Любеч - посёлок городского типа Черниговской обл. Украины (2400 жителей), расположен на левом берегу Днепра, на месте, где высокие холмы охватывают с юга большие болота Перистое и Замглай, создавая естественную крепость на реке. Город - один из древнейших на Днепре, здесь обнаружены археологические слои и два клада дирхемов Х века. Впервые упоминается в Повести временных лет (ПВЛ) под 882 год, когда князь Олег взяв Смоленск, а затем: "поидя внизъ, и взя Любец, и посади мужь свои"; отметим древнее написание имени "Любец".
1) Существующая этимология
По утверждению исследователей в трудах византийского императора Константина VII Багрянородного (905-959) Любеч упоминается как Teliotza (Телиотца, чтение слова у авторов различны). Комментируя Константина VII (Об управлении империей), авторы считают: "Наиболее распространена идентификация топонима Телиутца с древнерусским Любеч", хотя с формально-лингвистической точки зрения соответствие Телиутца-Любеч необъяснимо (остается лишь допустить, что греческая передача этого названия подверглась существенным искажениям).
Этимология имени не разработана, местные краеведы считают: "безумовно, назва слов′янського походження в?д сл?в любий, любовний, милий". Скопировали мнение академика М. Тихомирова, Древнерусские города (Черниговская земля): "Название города не требует пояснений; оно, несомненно, славянского происхождения (от слова любы - любовь, любый - милый, любимый)". Во всех этимологических словарях приводятся вышеуказанные сведения, историки связывают город с легендарной Малушей, матерью Великого князя Владимира. (???)
2) Обобщение и вывод
По мнению авторитетов Любеч = любимый, комментаторы этой трактовкой закрывают целый пласт древней культуры - "любимый город может спать спокойно, И видеть сны?" (М. Бернес исполнитель). Какие же сны видит древний Любец, неужели славянские?, но слово любовь очевидно еврейское, от слова ЛЕВ לב сердце, чувство, разум; ЛИБЕВ לבּב пленять, очаровывать; по представлению людей средневековья сердце - центр мыслительной и чувственной деятельности.
Могли ли древние деятели дать имя "любовь"? центру торговли того времени, представьте себе купца с фразой на устах - "Я еду в любимый город?". Очевидно, что крупный центр торговли должен носить имя понятное для участников торговых отношений (материалистическое). Согласно библейской топонимике, городам часто давали имена по продукту, производимому в них (Яблочный, Хлебный); по месту расположения на местности - высота, долина, ущелье. В имени содержались указания на переправу и наличие источника, реки; отмечались также теофорные имена, содержащие упоминание о Боге. Попробуем и мы уйти от "славянской" мифологии в еврейский материализм, соединив факты истории и языка воедино.
3) История
В ПВЛ кроме упоминания Любеча, есть под 970 год интересное сообщение о Малке Любечанине. Сюжет таков: новгородцы прислали депутатов к Святославу с просьбой направить к ним князя, Ярополк и Олег отказались, тогда было решено направить в Новгород на княжение - Владимира: "Володимеръ бо бъ отъ Малуши, ключницеъ Ользины; сестра же бъ Добрырынъ, отець же бъ има Малъкъ Любечанинъ".
Смысл этого важного для последующего государственного устройства Руси сюжета был раскрыт русским историком Д. И. Прозоровским в 1864 г. В нем участвуют деятели русской истории: Малк Любечанинъ, Добрыня, Малуша, кн. Святослав и будущий великий князь Владимир. Прозоровский на основании анализа ролей перечисленных лиц пришел к выводу, что все они являются родственниками и политическими деятелями того времени, образуя древлянскую династию в монархии древнерусского государства: "Древлянский князь Мал, по взятию его в плен послан ... в Любеч, где превратился в Малко Любечанина". Он считает, что дети древлянского князя (Добрыня и Малуша) находились при Ольге в качестве заложников, а затем был заключен брак между кн. Святославом и Малушей, в результате его Святослав приобрел право на древлянские земли, а его сын Владимир - наследственное право на великое княжение. В ходе этого политико-династического союза была ликвидирована возможность отделения древлянской земли от Киева.
Рассмотрим имена этого сюжета в связи с терминологией иврита.
* Малъкъ Любечанинъ или древлянский князь Мал; Малъкъ = ивр. МАЛАХ (конечная буква иврита КАФ несет два звука - к-х) מלך властвовать, царь, государь; ивр. МАЛ מָל совершать обрезание, исследователи связывают имя князя с его низким ростом.
* Малуша - дочь князя Мала, находилась в заложниках после разгрома древлянского княжества, придворная дама Ольги. Малуша = читаем наоборот аШУЛАМ = ШАЛОМ мир, благополучие; ШИЛУМ воздаяние, плата, репарации (возмещение ущерба, обычно военного по договору).
