Колесников Александр Митрофанович : другие произведения.

При штурме Севастополя. 1944 год

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.15*5  Ваша оценка:


   А. Колесников.
  
   При штурме Севастополя. 1944год.
  
   После сокрушительного поражения под Сталинградом началось долгожданное наступление Советских войск на всём протяжении огромного фронта.
   Для Черноморского флота главным было освобождение Кавказа и Кубани. Освобождение их от фашистских захватчиков сразу избавило - бы от нападения немецкой авиации на города и базы флота, и от нападения с воздуха на корабли флота в море. Но ещё в руках врага находился Крымский полуостров и главная база флота Севастополь.
   В период подготовки к их освобождению Командование Черноморского флота приняло решение: в помощь наступающим армиям перебросить группу торпедных катеров из состава нашей 2-й БТК из Геленджика в освобождённый от врага порт Скадовск. Переброску нужно было осуществлять своим ходом, обойдя Крымский полуостров. А он ещё был в руках врага.
   Наши торпедные катера Г-5 имели дюралевый корпус, водоизмещение - 15 тонн. Они предназначены действовать в прибрежной зоне, порядка 100-120 миль, и имели запас горючего на четыре часа полного хода. А тут предстояло совершить переход по времени равный двадцати часам.
   Решили снабдить катера дополнительными ёмкостями для горючего, и разместить их в желобах вместо торпед. Этого горючего всё - же не хватало. И тогда решили первые пятьдесят миль от Геленджика сопровождать таким - же числом катеров, несущих на борту ещё одну запасную заправку. Потом передать горючее в море, и разойтись. Катера уходящие в Скадовск направятся в обход Крымского полуострова ночью, а катера сопровождения возвратятся в Геленджик.
   Так и сделали. И уже в марте 1944 года часть торпедных катеров 2-й БТК, базировавшихся в Скадовске, перекрыли свободное движение немецким судам вдоль побережья из Севастополя в Констанцу и Варну.
   На переход ушли катера, прибывшие с Тихоокеанского флота. Естественно их командиры плохо знали район боевых действий на Чёрном море. Вследствие этого один из торпедных катеров на переходе отстав от общей группы, потерял ориентировку и зашёл в порт Ак-Мечеть (Черноморск), расположенный в Крыму и занятый немцами. Зайдя в порт и обнаружив корабли с фашистскими флагами, командир понял свою ошибку, и развернул катер назад. Он приказал боцману и пулемётчику открыть огонь по вражеским кораблям.
   Экипажу этого катера не повезло, потому, что в это время в Ак-Мечеть возвращались с моря несколько немецких катеров. Они, имея пятнадцатикратный перевес в огневых средствах, расстреляли наш катер в упор...
   Живым был взят в плен радист - матрос Агафонов, а остальные члены экипажа погибли. Агафонова трое суток с пытками допрашивали, добиваясь от него сведений: как он здесь оказался, и цель его появления. Но больше всего немцев интересовал код переговоров по радио наших катеров. Агафонов не выдал этих тайн, и его расстреляли.
   За этот подвиг матрос Агафонов посмертно получил звание Героя Советского Союза, и навечно зачислен в списки личного состава 2-й Гвардейской Новороссийской бригады торпедных катеров Черноморского флота.
   Так в конце марта 1944 года торпедные катера перекрыли путь немецким судам вдоль берега, и заставили их ходить из Севастополя в Констанцу только через открытое море, и только под прикрытием своей авиации.
   К этому времени Советская Армия уже имела достаточно сильную бомбардировочную авиацию. Бомбардировщики днём настигали вражеские суда и корабли в открытом море и наносили по ним торпедные и бомбовые удары.
   Катер, на котором я служил радио-электриком и пулемётчиком, принадлежал ко второй группе катеров, в которой были катера с негодными к эксплуатации двигателями, полностью выработавшими моторесурс. По этой причине их оставили в Геленджике, а затем направили в Туапсе, для замены негодных двигателей на американские двигатели марки ''Паккард''.
   Когда на наши торпедные катера были установлены новые двигатели, мы сразу приступили к подготовке для перехода в Скадовск...
   4-й Украинский фронт прорвал оборону фашистов в районе Перекопа, а корабли Черноморского флота и Азовской флотилии высадили десант в Крыму.
