В тот период, когда в начале 1944 года катера 2-й БТК выполняли боевые задания у берегов Севастополя, наш торпедный катер три дня находился на ремонте в Скадовске. За эти три дня на катер поставили новые гребные винты, и мы были готовы идти в бой. Командир нашего катера, да и весь экипаж понимали, что настал благоприятный момент отличиться в боях под Севастополем и нашему экипажу, уничтожая вражеские суда и корабли эвакуирующие из города своих солдат.
Командир катера старший лейтенант Попов связался с оперативным дежурным бригады и взял разрешение на выход катера в море в ночь на 6 мая в свободное плавание под Севастополем.
Он объявил экипажу, что в ночь выйдем в море: ''Готовить катер к выходу!''
Дал команду боцману: ''Принять торпеды!''
Мотористам поставил задачу: ''Получить полный запас горючего!''
Приказал пулемётчикам: ''Заправить все имеемые пулемётные ленты!''
Повеселевшая команда принялась выполнять приказ командира.
Когда доставили торпеды и попытались их погрузить в желоба, оказалось, что это торпеды старого образца, и на 20 сантиметров уже в диаметре наших штатных торпед. И их, естественно, нельзя грузить - они проваливаются в желоб. Надо приваривать к штатным направляющим новые направляющие.
Командир обратился к механикам береговой службы с просьбой приварить новые направляющие. Те осмотрели катер и согласились всё сделать через пару дней.
Старший лейтенант Попов потребовал всю работу выполнить к пяти часам вечера. А требовать он умел... И работа закипела. Сварщики доставили стальные полосы, и в четыре часа дня мы уже погрузили на катер обе торпеды, а в пять вечера было получено ''добро'' от оперативной службы на выход в море.
Море было неспокойное, волна три балла. Идём полным ходом. Удары корпуса о воду настолько сильны, что при перескакивании с волну на волну приходиться пружинить на ногах, стоять на полусогнутых ногах, и крепко упираться в корпус катера, чтобы смягчить удар грудью о защитную подушку в турели пулемёта.
Мотористы в танкистских шлемах. Шлемы эти защищают голову от ударов об крышку машинного люка...
Но все довольны! Наконец и нам представляется возможность показать себя.
В сумерках прошли мимо Евпатории... В полной темноте подошли к Херсонесу. Ещё за пару миль от берега увидели над городом непрерывно озаряемые вспышки от взрывов бомб и снарядов, и услышали грохот боя. Громовые раскаты от взрывов крупнокалиберных снарядов... Наконец, стало больно в ушах от разрывов, и хотелось заткнуть уши ватой или отойти чуть дальше от берега.
В нескольких местах вдали от берега в море рассыпались мириадами искр трассирующие пули и снаряды... Это катерники атаковали суда и корабли противника.
Береговая полоса укрыта плотной пеленой пыли и дыма...
Катер сбавил ход. На воде различаем плавающие предметы... Море плотно покрыто обломками потопленных судов. В основном, это деревянные предметы, спасательные средства...
Командир приказал мне отправиться в таранный отсек катера и показывать ему рукой чистые от мусора участки моря, а боцман и пулемётчик старшина 2-й статьи Никитин отпорными крюками отталкивают массивные плавающие предметы от борта катера, чтобы они не пополи под винты.
Лавируя, идём малым ходом... На воде местами попадаются плавающие трупы коров и немецких солдат. Часть немецких трупов в спасательных жилетах, а большинство всплыли от долгого нахождения в воде... Гарь и плотная стена пыли обступила катер. Видимость 2-3 метра... Командир направляет катер в сторону моря...
Чтобы атаковать противника необходимо иметь вокруг катера чистую поверхность воды.
...Выходим на чистую воду. Увеличиваем ход и занимаем свои места по боевому расписанию. Мой сектор наблюдения - корма.
Слышу доклад боцмана командиру: ''Вижу силуэт судна, правый борт - десять градусов!''
Сразу приказ командира: ''Приготовиться к атаке!''