* Под 945 г. в Повести временных лет для обозначения Древлянской земли (этимологии нет) употребляется термин: "Иде в Дерева" (о сборе дани князем Игорем). Ивр. Д+ЕРЕВА = ивр. Д который + ЭЭРЭВ הערב закат солнца, запад; т.е. князь направился на правобережье Днепра - на запад; ареал древлян Припять, Днепр, Тетерев (ТЕТ под + ЕРЕВ закат солнца (направление)) - к западу от Киева.
4) Любеч, Любец - терминология иврита и библейский образ
а) Географический фактор
На запад за городом начинается край обширных болот, тянется на 500-600 км, вплоть до Польши.
* См. Карту Шуберта Черниговской области - трёхверстовка губернии 1866 г.
* См. Геологическая карта Полесья 1874-1898 гг.
* См. Карта РККА Беларуси и Литвы 1935 г.
Общий вид
Лю+бец (Лю+беч) = ивр. ЛЕ לְ принадлежность, направление + БИЦА בּׅצָּה болото, топь, трясина (повышенная влажность почвы).
б) Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H1207. Оригинал: בִּצָּה. Произношение: бицца. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: усиленние слова H1206 - болото.
в) Библейский образ
* Иов 8:11: "Растет ли папирус там, где нет болот (ивр. БИЦА)? Поднимается ли тростник без воды?".
* Изекеиль 47:11: "Но при этом болота (ивр. ВЕЦАТО от БИЦА) и топи (БИЦОТАИВ от БИЦА) не станут пресными, они будут служить для добычи соли".
г) Торгово-экономический фактор
* С VIII в. по Днепру проходил торговый путь, связывающий Европу с Хазарией, Крымом и Кавказом, группа экспортных товаров Руси была невелика, по сообщению ПВЛ (Святослав, серед. X в.) - это рабы, мёд, воск и скора (меха). Еврейские источники упоминают о мехах, как о главном экспортном товаре для этих территорий.
Прочитаем топоним наоборот - ЛЮБЕЦ = наоборот ЦЕБЮЛ = ивр. ЦАБАЛ, ЦОБЕЛ צובּל соболь. Ценный промысловый зверёк, обладает красивым мехом, шкурка соболя высоко ценилась, их приносили в дар монархам и ими платили дань; в средние века меховая торговля - монополия евреев.
Вывод
Мы получили два смысла топонима Любец, один отражает географию региона, а другой - экономику города. Какое из них могло дать имя древнему городу, ведь группы населения могли толковать топоним различно? Учитывая, что здесь проходил торговый путь, а это явление всеобщее, очевидно, что в имени Любеч содержится сообщение о крупном болотистом регионе (существует до нашего времени).
Полученные историко-лингвистические факты (имена) принадлежат ивриту и иудаизму (терминологии Библии) и совмещаются с политико-экономическими событиями и географией того времени. Летописец обозначил действующих лиц типичными еврейскими терминами: Малк - мэлэх (государь), Малуша (репарация, заложница), Добрыня (вождь), Любеч (болото), что говорит о присутствии еврейского языка, как в древнерусской литературе, так и устном общении.
5) Любице-Любек в Германии
Компьютер упорно связывает имена Любеч и Любек (Lubek), город в Германии - машина, а "соображает".
* Любек (Lubek), город-порт на реке Траве, основан в 1143 году рядом со славянским поселением Любеч (1138), местность этого района заболочена.
* Википедия по поводу Любека сообщает: Шестью километрами ниже по течению реки Траве, в месте впадения в неё речки Швартау, на маленьком узком полуострове с VII-VIII вв. располагался славянский торговый поселок и небольшая княжеская крепость Любице (любимая), ставшая к концу XI в. резиденцией ободридской династии Наконидов. Во время религиозных усобиц, связанных с распространением христианства, славяне-язычники уничтожили правившую в Любице славянскую христианскую княжескую династию Наконидов, а Любице разорили и сожгли.
Оставшиеся в живых славяне-христиане и немецкие колонисты в 1143 году основали новый город Любек; в 1350 г. здесь произошли гонения на евреев. В 1603 г. появилось характерное для европейского средневекового мировоззрения сообщение о появлении "Вечного жида". Текст был составлен бургомистром Колерусом, историком и богословом Кмовером и другими официальными лицами: "Минувшего 1603 года 14 января в Любеке появился известный бессмертный еврей, которого Христос, идя на распятие, обрек на изгнание" (Грабовский А. Закрытые страницы истории. М., 1988).
Таким образом, имя Любец (Любеч, Любек) возникло в связи с осмыслением территории в период принятия иудеохристианства. Колонизируемое пространство надо было обозначить: дать ориентиры человеку, находящемуся в пути, ввести территорию через язык идеологии в систему культа Бога Яхве - освятить (обезопасить от злых сил) - дать имя на иврите, на языке Бога.