и она утонула. Вражекие катера охранения удрали с места боя.
   Утром наши катера подошли к оставленной буксиром несамоходной барже. Команда подбитого буксира бежала на шлюпках. На барже оставалось двадцать шесть немецких десантников, больше половины из которых были женьщины - немецкие санитарки. Вторая БДБ успела скрыться в ночи.
   В этот период были потери и среди катерников наших соседей - 1-й БТК. Так, однажды днем обнаружили у побережья населенных пунктов Глейки и Опасное плавающие морские мины. При шторме некоторые мины, со временем, срываются с мест установки, и свободно плавают на поверхности моря. На этот раз у выше названных селений обнаружили несколько плавающих мин. Обычно на их уничтожение направлялись корабли имеющие артиллерию, а на этот раз приказали расстрелять мины торпедному катеру 111. Катер этот в шутку называли "михайловский", потому, что командир катера был старший лейтенант Михайлов, и боцман был тоже Михайлов, только мичман. Подойдя к мине на расстояние 300 метров, катерные пулеметчики открыли огонь по мине, и тут же, одновременно со взрывом обстрелянной мины, раздался взрыв мины под корпусом катера. Катер, вместе со всем экипажем, ушел под воду.
   На личном счету АК 126 в боях с немцами на Азовском море и при освобождении Севастополя числится 4 потопленных вражеских судна и 1 корабль, не считая десятка подавленных батарей и прожекторов противника.
   После освобождения Крыма, города и порта Севастополь, катера АК снова возвратились в свою родную 2-ю БТК. Четыре катера пришли из 1-й БТК, и два из Азовской флотилии. Провели текущие ремонты двигателей, корпусов катеров.
   12 апреля 1945 года поступил приказ направиться на реку Дунай, в распоряжение командующего Дунайской флотилии контр-адмирала Холостякова.
   Командиром отряда АК был капитан-лейтенант Пилипенко. Командирами катеров были офицеры: Иванов А.И., Грибов Я.П., Буздыган, Бублик,... Боцманами на них были старшины: Милин, Мироненко, Степанов, Сазонов,... Всех трудно сразу припомнить.
   Перед отрядом была поставлена задача: полными ходами следовать по реке и пленить все плавсредства, следующие вверх по Дунаю, поднимая на них государственные флаги Советского Союза.
   Приняв на борт десантников с флагами СССР, катера устемились вперед. На своем пути предотвратили уход 69-ти судов в сторону наступающих с запада американских войск, и вернули их как трофеи Советской Армии.
   Успели дойти до Австрии.
   В числе трофеев было большинство самоходных барж, венгерский буксир "Фердинанд" и румынская королевская яхта с золотом короля Михая.
   Катера высаживали на задержанные суда по три десантника, а те срывали флаги европейских стран - помошников гитлеровской армии, и поднимали флаги СССР.
   Катера вошли в порт Альбинг, располагавшийся под австрийским городом Линц. Тут уже находился на бронекатере командующий Дунайской флотилией. Собрав командиров катеров, он дал команду нанести артиллерийский удар "катюшами" по окружающий город Альбинг холмам. По данным армейского командования там расположилась дивизия СС.
   18 апреля 1945 года был нанесен огненный удар: 98-ми реактивных снарядов 86-го калибра. И сопротивление было сломленно. Только не многим уцелевшим эсэсовцам, все-же, удалось избежать гибели и сдаться в плен американским войскам. Двеннадцатикилометровая полоса отделяла в то время Советские и американские войска в районе города Альбинг.
   Так закончил свою военную эпопею 1-й отряд 3-го дивизиона 2-й Новороссийской Краснознаменной бригады торпедных катеров Черноморского флота.
   На Дунае были потери у катерников. Один катер, при подходе к порту Альбинг, проходя вблизи понтонного моста наведенного через Дунай саперами Советской Армии, зацепился винтами за оттяжки, и его мгновенно перевернуло быстрым течением. Три человека успели вынырнуть, и вылезли на мост, а четыре члена экипажа погибли. Их похоронили в городе Альбинг на главной площади города.
  
  
  
   Апрель 2002г.
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"