Боцман пробежал мимо моей пулемётной башни и стал открывать запирающие устройства на торпедах. Затем вскочил в рубку и зарядил пороховым зарядом оба торпедных аппарата.
Катер набирает полную скорость и ложится на курс сближения с кораблём... Отчётливо виден густой дым из трубы идущего транспорта.
Следует команда: ''Залп!''
Послышалось шипение, но торпеды не вышли из желобов.
Командир: ''Что случилось, боцман?''
Боцман кричит в ответ: ''Не знаю!''
''Приготовить торпеды к повторной атаке!'' - последовала команда, и далее: ''Старшина 1-й статьи Колесников проверьте положение торпед!''
Я выскакиваю с башни и прыгаю в желоба. Вижу: торпеды лежат на обшивке желобов, провалились вместе с направляющими, которые нам приварили на скорую руку в Скадовске. Стопора, удерживающие торпеду на направляющих, торчат из прорезов лапок на целых 30 сантиметров выше, чем положено. Это они не позволили выстрелить торпеды из желобов.
Докладываю командиру об увиденном. Он командует: ''Отставить атаку!''
Наши мотористы, изнывающие от жары и угарного газа, открыли люк машинного отделения, чтобы легче дышалось. Из машинного отделения вышел пар.
А в это время один самолёт У-2 из эскадрильи ночных бомбардировщиков под командованием Гризодубовой, заметив с воздуха светлое пятно на воде, нанёс по нам бомбовый удар, сбросив пятидесятикилограммовую бомбу.
Поскольку мы шли полным ходом, бомба легла на воду впереди катера, метрах пяти-шести по ходу катера, а взрыв произошёл под кормой. На катере все услышали этот взрыв, похожий на сильный удар молотом по корпусу... Сбавили ход, и услышали характерное стрекотание двигателей У-2, летающего над нами.
Командир приказал: ''Задраить машинный люк!''. И добавил: ''Вот, бабы, воевать толком не умеют, а своих бомбят''.
''Разрешите открыть огонь?'' - спросил я.
''Нет!'' - ответил Попов.
Тут мы заметили, что что-то странное происходит с катером. Нос поднялся вверх, и лишил командира возможности видеть путь нашего движения, а корма погрузилась в воду.
Поступила команда старшего лейтенанта Попова: ''Проверить отсеки катера!''
Эту работу бросились выполнять и мотористы, и боцманская команда. Проверили отсеки - все целые и сухие. Остался непроверенным только кормовой отсек. Люки, через которые можно было его проверить, закрыли своим корпусом торпеды.
Катер ещё движется, моторы работают, но полный ход давать нельзя: катер так поднимает носовую часть, что кажется, вот-вот перевернётся через ''спину''.
Мотористы докладывают: ''Переборка, отделяющая кормовой отсек от смежного - бензинового отсека, сильно прогнулась. Если она не выдержит, катер уйдёт на дно!''
Командир приказывает механику и боцману укрепить переборку всеми аварийными средствами.
За атаку все уже забыли. Не до жиру - быть бы живу!
...Рассвет застал нас на переходе Севастополь - Евпатория. Мимо проскакивают наши катера, предлагая помощь. Но мы отказываемся. Это уже будет высшая точка позора для экипажа!
Надо бы сбросить торпеды, но это сделать нет возможности. Стопора не позволят этого. Катер пока держится на воде...
Радист сообщает командиру: ''Из полученных донесений командиров катеров на базу следует: утоплено пять единиц кораблей немцев. Наши катера потерь не имеют!''
...И так мы, наконец, уткнулись носом в Евпаторийский берег. А через пару часов с катера выгрузили торпеды, и мы смогли попасть в кормовой отсек. Там обнаружилась пробоина в диаметре 0,5 метра.
Наш катер подняли временным береговым сооружением. И на этом для нашего экипажа временно закончились боевые действия.
А через три дня, 9 мая 1944 года Москва салютовала освободителям города Севастополя.