М. В. [Ломоносов?]. Судъ Россїйскихъ письменъ передъ
разумомъ и обычаемъ отъ грамматики представленныхъ...,1787
В 1899 г. американский социолог и экономист Т. Веблен в работе "Экономическая теория женской одежды" определил "моду" как женскую одежду с наибольшим индексом показного расточительства (демонстрация успеха, способности платить за бесполезные вещи).
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -мод-; окончание: -а. Значение: преобладание в определённый период времени тех или иных вкусов в одежде, искусстве, литературе и т. д.; образцы одежды, отвечающие вкусам определённого периода времени; привычка.
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от франц. mode "мода", далее из лат. modus "мера, умеренность, размер; (музыкальный) лад" (восходит к праиндоевр. *med-/*met- "мерить"). Русск. мода впервые - у Петра I; также у Фонвизина. Заимств. через нем. Моdе (с XVII в.) или непосредственно из франц. (???)
* "Нынешняя мода" 1640, от французского режима "манера, мода, стиль" (15 в.). От латинского "модус способом".
* Mode - режим, "манера"; конец 14 в., "мелодии, музыкальные мотивы" (теперь это значение устарело; см. музыкальные значения ниже), от старофранцузского modeи прямо с латыни modus "мера, степень, количество; правильная мера, ритм, песня; способ, манера, мода, стиль" (в поздней латыни также "настроение" в грамматике и логике), от праиндоевропейского корня *med-"принять соответствующие меры". Значение "манера действия или делания, в которой что-то делается" - к 1660-м годам. Значение "флективная категория в спряжении" - к середине 15 века. В музыке - 1670-е годы как "метод деления интервалов октавы для мелодических целей" по отношению к древнегреческой музыке; к 1721 году по отношению к современной музыке. Также с конца 14 в. (???)
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982, вып. 9; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
Мода. 1. Способ устройства, тип, модель. "А что стволы на колёсах, и то самая старая мода...". Петр I, 1699 г. 2. Определенный стиль в отношении одежды, убранства помещений: "...ему подавал одежду краснотемную, которая по тогдашней моде ометана была червленицей", 1710 г.
б) Национальный корпус русского языка
* Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе. 1697-1699 (1699): "И по улицам в Неаполе всегда множественное число ездят всяких людей в коретах и в калясках, а кореты и каляски - неаполитанская мода особая - без оселин и без пасов, на деревеных тонких брусьях, а к езде зело покойны. ... Платья гишпанскаго мода особая: все черное, зело короткое, штаны зело уские, рукава вдоль распороты, и сверху епанчи носят черные ж".
* С. С. Волчков. Грацiанъ. Придворной человѣкъ [перевод] (1742): "Мода немедлѣнно проходитъ, и во вѣки не возвращается". "Сiя мудрость зѣло рѣдка въ свѣтѣ: понеже все что примѣръ и мода вводитъ, то великую силу имѣетъ".
* А. П. Сумароков. Опекун (1765): "На Руси такая мода, что те около этой науки и трутся, которые мало грамоте знают".
* Д. И. Фонвизин. Торгующее дворянство (1766): "Что же до меня надлежит, то почитаю я добрым знаком в правлении то, когда мода нами владеет".
* Н. И. Новиков. О торговле вообще (1783): "Не вредно для государства то, что в нем всегда попеременно владычествует некоторый вкус или мода в уборах, платье, строениях и прочих до пышности касающихся вещах: все сие дает действенность прилежанию и приводит в обращение денежные суммы".
3) Одежда в еврейской истории
а) Библейский период
Библия фиксирует запасы одеяний и богатую (модную) одежду в домах знатных евреев, у царей за гардеробом следили специальные служащие, ценились подарки в виде праздничного платья, одеяния священников отличались особой пышностью.
* Иов 27:16, 17: "Если он наберет кучи серебра, как праха, и наготовит одежд, как брение (грязь), то он наготовит, а одеваться будет праведник, и серебро получит себе на долю беспорочный".
* Захария 3:3,4: "Иисус (первосвященник) же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные".
* Исаиа 61:10: "Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством.
Пророки жалуются на роскошь женских нарядов, на платья багряного цвета, пурпура и на ткани с золотыми нитями (Иер. 4:30; Пс. 45:14). Дорогие ткани тянутся по полу (Иер. 13:22 и т. д.), женщины опоясаны дорогими поясами и шарфами и носят длинные покрывала.
В библейскую эпоху одежду связывали с достоинством человека, приличная одежда производила положительное впечатление на других людей. В более поздний талмудический период (II д.н.э.-VI вв.) сформировалась поговорка: "В своём городе имя, в чужом - одежда".