   ...Мы прибыли в Скадовск без потерь. Сразу приступили к ночным выходам в море под Одессу с целью: уничтожать вражеские плавсредства. Но наши выходы успеха не имели. Если первой группе катеров удалось потопить два транспорта, то уже к нашему приходу немцы не рисковали ходить у побережья. Помню только однажды, артиллерийские катера старшего лейтенанта Шенгура нанесли удар ''катюшами'' по нефтегавани Одессы, и вызвали там серию пожаров.
   А тем временем Советская Армия и морские пехотинцы успешно освобождали крымскую землю, и взяли в осаду Севастополь. Тут настала и наша очередь: закрыть доступ с моря фашистским судам и кораблям.
   Мы, 2-я БТК перебазировались в Евпаторию, а 1-я БТК в Ялту. Ночами, с двух сторон группами по 6 - 10 катеров подходили к Севастополю и мысу Херсонес, и торпедами топили все вражеские плавсредства. С конца апреля - по первую половину мая торпедные катера потопили более десятка разного типа судов и несколько вражеских катеров.
   Из пяти подходов к Севастополю нашему катеру не посчастливилось встретить вражеский конвой. Чаще всего, стоя группой, мы слышали как на высоте 300-400 метров, почти непрерывной цепочкой, летели ночами над нами немецкие самолёты. Это немцы осуществляли эвакуацию своих войск из Севастополя.
   По команде старшего группы капитана 3-го ранга Туль - командира 1-го дивизиона 2-й БТК, открывали огонь по невидимым самолётам, в сторону шума двигателей. Но это не приносило успеха. На время курс самолётов менялся, а мы уходили с этого места, и начинали ''рыскать'' вдоль побережья в двух - трёх милях от берега в поисках вражеских судов.
   Было досадно, что проходили ночи, - а успеха нет. А тут ещё в последнем походе катер наскочил на какое-то подводное препятствие, так называемый топляк, и один винт превратился в ''культышку'', а второй частично уцелел, что обеспечило нам своим ходом возвратиться в Евпаторию. А на второй день нас на буксире второго катера доставили в Скадовск на ремонт.
   За три дня нам на катер поставили новые гребные винты, и мы, испытав их, готовились идти в Евпаторию, а оттуда под осаждённый Севастополь.
   Из экипажа у нас забрали боцмана, а взамен дали молодого. Каждый день приходили сообщения о встречах с немцами наших катеров, успешном потоплении судов и кораблей противника, а мы оставались в стороне... Обидно!
   Вот пришло сообщение, что старший лейтенант Першин встретился с конвоем немцев, идущим из Севастополя: два транспорта и несколько катеров. Он малым ходом вошёл в строй охранения конвойных судов... Немцы его приняли за своего. Он подошёл на дистанцию торпедного залпа и произвёл выстрел сначала по одному, а затем по второму транспорту...
   Взрывы обеих торпед раздались с небольшими интервалами по времени... Конвойные суда стали искать виновника атаки, но Першин и здесь принял оригинальное решение: он полным ходом пошёл между кораблями немцев... Те не могли сначала обстреливать катер Першина, опасаясь поразить огнём свои корабли... Но когда торпедный катер стал отходить от конвоя, ему вслед полетели струи мелкокалиберных пушечных снарядов и пуль трассирующих пулемётов...
   Першин скомандовал боцману сбросить в море дымовую шашку... Сброшенная шашка не только дымила, но и выбрасывала огненные языки... Эти языки пламени заставили немецких моряков принять это, как горящий советский катер и сосредоточить по этому огоньку весь свой палубный огонь...
   Но на катере у Першина появились пробоины, и был выведен из строя один двигатель. Ход ещё был, но значительно меньший, чем у преследователей... Над катером нависла смертельная угроза... И неминуемо его - бы настигли немецкие катера и уничтожили.
   Но катера 1-й БТК поспешили на помощь товарищу.
   А получилось так. Невдалеке от идущего каравана немцев сосредоточилась группа торпедных катеров 1-й бригады. Они не заметили караван, но ясно видели два взрыва торпед, и по огненным трассам определили, что немцы преследуют катер нанёсший торпедный удар.
   Катерники ринулись навстречу преследователям... Выпустили по врагу несколько реактивных снарядов и открыли пулемётный огонь...
   Боцман убегающего катера старшина 1-й статьи Мироненко тем временем стал швырять за борт глубинные бомбы, предварительно поставив их ключ глубины на 20 метров. Бомба, достигнув глубины двадцати метров, взрывалась по - носу преследователей, поднимая столб воды над поверхностью моря...
   Немцы прекратили преследование и повернули к месту катастрофы...
   Катер Першина окружили свои торпедные катера...
  
  
  
   Сентябрь 2001года.
  
  
  
Оценка: 4.15*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"