а) МИХА, ивр. מִיכָה (в русской традиции Михей) ха-Морашти (т. е. из поселения Мареша или Морешет-Гат в Шфеле), пророк, современник Исайи, живший в годы падения Самарии (около 720 г. до н. э.). Имя Миха истолковывают как Михе́й (ивр. מִיכָה, Миха - "кто подобен [Богу]?", что не соответствует буквам Имени. Некоторые исследователи считают, что пророк происходил из бедного сословия Израиля.
* Википедия; https://en.wikipedia.org/wiki/Micah_(prophet); "но вполне вероятно, что он был потомком простых людей, поскольку его послание было направлено на привилегированные классы".
* Словарь Кляйна. Торонто, Канада, ок. 1973-1983 гг.; https://www.sefaria.org/Klein_Dictionary?tab=cont...
МИХА מִיכָה фн ПБХ обнищание. [Глагольный н. מוּךְ ( = быть низким, впадать в депрессию, стать бедным). См. מוך и первое суфф. ◌ָה .].
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H4318&k=Rt...
Hомер Стронга: H4318. Оригинал: מִיכָה. Произношение: микха. Часть речи: Имя собственное мужского рода. Этимология: абревиатура H4320 - Миха.
б) Книга Михи - шестая среди книг малых пророков; критикует социальную несправедливость и падение нравов в обществе, предсказывает гибель Самарии и вторжение врагов в Иудею. Обличает, грозит, учит, утешает; в последней главе предсказывает спасение Израиля и приход Мессии.
Основные идеи
* Выступает против лживых "пророков": "вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими - и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну".
* Критикует власть и правосудие: "Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: "не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!".
* Отмечает несправедливость экономических отношений в обществе: "Могу ли я быть чистым с весами неверными и с обманчивыми гирями в суме?".
* Указывает на низкий уровень морали в обществе: "Так как богачи его исполнены неправды, и жители его говорят ложь, и язык их есть обман в устах их". "Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть".
* В православии иконы с изображением пророка Михея отмечены с XV века; см. http://www.icon-art.info/topic.php?lng=ru&top_id=...
2) Топонимика
а) Современная топонимика - 59 деревень, некоторые известны с XVII в.
* Михеево - всего 39 деревень в областях: Архангельской, Владимировской, Вологодской, Ивановской, Калужской, Кировской, Костромской, Московской, Новгородской, Псковской, Тверской, Смоленской.
* Михеевское (Михеевка) - село в Кизлярском районе Дагестана.
* Михеевское - деревня в Лежневском районе Ивановской области; изв. с середины XIX века.
* Михеевское - село в Нерехтском районе Костромской области.
* Михеевка - 12 деревень.
б) Данные ресурса "Списки населенных мест Российской Империи" (списки 1859 г.); http://maps.litera-ru.ru/spiski.php?filter=%CC%E8...
* Михеево - всего 22 деревни в 5 губерниях: Калужской, Рязанской, Тверской, Ярославской и Смоленской.
* Михеевка - 3 деревни, Ярославская, Смоленская, Нижегородская губ.
* Михеевское - Владимировская губ.
* Михейково - 6 деревень, Смоленская (5), Владимировская губ.
* Михейцово - Владимировская губ., изв. с 1783/5 г.; Михейцева - Тверская губ.
3) Имя и топоним в древнерусских письменных актах
а) ЭСБЕ/ Михей (ум. 1392) - преп., ученик и келейник преп. Сергия Радонежского; по словам жизнеописателя св. Сергия, был свидетелем явления ему Божией Матери. Память 5 мая.
б) Национальный корпус русского языка
* Выпись из писцовых книг кн. В. И. Голенина на митрополичье село Пушкино, Московского у (1498-1499): "Коняево, дрв. Михеево, дрв. Ваганово Завражиое, дрв.".
* Ввозная грамота боярина и воеводы кн. Андрея Ивановича Голицына Степану Беклешеву (1599.03.16): "По государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, от боярина и воеводы ото князя Ондрея Ивановича Голицына с товарыщи в Красногородцкой уезд в Покровскую губу... в Ключицкую губу в дереню Федотову, в пустошь Михеево Мишка Литвинова, ... в деревню Михеево Терешки Оникиева, ...".
* Выпись из писцовых книг В. М. Чертенка Заболоцкого и Д. Д. Загрязского на митрополичью волость Караш, Ростовского у (1491): "Приданое: в. Федько, в. Михей. Дрв. Ескино".
* Устройная и отдельная книга яма Вышнего Волочка (1573): "А десятцкой у нихъ изъ нихъ же числа Михей Ѳедоровъ сынъ Сапинъ".
* Кормленая книга Костромской чети 1613-1627 гг. (1613-1627): "Резанецъ Михей Третьяковъ сынъ Телеповъ - 122 году марта въ 27 день, по памяти за приписью дьяка Марка Поздѣева написано..."; "Костромитинъ Михей Семеновъ сынъ Деглинъ - 123 году Єюля въ 6 день, по памяти за приписью дьяка Марка Поздѣева написано...".
* Записная книга Московского стола (1626-1627): "а чернецъ Михей посланъ въ Ондроньевъ монастырь въ архимариту для исправления крестьянские вѣры; выходново дано ему 8 рублевъ, и отпущенъ въ Никитской монастырь съ игуменомъ съ Оѳонасьемъ".
4) Обобщение и вывод
Распространенное в средние века мужское имя Михей фиксируется в документах с конца XIV века, в среде духовенства (сословие) редкое имя; топонимы Михеево зарегистрированы с конца XV века.
В результате деятельности Церкви (обучение и воспитание христианству) в сознании человека и общества формировалась иерархическая система представлений о мире и о своём месте в нем. Каждый элемент системы занимал определенное место по отношению к высшей ценности (абсолютному авторитету - Богу), Бог в средневековом мире "главный ориентир" в жизни, а приближение к нему - цель жизни. Феодальные исторические документы (акты, купчие, челобитные, и т.д.), именная информация в них, позволяют нам уяснить, на каком идеологическом фундаменте строились экономические, политические и культурные отношения в средневековом русском обществе.
Вывод
Наличие библейского имени Михей, топонимов Михеево и производных в русской культуре мы можем отнести к системе идеологии иудеохристианства. Русская православная Церковь тиражировала библейские имена во времени и пространстве с целью их увековечивания, а также для обучения и воспитания населения. Частое повторения имени или термина - запоминание, основа памяти, т.е. национальная культурная традиция.