б) Средневековье, по материалам ЕЭБЕ
В средневековый период евреи в европейских странах были лишены прав на владение землёй, общины выживали за счет финансовой, торговой и ремесленной деятельности. Есть сведения о существовании цехов евреев-портных, сапожников, шапочников и меховщиков в Польше и Литве. Евреи-ремесленники также занимались вышивкой и производили различные элементы костюма: пуговицы, ленты, позументы, галуны, перевязи и другую фурнитуру. В Риме большинство евреев около 1620 г. шили одежду.
в) Новое время, по материалам ЕЭБЕ
В западных странах в XIX веке большинство еврейских ремесленников занимались изготовлением одежды. В России в 1855 г. приняли постановление, которым разрешалось нанимать каждому полку и военно-учебному заведению портного-еврея.
В 1900 г. в Румынии проживало 97 757 евреев-ремесленников, 61% из них занимались пошивкой одежды. Активное участие еврейского населения в производстве одежды (её элементов), обуви, шапочном и меховом ремесле фиксируется во многих странах. Во Франции в 1820 г. появились первые ателье (А+ТЕЛЬЕ = ивр. ТИЛЕ заплатка, латка, латать).
В середине XIX века от ручного изготовления одежды перешли к промышленному производству швейных изделий. Создание первых швейных машинок относят ко 2-й пол. XVIII в., однако массового применения они не нашли и встретили сопротивления портных привыкших шить руками. В 1850 г. в Америке Исаак Зингер из нескольких образцов малопроизводительных машинок создал швейную машинку "Зингер", которая произвела переворот в швейном деле. В 1853 году Леви Страус начал производство джинсов.
Вывод
На протяжении веков мы отмечаем значительное участие еврейского населения в производстве швейных изделий и торговле ими во многих странах. Необходимо должна была появиться и соответствующая специальная терминология в сфере производства и торговли швейными предметами - производство предметов и торговля ими устанавливает и распространяет МОДУ. Целесообразно рассмотреть термин в связи с лексикой иврита и библейскими образами, т.к. в швейном ремесле и торговле швейными изделиями принимало участие значительная часть еврейского населения.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин "мода" в форму близкую к грамматике иврита, удалим гласные (иврит, язык согласных букв, письменная традиция) и выделим корень - МОДА = М.Д. У нас сразу же выявляется соответствующее "моде" понятие иврита - М.Д., МАД одежда, мера.
Общий вид
фран. MODE, русск. МОДА = М.Д. = иврит без огласовок М.Д., с огласовками МАД מַד одежда, одеяние, плащ, платье, мера (размер); а также частица, показывающая на измерение (мерить, измерять).
б) Источники
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь, 1878 г.; http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_241.htm
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H4055&k=Sd...
* Словарь Таргумим, Бабийского и Иерусалимского Талмуда и Мидрашской литературы (завершен в 1903 г.)
МИДА,מידה ф. (б. h.; пред.) 1) размерность, мера, пропорция. Сабб. 150a... мера длины плаща... его (Саула) одежда такая соответствующая его росту... предметы, которые продаются по меркам, по весу или поштучно ... 4) принцип, стандарт, последовательность...
* Словарь Кляйна, מַד ᴵᴵ. Торонто, Канада, ок. 1973 - ок. 1983 гг.; https://www.sefaria.org/Klein_Dictionary?tab=conte...
ᴵ МАД מַד мн (мн. מַדִּים, также מִדִּים) одежда. [Произошло от מדד (= измерять) и ориг. означает "что-то расширенное". ср. Арам. МАДА מַדָּא (= праздничная одежда). ср. מִדִּין и מַדְוֶה ᴵᴵ]. Производное: מַדִּים.
в) Библейский образ
* Левит 6:10: "и пусть священник оденется в льняную одежду (ивр. МАД) свою, и наденет на тело свое льняное нижнее платье, и снимет пепел от всесожжения, которое сжег огонь на жертвеннике, и положит его подле жертвенника".
* 2 Царств 20:8: "И когда они были близ большого камня, что у Гаваона, то встретился с ними Амессай. Иоав был одет в воинское одеяние (ивр. МАД) свое и препоясан мечом, который висел при бедре в ножнах и который легко выходил из них и входил".
* 1 Царств 4:12: "И побежал один Вениамитянин с места сражения и пришел в Силом в тот же день; одежда (ивр. МАД) на нем была разодрана и прах на голове его".
Таким образом, общеевропейский термин "мода" явно не связан с латинским философским понятием "modus" - мера, умеренность, размер; нет точек соприкосновения со средневековой действительностью в производстве одежды. Интерпретация слова посредством лексики иврита прямо указывает на предмет МОДЫ (М.Д., МАД) - одежду и её качество, меру. Термин образован методом транслитерации (по букве) слова с одного алфавита на другой и передаёт библейский образ, регулирующий поведение людей в обществе.